Организация и управление учреждением здравоохранения на примере ГУЗ Свердловской области «Областного наркологического диспансера» в пе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:52, реферат

Описание работы

Цель исследования это анализ организации и управления в ГУЗ Свердловской области «Областном наркологическом диспансере».
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение правовых основ реформ здравоохранения;
- изучение теоретической части данной темы;
- анализ организации и управления в ГУЗ Свердловской области «Областном наркологическом диспансере»;
- анализ проблем в период реформ в ГУЗ Свердловской области «Областном наркологическом диспансере».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовые основы реформ здравоохранения………………………...5
1. 1. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан………….…5
1. 2.Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) в части
здравоохранения……………………………………………………………...….7
Глава 2. Теоретические аспекты менеджмента в здравоохранении………..14
2. 1. Особенности управления здравоохранением…………………………...14
2. 2. Характеристика управленческой структуры……………………………17
2. 3. Организационная структура управления………………………………..29
2. 4. Процесс управления………………………………………………………31
Глава 3. Анализ организации и управления в ГУЗ Свердловской области «Областном наркологическом диспансере»………………………………….42
3.1.Предмет, виды деятельности, организация деятельности, права и обязанности учреждения ……………………………………………………...42
3. 2. Процесс управления в учреждении……………………………………..49
3. 3. Итоги деятельности «ОНД» за 2008г, анализ проблем в период реформ в «ОНД» и способы их решения………………………………………………55
Заключение……………………………………………………………………..60
Библиографический список……………………………………………………63
Приложения…………………………………………………………………….64
Приложение 1…………………………………………………………………..64
Приложение 2…………………………………………………………………..65
Приложение 3…………………………………………………………………..66

Файлы: 1 файл

Организация и управление учреждением здравоохранения на примере ГУЗ Свердловской области Област.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

В управленческой деятельности здравоохранения имеются: субъект  управления – тот, кто управляет (администрация ЛПУ, орган управления); объект управления – те, кем (или  чем) управляют (производственные процессы и ресурсы); технологии в управлении, отражающие способы воздействия субъекта на объект управления.

Субъект управления – это  люди, в функции и задачи которых  входит осуществление управления, т.е. руководители, начальники, организаторы и их деятельность по обеспечению согласованности в работе всех подсистем управляемой системы (объектов управления) с учетом связей и целей как внешних, так и внутренних.

Субъект управления имеет  три уровня, и по отношению к  своим задачам каждый уровень  выполняет три вида деятельности. Задачами стратегического уровня являются:

- обеспечение достижения  поставленных целей в запланированных  объемах и обозначенные сроки;

- совершенствование деятельности  ЛПУ;

- разработка новых целей  на основе прогноза ситуации  во внешней среде и с учетом возможностей ЛПУ.

Таким образом, на стратегическом уровне лежит ответственность за последствия принятых решений, определяющих успех учреждения в будущем.

Тактический уровень ответственен за оптимальное распределение ресурсов в соответствии с выбранной стратегией, организацию и контроль достижения текущих результатов по отдельным направлениям деятельности учреждения.

Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов в отдельных подразделениях, что определяется соответствием с технологией и оптимальным использованием ресурсов.

Объекты управления – это  работники, коллективы, действующие  согласно установкам, предписаниям субъекта управления; производственные процессы, ресурсы управления. Осуществление  производственных процессов в условиях рыночных отношений приобретает большую ориентированность на удовлетворение пациента получаемыми услугами, так как услуга становится предметом купли и продажи. Это ещё более повышает требования к качеству оказания медицинской помощи.

К ресурсам управления относятся  кадры, финансы, основные фонды, материально-техническое  оснащение лекарствами и др. Объект управления становится предметом рыночных отношений. Самым сложным для  управления признаны кадры: большие  различия в профессиональной подготовке, демографических параметрах, личностных особенностях, выраженный динамизм в потребностях предопределяют выделение специальной функции управления – работа с персоналом.

 Способы воздействия  субъекта на объект управления. К технологии управления относят механизмы управления, организационную структуру и процесс управления.

Механизм управления включает в себя способы воздействия руководства  на исполнителей, обеспечивающие5 работниками  своих производственных задач. Выделяют следующие способы воздействия: принципы, методы, функции и цели управления.

В настоящее время в  здравоохранении выделяют следующие  группы принципов управления (ПУ):

- организационные ПУ –  устанавливают ориентировочные  (координационные, оперативные) задачи  и цели усиления мотивации сотрудников;

-  ПУ развития – касаются взаимоотношений всех работников учреждений;

- ПУ образа организации  – направлены на внешнюю среду  и определяют имидж организации.

Разработка ПУ должна учитывать  ситуацию, зрелость сотрудников, структуру  задач учреждения и взаимоотношения руководства и сотрудников.

Примерами организационных  ПУ являются следующие принципы управления:

- власть и ответственность;

- единоначалие (сотрудник  должен получать приказ от  одного руководителя);

- единство руководства  (виды деятельности, объединенные одной целью и одним планом);

- порядок – «всему своё  место» и «все на своем месте»;

- стабильность;

- дисциплина и др.

Принципы развития и образа организации обусловлены конкуренцией, направлены на привлечение потребителя  и основаны на признании и реализации в жизнь каждым работником поведения, привлекательного для клиента.

Методы управления – эта  группа управленческих приемов и  способов действия, которые в комплексе  с другими механизмами управления (цели, принципы и функции) позволяют руководителю обеспечить устойчивую, целенаправленную деятельность организации.

Главная цель всех методов  – комплексное воздействие на работника, в результате чего он стремится  лучшим образом выполнить производственные задачи.

Методы базируются на современных подходах к организации деятельности ЛПУ, на действующем законодательстве (трудовом, медицинском, пенсионном, административном, гражданском и других видов прав), на социальной психологии, правилах финансирования ЛПУ, статистическом учете и отчетности и др.

Методы управления постоянно  совершенствуются, уточняются, корректируются.

В здравоохранении также  используются основные методы управления:

- организационно-распорядительные (административные);

- социально-психологические;

- экономические.

В основе управленческой деятельности лежат организационно-расорядительные (административные) методы – это большой набор отдельных методов, способов организационного регламентирования, имеющих свою технологию, порядок, последовательность исполнения. Организационное воздействие отражает статистику управления и проявляется в форме регламентов и нормативных документов, утверждающих структуру учреждения. Кроме нормативов, организационными документами являются штаты, порядок и правила деятельности ЛПУ, устав учреждения, договоры, контракты и др. Распорядительные документы отражают динамику управления, так как касаются исполнительной деятельности. Формами распорядительного воздействия являются приказ, распоряжение, рекомендации.

Важнейшее значение имеют  устав и положение о ЛПУ, а также штатное расписание учреждения. Эти документы определяют задачи и организационную структуру учреждения. К документам, регламентирующим деятельность персонала, вопросы социальной защиты, относятся правила внутреннего трудового распорядка для данного конкретного ЛПУ, коллективный договор между администрацией и представителями трудового коллектива.

Социально-психологические  методы можно рассматривать как  совокупность средств воздействия  на коллектив, происходящие в нём  социальные процессы, его отдельных членов. Роль этих методов при умелом их использовании значительна в управлении коллективом, в создании мотивации работника к труду и сотрудничеству, формировании сознательной дисциплины, добросовестного отношения к труду, благоприятного социально-психологического коллектива и высоких конечных результатов деятельности.

Важным аспектом социально-психологических  методов управления является использование  демократического, а при возможности  и либерального, стиля управления. Для обеспечения успешного управления важно наличие у руководителя авторитета, который он приобретает высокими профессиональными знаниями, организаторскими способностями, умением работать с людьми.

Группа экономических  методов включает в себя собственно экономические методы – экономический анализ и синтез, методы научного планирования и прогнозирования, методы исследования операций, статистические методы. Важным элементом экономических методов являются точное соблюдение расходования материальных и денежных средств, разумное использование материальных ценностей, оборудования и т. д. 

Экономические методы следует  применять для стимулирования высокого качества работы сотрудников. Для этого  можно использовать стимулирующие  надбавки, предусмотренные системой оплаты труда медицинских работников, премирование, денежные средства, полученные из фонда ОМС, и др.

Следует подчеркнуть, что  важны все методы, но в конкретных условиях будут меняться приоритеты. Однако только на основе четкой организационно-распорядительной регламентации деятельности ЛПУ, подразделений, всех работников и взаимосвязей между ними и при использовании экономических методов создается база для эффективного включения социально-психологических методов, обеспечивающих сбалансированные взаимоотношения между руководством и работником. Сложность социально-психологических методов для руководителей заключается в постоянном поиске адекватных факторов мотивации, что обусловлено различными потребностями работников и их изменениями по мере удовлетворения предыдущих.  

Функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью. В отечественной теории управления различают функции основные и конкретные.

Основные (общие) функции  управления являются общими для всех ступеней управления.

Все основные функции управления должны выполняться в каждом подразделении  и на каждом уровне управления.

Важнейшая задача управления – обеспечение соподчиненности  функций и целей.

Конкретные функции управления – функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления.

Функции управления определяются уровнем управления и осуществляются определенными должностными лицами.

Стратегический уровень  управления осуществляет руководство ЛПУ. Задачами стратегического уровня являются:

- разработка новых целей  развития ЛПУ на основе прогноза  заболеваемости обслуживаемого  населения, планов реформирования  здравоохранения и ЛПУ, а также  развития сестринского дела в  ЛПУ.

- обеспечение достижения в установленные сроки целей, поставленных перед ЛПУ, в запланированных объемах и формах деятельности.

- совершенствование всех  направлений деятельности ЛПУ,  в том числе и сестринского  дела.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех долгосрочных и краткосрочных решений, связанных с развитием совершенствования деятельности ЛПУ таких, как заболеваемость и смертность обслуживаемого населения, основные показатели деятельности ЛПУ; пути реформирования здравоохранения, а также данного ЛПУ; задачи, поставленные перед ЛПУ вышестоящими органами здравоохранения; поиск новых источников финансирования и т. д.

На этой основе определяются цели. Их определение для организации  обеспечивает обоснование миссии учреждения, а намеченные конкретные долгосрочные цели способствуют поиску их решения.

Совместно с главным врачом главная медицинская сестра определяет долгосрочные и краткосрочные цели развития сестринского дела в ЛПУ  и на этой основе осуществляется стратегическое планирование развития сестринского дела в ЛПУ, а затем на тактическом уровне управления осуществляет организацию выполнения этих планов.

Важно подчеркнуть, что цели должны быть четко сформулированы, ориентированы во времени, достижимы  и взаимосвязаны. Главной задачей  управления на тактическом уровне является проведение комплекса мероприятий, направленных на достижение результатов по основным направлениям деятельности ЛПУ, в соответствии с установленными целями организации, в том числе и по вопросам совершенствования работы сестринского и младшего медицинского персонала.

Тактика управления учреждением  разрабатывается в развитие стратегического  плана, причем она рассчитана на более  короткий промежуток времени (год и  менее), чем стратегия. Важно подчеркнуть, что если результаты реализации долгосрочных стратегических планов могут быть заметны только через несколько лет, то результаты управления на тактическом уровне, как правило, видны очень быстро и легко соотносятся с усилиями и конкретными действиями руководителей тактического уровня.

На тактическом уровне управления используется следующие  функции управления:

-  проектирование и  организация;

- оптимальное распределение  ресурсов;

- контроль.

Оперативное управление –  важнейшие функции управления, включающие разработку путей, предложения по осуществлению целей, определенных стратегическими планами, и организацию намеченных мероприятий. Руководители на тактическом уровне осуществляют непосредственное управление руководителями и старшими медицинскими сестрами подразделений ЛПУ. Именно на тактическом уровне определяются цели и методы организации работы подразделений, контрольные сроки выполнения тех или иных мероприятий и т. д.

Исключительно большое значение имеет оптимальное распределение  ресурсов между подразделениями, т. е. распределение медицинских кадров, лекарственных средств, медицинского оборудования и т. д.

Обязательной функцией управления на тактическом уровне является контроль за повседневной работой подразделений, полнотой и своевременностью выполнения ими намеченных планов и заданий, в том числе и по работе сестринского персонала. И здесь следует отметить, что если заместителей главного врача в ЛПУ, как правило, несколько, то главная медицинская сестра может делегировать полномочия по управлению главным специалистам ЛПУ по направлениям сестринского дела (терапия, хирургия, акушерство, педиатрия и др.), главным медицинским сестрам клиники и лечебных корпусов по обучении. сестринского персонала, организовав учебно-методический центр ЛПУ по руководству отдельными специалистами из числа сестринского персонала (палатными, процедурными, операционными, участковыми).

Информация о работе Организация и управление учреждением здравоохранения на примере ГУЗ Свердловской области «Областного наркологического диспансера» в пе