Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:52, реферат
Цель исследования это анализ организации и управления в ГУЗ Свердловской области «Областном наркологическом диспансере».
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение правовых основ реформ здравоохранения;
- изучение теоретической части данной темы;
- анализ организации и управления в ГУЗ Свердловской области «Областном наркологическом диспансере»;
- анализ проблем в период реформ в ГУЗ Свердловской области «Областном наркологическом диспансере».
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовые основы реформ здравоохранения………………………...5
1. 1. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан………….…5
1. 2.Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) в части
здравоохранения……………………………………………………………...….7
Глава 2. Теоретические аспекты менеджмента в здравоохранении………..14
2. 1. Особенности управления здравоохранением…………………………...14
2. 2. Характеристика управленческой структуры……………………………17
2. 3. Организационная структура управления………………………………..29
2. 4. Процесс управления………………………………………………………31
Глава 3. Анализ организации и управления в ГУЗ Свердловской области «Областном наркологическом диспансере»………………………………….42
3.1.Предмет, виды деятельности, организация деятельности, права и обязанности учреждения ……………………………………………………...42
3. 2. Процесс управления в учреждении……………………………………..49
3. 3. Итоги деятельности «ОНД» за 2008г, анализ проблем в период реформ в «ОНД» и способы их решения………………………………………………55
Заключение……………………………………………………………………..60
Библиографический список……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………………….64
Приложение 1…………………………………………………………………..64
Приложение 2…………………………………………………………………..65
Приложение 3…………………………………………………………………..66
В управленческой деятельности здравоохранения имеются: субъект управления – тот, кто управляет (администрация ЛПУ, орган управления); объект управления – те, кем (или чем) управляют (производственные процессы и ресурсы); технологии в управлении, отражающие способы воздействия субъекта на объект управления.
Субъект управления – это люди, в функции и задачи которых входит осуществление управления, т.е. руководители, начальники, организаторы и их деятельность по обеспечению согласованности в работе всех подсистем управляемой системы (объектов управления) с учетом связей и целей как внешних, так и внутренних.
Субъект управления имеет три уровня, и по отношению к своим задачам каждый уровень выполняет три вида деятельности. Задачами стратегического уровня являются:
- обеспечение достижения
поставленных целей в
- совершенствование
- разработка новых целей на основе прогноза ситуации во внешней среде и с учетом возможностей ЛПУ.
Таким образом, на стратегическом уровне лежит ответственность за последствия принятых решений, определяющих успех учреждения в будущем.
Тактический уровень ответственен
за оптимальное распределение
Оперативный уровень обеспечивает
эффективное выполнение производственных
процессов в отдельных
Объекты управления – это работники, коллективы, действующие согласно установкам, предписаниям субъекта управления; производственные процессы, ресурсы управления. Осуществление производственных процессов в условиях рыночных отношений приобретает большую ориентированность на удовлетворение пациента получаемыми услугами, так как услуга становится предметом купли и продажи. Это ещё более повышает требования к качеству оказания медицинской помощи.
К ресурсам управления относятся кадры, финансы, основные фонды, материально-техническое оснащение лекарствами и др. Объект управления становится предметом рыночных отношений. Самым сложным для управления признаны кадры: большие различия в профессиональной подготовке, демографических параметрах, личностных особенностях, выраженный динамизм в потребностях предопределяют выделение специальной функции управления – работа с персоналом.
Способы воздействия субъекта на объект управления. К технологии управления относят механизмы управления, организационную структуру и процесс управления.
Механизм управления включает
в себя способы воздействия
В настоящее время в здравоохранении выделяют следующие группы принципов управления (ПУ):
- организационные ПУ –
устанавливают ориентировочные
(координационные, оперативные)
- ПУ развития – касаются взаимоотношений всех работников учреждений;
- ПУ образа организации
– направлены на внешнюю среду
и определяют имидж
Разработка ПУ должна учитывать ситуацию, зрелость сотрудников, структуру задач учреждения и взаимоотношения руководства и сотрудников.
Примерами организационных ПУ являются следующие принципы управления:
- власть и ответственность;
- единоначалие (сотрудник должен получать приказ от одного руководителя);
- единство руководства (виды деятельности, объединенные одной целью и одним планом);
- порядок – «всему своё место» и «все на своем месте»;
- стабильность;
- дисциплина и др.
Принципы развития и образа
организации обусловлены
Методы управления – эта
группа управленческих приемов и
способов действия, которые в комплексе
с другими механизмами
Главная цель всех методов
– комплексное воздействие на
работника, в результате чего он стремится
лучшим образом выполнить
Методы базируются на современных подходах к организации деятельности ЛПУ, на действующем законодательстве (трудовом, медицинском, пенсионном, административном, гражданском и других видов прав), на социальной психологии, правилах финансирования ЛПУ, статистическом учете и отчетности и др.
Методы управления постоянно совершенствуются, уточняются, корректируются.
В здравоохранении также используются основные методы управления:
- организационно-
- социально-психологические;
- экономические.
В основе управленческой деятельности лежат организационно-расорядительные (административные) методы – это большой набор отдельных методов, способов организационного регламентирования, имеющих свою технологию, порядок, последовательность исполнения. Организационное воздействие отражает статистику управления и проявляется в форме регламентов и нормативных документов, утверждающих структуру учреждения. Кроме нормативов, организационными документами являются штаты, порядок и правила деятельности ЛПУ, устав учреждения, договоры, контракты и др. Распорядительные документы отражают динамику управления, так как касаются исполнительной деятельности. Формами распорядительного воздействия являются приказ, распоряжение, рекомендации.
Важнейшее значение имеют устав и положение о ЛПУ, а также штатное расписание учреждения. Эти документы определяют задачи и организационную структуру учреждения. К документам, регламентирующим деятельность персонала, вопросы социальной защиты, относятся правила внутреннего трудового распорядка для данного конкретного ЛПУ, коллективный договор между администрацией и представителями трудового коллектива.
Социально-психологические методы можно рассматривать как совокупность средств воздействия на коллектив, происходящие в нём социальные процессы, его отдельных членов. Роль этих методов при умелом их использовании значительна в управлении коллективом, в создании мотивации работника к труду и сотрудничеству, формировании сознательной дисциплины, добросовестного отношения к труду, благоприятного социально-психологического коллектива и высоких конечных результатов деятельности.
Важным аспектом социально-психологических методов управления является использование демократического, а при возможности и либерального, стиля управления. Для обеспечения успешного управления важно наличие у руководителя авторитета, который он приобретает высокими профессиональными знаниями, организаторскими способностями, умением работать с людьми.
Группа экономических методов включает в себя собственно экономические методы – экономический анализ и синтез, методы научного планирования и прогнозирования, методы исследования операций, статистические методы. Важным элементом экономических методов являются точное соблюдение расходования материальных и денежных средств, разумное использование материальных ценностей, оборудования и т. д.
Экономические методы следует применять для стимулирования высокого качества работы сотрудников. Для этого можно использовать стимулирующие надбавки, предусмотренные системой оплаты труда медицинских работников, премирование, денежные средства, полученные из фонда ОМС, и др.
Следует подчеркнуть, что
важны все методы, но в конкретных
условиях будут меняться приоритеты.
Однако только на основе четкой организационно-
Функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью. В отечественной теории управления различают функции основные и конкретные.
Основные (общие) функции управления являются общими для всех ступеней управления.
Все основные функции управления должны выполняться в каждом подразделении и на каждом уровне управления.
Важнейшая задача управления – обеспечение соподчиненности функций и целей.
Конкретные функции управления – функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления.
Функции управления определяются уровнем управления и осуществляются определенными должностными лицами.
Стратегический уровень управления осуществляет руководство ЛПУ. Задачами стратегического уровня являются:
- разработка новых целей
развития ЛПУ на основе
- обеспечение достижения в установленные сроки целей, поставленных перед ЛПУ, в запланированных объемах и формах деятельности.
- совершенствование всех направлений деятельности ЛПУ, в том числе и сестринского дела.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех долгосрочных и краткосрочных решений, связанных с развитием совершенствования деятельности ЛПУ таких, как заболеваемость и смертность обслуживаемого населения, основные показатели деятельности ЛПУ; пути реформирования здравоохранения, а также данного ЛПУ; задачи, поставленные перед ЛПУ вышестоящими органами здравоохранения; поиск новых источников финансирования и т. д.
На этой основе определяются цели. Их определение для организации обеспечивает обоснование миссии учреждения, а намеченные конкретные долгосрочные цели способствуют поиску их решения.
Совместно с главным врачом главная медицинская сестра определяет долгосрочные и краткосрочные цели развития сестринского дела в ЛПУ и на этой основе осуществляется стратегическое планирование развития сестринского дела в ЛПУ, а затем на тактическом уровне управления осуществляет организацию выполнения этих планов.
Важно подчеркнуть, что цели должны быть четко сформулированы, ориентированы во времени, достижимы и взаимосвязаны. Главной задачей управления на тактическом уровне является проведение комплекса мероприятий, направленных на достижение результатов по основным направлениям деятельности ЛПУ, в соответствии с установленными целями организации, в том числе и по вопросам совершенствования работы сестринского и младшего медицинского персонала.
Тактика управления учреждением разрабатывается в развитие стратегического плана, причем она рассчитана на более короткий промежуток времени (год и менее), чем стратегия. Важно подчеркнуть, что если результаты реализации долгосрочных стратегических планов могут быть заметны только через несколько лет, то результаты управления на тактическом уровне, как правило, видны очень быстро и легко соотносятся с усилиями и конкретными действиями руководителей тактического уровня.
На тактическом уровне управления используется следующие функции управления:
- проектирование и организация;
- оптимальное распределение ресурсов;
- контроль.
Оперативное управление – важнейшие функции управления, включающие разработку путей, предложения по осуществлению целей, определенных стратегическими планами, и организацию намеченных мероприятий. Руководители на тактическом уровне осуществляют непосредственное управление руководителями и старшими медицинскими сестрами подразделений ЛПУ. Именно на тактическом уровне определяются цели и методы организации работы подразделений, контрольные сроки выполнения тех или иных мероприятий и т. д.
Исключительно большое значение
имеет оптимальное
Обязательной функцией управления на тактическом уровне является контроль за повседневной работой подразделений, полнотой и своевременностью выполнения ими намеченных планов и заданий, в том числе и по работе сестринского персонала. И здесь следует отметить, что если заместителей главного врача в ЛПУ, как правило, несколько, то главная медицинская сестра может делегировать полномочия по управлению главным специалистам ЛПУ по направлениям сестринского дела (терапия, хирургия, акушерство, педиатрия и др.), главным медицинским сестрам клиники и лечебных корпусов по обучении. сестринского персонала, организовав учебно-методический центр ЛПУ по руководству отдельными специалистами из числа сестринского персонала (палатными, процедурными, операционными, участковыми).