Организация и ее жизненный цикл. Внешняя и внутренняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Основой теории организации является теория систем. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

Содержание работы

Вопрос №1. Организация и ее жизненный цикл. Внешняя и внутренняя среда организации.

стр. 3
Вопрос №2. Современные теории мотивации и их практическое значение в управлении коллективом.

стр. 6
Вопрос №3. Опишите систему контроля в Вашем отряде, части ГПС МЧС России. Разработайте план контроля деятельности Вашего подразделения.…...........…………….

стр. 21
Список использованной литературы ……..............................
стр. 23

Файлы: 1 файл

Контрольная Менеджмент.docx

— 161.61 Кб (Скачать файл)

Большое внимание уделено  рассмотрению различных точек зрения и подходов к вышеперечисленным  явлениям, для чего использованы учебные  материалы и статьи по управлению персоналом. Надо отметить, что нехватка российского опыта в проблеме адаптации отражается и в недостаточности  материалов, авторы которых глубоко  изучают адаптационные процессы. В некоторых учебных пособиях они вообще не рассматриваются. По этой причине в подготовке работы автор  обращался к такому источнику, как  данные компьютерной сети Интернет.

Кроме того, данные из Интернет использованы при составлении практической части — анализа работы кадровых служб Санкт-Петербурга в области  профориентации и адаптации персонала.

 
2. Понятие  адаптации

Цели адаптации  и обоснование ее необходимости

Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс —  к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него  значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию — важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.

Зачастую "новичок" приходит на предприятие, а его рабочее  место не подготовлено, и никто  особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют  право выплывать самим. Но поскольку  первое впечатление обычно оставляет  глубокий след, такая процедура может  оказать длительное отрицательное  воздействие на мотивацию и отношение  сотрудника к работе.

"Опыт" такого рода  может зачастую объяснять высокую  текучесть кадров в первые  недели или месяцы работы и  причины, по которым новый сотрудник  может испытывать чувство отчуждения  и занять негативную позицию  по отношению к организации  прямо с первого дня работы. Если новые сотрудники предоставляются  самим себе, то организация не  может влиять на то, что они  случайно узнают, и потеряет возможность  сформировать у них положительное  отношение к работе и преданность  традициям фирмы [5].

Облегчить вхождение новых  сотрудников в организацию призваны процедуры адаптации.

В самом общем виде адаптация  — «процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды» [3]. Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная — включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как  формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.

Можно привести определение  адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях» [8]

Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанову, являются:    

 уменьшение стартовых  издержек, так как пока новый  работник плохо знает свое  рабочее место, он работает  менее эффективно и требует дополнительных затрат;    

 снижение озабоченности  и неопределенности у новых  работников;    

 сокращение текучести  рабочей силы, так как если  новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;    

 экономия времени руководителя  и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;    

 развитие позитивного  отношения к работе, удовлетворенности  работой [1].

Кроме того, способы включения  новых сотрудников в жизнь  организации могут существенно  активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о том, как организован в его  подразделении процесс адаптации  новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции [2].

Виды адаптации

Суммировав высказывания различных авторов и вычленив главное, можно осуществить классификацию  адаптации по следующим критериям:

1.    По отношениям субъект-объект:      

активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);     

пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

2.    По воздействию на работника:     

прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника;     

регрессивная — пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

3.    По уровню:     

первичная — когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии;             

вторичная — при последующей смене работы.

Автор статьи «Методы адаптации  персонала» В.Волина выделяет также  еще два вида адаптации:     

адаптация работника в новой должности;     

адаптация работника к понижению в должности;

В этой же статье есть упоминание о т.н. адаптации после увольнения. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний — около 60% — не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации.

4.    По направлениям:             

производственная;             

непроизводственная.

Последний критерий классификации  является определяющим для более  широкой подклассификации. Наиболее наглядно ее можно представить в  виде схемы, приведенной у Кибанова.

Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенных типов  адаптации:

Профессиональная  адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и  разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности [4].

[1]

Психофизиологическая  адаптация — адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п ).

Психофизиологическая адаптация  особых сложностей не представляет, протекает  достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия [3, 4].

Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном  пособии Веснина.

Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности — адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.

Она может быть связана  с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций [3, 4].

Сущность остальных форм адаптации понятна из названий.

Связь понятий  «адаптация» и «профориентация»

Имеется множество определений  понятия «адаптация», равно как  и понятий «профориентация» и  «введение в должность». Зачастую эти определения пересекаются и  разные авторы называют различными терминами  схожие процессы.

Например, автор учебного пособия «Практический менеджмент персонала» В.Р. Веснин главу об адаптации  персонала начинает с определения  понятия «введение в должность», полагая, что именно с этого процесса начинается деятельность нового сотрудника в организации. Веснин рассматривает введение в должность в качестве первой ступенизадействования, которое, в свою очередь, является элементом процесса расстановки кадров — «обоснованного и экономически целесообразного распределения персонала по структурным подразделениям и должностям в соответствии с потребностями организации, интересами, опытом и деловыми качествами самих людей» [4]. Само же введение в должность Веснин определяет как «совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими» [4].

Введение в должность  Веснин разделяет на индивидуальное (когда непосредственный руководитель персонально знакомит работника  с коллективом и его будущей  должностью) и групповое, причем последнее  называет «профессиональной ориентацией». Профориентацию он рассматривает как вынужденную меру, которая необходима в случае одновременного прихода в организацию большого числа новых сотрудников, и ответственность за которую лежит на кадровом отделе. Ориентация, по Веснину, бывает общей (информирование об организации в целом) или специальной (об отдельном подразделении).

Наконец, собственно адаптацию  Веснин рассматривает как следующую  за введением в должность ступень  задействования новых кадров, определяя  этот процесс как«приспособление к содержанию и условиям труда, социальной среде» [4]. В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями; усвоение стереотипов поведения; ассимиляция — полное приспособление к среде и, наконец, идентификация — отожествление личных интересов и целей с общими.

Другой автор, Кибанов, также  разделяет профориентацию и адаптацию. При этом адаптацию он считает  элементом профориентации, определяя  последнюю как «систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям» [1]. То есть, согласно Кибанову, профориентация — процесс, предшествующий непосредственному вступлению сотрудника в организацию и обретению им новой должности. Обучение, воспитание, подготовку персонала он также относит к этому процессу.

Адаптация же, как взаимное приспособление работника и организации, основу которого составляет постепенное  вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда, рассматривается Кибановым в качестве процесса уже непосредственно внутри организации.

В то же самое время многие другие авторы, и с их мнением, по-видимому, стоит согласиться, считают профориентацию одним из этапов адаптации. Рассматривая адаптацию как процесс знакомства сотрудника с деятельностью и  организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды, эти авторы включают понятия  «введение в должность» и «профориентация» во всеобъемлющий процесс «первого уровня» — адаптацию.

Но прежде чем перейти  к более детальному рассмотрению адаптации, попытаемся отыскать причины  различного толкования близких понятий. Нельзя утверждать, что такой «классический» автор учебников по кадровому  менеджменту, как А.Я. Кибанов, ошибается  относительно базовых понятий. Скорее всего, он просто истолковывает другие значения слов. Например, его «профориентация» — это то, что предоставлено  будущему работнику (или абитуриенту) в виде многочисленных профориентационных тестов и программ по подготовке персонала  к выбранной сфере деятельности, но не то, что является«практическим знакомством нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации» [2], как это истолковывается в одном из учебников по управлению персоналом.

Таким образом, оба определения  отражают сущность профориентации, но в разных значениях этого слова. В ходе же рассмотрения адаптации  будем руководствоваться вторым определением — определением ориентации как этапа адаптации.

Этапы адаптации

Согласно учебному пособию  «Управление персоналом» под  редакцией Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина, процесс адаптации можно разделить  на четыре этапа.

Информация о работе Организация и ее жизненный цикл. Внешняя и внутренняя среда организации