Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 07:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, что бы рассмотреть влияние организационной культуры на мотивацию персонала.
Задачи данной курсовой работы состоит в том, что бы рассмотреть и проанализировать следующие вопросы и понятия:
Особенности организационной культуры ООО «Радиоком» и ее влияние на мотивацию персонала
Особенности трудовой мотивации и организационной культуры
Понятие и значение организационной культуры
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МОТИВАЦИЮ……………………………5
1.1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.2. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 10
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «РАДИОКОМ» И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МОТИВАЦИЮ ПЕРОНАЛА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
невозможность получить удовлетворение от работы в силу ее малой привлекательности; ограничения, существующие в сфере карьерного роста сотрудников;
организационный кризис или смена
стратегии деятельности, обусловливающие
необходимость изменения
Являясь атрибутом организационной системы, организационная культура подвержена влиянию окружающей среды. Внешнюю среду организаций можно рассматривать и как источник угроз для нее, и как источник возможностей.
К отрицательным воздействиям внешней среды на организацию и ее культуру можно отнести:
отсутствие или слабое развитие основных институтов, обеспечивающих функционирование рыночной инфраструктуры экономики.
отсутствие правозаконности в силу несовершенства законодательной базы, а также низкой правовой культуры основных государственных и общественных институтов;
отсутствие стабильности в социально-экономической сфере;
отсутствие четкой геополитической доктрины у государства;
процесс криминализации экономической и других сфер общественной жизни;
К положительным воздействиям внешней среды можно отнести:
возможность начать бизнес в свободных
экономических зонах
возможность реализовать
наличие дешевого и достаточно качественного образования в вузах.
наличие достаточного количества высококвалифицированной сверх дешевой рабочей силы;
неразвитость всей инфраструктуры транзита и обеспечивающих его услуг;
неразработанность рынка интеллектуальных
услуг, индустрии туризма и
огромное количество интеллектуальных разработок, ждущих своего внедрения в научных и учебных центрах республики;
Поскольку организации в своем большинстве не могут изменить условия своего макроокружения, они вынуждены выживать и адаптироваться в нем.
Трудовая мотивация является многогранным и представляет собой некоторый теоретический конструкт, применяемый для описания поведения человека на рабочем месте во всех его проявлениях и объяснения причин (как внутренних, так и внешних) изменения этого поведения. По мнению Кохно П.А, правомочно использование понятия трудовой мотивации в двух значениях[18].
Во-первых, мотивация - это важнейшая характеристика психологического состояния человека, отражающая особенности его мотивационной структуры в конкретный момент времени и характеризующая степень его трудовой активности. Данное состояние является следствием действия внутренних факторов (мотивов, ожиданий, ценностных установок человека и т. д.) и внешних воздействий (стимулов). Такой подход к определению мотивации чаще используют в психологической науке, однако он имеет важное практическое значение в управлении, т. к. позволяет установить причины трудовой активности.
Во-вторых, правомочно рассматривать трудовую мотивацию как процесс, подразумевая под ним динамику (развертывание) мотивационных тенденций. Причем, в этом случае имеют в виду как внутренние процессы изменения мотивационной структуры человека, так и внешние (со стороны субъекта управления) процессы формирования мотивов трудового поведения работников. Данные процессы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, а изучение характера этой взаимосвязи является важнейшей практической задачей социального управления, Рассмотрение мотивации как основного управленческого процесса дает возможность ответить на вопрос о том, как, каким образом можно повлиять на поведение человека на рабочем месте для приведения его в соответствие с поставленной субъектом управления целью[18].
Рассмотрение трудовой мотивации с системных позиций предполагает необходимость уточнения понятия мотивационной структуры личности. Данному понятию в научной литературе не уделяется достаточного внимания, хотя оно имеет принципиальное значение для объяснения трудового поведения. По мнению автора, под мотивационной структурой личности следует понимать состав и соотношение различных мотивов, влияющих на поведение человека. Мотивационная структура личности имеет индивидуальный характер и может быть описана с использованием следующих характеристик: широта, иерархичность и гибкость.
Развитие содержательного
Принятие в качестве мотивов потребностей дает возможность получить ответ на вопрос о том, почему человек проявляет активность. Однако подход к рассмотрению мотивации через потребности не дает ответов на вопросы, чем определяется направленность этой активности, на основании чего человек выбирает тот или иной способ действий для удовлетворения потребности, как и благодаря чему эта активность поддерживается. Поэтому, несмотря на несомненную методологическую ценность, содержательный подход к исследованию трудовой мотивации является подходом однонаправленного характера и не позволяет создать целостную ее картину(Грейсон Ж.К)[9].
Развитие процессуального
Обосновывается необходимость дополнить этот перечень таким важным фактором как ценностные, ориентации, значение которых совершенно незаслуженно игнорируется в мотивационных теориях. Ни одна из известных сегодня теорий трудовой мотивации не принимает во внимание те ее аспекты, которые связаны с ценностно-нормативной составляющей трудового поведения, которая оказываете существенное влияние на желание (или нежелание) работника выполнять поручаемую работу. Это влияние, с развитием производства, общества и человека будет возрастать. Учет влияния на трудовую мотивацию человеческих ценностей предопределяет необходимость обращения к концепциям организационной культуры.
Все модели мотивации, предлагаемые в рамках содержательного и процессуального подходов, посвящены описанию факторов, обуславливающих формирование намерений к действию, и практически не затрагивают вопрос осуществления этих намерений, хотя с позиций социального управления этот аспект мотивации является решающим. В этом смысле, в работе обосновывается целесообразность выделения двух важнейших составляющих трудовой мотивации :
мотивация выбора характеризует те
мотивационные тенденции, которые
обусловлены
мотивация действия характеризует те мотивационные тенденции, которые направлены на реализацию намерений(Козлов В.В., Козлова А.А.)[14].
Если первый аспект трудовой мотивации является достаточно проработанным в научных теориях, то второй не испытал соответствующей разработки. Предлагаемые в научной литературе мотивационные теории являются, по преимуществу, теориями мотивации выбора, в то время как целостная картина мотивации не может ограничиваться объяснением того, как осуществляется выбор поведения, но и предполагает ответ на вопрос - как и за счет чего обеспечивается практическая реализация этого выбора.
Все существующие организации отличаются друг от друга, подобно снежинкам. Каждая имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, системы и процедуры постановки задач, внутриорганизационные ритуалы и мифы. Поэтому организационная культура каждой организации уникальна.
Для изучения организационной культуры ООО «Радиоком» и ее влияния на деятельность данного предприятия была выбрана группа сотрудников, состоящая из тринадцати мужчин и двенадцати женщин, для которой была разработана анкета. С помощью данной анкеты можно было узнать возраст, пол, должность, стаж работы в организации и общий стаж работы сотрудника.
Обобщенный портрет сотрудников
По полу
№ |
Пол |
к-во чел. |
% |
1 |
Мужчины |
13 |
52 |
2 |
Женщины |
12 |
48 |
Итого |
25 |
100 |
По возрасту
№ |
возраст |
к-во чел. |
% |
1 |
от 40 и выше |
15 |
60 |
2 |
от 30 до 40 |
6 |
24 |
3 |
от 20 до 30 |
4 |
16 |
Итого |
25 |
100 |
Стаж работы на предприятии
№ |
стаж работы |
количество человек |
% |
1 |
от 2 до 3,2 |
16 |
64 |
2 |
от 1 до 2 |
4 |
16 |
3 |
менее года |
5 |
20 |
Итого |
25 |
100 |
Согласно составленным таблицам видно, что на предприятии преобладающий состав коллектива в возрасте, что является показателем зрелости и опытности в данной отрасли работ, в то же время руководителю коллектива необходимо задуматься и об омоложении коллектива. Для того чтобы узнать общий уровень организационной культуры в ООО «Радиоком» и выявить ее узкие места, среди выбранных сотрудников предприятия был проведен тест «Уровень организационной культуры». Было предложено двадцать девять суждений, которые нужно было оценить сотрудникам по десятибалльной шкале.
С помощью данного теста удалось определить, что, по мнению большинства опрошенных, организационная культура в ООО «Радиоком» находится на среднем уровне. Для наглядности результаты тестирования представим с помощью диаграммы, которая изображена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Уровень организационной культуры
По данным диаграммы большинство сотрудников (60%) ООО «Радиоком» определяют уровень организационной культуры средним, 28% опрошенных – высоким, 8% определили уровень, имеющий тенденцию к деградации и лишь ответы 4% сотрудников показали, что организационная культура организации находится на очень высоком уровне.
Таким образом, по мнению большинства сотрудников, организационная культура ООО «РАДИОКОМ» не достаточно развита и находится на невысоком уровне. Чтобы в дальнейшем принять правильные меры по улучшению организационной культуры нужно более подробно проанализировать ответы работников предприятия, что позволит выявить узкие места и показатели, по которым сотрудники определили тот или иной уровень организационной культуры.
Вопросы данного теста можно разделить на четыре группы, т.е. проведем анализ и соответствующее реагирование на показатели четырех секций: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль. Показатели будут свидетельствовать о различном состоянии коллектива исследуемой организации: великолепном, мажорном, заметном уныние или упадочном.
Результаты распределения
Таблица 2: «Узкие места» организационной культуры.
Состояние в коллективе Секции |
Великолепное |
Мажорное |
Заметное уныние |
Упадочное |
Работа |
18 |
6 |
1 |
0 |
Коммуникации |
7 |
12 |
4 |
2 |
Управление |
6 |
13 |
3 |
3 |
Мотивация и мораль |
2 |
4 |
10 |
9 |
Секция работа: по данным таблицы 2. большинство сотрудников (18 человек – 72%) оценили состояние работы в коллективе как великолепное. Таким образом, работники считают, что организации дает возможность овладеть своей специальностью и приобрести новую, кроме того, свою работу они считают интересной.
Секция коммуникации: по мнению большинства сотрудников (12 человек – 48%), состояние коммуникаций – мажорное. 7 человек отметили, что состояние великолепное, а 4 и 2 – заметное уныние и упадочное соответственно. Т.е. система коммуникаций в ООО «РАДИОКОМ» достаточно развита: подчиненные могут непосредственно общаться со своим руководителем, получают информационные распечатки, в организации проводятся различные собрания, на которых сотрудники выясняют интересующие их вопросы.
Секция управление: по 3 человека считают, что данный показатель находится в заметном унынии и упадочном состоянии. Данные сотрудники не ощущают себя вовлеченными в принятии решений, считают деятельность организации плохо организованной. Большинство опрошенных (13 человек или 52%) имеют противоположное мнение.
Информация о работе Организациоонная культура и ее влияние на мотивацию