Организация работы розничного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение организации работы розничного предприятия и на основе полученных расчетных данных сделать соответствующие выводы и предложить рекомендации по дальнейшему повышению эффективности коммерческой деятельности на данном предприятии.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: начиная с выбора организационно-правовой формы и выявления потенциальных потребителей, заканчивая оснащенностью магазина. Разработка торгово-технологического процесса магазина, расчет коэффициента установочной и экспозиционной площади, определения дислокации магазина – все это важные показатели действенной работы розничного торгового предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1 Характеристика розничного предприятия 4
1.1 Организационно-правовая форма 4
1.2 Место расположения, зона обслуживания, характеристика
основных потребителей 8
1.3 Метод продажи товаров 12
1.4 Организация и технология товародвижения 13
1.5 Устройство и планировка магазина 15
2 Организация торгово-технологического процесса на предприятии 21
2.1 Специализация и типизация магазина (ассортиментный признак),
функциональная схема ТТП 21
2.2 Характеристика магазина и анализ основных частей
торгово-технологического процесса 26
3 Управление основными элементами торгово-технологического процесса магазина 28
3.1 Разработка сетевого графика торгово-технологического процесса 28
3.2 Анализ предприятия по улучшению организации работы
розничного предприятия 31
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Организация работы розничного предприятия.doc

— 2.19 Мб (Скачать файл)

 

Планировка магазина – линейная. Расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий. При этом часть оборудования установлена вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь. Линейная планировка позволяет формировать желаемые направления потоков покупателей, проектировать единый узел расчета, создать лучшие условия для выкладки товара, а также просмотра торгового зала. При ширине торгового зала до 7м. целесообразно применена линейная планировка с продольной расстановкой оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

2 Организация  торгово-технологического процесса  на предприятии

2.1 Специализация и  типизация магазина (ассортиментный  признак), функциональная схема ТТП.

Одно из перспективных  направлений совершенствования  розничной торговли сети - ее специализация. Она способствует облегчению труда  торговых работников и росту его  производительности, более эффективному использованию материально- технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей.

 Специализация магазинов  может осуществляться по товарному  профилю, формам торгового обслуживания, функциональной роли.

 Ведущим направлением  специализации является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.

 Необходимость специализации  розничных торговых предприятий - следствие постоянного расширения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников, покупателям предлагаются товары широкого ассортимента в пределах одной или нескольких товарных групп.

 В то же время  чрезмерная специализация магазинов  может отрицательно сказаться  на торговом обслуживании населения,  так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что в свою очередь вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров.

 С учетом товарной  специализации магазины делят  на следующие группы:

- узкоспециализированные;

- специализированные;

- комбинированные;

- универсальные;

- смешанные.

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние  оказывает типизация предприятий  розничной торговли.

Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. Типизация способствует более рациональному управлению розничной торговой сети. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т.д.

 К основным признакам,  определяющим тип магазина, относятся  ассортиментный профиль и размер  торговой площади.

 Основные типы магазинов  представляют собой предприятия, на основе которых в перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения.

На основе специализации  и типизации магазина, применяемого метода продажи товаров и других факторов, строиться торгово-технологический  процесс.

Торгово-технологический  процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных  торговых (коммерческих) и технологических  операций и является завершающей  стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

 Большую роль в  торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли в целом, на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.

В целом торгово-технологический  процесс в магазине должен строиться  на основе следующих основных принципов:

обеспечение комплексного подхода к его построению;

создание максимальных удобств для покупателей;

достижение наиболее рационального использования помещений  и торгово-технологического оборудования магазина;

создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

обеспечение необходимой  экономической эффективности работы магазина.

Соблюдение отмеченных принципов в организации торгово-технологического процесса в условиях жесткой конкуренции в торговом бизнесе повышает конкурентоспособность предприятия и обеспечивает его рентабельную работу.

 Таким образом,  торгово-технологический процесс  в магазине можно разделить  на 3 части.

- операции с товарами до предложения их покупателям;

- операции непосредственного обслуживания покупателей;

- дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

Схема торгово-технологического процесса представлена на рис. 8.

Рис.8 Основные этапы ТТП  магазина «Частная Коллекция»

 

Рассмотрим каждый элемент торгово-технологического процесса в магазине "Частная Коллекция" более подробно:

1. Поступление товаров.  Поступление товаров осуществляется  централизованным способом, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозят ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

2. Выгрузка товара осуществляется водителем-работником склада.

3. Приемка товаров по количеству заключается в сверке числа мест, единиц фактически поступивших товаров с данными сопроводительных документов и маркировки на товаре и таре. Приемка производится по товарно-транспортным накладным, счетам-фактурам и другим сопроводительным документам. Приемка осуществляется материально ответственным лицом. Приемка товаров по качеству проводится органолептическими методами (внешний вид товаров).

4. Доставка товаров:

- в зону хранения  осуществляется водителем-работником склада. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима хранения. Размещаемые на хранение товары группируют по признаку одинакового режима хранения, при этом учитывают свойства товара и правила товарного соседства;

- в торговый зал.  Это перемещение части товаров после приемки непосредственно на места выкладки.

5. Выкладка товаров осуществляется продавцами-консультантами. В торговый зал выставляются весь товар, имеющихся в наличии

6. Отбор товаров покупателями. Операции на этом стадии, являются наиболее ответственными, т. к. они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей. При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми товаром, выбрать и приобрести необходимые товары. Если у покупателя возникли затруднения с выбором товара, он может попросить помощь у продавца-консультанта.

7. Расчет за товары производиться продавцом-кассиром. Покупателю  выдаются кассовый и товарный чеки Расчет может быть как наличным, так и безналичным с помощью расчетного счета.

 

2.2 Характеристика  магазина и анализ основных частей торгово-технологического процесса. 

  Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека.   

Показатели ассортимента: 1) широта - количество видов, разновидностей, наименование товаров однородных и  разнородных групп; 2) полнота - перечень товаров различных видов, разновидностей однородной группы;

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом  широты:

,                                                                                                        (7)

- коэффициент широты ассортимента;

- действительная широта, то есть  фактическое количество видов,  разновидностей и наименований  товаров, имеющихся в наличии;

- базовая широта, то есть количество  видов, разновидностей и наименований  товаров, регламентированное нормативными  или техническими документами  или максимально возможное

Полнота ассортимента —  это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты ассортимента, который определяют по формуле:

                                                                                         (8)

- коэффициент полноты ассортимента;

- коэффициент широты по каждому  ассортименту;

- количество подгрупп товарного  ассортимента, взятого для оценки.

Показатели широты и  полноты ассортимента невысокие, так  как поставщики товаров предлагают очень широкий спектр. За счет этого  магазин может увеличивать ассортимент  товаров, привлекая новые сегменты потребителей.

Далее рассчитаем средний объем затрат времени покупателей на покупку товара. Данный показатель рассчитаем с помощью метода хронометража. В таблицу заносятся данные для определения затрат времени (Табл. 3)

Таблица 3 – Хронометраж затрат времени

№ п/п

Часы работы

Консультирование (мин)

Операция расчета (мин)

1

2

9-11

5

10

0

5

3

4

11-16

5

10

0

5

5

6

16-19

5

15

0

5

   

к=75

р=15


 

                                                                                                              (9)

- затраты времени;

- общий объем зафиксированных  затрат на консультации в мин.;

- ожидание на операции расчета;

- число хронометражей.

- средний объем затрат времени  покупателей на ожидание обслуживания.

3 Управление  основными элементами торгово-технологического  процесса магазина

3.1 Разработка сетевого  графика торгово-технологического  процесса

Сетевой график — граф типа сеть, в котором фиксируется комплекс работ (операций) и событий, отражая их технологическую последовательность и связь в процессе достижения цели.

Сетевой график позволяет вам:

- выявить перечень работ вашего проекта;

- наглядно представить порядок их следования;

- определить длительности каждой работы и всего проекта;

- определить критические работы проекта и его критический путь;

- определить резервы времени по каждой работе.

На основе перечня  операций торгово-технологического процесса (табл. 4) составим сетевой график (рис.8)

Сетевой график


 

 

 

 

 

Рис. 8 – Сетевой график

 

На рисунке видно, что  торгово-технологический процесс  может протекать по двум циклам:

0-1-2-3-5-6-7-8-9 Цикл 1

0-1-2-3-4-5-6-7-8-9 Цикл 2

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 – Перечень операций торгово-технологического процесса

Информация о работе Организация работы розничного предприятия