Организация и планировка торгового зала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы - исследование и анализ организации устройства, планирования и оборудования торгового предприятия, а так же разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в целях оптимизации прибыли, преодоления конкуренции и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УСТРОЙСТВУ ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ТОРГОВЫХ ЗАЛОВ
1.1 Планировка торгового зала
1.2 Классификация и виды зданий магазинов, требования, предъявляемые к их устройству
1.3 Состав основных помещений магазина и принципы их размещения
1.4 Устройство и планировка торгового зала магазина
1.5 Торговое оборудование магазина и его характеристика
1.6 Технологические планировки помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
1.7 Показатели эффективности использования площадей магазина
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ТЦ «ОЛИМП» ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА С УЧЕТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
2.1 Характеристика ООО ТЦ «Олимп»
Глава 3. ПЛАНИРОВКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО МАГАЗИНА: что хорошо и для продавца, и для покупателя?
3.1 Общие правила планировки торгового зала и пути совершенствования
3. 2 Распределение торговой площади по качеству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 109.88 Кб (Скачать файл)

Покупательский поток  организуется с помощью размещения категорий товаров, играющих разные роли в ассортименте, в определенных местах торгового зала, а также с помощью визуального выделения основного покупательского потока: он должен быть достаточно широким. В ювелирных магазинах небольшой площади основное торговое оборудование - прилавки - располагаются вдоль стен, а центр торгового зала остается свободным. В этом случае покупатели просто движутся вдоль прилавков, этот путь и есть основной покупательский поток. В случае если площадь позволяет разместить в центральной части зала дополнительное торговое оборудование, имеет смысл размещать либо невысокие стеллажи (чтобы обеспечить просматриваемость зала), либо прилавки в форме круга или полукруга.

Категории товаров базовой  роли располагают в глубине торгового  зала, т.к. покупатели заинтересованы в  этих товарах и дойдут до них в любом случае.

Изделия уникальной и приоритетной роли должны располагаться в самых  лучших местах торгового зала по ходу основного покупательского потока.

Категории периодической  роли - в средней части торгового  зала между или рядом с изделиями базовой роли категории.

Удобные категории - в кассовой зоне, ближе ко входу или выходу из магазина.

Таким образом, само расположение товарных категорий будет определять траекторию движения покупателей в  торговом зале. Товары, нужные почти  каждому, расположенные в самой  глубине торгового зала, создадут поток покупателей, которые увидят и другие товары, попавшиеся им на пути.

 

    1. Классификация и виды зданий магазинов, требования, предъявляемые к их устройству

 

Здания, которые используют для размещения магазинов классифицируют по следующим основным признакам:

  • капитальности сооружения;
  • размещения;
  • особенностям объемно-планировочного решения;
  • материалу стен и конструктивных элементов.

По капитальности торговое здание и сооружение подразделяют на два вида - капитальные и облегченные. Капитальные здания и сооружения служат для размещения магазинов, облегченные - для устройства мелкорозничных торговых предприятий.

В зависимости от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы. Отдельно стоящие здания специально предназначены для магазинов. Встроенно–пристроенные помещения находятся на первых этажах жилых домов или в пристроенных к ним специальных блоках. Торговые комплексы - совмещенные торговые здания, в которых наряду с магазинами размещаются предприятия общественного питания и т.д.

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения различают  одноэтажные, многоэтажные с подвальными  помещениями или без них торговые здания. Магазины, расположенные в  одноэтажных зданиях без подвала, с точки зрения функционально-технологических  решений наиболее просты и удобны в эксплуатации, так как в них упрощается пути движения товаров, нет необходимости в устройстве лестниц и применения средств междуэтажного перемещения товаров. Они наиболее удобны для покупателей.

По материалу стен и  конструктивных элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и т.д. В современных условиях широкое внедрение получило строительство торговых зданий из сборных железобетонных конструкций индустриальным методом.

 Здания и сооружения, в которых размещают магазины, должны отвечать ряду технологических,  архитектурно-строительных, экономических  и санитарно-гигиенических требований.

 Технологические требования  предполагают такое устройство  здания, которое создает возможность  рациональной организации торгово-технологического  процесса в магазине с применением  современной техники и внедрением  прогрессивных форм продажи товаров.  С учетом технологических требований  определяются состав помещений  магазина, их размещение и взаимосвязь,  схема движения товарных и  покупательских потоков.

 Архитектурно-строительные  требования предполагают прочность  здания, строительство индустриальными  методами с использованием готовых  элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада  и интерьера магазина. Архитектура  здания должна гармонично сочетаться  с окружающей застройкой.

 Экономические требования  предусматривают оптимизацию материальных  и трудовых затрат не только  в процессе строительства, но  и эксплуатации магазина.

 Санитарно–гигиенические  требования определяют устройство  систем вентиляции, отопления, освещения,  водоснабжения и канализации.  Они необходимы не только для  создания надлежащих условий  работы торгового персонала, но  и для нормального осуществления  торгово-технологического процесса  магазина.

 

1.3 Состав основных помещений магазина и принципы их размещения

 

В соответствии с технологической  схемой магазин включает несколько  групп помещений (зон), обеспечивающих его функционирование. Практически  все здание магазина можно разделить  на две основные части: торговые и  неторговые помещения.

 К торговым помещениям  относятся: 

  • торговые залы;
  • помещения для приема и выдачи заказов покупателей;
  • помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям;
  • зал кафетерия.

Все эти помещения несут  функциональную основную нагрузку в  магазине. Площади, формы и пропорций  торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень  обслуживания покупателей, оказывает  влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические  показатели его работы.

 Неторговые помещения  включают:

  • помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продажи;
  • подсобные помещения;
  • служебно-бытовые помещения;
  • технические помещения.

Указанные помещения, в свою очередь, состоят из помещений и  зон для выполнения конкретных операций (приемочные, разгрузочные, кладовые, фасовочные, комплектовочные и др.) и размещения рабочих мест конторских работников, общетехнических устройств магазина и т.д.

 Все помещения магазина  должны быть расположены с  учетом обеспечения рациональной  взаимосвязи между ними. Принципами  размещения помещений магазина  являются:

- обеспечение непосредственной  взаимосвязи торговых помещений  с помещениями для хранения  и подготовки товаров к продаже.  Соблюдение данного принципа  способствует оперативному пополнению  товарных запасов в торговом  зале, используя кратчайшие пути  движения товаров;

- расположение торгового  зала и кладовых на одном  уровне;

- максимальное приближение  помещений для хранения товаров  к помещениям для приемки и  подготовки товаров к продажи;

- расположение помещений  для хранения тары, упаковочных  материалов и инвентаря непосредственно  у приемочной или разгрузочной  рампы;

- служебно-бытовые помещения  должны быть связаны с торговыми  помещениями, а также с помещениями  для хранения и подготовки  к продаже.

- гардеробные помещения,  санузлы, моечные должны быть  связаны со всеми группами  помещений.

 Размещение помещений  и их планировка должны быть  направлены на обеспечение максимальных  удобств для покупателей при  отборе и покупке ими товаров ,рациональное осуществление всех торгово–технологических операций на основе широкого внедрение современного торгово –технологического оборудования .

 

1.4 Устройство и планировка торгового зала магазина

 

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как  правило, занимает большую долю в  общей площади магазина. В торговом зале размещается рабочий и выставочный  запас товаров, производится отбор  товаров покупателями, продажа товаров.

 Важнейшими требованиями  к устройству и планировке  торгового зала магазина являются:

- свободное движение покупательского потока, что обеспечивается его рациональной организацией, направленностью и достаточной шириной проходов;

-  обеспечение кратчайших путей движения товаров из помещений хранения и подготовки товаров к продаже, к местам выкладки и размещения;

 - создание хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.

Выполнение перечисленных  требований достигается рациональной планировкой функциональных основных зон торгового зала .Различают следующие основные зоны торгового зала магазина : входа и выхода, расчетного узла, размещения покупательских потоков, выполнения дополнительных услуг.

 В зависимости от  размеров и конфигураций торгового  зала, ассортимента реализуемых  товаров и методов их продажи  различают линейную, островную, боксовую  и комбинированные планировки  зон размещение товаров .

 При линейной планировке  вся зона размещения товаров  и проходов для покупателей  представляет собой прямые линий  в продольном, поперечном и смешанном  направлениях по отношению к  продольной оси торгового зала.

1 – продольная; 2 – поперечная; 3 – смешанная.

 Для лучшего использования  торговой площади магазина линии  с товарами размещают и вдоль  стен и даже в оконные проемы. Линейная планировка создает  благоприятные условия для рациональной  технологии работы магазина: дает  возможность организовать централизованные  кассовые операции в едином  узле расчета, позволяет покупателям  свободно передвигаться по всему  торговому залу. При этой планировке  наиболее оптимально используется  площадь торгового зала.

 Островная планировка  применяется, как правило, при  обслуживании через прилавок, представляет  собой размещение товаров и  оборудования вокруг рабочих  мест продавцов. 

 При боксовой планировке  всю площадь торгового зала  разбивают на изолированные друг  от друга боксы (отделы). Каждый  бокс имеет самостоятельный узел  расчета. Обычно боксовая планировка  применяется в крупных магазинах  с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета. Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора, например, пластинок, драгоценностей, меховых изделий.

 Комбинированная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

 В практике отечественной  и зарубежной торговли известны  особые разновидности комбинированных  планировок. Так, для продажи отдельных  товаров в магазинах стандартного  обслуживания могут выделяться  специальные зоны по принципу  «Магазин в магазине», например  в крупных магазинах со сложной  конфигурацией торговых помещений  оборудуются микро магазины для  продажи фирменных товаров: одежды, обуви, кондитерских изделий и  т. д. 

 Планировка рабочих  мест продавцов в магазинах,  применяющих традиционные формы  обслуживания покупателей, зависит  от ассортимента реализуемых  товаров, типа предприятия. Так, в магазинах по торговле продовольственными товарами ширина фронта рабочего места продавце должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами – не 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка товаров к продаже.

Организация рабочего места  кассира-контролера должна обеспечивать наиболее полное использование площади узла расчета, правильный выбор типа оборудования и возможность его рациональной установки.

Уровень организации рабочих  мест определяется их технической оснащенностью, эффективностью использования оборудования и средств механизации, планировкой. Планировка рабочих мест должна отвечать требованиям эргономики, максимально облегчать труд (снижать физическую нагрузку, сокращать излишние переходы, наклоны, повороты). При этом должна быть обеспечена высокая эффективность труда.

Строгий учет и контроль наличных денег, полученных от покупателей  за проданные товары, является важным условием сохранности товарно-материальных ценностей, находящихся в магазинах.

В настоящее время во всех торговых организациях применяется только машинный способ расчетов, который бывает предварительным, одновременным и последующим. При предварительном расчете покупки выдают в столе выдачи (на контроле) на основании кассового чека, полученного покупателем в подтверждение уплаты денег за приобретаемый товар. При одновременном расчете покупатель оплачивает стоимость купленных товаров непосредственно на рабочем месте продавца и получает вместе с товаром погашенный чек, который сохраняет в качестве документа, необходимого при обмене товара. Этот способ применяется при продаже товаров с открытой выкладкой и в магазинах самообслуживания с децентрализованной формой расчетов.

Информация о работе Организация и планировка торгового зала