Организация системы товароснабжения в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить систему товароснабжения на примере предприятия розничной торговли и определить пути ее совершенствования. Задачи исследования: - изучить понятие, формы и этапы процесса организации товароснабжения; - изучить методы управления товароснабжением на предприятиях торговли; - дать характеристику предприятия;
- проанализировать основные экономические показатели на примере предприятия «магнит», товароснабжения на данном предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Организация системы товароснабжения в розничной торговле……………………7
Понятия и формы товароснабжения……………………………………...………7
Основные требования к организации товароснабжения розничной торговой сети………………………………………………………………………………………..11
Источники снабжения розничной торговой сети товарами, распределение функций между ними....…………………………………………………………………15
Методы управления товароснабжением на предприятиях розничной торговли…………………………………………………………………………………..26
Прогрессивные технологии товароснабжения розничной торговой сети………………………………………………………………………………………..30
Анализ торговой деятельности и процесса товароснабжения в ОАО «Магнит»..37
Общая организационно-правовая характеристика ОАО «Магнит»…..............37
Цель, задачи, структура аппарата управления ОАО «Магнит»…………..
Торгово-технологический процесс торгового предприятия ……………...
Операции по закупам и определение цены на товар в ОАО «Магнит»….
Организация процесса товароснабжения в ОАО «Магнит»………………
Экономическое обоснование процесса товароснабжения по средствам тары-оборудования на предприятии………………………………………...
Пути совершенствования товароснабжения ОАО «Магнит» розничной торговли………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Организация системы товароснабжения в розничной торговле.docx

— 207.22 Кб (Скачать файл)

К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оптовой и розничной  торговли, которые прерывают движение товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта.

В зависимости от количества участвующих звеньев различают  одно-, двух- и многозвенный путь движения товаров.

    1. Основные требования к организации товароснабжения розничной торговой сети

 

 

Под товароснабжением розничной  торговой сети понимается система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических  операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.

Благодаря рационально организованному  товароснабжению на розничных торговых предприятиях обеспечивается полнота  и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а  также высокие финансово-экономические  показатели работы торговых организаций  предприятий.

При организации товароснабжения  предприятий розничной торговли должны учитываться следующие основные требования:

- источники и приемлемые  формы снабжения должны осуществляться  с учетом ассортимента и объема выпускаемых предприятиями промышленности и другими изготовителями товаров и их территориальной удаленности от снабжаемых предприятий торговли;

- завоз товаров следует  осуществлять в соответствии  со спросом населения и установленным  для магазина обязательным ассортиментным  перечнем;

- количество завозимых  товаров должно определяться  типом предприятия его мощностью,  характеризуемом объемом товарооборота и размерами торговых площадей. Особое значение имеет оснащенность торговых предприятий соответствующим торгово-технологическим оборудованием (холодильным оборудованием, различными емкостями и т.п.);

- величина единовременно  доставляемой партии должна исчисляться  с учетом имеющихся товарных  запасов, объема среднедневной  реализации и установленной периодичности  завоза;

Товароснабжение розничных  торговых предприятий должно основываться на следующих основных принципах:

- планомерность;

- ритмичность;

- оперативность;

- экономичность;

- централизация;

- технологичность.

Планомерность означает, что  процесс товароснабжения предприятий  розничной торговли должен носить планомерный  характер. Завоз товаров в магазины и другие пункты продажи следует  осуществлять на основе плановых графиков с учетом их ассортиментного профиля.[1]

Ритмичность снабжения предполагает завоз товаров через относительно одинаковые промежутки времени. Ритмичность  доставки товаров в магазины способствует ускорению оборачиваемости товаров, исключает образование излишних товарных запасов, необходимых для  обеспечения бесперебойной работы розничного торгового предприятия  на случай нарушения сроков завоза. Кроме того, ритмичность товароснабжения  предприятий розничной торговли создает оптимальные условия  для работы складов, оптовых баз  и транспортных предприятий. Она позволяет более производительно использовать рабочую силу. При ритмичном товароснабжения рациональнее используются складские площади.

Для того чтобы определить, насколько ритмично осуществляется товароснабжение розничного торгового  предприятия, можно использовать такой  показатель, как коэффициент ритмичности  снабжения .

Важным условием рациональной организации товароснабжения является его оперативность. Она предусматривает, что ритм завоза товаров должен нарастать  или сокращаться в зависимости  от изменений в спросе на них, сезонных и других колебаний. Оптовые базы и другие предприятия, осуществляющие товароснабжение розничной торговой сети, должны оперативно учитывать  эти изменения и вносить соответствующие  коррективы, для чего им не обходимо своевременно получать от розничных торговых предприятий информацию о ходе реализации товаров и состоянии товарных запасов.

Экономичность товароснабжения  означает минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных средств  на весь процесс доставки товаров  в розничную торговую сеть. Это  достигается эффективным использованием транспортных средств, механизацией погрузочно-разгрузочных работ, установлением рациональной звенности движения товаров, четким оформлением документов по отпуску и приемке товаров.

Таким образом, товароснабжение  розничной торговой сети должно осуществляться на основе рациональных схем завоза товаров, которые разрабатываются с учетом минимизации грузооборота, оптимальной звенности, частоты доставки и размеров товарных партий.[4]

Централизация предполагает товароснабжение розничных торговых предприятий силами и средствами предприятий-поставщиков. При этом работники магазинов хотя и несут  ответственность за коммерческую сторону  товароснабжения, но не отвлекаются от своей непосредственной работы по обслуживанию покупателей.

Товароснабжение должно осуществляться на основе использования на всех его  этапах прогрессивных решений. Большую  роль здесь играют модульные таро-транспортные системы, являющиеся основой индустриализации товароснабжения розничной торговой сети.

На организацию товароснабжения  розничной торговой сети оказывают  влияние многие факторы, важнейшие  из которых следующие: уровень управления процессом товароснабжения; достоверность  коммерческой информации, используемой для определения потребности  в товарах; размещение сети розничных  торговых предприятий; состояние и  размещение складского хозяйства; транспортные условия; оснащенность предприятий  розничной торговли торгово–технологическим оборудованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Источники снабжения розничной торговой сети товарами, распределение функций между ними

 

 

Для создания в розничной  торговой сети широкого, устойчивого  ассортимента в соответствии со спросом  населения необходимо организовать завоз товаров из разных источников. Рассмотрим основные из них.

Предприятия-изготовители товаров  народного потребления различных  форм собственности: государственные  предприятия легкой и пищевой  промышленности, акционерные общества, объединения, концерны, собственные  предприятия потребительской кооперации, а также частные фирмы.

Непосредственно от них товар  в магазины может завозиться в  том случае, когда партия единовременной отгрузки в производственном ассортименте без подсортировки соответствует  потребности торгового предприятия, при работе со скоропортящимися товарами и товарами с короткими сроками  реализации, а также с местными поставщиками. С целью увеличения объемов поступления товаров  непосредственно от изготовителей  в магазин следует активно  работать по вовлечению в товарооборот местных ресурсов, а также товаров, произведенных на предприятиях потребительской  кооперации.

Большой вклад в организацию  снабжения розничной торговой сети вносят производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, население, предлагающее излишки  сельскохозяйственной продукции. Они  так же, как правило, территориально приближены к розничным торговым предприятиям.

Во всех случаях, когда  экономически целесообразно устанавливать  прямые взаимоотношения с изготовителем  товаров и имеется возможность  организовать завоз товаров в магазин непосредственно с предприятия, необходимо развивать такую форму товароснабжения.

Источником снабжения  розничной торговой сети товарами являются также посредники различного вида: оптовые базы, торгово-закупочные кооперативы, дилеры и другие.

Необходимость прибегать  к их услугам возникает в тех  случаях, если требуется накопление, подсортировка партий, преобразование производственного ассортимента в  торговый, предварительная подготовка товаров к продаже, когда места производства значительно удалены от мест потребления и наблюдается сезонность производства или потребления.

В этих случаях посредник  должен взять на себя функции, связанные  с продвижением товара от производства до потребителя и выполнением  задач по формированию партий товаров  в соответствии с требованиями розничной  торговой сети.

Если обстоятельства требуют  участия посредников в товароснабжении, то важно, чтобы их число было минимальным (не более одного).

В потребительской кооперации ведущая роль в товароснабжении  розничной торговой сети принадлежит  оптовым торговым базам потребсоюзов: универсальным, межрайбазам, базам райпотребсоюзов (райпо), которые максимально приближены к магазинам своей зоны деятельности. В связи с этим для рациональной организации товароснабжения целесообразно оптимально распределить функции между ними и выбрать кратчайшие пути продвижения товаров.

При снабжении магазинов  ведущая роль должна принадлежать межрайбазам. В зоне своей деятельности следует возложить на нее полную ответственность за бесперебойное и качественное товароснабжение, обеспечив концентрацию необходимых для этого товарных запасов на своих складах. Такие же функции должны выполнять универсальные базы для магазинов, находящихся в зоне их обслуживания. Особое внимание эти базы должны уделить работе с товарами сложного ассортимента, требующими накопления и подсортировки.

Необходимо усилить роль оптовых баз райпотребсоюза (райпо) в снабжении магазинов, не входящих в зону деятельности межрайбаз, универсальных баз продовольственными, грузоемкими, стройматериалами, технически сложными, местного производства, требующих накопления товарами.

Источниками снабжения магазинов  товарами также могут быть коопзаготпромы, собственные подсобные хозяйства, предприятия общественного питания системы потребительской кооперации, посылочная торговля, внешнеторговые операции и др.

В каждом случае выбор источника  снабжения и пути движения товара должны базироваться на глубоком анализе  конкретных условий и расчетах эффективности.

Сложившаяся практика товароснабжения  магазинов потребительской кооперации позволяет сформулировать общие  подходы к решению этой проблемы.

Универсальные и межрайбазы, развивая прямые связи с изготовителями, сосредотачивают на своих складах товары сложного ассортимента и централизованно, минуя районный опт, завозят их в магазины. Кроме того, они снабжают и продовольственными товарами закрепленные за ними близлежащие магазины.

Оптовые торговые базы райпотребсоюзов (райпо) более эффективно могут организовать снабжение магазинов товарами повседневного спроса (продовольственных и непродовольственных), а также сосредоточить внимание на снабжении своих магазинов крупногабаритными, технически сложными стройматериалами, которые они могут закупить по прямым связям.

При необходимости участия  складского звена в товароснабжении  оно должно быть одно:

- промышленное предприятие

- межрайбаза (универсальная база)

- магазин или промышленное предприятие

- оптовая база райпотребсоюза (райпо) магазин.

Все товары, поступающие  в розничную торговую сеть, делятся  на фондируемые и нефондируемые.

К фондируемым относятся такие товары, которые распределяются в централизованном порядке планово-регулирующими органами. Каждому торговому предприятию на квартал или год выделяется товарный фонд, т.е. строго определенное количество фондируемых товаров, которые магазин должен получить от поставщиков в заранее заказанном ассортименте.

Нефондируемые товары закупаются розничной торговлей самостоятельно у любых поставщиков по договорным ценам и поступают в торговую сеть в децентрализованном порядке.

Ранее к фондируемым относилось до 90 % товаров народного потребления. Нефондируемыми были в основном товары местной промышленности. В связи с переходом к рыночным отношениям перечень и объем фондируемых товаров значительно сокращается.

Товарные источники по территориальному признаку можно подразделить на местные (внутриобластные), внеобластные и внереспубликанские.

В деле удовлетворения покупательского  спроса значительную роль играют местные  источники, в особенности предприятия  местной промышленности. В производстве отдельных товаров они занимают ведущие позиции (производство товаров культурно-бытового и хозяйственного обихода, спортивных товаров, бытовой химии, посуды, мебели и т.п.).

Наряду с местной промышленностью  существенное место отводится художественным народным промыслам (производство игрушек, сувениров, ковров и т.п.).

Ощутимым источником производства товаров из местного сырья являются подсобные предприятия и промыслы в сельском хозяйстве (производство кирпича, стеновых и других стройматериалов, переработка сельскохозяйственной продукции, товаров хозяйственного обихода и т.п.).

Немаловажную рать в обеспечении  товарами в настоящее время играет кооперативная промышленность и  индивидуальная трудовая деятельность (производство хлеба, пива, напитков, вина, швейных, трикотажных, меховых и  других товаров).

Информация о работе Организация системы товароснабжения в розничной торговле