Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 18:50, курсовая работа
Основная цель работы - исследование и анализ организации устройства, планирования и оборудования торгового предприятия, а так же разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в целях оптимизации прибыли, преодоления конкуренции и др.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УСТРОЙСТВУ ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ТОРГОВЫХ ЗАЛОВ
1.1 Планировка торгового зала
1.2 Классификация и виды зданий магазинов, требования, предъявляемые к их устройству
1.3 Состав основных помещений магазина и принципы их размещения
1.4 Устройство и планировка торгового зала магазина
1.5 Торговое оборудование магазина и его характеристика
1.6 Технологические планировки помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
1.7 Показатели эффективности использования площадей магазина
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ТЦ «ОЛИМП» ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОЩАДИ ТОРГОВОГО ЗАЛА С УЧЕТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
2.1 Характеристика ООО ТЦ «Олимп»
Глава 3. ПЛАНИРОВКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО МАГАЗИНА: что хорошо и для продавца, и для покупателя?
3.1 Общие правила планировки торгового зала и пути совершенствования
3. 2 Распределение торговой площади по качеству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рисунок 2 - Правило «золотой треугольник»
7. Соблюдайте принцип
товарного соседства: у
Принцип товарного соседства гласит: нельзя положить рыбу вместе с молоком или конфеты вместе с мясом (таблица 1).
Таблица 1 - Примеры сочетаемости некоторых продуктовых категорий:
Овощи - мясо |
Яйца - бакалея |
Мясо - рыба |
Соусы - крупы, бакалея |
Рыба - консервы |
Бакалея - хлеб |
Мясо - колбасы |
Хлеб – выпечка |
Колбасы – сыры |
Хлеб – кондитерские изделия |
Колбасы – полуфабрикаты, замороженные продукты |
Хлеб – чай |
Консервы – специи, соусы |
Чай – кофе |
Сыры - молочные продукты |
Чай, кофе – соки |
Молочные продукты – замороженные продукты |
Соки – алкоголь |
Молочные продукты – яйца |
Алкоголь - деликатесы |
8. Природа не терпит
пустоты. Прилавки магазина –
тоже. Если покупатель видит пустоту,
3. 2 Распределение торговой площади по качеству
Во многих магазинах ассортиментом управляют, исходя из его деления на категории, а не на большие товарные группы. И главное – правильно выделить основные категории, прежде всего поняв, что покупатель ожидает от магазина вашего формата. В магазине «возле дома» покупатель ищет то, из чего можно приготовить домашний обед, а в придорожном магазине пользуется спросом алкоголь и продукты по принципу «съесть-запить». Поэтому, магазин в спальном районе будет делать акцент на «колбасы», «сыры», «замороженные продукты», «мясо», «йогурты» и т.п. А продовольственный магазин у оживленной загородной трассы выберет «куры-гриль», «крепкие спиртные напитки», «пиво», «соки», «чипсы», «шоколадные конфеты в подарочной упаковке».
Этот подход базируется на логике покупателя – если ему удобно искать в магазине молоко марки, например, «Му-Му» по категориальному признаку («там, где все молоко»), а не по принципу торговой марки («там, где все изделия под маркой «Му-Му»), то эту логику необходимо учитывать и выставлять в торговом зале товар именно по признаку категорий. Безусловно, если мы говорим о товарах целевого спроса, таких как бытовая техника, автомобили и т.п., то ориентация на бренд будет более правильной. Но в продуктах питания покупатель не столь сильно привязан к торговой марке. Возможно, не найдя привычное и любимое ему молоко «Му-Му», он скорее возьмет молоко другой марки, нежели уйдет из магазина совсем без молока. Хотя в некоторых случаях покупатель будет привязан именно к марке товара и будет искать конкретный бренд (например, есть приверженцы марки «Parmalat», и никакое другое молоко эти люди употреблять не будут). Здесь наблюдается прямая зависимость от стоимости бреда – чем дороже товар, тем более покупатель привязан к выбору бренда. В таком случае правильно будет организовать дисплейную выкладку. Продукты питания являются товарами повседневного спроса, поэтому в подавляющем большинстве выбор покупателя обусловлен не столько маркой, сколько категорией. Для продуктового супермаркета расположение товара по категориальному признаку будет преобладающим.
Как расположить товары разных категорий, при условии, что покупательский поток организован правильно – против часовой стрелки?
1. Входная зона и самые заметные места в покупательском потоке. При входе в магазин и в лучших местах покупательского потока мы расположим товары особенные, уникальные: это такие товары, которых нет у Ваших конкурентов или магазинов подобного формата. Именно они формируют образ магазина как «особенного», запоминающегося. Они и заставляют сказать покупателя «ах!» - поэтому и расположение товаров данной категории будет или при входе, или по ходу основного покупательского потока. Как пример, такими товарами могут являться свежевыжатые соки, собственная выпечка, подарочные наборы к празднику, сезонные товары.
2. Начало движения и правая стена. Особенность покупательского поведения в продуктовом супермаркете такова, что очень сильно желание сразу положить понравившиеся товары в корзину. Есть еда – нужно брать! Т.е. именно в этой части супермаркета велика вероятность совершения импульсных, незапланированных покупок, которые внешним видом и эффектной выкладкой привлекают к себе внимание. Поэтому при начале движения можно располагать овощи и фрукты – среди этих категорий достаточно много товаров как целевого (картофель, капуста, морковь, лук, яблоки), так и импульсного спроса (бананы, апельсины, свежая зелень, клубника, орехи, сухофрукты).
Так же в зоне начала движения располагают те товары, которые требуют продвижения, или на которые магазин делает специальный акцент. Перед праздниками может быть специально организована выкладка «алкоголь и конфеты в подарочных упаковках», перед Пасхой – тематическая выкладка «куличи, пасха, яйца», перед началом дачного сезона выкладка «пиво, снеки, наборы для пикника».
3. Правая стена и вершины
золотых треугольников. В
4. Внутренние ряды в
центре зала. Есть товары, спрос
на которые носит
5. Кассовая зона. Наконец, есть товары импульсного спроса - жвачка, сигареты, пакеты, открытки, журналы. Самое место для них – у выхода, в кассовой зоне. Несмотря на то, что кассовая зона считается зоной самых высоких импульсных покупок, не следует здесь организовывать тематические выкладки, особенно, если товар дорогой и статусный. Товар на выходе кажется покупателям менее престижным, к тому же покупательская корзина уже заполнена и покупательский бюджет исчерпан (рисунок 3).
Рисунок 3 - Пример возможного распределения категорий в супермаркете:
Товары уникальных категорий
Товары приоритетных категорий
Товары основного ассортимента
Товары периодически покупаемые
Товары сопутствующего ассортимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполненных в настоящей курсовой работе исследований показано, что оптимальные устройства, планирование и оборудование торгового предприятия розничной торговли напрямую связаны с эффективностью торговой деятельности предприятия. Однако выполнение всех необходимых требований по усовершенствованию организации по устройству и планированию торгового предприятия связано с рядом проблем.
Здания и сооружения, в которых размещаются магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических, санитарно-гигиенических требований.
Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрения прогрессивных форм продажи товаров.
Архитектурно-строительные требования предполагают прочность зданий, строительство индустриальными методами, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.
Экономические требования предусматривают наименьшие затраты средств как при строительстве, так и при эксплуатации торгового здания.
Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине.
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Все помещения магазина объединяют в следующие основные группы:
Все помещения магазина должны быть взаимосвязаны, чтобы обеспечить кратчайший путь движения товаров от места разгрузки транспорта до торгового зала. Торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале (оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне).
Торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении товаров в магазин в таре-оборудовании.
Помещения для хранения товаров должны быть непроходными, но приближены к помещениям для приемки и подготовки товаров
Административно-бытовые помещения должны быть расположены в одном блоке и иметь удобную связь с торговым залом и другими группами помещений. Помещения для приемки и разгрузки товаров должны находится у разгрузочной платформы.
Очевидно, что все вышесказанное взаимосвязано с возможностью выполнения основных функций торгового предприятия – получения максимальных прибылей с учетом максимального удовлетворения покупательского спроса.
В работе показано, что для
успешного осуществления