Организация рациональной работы менеджера с документами в ООО «Строитель»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение современной теории и практики рациональной организации работы сотрудников управленческого звена предприятия с документацией.
Задачи работы:
Выявить сущность управления документацией предприятия.
Охарактеризовать процесс организации документооборота в современной организации.
Выделить особенности современных видов систем автоматизации работы по управлению документацией предприятия.
Охарактеризовать риски менеджера современной организации, возникающие при работе с документацией и описать меры по их преодолению.
Разработать рекомендации руководителям предприятия в области рационализации процесса работы с документами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты управления документооборотом предприятия. 5
1.1 Сущность управления документацией предприятия. 5
1.2 Электронные системы работы с документами 15
1.3 Организация рационального движения документов внутри организации 21
2 Организация рациональной работы менеджера с документами в ООО «Строитель» 29
2.1 Краткая характеристика ООО «Строитель» 29
2.2 Основные виды документов, использующиеся в деятельности менеджера по персоналу ООО «Строитель» 34
2.3 Работа менеджера по управлению персоналом с исходящими и входящими документами 37
2.4 Формирование дел в ООО «Строитель» 41
2.5 Организация хранения документов менеджером по управлению персоналом в ООО «Строитель» 44
2.6 Направления и методы совершенствования работы с документами менеджера по персоналу ООО «Строитель» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Официальные документы - это документы, созданные юридическими или физическими лицами, оформленные и удостоверенные в установленном порядке. Среди них особую категорию составляют служебные (управленческие) документы, которые определяются государственным стандартом как официальные документы, используемые в текущей деятельности организации.

Как носители информации документы выступают в качестве непременного элемента внутренней организации  любого учреждения, предприятия, любой  фирмы, обеспечивая взаимодействие их структурных частей и отдельных  сотрудников. Они являются основанием для принятия управленческих решений, служат доказательством их исполнения и источником для обобщений и анализа, а также материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда.

Многие формы управленческой деятельности выражаются посредством  соответствующих документов: распорядительная деятельность - изданием различных распорядительных документов; планирование - посредством подготовки различных планов; учет - в виде составления и обработки статистической, бухгалтерской, оперативно-технической документации; контроль - путем сбора сведений в письменном виде и т.д. Поэтому документы можно классифицировать в соответствии с их назначением как средства:

  • регламентации деятельности (уставы, положения, регламенты, правила, инструкции и др.);
  • распорядительной деятельности (приказы, указания, постановления, решения, распоряжения и др.);
  • накопления и обобщения информации (отчеты, акты, доклады);
  • передачи информации (письма, телеграммы, телефонограммы ).

Кроме того, важную роль в сфере управления играют документы, отражающие деятельность различных  коллегиальных органов (протоколы), которые могут выступать и  средством осуществления распорядительной деятельности, и средством накопления и обобщения информации.

Документ возник прежде всего, чтобы зафиксировать информацию и придать ей юридическую силу. В настоящее время бесспорность документа также определяется понятием "юридическая сила документа"- это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления..

Из этого определения  следует, что орган управления или  должностные лица, выпускающие документ, обязаны:

  • соблюдать при его подготовке действующие нормы законодательства;
  • издавать документы только в пределах своей компетенции;
  • соблюдать действующие в определенное время общегосударственные правила составления и оформления документов.

В управленческой практике принято различать документы  по степени их подлинности на черновые, беловые, подлинники, копии.

Черновой документ, изготовленный  рукописным, машинописным способом или  распечатанный с компьютера, отражает работу автора над его содержанием. Он может содержать только текст  и не обладает юридической силой.

Беловой документ - это рукописный или машинописный документ, текст которого переписан с чернового документа или написан без помарок и исправлений.

Документ, в котором  содержатся сведения, подтверждающие его достоверность (об авторе, времени  и месте создания) считается подлинным. Подлинник официального документа - это первый (или единичный) экземпляр документа, обладающий юридической силой.

Копия документа - это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их. Копия документа может быть факсимильной или свободной. Факсимильная копия полностью воспроизводит содержание документа и все его внешние признаки (содержащиеся в подлиннике реквизиты, включая подпись и печать) или часть их, особенности их расположения. Факсимильная копия изготавливается на копировальной технике, с использованием фотографии, аппаратов факсимильной связи, принтеров. Для документов, изготовленных на пишущих машинках, факсимильной копией является второй и последующие экземпляры документов, полученные через копировальную бумагу. Они, как правило, остаются в делах учреждения. Свободная копия содержит все реквизиты документа, но не обязательно повторяет его форму.

Система документации - это совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.

Типовые управленческие функции менеджера в управленческом аппарате реализуются на основе использования документов, относящихся к различным системам документации. Соотношение документов из различных систем в делопроизводстве разных учреждений и организаций неодинаково, так как зависит от конкретной деятельности того или иного учреждения, его масштабности, места в системе федерального управления и ряда других причин. Но, независимо от этого, в любой организации используются документы, отражающие организационную, распорядительную и исполнительскую деятельность. Помимо общих для всех учреждений и предприятий функциональных систем документации выделяют также отраслевые системы, которые используются при документировании соответствующих видов деятельности и отражают их специфику.

Основным направлением совершенствования документации является унификация и стандартизация.

Стандартизация - это процесс установления и применения стандартов, под которыми понимается "образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов". Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом.

Стандартизация - сложный процесс. В ее состав входят такие элементы, как типизация, унификация, агрегирование. С одной стороны, это методы стандартизации, с другой - виды работ, которые могут осуществляться как самостоятельные.

Под унификацией понимается "приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию". По официальному определению унификация - это выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров. Из этого следует, что, во-первых, в процессе унификации должно проводиться рациональное сокращение элементов исходного множества объектов. А во-вторых, унификация обязательно приводит к установлению оптимального единообразия в любой области деятельности, в том числе и в документировании. Управленческие документы, используемые в самых разных сферах и органах управления, должны оформляться единообразно. Это позволяет включать документы в единую для страны систему делопроизводства, способствует их оперативной обработке и исполнению, сокращает затраты времени менеджера на работу с документами. Унифицированная система документации (УСД) - система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.

1.2 Электронные системы работы с документами

 

Использование корпоративных  систем автоматизации документооборота является конкретным шагом к внедрению  и распространению применения элементов  электронного документооборота, поэтому к выбору такой системы нужно подходить очень серьезно, исследуя весь рынок программных продуктов.

Автоматизированная технология нужна организации для  учета  и контроля работы с документами, а также организации их архивного  хранения. Вопросы учета и хранения самым детальным образом проработаны в отечественной науке и практике документоведения и архивного дела. Поэтому естественным и самым эффективным решением является использование готовой системы автоматизации делопроизводства и архивного дела в соответствии с отечественными нормативами и сложившейся практикой.

В современных условиях документ все возрастающую часть  своего жизненного цикла существует в электронном виде. Поэтому, в дополнение к автоматизации традиционного делопроизводства, необходимы технологии электронного документооборота. Несколько лет назад такие средства, как электронная почта или электронный архив, использовались в ряде организаций параллельно с системами автоматизации делопроизводства, но в настоящее время многие менеджеры осознают необходимость единой интегрированной системы работы с электронными и бумажными документами.

Наиболее важными требованиями, выдвигаемыми для автоматизированной системы, прежде всего, являются:

  1. система должна выполнять все задачи документационного обеспечения в полном объеме: подготовку документов, их регистрацию, контроль за исполнением, поиск документов, их хранение и справочную работу по массиву документов;
  2. система должна быть построена на единых методологических принципах, программно-технических и технологических решениях и рамках действующих организационно-правовых условий в виде отечественного законодательства, государственных стандартов, инструкций и требований;
  3. система должна обеспечить полноценное использование (интегрирование) накопленного информационного ресурса и реализовать принцип однократного ввода информации и ее многократного использования как подокументно, так и фактически;
  4. система обязана помогать менеджерам выбирать маршруты движения документации внутри организации, обеспечивая необходимую степень защиты информации от несанкционированного доступа;
  5. система должна быть способна к расширению по определенным компонентам, а именно по количеству технических устройств и технологий, количеству документов (объему информации), количеству пользователей;
  6. система обязана уметь адаптироваться в разумных пределах к меняющимся требованиям пользователей.

Менеджер, что бы оценить  эффективность работы с документами, используя электронную систему документооборота (ЭСД), должен знать преимущества и недостатки электронных систем работы с документами.

Преимущество №1: повышение  производительности компании. 
На поиск нужных документов и информации при наличии системы электронного документооборота тратится значительно меньше времени, по сравнению с традиционным бумажным делопроизводством Доступ к электронному документообороту можно получить с любого ПК вашей компании, где установлена система эффективного управления bb workspace.

Преимущество №2: мгновенный доступ к актуальной информации. 
К основному преимуществу электронного документооборота можно отнести способность быстро и легко находить последние версии документов. Таким образом, решается проблема актуальности документооборота, то есть даже если один и тот же документ существует в нескольких вариантах, пользователь сможет найти последнюю версию файла и работать уже с ним.

Преимущество №3: уменьшение ошибок типа "человеческий фактор" .Правильная организация электронного документооборота позволяет исключить ошибки, которые влечет за собой человеческий фактор. При бумажном документообороте на поиск пропавших документов у менеджера уходят часы, в то время как СЭД справляется с подобной задачей всего за несколько секунд.

Преимущество №4: уменьшение материальных издержек. Электронные системы управления документооборотом значительно сокращают расходы организации. Во-первых, увеличивается производительность сотрудников компании за счет автоматизации работы, во-вторых, снижаются издержки на расходные материалы, которые используются при бумажном документообороте.

Преимущество №5: улучшение взаимодействия. Одним из ключевых преимуществ электронного документооборота является улучшение взаимодействия между департаментами и отделами внутри организации. Внедрение системы электронного документооборота облегчает коммуникацию, обмен информацией, а также помогает разрушить барьеры между различными подразделениями.

Преимущество №6: коллективная работа с документами. Автоматизация документооборота позволяет одновременно нескольким менеджерам работать с одним и тем же файлом, а также осуществлять поиск по единой базе данных документов.

Преимущество №7: сокращение потребности в дополнительном персонале. Увеличение объемов производства при электронном документообороте не требует значительного расширение персонала, достаточно с помощью системы эффективного управления bb workspace автоматизировать работу уже существующего коллектива.

Преимущество №8: снижение расходов на хранение документов. Законодательством РФ предусмотрен срок хранения документов в течение 5 лет, введение электронного документооборота позволит снизить издержки на хранение документации.

Преимущество №10: защита документов от повреждений. Использование СЭД снижает риски вследствие пожара или других форс-мажорных обстоятельств. К сожалению, полностью перейти на электронный документооборот и избавиться от бумажного делопроизводства не возможно, поскольку по законодательству РФ значимой формой документа по-прежнему считается бумажная, однако процент таких документов в общем объеме относительно невелик.

Преимущество №11: нематериальные выгоды организации. Нематериальные выгоды не так заметны на первый взгляд и влияют на эффективность компании лишь косвенно. Например, к таким преимуществам можно отнести улучшение восприятия документа или увеличение дисциплинированности работников и клиентов.

Преимущество №12: повышение корпоративного сознания. Одним из неожиданных результатов от внедрения системы электронного документооборота можно назвать повышение корпоративного сознания. Каждый сотрудник начинает чувствовать себя частью единой команды, четко понимая общие цели и задачи.

Но при всех достоинствах системы электронного документооборота, она имеет свои недостатки. Их стоит  брать во внимание при принятии решений  о внедрении систем электронного документооборота. Если компания внедряет систему электронного документооборота с самого своего основания, то "стрессов" у сотрудников оно не вызовет. А если решение принимает компания, у которой уже достаточно долгое время действует обычный документооборот, то нужно принимать во внимание то, что реформирование системы может вызвать ряд "стрессов" у сотрудников. Все новое, принимается с трудностями. Также, нужно принять во внимание тот факт, что компания может понести затраты на приобретение программ и систем документооборота, а также на их внедрение и дальнейшее обслуживание.

Информация о работе Организация рациональной работы менеджера с документами в ООО «Строитель»