Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 18:50, курсовая работа
Основная цель работы - исследование и анализ организации устройства, планирования и оборудования торгового предприятия, а так же разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в целях оптимизации прибыли, преодоления конкуренции и др.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УСТРОЙСТВУ ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ТОРГОВЫХ ЗАЛОВ
1.1 Планировка торгового зала
1.2 Классификация и виды зданий магазинов, требования, предъявляемые к их устройству
1.3 Состав основных помещений магазина и принципы их размещения
1.4 Устройство и планировка торгового зала магазина
1.5 Торговое оборудование магазина и его характеристика
1.6 Технологические планировки помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
1.7 Показатели эффективности использования площадей магазина
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ТЦ «ОЛИМП» ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА С УЧЕТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
2.1 Характеристика ООО ТЦ «Олимп»
Глава 3. ПЛАНИРОВКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО МАГАЗИНА: что хорошо и для продавца, и для покупателя?
3.1 Общие правила планировки торгового зала и пути совершенствования
3. 2 Распределение торговой площади по качеству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Покупательский поток организуется с помощью размещения категорий товаров, играющих разные роли в ассортименте, в определенных местах торгового зала, а также с помощью визуального выделения основного покупательского потока: он должен быть достаточно широким. В ювелирных магазинах небольшой площади основное торговое оборудование - прилавки - располагаются вдоль стен, а центр торгового зала остается свободным. В этом случае покупатели просто движутся вдоль прилавков, этот путь и есть основной покупательский поток. В случае если площадь позволяет разместить в центральной части зала дополнительное торговое оборудование, имеет смысл размещать либо невысокие стеллажи (чтобы обеспечить просматриваемость зала), либо прилавки в форме круга или полукруга.
Категории товаров базовой
роли располагают в глубине
Изделия уникальной и приоритетной роли должны располагаться в самых лучших местах торгового зала по ходу основного покупательского потока.
Категории периодической роли - в средней части торгового зала между или рядом с изделиями базовой роли категории.
Удобные категории - в кассовой зоне, ближе ко входу или выходу из магазина.
Таким образом, само расположение товарных категорий будет определять траекторию движения покупателей в торговом зале. Товары, нужные почти каждому, расположенные в самой глубине торгового зала, создадут поток покупателей, которые увидят и другие товары, попавшиеся им на пути.
Здания, которые используют для размещения магазинов классифицируют по следующим основным признакам:
По капитальности торговое здание и сооружение подразделяют на два вида - капитальные и облегченные. Капитальные здания и сооружения служат для размещения магазинов, облегченные - для устройства мелкорозничных торговых предприятий.
В зависимости от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы. Отдельно стоящие здания специально предназначены для магазинов. Встроенно–пристроенные помещения находятся на первых этажах жилых домов или в пристроенных к ним специальных блоках. Торговые комплексы - совмещенные торговые здания, в которых наряду с магазинами размещаются предприятия общественного питания и т.д.
В зависимости от особенностей
объемно-планировочного решения различают
одноэтажные, многоэтажные с подвальными
помещениями или без них
По материалу стен и конструктивных элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и т.д. В современных условиях широкое внедрение получило строительство торговых зданий из сборных железобетонных конструкций индустриальным методом.
Здания и сооружения,
в которых размещают магазины,
должны отвечать ряду
Технологические требования
предполагают такое устройство
здания, которое создает возможность
рациональной организации
Архитектурно-строительные
требования предполагают
Экономические требования
предусматривают оптимизацию
Санитарно–гигиенические
требования определяют
1.3 Состав основных помещений магазина и принципы их размещения
В соответствии с технологической схемой магазин включает несколько групп помещений (зон), обеспечивающих его функционирование. Практически все здание магазина можно разделить на две основные части: торговые и неторговые помещения.
К торговым помещениям относятся:
Все эти помещения несут функциональную основную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорций торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывает влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
Неторговые помещения включают:
Указанные помещения, в свою
очередь, состоят из помещений и
зон для выполнения конкретных операций
(приемочные, разгрузочные, кладовые, фасовочные,
комплектовочные и др.) и размещения
рабочих мест конторских работников,
общетехнических устройств
Все помещения магазина
должны быть расположены с
учетом обеспечения
- обеспечение непосредственной
взаимосвязи торговых
- расположение торгового зала и кладовых на одном уровне;
- максимальное приближение
помещений для хранения
- расположение помещений
для хранения тары, упаковочных
материалов и инвентаря
- служебно-бытовые помещения
должны быть связаны с
- гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений.
Размещение помещений
и их планировка должны быть
направлены на обеспечение
1.4 Устройство и планировка торгового зала магазина
Основным торговым помещением
является торговый зал, который, как
правило, занимает большую долю в
общей площади магазина. В торговом
зале размещается рабочий и
Важнейшими требованиями
к устройству и планировке
торгового зала магазина
- свободное движение покупательского потока, что обеспечивается его рациональной организацией, направленностью и достаточной шириной проходов;
- обеспечение кратчайших путей движения товаров из помещений хранения и подготовки товаров к продаже, к местам выкладки и размещения;
- создание хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.
Выполнение перечисленных требований достигается рациональной планировкой функциональных основных зон торгового зала .Различают следующие основные зоны торгового зала магазина : входа и выхода, расчетного узла, размещения покупательских потоков, выполнения дополнительных услуг.
В зависимости от
размеров и конфигураций
При линейной планировке
вся зона размещения товаров
и проходов для покупателей
представляет собой прямые
1 – продольная; 2 – поперечная; 3 – смешанная.
Для лучшего использования
торговой площади магазина
Островная планировка применяется, как правило, при обслуживании через прилавок, представляет собой размещение товаров и оборудования вокруг рабочих мест продавцов.
При боксовой планировке
всю площадь торгового зала
разбивают на изолированные
Комбинированная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.
В практике отечественной
и зарубежной торговли
Планировка рабочих
мест продавцов в магазинах,
применяющих традиционные
Организация рабочего места кассира-контролера должна обеспечивать наиболее полное использование площади узла расчета, правильный выбор типа оборудования и возможность его рациональной установки.
Уровень организации рабочих мест определяется их технической оснащенностью, эффективностью использования оборудования и средств механизации, планировкой. Планировка рабочих мест должна отвечать требованиям эргономики, максимально облегчать труд (снижать физическую нагрузку, сокращать излишние переходы, наклоны, повороты). При этом должна быть обеспечена высокая эффективность труда.
Строгий учет и контроль
наличных денег, полученных от покупателей
за проданные товары, является важным
условием сохранности товарно-
В настоящее время во всех торговых организациях применяется только машинный способ расчетов, который бывает предварительным, одновременным и последующим. При предварительном расчете покупки выдают в столе выдачи (на контроле) на основании кассового чека, полученного покупателем в подтверждение уплаты денег за приобретаемый товар. При одновременном расчете покупатель оплачивает стоимость купленных товаров непосредственно на рабочем месте продавца и получает вместе с товаром погашенный чек, который сохраняет в качестве документа, необходимого при обмене товара. Этот способ применяется при продаже товаров с открытой выкладкой и в магазинах самообслуживания с децентрализованной формой расчетов.