Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 18:50, курсовая работа
Основная цель работы - исследование и анализ организации устройства, планирования и оборудования торгового предприятия, а так же разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в целях оптимизации прибыли, преодоления конкуренции и др.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УСТРОЙСТВУ ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ТОРГОВЫХ ЗАЛОВ
1.1 Планировка торгового зала
1.2 Классификация и виды зданий магазинов, требования, предъявляемые к их устройству
1.3 Состав основных помещений магазина и принципы их размещения
1.4 Устройство и планировка торгового зала магазина
1.5 Торговое оборудование магазина и его характеристика
1.6 Технологические планировки помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
1.7 Показатели эффективности использования площадей магазина
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ТЦ «ОЛИМП» ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА С УЧЕТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
2.1 Характеристика ООО ТЦ «Олимп»
Глава 3. ПЛАНИРОВКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО МАГАЗИНА: что хорошо и для продавца, и для покупателя?
3.1 Общие правила планировки торгового зала и пути совершенствования
3. 2 Распределение торговой площади по качеству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра менеджмента и мировой экономики
Утверждаю
зав. кафедрой
д.э.н., проф. Толстых Т. О.
________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по менеджменту торговой организации
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВКА ТОРГОВЫХ ЗАЛОВ
Выполнил: студент группы Мд – 108 Цицилина Анастасия Алексеевна____
специальность 080507 «Менеджмент организации»
Проверил: _______ Саликова Екатерина Юрьевна_____________________
ВОРОНЕЖ 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УСТРОЙСТВУ ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ТОРГОВЫХ ЗАЛОВ
1.1 Планировка торгового зала
1.2 Классификация и виды зданий магазинов, требования, предъявляемые к их устройству
1.3 Состав основных помещений
магазина и принципы их
1.4 Устройство и планировка торгового зала магазина
1.5 Торговое оборудование магазина и его характеристика
1.6 Технологические планировки
помещений для приемки,
1.7 Показатели эффективности
использования площадей
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ТЦ «ОЛИМП» ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА С УЧЕТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
2.1 Характеристика ООО ТЦ «Олимп»
Глава 3. ПЛАНИРОВКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО МАГАЗИНА: что хорошо и для продавца, и для покупателя?
3.1 Общие правила планировки
торгового зала и пути
3. 2 Распределение торговой площади по качеству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Вне зависимости от того, чем мы занимаемся в жизни, нас объединяет общее желание приобретать. А конкретнее, мы все покупатели. Каждый из нас является покупателем с большим стажем, и мы можем взглянуть на любой магазин с точки зрения эксперта – удобно или неудобно нам делать покупки в том или ином магазине. Мы можем оценить множество различных вещей, заходя в магазин и дать свою покупательскую оценку: приду я сюда еще раз? Оставлю ли я здесь свои деньги?
Магазин основывается на трех положениях: а) он должен «выглядеть», то есть производить некое внешнее запланированное впечатление; б) у него должно быть грамотно организовано внутренне пространство, то есть планировка торгового зала; в) товар на полках должен быть выложен соответствующим образом, то есть так, что бы покупатель без труда находил любимые баночки и коробочки.
Как же правильно распределить товары внутри магазина, что бы, с одной стороны, показать весь товар лицом, с другой, направить покупателя в нужные нам зоны и сделать так, что бы он прошел по всему периметру торгового зала. При этом необходимо помнить, что покупателю должно быть не просто приятно делать покупки, но и удобно передвигаться по залу, держа в одной руке сумку, шалуна-ребенка, мобильный телефон, спутника или спутницу, а другой рукой толкая впереди себя тележку с продуктами.
При планировке магазина учитываются требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям.
Магазин должен располагать
комплексом помещений, состав
и размеры которых зависят
от типа и его общей площади.
Все помещения магазина должны
быть расположены с учетом
обеспечения рациональной
Показателями эффективности
использования площадей
Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы. В связи с этим основная цель работы - исследование и анализ организации устройства, планирования и оборудования торгового предприятия, а так же разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в целях оптимизации прибыли, преодоления конкуренции и др.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решение ряда задач:
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УСТРОЙСТВУ ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ТОРГОВЫХ ЗАЛОВ
Рациональная технологическая
планировка торгового зала предполагает
такое его зонирование и
Правильная планировка и оформление торгового пространства. Только создав максимально благоприятную и понятную для покупателей обстановку, магазин может обеспечить себе постоянных покупателей и завоевать новых.
«Правильная» планировка торгового зала магазина предполагает решение следующих важных задач:
• обеспечение прохождения покупателей по всей площади торгового зала;
• обеспечение удобства ориентации и передвижения покупателей в торговом зале;
• обеспечение эффективного зонирования - распределения мест для различных товарных категорий, с тем чтобы обеспечить их максимальную экономическую эффективность;
• обеспечить эффективное расположение торгового оборудования;
• создание эмоционально комфортной для покупателей обстановки, способствующей повышению числа покупок.
Вопрос с планировкой торгового зала возникает в первую очередь при открытии магазина, однако и для многих уже работающих магазинов эта проблема крайне актуальна.
Часто магазин испытывает трудности, связанные с недостаточными объемами продаж некоторых видов изделий. Розничные торговцы иногда и не подозревают, что одной из причин являются ошибки планировки торгового зала, в результате которых часть торговых площадей не работают с должной эффективностью.
К сожалению, ни прекрасно
подобранный ассортимент, ни привлекательный
дизайн интерьера не смогут в этом
случае изменить ситуацию и повысить
продажи. Частично компенсировать недостатки
планировки в состоянии только продавцы-консультанты,
которые могут «за руку»
Для полного решения проблемы, как правило, необходима реорганизация торгового зала (ремонт и закупка нового торгового оборудования), а это требует значительных затрат.
Проектирование торгового зала начинается с определения, какие площади будут выделены и какой будет форма торгового зала. Наиболее распространенной и удобной является форма прямоугольника (или квадрата) - как для всего торгового зала целиком, так и для конкретных отделов и секций.
В торговом зале прямоугольной
формы легко располагать
Не отвлекать внимание покупателя от товара - это важный принцип организации торгового пространства магазина.
В большинстве магазинов ни дизайн, ни планировка, ни торговое оборудование не должны становиться объектом пристального внимания покупателя (исключение - дорогие бутики).
Конечно, удобнее, если магазин строится с «нуля» - компания проектирует желаемую форму торгового зала. Если же форма торгового зала уже задана и она не является простой прямоугольной формой, требуется приложить определенные усилия, чтобы, с одной стороны, сделать форму зала понятной и удобной для покупателей, с другой - максимально эффективно использовать торговые площади.
Следующий шаг - определить, где будет располагаться вход в магазин. Поскольку спонтанное движение покупателей - это движение против часовой стрелки, то вход правильнее организовать с правой стороны.
В магазине небольшой площади вход может быть и посередине, в этом случае движение против часовой стрелки внутри торгового зала организуется за счет специального размещения торгового оборудования.
Этот подход основывается
на том, что организация
Если магазин расположен в здании на пересечении улиц, вход следует располагать со стороны улицы с большим потоком людей и машин.
Третий шаг планировки магазина - определить на плане магазина три основных зоны:
• входная зона,
• кассовая зона,
• зона основного потока покупателей.
Все эти три зоны должны быть выделены и оформлены соответствующим образом, чтобы покупатель мог четко их идентифицировать.
Входная зона - располагается в самом начале торгового зала, в зависимости от размеров торгового зала может быть от одного до нескольких метров. Задача входной зоны - создать позитивный настрой у покупателя на пребывание его в магазине и привлечь внимание к определенным изделиям импульсного спроса, новинкам и т.д. Войдя в торговый зал, покупатель должен увидеть то, что ему обязательно понравится, вызовет радость, восторг. Однако самое начало входной зоны не следует занимать торговым оборудованием, т.к. покупатель просто «проскочит» и не заметит его.
Кассовая зона - особая зона торгового зала, т.к. все покупатели, совершившие покупки, обязательно бывают возле кассы.
В магазине кассу рекомендуется размещать дальше от входа и от основной товарной группы, которая привлекательна для большинства покупателей. Это правило называется «Правило золотого треугольника».
Расположение является тем удачнее, чем больше площадь «Золотого треугольника», так как это обеспечивает максимальную проходимость покупателей по всей площади торгового зала.
Важный шаг внутренней планировки торгового зала - организация покупательских потоков. Эта задача является одной из самых главных, особенно при большой площади магазина. Покупательские потоки необходимо организовать таким образом, чтобы максимальное число покупателей проходило по всей площади торгового зала.
Важное требование: покупательский поток должен быть замкнутым, в форме «петли», т.е. он должен начинаться и заканчиваться в одной точке и не должен прерываться.
При проектировании торгового зала и организации покупательского потока необходимо учитывать так называемые «холодные» и «горячие» зоны.
«Холодные» - это те, в которых наблюдается наименьшее количество посетителей, низкая проходимость и, как следствие, низкие продажи. «Горячие» зоны - это те, в которых скопление посетителей и проходимость максимальные и, соответственно, высокие продажи товаров, размещенных в этих местах.
Задача - не допустить появления
в магазине «холодных» зон. Очень
часто «холодные» зоны появляются из-за
попытки сделать торговый зал
произведением дизайнерского
Для эффективной работы магазина важно привлекать дизайнеров, имеющих подтвержденный успешный опыт планировки торговых залов, либо дополнительно привлекать специалиста по планировкам - это все равно обойдется дешевле, чем потом заниматься перепланировкой всего магазина.