Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации работы розничного предприятия и на основе полученных расчетных данных сделать соответствующие выводы и предложить рекомендации по дальнейшему повышению эффективности коммерческой деятельности на данном предприятии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: начиная с выбора организационно-правовой формы и выявления потенциальных потребителей, заканчивая оснащенностью магазина. Разработка торгово-технологического процесса магазина, расчет коэффициента установочной и экспозиционной площади, определения дислокации магазина – все это важные показатели действенной работы розничного торгового предприятия.
Введение 3
1 Характеристика розничного предприятия 4
1.1 Организационно-правовая форма 4
1.2 Место расположения, зона обслуживания, характеристика
основных потребителей 8
1.3 Метод продажи товаров 12
1.4 Организация и технология товародвижения 13
1.5 Устройство и планировка магазина 15
2 Организация торгово-технологического процесса на предприятии 21
2.1 Специализация и типизация магазина (ассортиментный признак),
функциональная схема ТТП 21
2.2 Характеристика магазина и анализ основных частей
торгово-технологического процесса 26
3 Управление основными элементами торгово-технологического процесса магазина 28
3.1 Разработка сетевого графика торгово-технологического процесса 28
3.2 Анализ предприятия по улучшению организации работы
розничного предприятия 31
Заключение 31
Список используемой литературы 32
а – основание треугольника;
ha – высота треугольника.
Теперь рассчитаем радиус обслуживания по формуле:
Получившиеся данные изобразим на карте города (рис. 4).
Радиус обслуживания магазина получился большой, это объясняется тем, что рядом отсутствуют торговые центры и конкуренты расположены далеко.
Магазин расположен вдоль проезжей части. В непосредственной близости находятся остановки общественного транспорта. Также имеется парковка, что обеспечивает доступ к комплексу на личном транспорте и позволяет совершать покупки людям, живущим в отдаленных от этого магазина районах города. С проезжей части хорошо просматривается вывеска – это является побуждающим фактором для вероятного покупателя.
Характеристика потенциальных потребителей магазина «Частная Коллекция» будет зависеть от категории товара. Так, например, основными потребителями дисков будут являться мужчины, женщины и дети от 14 до 80 лет, с современными взглядами на жизнь, имеющие семьи, с доходом выше среднего.
1.3 Метод продажи товаров.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят, прежде всего, от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. В магазинах, применяющих различные методы продажи, содержание операций по продаже товаров также существенно отличается. Под такими операциями понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:
- самообслуживание;
- через прилавок обслуживания;
- по образцам;
- с открытой выкладкой
и свободным доступом
- по предварительным заказам;
- по почте;
- по Интернет;
- через автоматы и др.
Магазин «Частная Коллекция» работает по методу продажи самообслуживание. В торговом зале магазина выставляются товар, имеющийся в продаже. Покупатель выбирает товары самостоятельно или с помощью продавца, который дает консультации о качестве товаров и демонстрирует их в действии. После оформления и оплаты покупки, товар можно выдать непосредственно покупателю со прилавка.
Социальный эффект достигается за счет улучшения обслуживания покупателей, сокращения времени на приобретение товаров.
Выставленные в торговом зале товаров снабжены ярко оформленными картинками, в которых указаны наименование товара, жанр, качество, наименование изготовителя, цена. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.
1. Договор розничной
купли-продажи может быть
2. Если иное не предусмотрено
законом, иными правовыми
1.4 Организация и технология товародвижения .
Товародвижение — это процесс реального доведения товаров до потребителя. Основу процесса товародвижения составляют:
- транспортирование товаров;
- погрузочно-разгрузочные операции;
- хранение товаров;
- комплектование торгового ассортимента;
- сортировка, фасовка, подготовка к продаже. Принципы рационализации товародвижения:
- использование кратчайших путей движения товаров;
- установление оптимальной звенности товародвижения;
- правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование;
- применение прогрессивной системы товароснабжения с использованием тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.
В практике организации товародвижения находят применение две его формы: транзитная и складская.
В магазине «Частная Коллекция» используется складская форма товародвижения. Это обусловлено тем что, складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья.
Складская форма товародвижения представляет более сложную структуру. Между производителем и розничным торговым предприятием имеются посредники:
Производитель Оптовое Склад Магазины
Потребитель
У данной формы товародвижения имеется ряд особенностей:
- это большой ассортимент
- большое расстояние до производителя;
- увеличение числа различных технологических операций
- увеличение стоимости товара;
- расширение рынка сбыта
Процесс товародвижения характеризуется и способом завоза товара на торговое предприятие. Способов всего два:
- линейный (маятниковый) – маршруты доставки товаров за один рейс в один магазин;
- кольцевой — маршрут доставки товаров одним рейсом нескольким розничным предприятиям.
В сети розничных магазинов «Частная Коллекция» используется линейный метод доставки товара со склада, который находится непосредственно на ул.Красноармейская, 88.
Красноармейская, 88
Магазин "Частная Коллекция"
Рис. 5. Маршрут доставки товаров в магазины «Частная Коллекция»
1.5 Устройство и планировка магазина.
Магазин располагается на первом этаже жилого дома.
Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся:
1) торговые: торговый зал, включающий площади для дополнительного обслуживания покупателей;
2) не торговые:
- помещения для хранения и подготовки товаров к продаже (приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, для проверки технически сложных товаров и др.);
- подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема и др.);
Объемно-планировочное решение
помещений должно обеспечить оптимальную
связь между ними. При этом следует
соблюдать следующие
- торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров;
- помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;
Торговые помещения должны проектироваться с учетом применения прогрессивных методов продажи товаров, обеспечения их эффективного использования, выполнения противопожарных требований по эвакуации; решения интерьеров на высоком художественном уровне.
Прогрессивные методы продажи товаров оказывают серьезное влияние на проектирование торговых залов магазинов.
Размещение оборудования в торговом зале, организация расчета с покупателями, положение входов-выходов, лестничных клеток, открытых лестниц, пандусов и основных эвакуационных проходов должны соответствовать применяемым методам продажи.
Вариант технологической планировки торгового зала выбирается в зависимости от метода продажи, ассортимента товаров, архитектурно-планировочного решения торгового зала, типа оборудования.
Технологические схемы размещения оборудования в торговом зале должны обеспечивать следующие условия:
- четкую ориентацию покупателей в торговом зале;
- оптимизацию покупательских и товарных потоков;
- рациональное размещение и выкладку товаров в торговом зале;
- сокращение времени на приобретение товаров;
- широкий ассортимент товаров и удобства при совершении покупки;
- удобства для персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале и обслуживании покупателей.
Используют следующие основные формы размещения оборудования в торговом зале: линейную (продольную и поперечную), боксовую, выставочную, смешанную.
Планировка помещения магазина «Частная Коллекция» обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещения подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии.
Рассмотрим структуру площадей магазина "Частная Коллекция" на рисунке:
Рис. 6 – Структура площади магазина «Частная Коллекция»
– Товар (диски).
Общая площадь арендуемых помещений составляет 65 м2. Рассмотрим соотношение каждого вида площадей к общей площади магазина (табл. 2).
Таблица 2 – Соотношение площадей к общей площади магазина.
№ п/п |
Наименование площадей |
S, м2 |
Доля общ. S магазина, % |
1. |
Торговый зал |
55,0 |
90 |
2. |
Касса, подсобное помещение |
10,0 |
10 |
3. |
Общая площадь |
65 |
100 |
Основным торговым помещением магазина "Частная Коллекция" является торговый зал, он занимает основную долю общей площади всего магазина. Торговый зал служит для размещения выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями. В подсобном помещении организованы рабочие места кассиров, продавцов-консультантов и других работников магазина, здесь осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. При этом устройство и планировка торгового зала магазина "Частная Коллекция" отвечает требованиям рациональной организации. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока, обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения, создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.
Торговые помещения и подсобные помещения (склад) расположены на одном уровне, они связаны между собой проходом, что позволяет оперативно пополнять товарные запасы.
Показателями эффективности использования площадей магазина являются коэффициенты установочной и экспозиционной площадей, а также коэффициент емкости демонстрационного оборудования.
Установочная площадь - это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. Степень эффективности использования площади торгового зала выражается через коэффициент установочной площади. Коэффициент рассчитывается по следующей формуле:
,
где - площадь, занятая оборудованием;
- площадь торгового зала.
Таким образом, получается что:
Оптимальная величина коэффициента установочной площади для магазинов непродовольственных товаров составляет 0,27 – 0,30. В нашем случае коэффициент превышает норму, что свидетельствует о небольшой перегруженности торгового зала установочным оборудованием и поэтому требуется более рациональное размещение оборудования.
Экспозиционная площадь исчисляется как суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале. Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Рассчитывается по следующей формуле:
,
где - площадь, занятая оборудованием;
- площадь торгового зала.
Таким образом, получается что:
Для магазинов непродовольственных
товаров коэффициент экспозицио
Рассмотрим движение покупательского потока (рис. 7)
Рис. 7 – Движение покупательского потока.
Информация о работе Организация работы розничного предприятия