Организация системы товароснабжения в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить систему товароснабжения на примере предприятия розничной торговли и определить пути ее совершенствования. Задачи исследования: - изучить понятие, формы и этапы процесса организации товароснабжения; - изучить методы управления товароснабжением на предприятиях торговли; - дать характеристику предприятия;
- проанализировать основные экономические показатели на примере предприятия «магнит», товароснабжения на данном предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Организация системы товароснабжения в розничной торговле……………………7
Понятия и формы товароснабжения……………………………………...………7
Основные требования к организации товароснабжения розничной торговой сети………………………………………………………………………………………..11
Источники снабжения розничной торговой сети товарами, распределение функций между ними....…………………………………………………………………15
Методы управления товароснабжением на предприятиях розничной торговли…………………………………………………………………………………..26
Прогрессивные технологии товароснабжения розничной торговой сети………………………………………………………………………………………..30
Анализ торговой деятельности и процесса товароснабжения в ОАО «Магнит»..37
Общая организационно-правовая характеристика ОАО «Магнит»…..............37
Цель, задачи, структура аппарата управления ОАО «Магнит»…………..
Торгово-технологический процесс торгового предприятия ……………...
Операции по закупам и определение цены на товар в ОАО «Магнит»….
Организация процесса товароснабжения в ОАО «Магнит»………………
Экономическое обоснование процесса товароснабжения по средствам тары-оборудования на предприятии………………………………………...
Пути совершенствования товароснабжения ОАО «Магнит» розничной торговли………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Организация системы товароснабжения в розничной торговле.docx

— 207.22 Кб (Скачать файл)

Товарные источники организационно находятся в ведении определенных организаций, объединений, предприятий, называемых поставщиками товаров.

Все поставщики делятся на 2 группы: поставщики-изготовители (промышленные предприятия, кооперативы и т.д.) и поставщики-посредники (оптовые  базы).

Поставщики-посредники по признаку их подчиненности подразделяются на:

– поставщиков, подчиненных  розничным системам (склады и базы местных торгов, торговых, торгово-производственных фирм, управлений торговли, ОРСов, потребкооперации);

– поставщиков, подчиненных  Министерству торговли Республики Беларусь или областным управлениям торговли (оптовые базы);

– сбытовые предприятия  и организации промышленности;

– коммерческие структуры, занимающиеся оптовыми операциями.

По признаку отношения  к хозяйственным системам поставщики и источники поступления товаров  могут быть внутри— и внесистемные.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что важнейшей  задачей розничной и оптовой  торговли является тщательное изучение товарных источников, которое должно сводиться к активному воздействию  на расширение ассортимента и улучшение  качества товаров. Каждая торговая система, организация или предприятие  имеет возможность изучать эти  источники, особенно своей сферы  деятельности. При этом изучаются  фактические, возможные и потенциальные  источники и поставщики товаров, для чего заводятся справочные книги  о товарных источниках. По каждой товарной группе сначала определяются фактические, а затем перечисляются возможные  поставщики. В особом разделе справочной книги следует показать имеющиеся  на месте сырьевые, энергетические и другие ресурсы, которые позволяют  на их основе организовать производство тех или иных товаров. Для того чтобы такое изучение проходило  не формально, к соответствующим  поставщикам прикрепляют ответственных (например, товароведов), которые устанавливают  личные контакты и могут более  глубоко изучить технологические  процессы и возможности производства.

В результате такого изучения работы с поставщиками рекомендуется  на каждого изготовителя товаров  завести отдельную карточку, в  которой указываются возможности  производства, ассортимент и качество товаров, цены на них и т.п.

Для более тщательного  и активного изучения товарных источников товароведы оптовой и розничной  торговли должны посещать промышленные предприятия, знакомиться с технологией  производства, участвовать в работе художественных советов, совещаний  по ассортименту и качеству, проводить  выставки-просмотры, организовывать рекламу  товаров.

ОАО реализует практически  все виды продовольственных товаров. Их ассортимент достаточно широк  и постоянно обновляется и  расширяется, поэтому для общего представления рассмотрим группы продовольственных  товаров, которыми торгует предприятие.

Пищевые продукты объединяют в следующие группы:

1. Рыба и рыбные продукты:

- рыба живая, охлажденная и мороженая;

-  продукты переработки рыбы;

-  рыбные консервы и пресервы;

- рыбные полуфабрикаты;

2. Мясо и мясные продукты:

- мясо (говядина, свинина, баранина);

- субпродукты;

- - мясо птицы;

-  колбасные изделия;

-  мясные копчености;

- мясные консервы;

3. Молоко и молочные продукты:

- молоко;

- сливки и сливочные напитки;

- кисломолочные продукты;

-  молочные консервы;

- мороженое;

- сыры;

4. Яйца и яичные продукты:

- яйца куриные;

- продукты переработки яиц;

5. Пищевые жиры:

- животные жиры;

-  растительные живы;

- комбинированные жиры;

6. Продукты переработки зерна:

- крупа;

- мука;

- дрожжи;

- хлеб и хлебобулочные изделия;

- сухарные изделия;

- бараночные изделия;

- макаронные изделия;

7. Крахмал, мед, сахар, кондитерские изделия.

8. Вкусовые товары:

- чай;

- кофе;

- кофейные напитки;

- пряности;

- приправы;

- алкогольные напитки;

- слабоалкогольные напитки;

- безалкогольные напитки;

9. Овощи, плоды

Отдел организации торговли магазина разрабатывает индивидуальные ассортиментные минимумы. Они устанавливаются  с учетом типа розничного торгового  предприятия, его местоположения, площади  торговых и подсобных помещений  и других показателей. В ассортиментные минимумы включаются только товары, которые  постоянно могут находиться в  торговой сети.

В условиях формирования рыночных отношений особую роль в деятельности фирмы играет активизация коммерческой деятельности, важной частью которой  является эффективное осуществление  закупок товаров.

Наиболее важным моментом является выбор поставщиков и  размещение заказов. Выбор поставщиков  зависит, в первую очередь от цены и качества выпускаемой продукции, от длительности связей с изготовителем, стабильности его экономического положения, географического местоположения. Последний  фактор немаловажен, потому что независимо от того, входят транспортные издержки в цену продукции или нет, отдаленность поставщиков от потребителей влияет на скорость доставки им грузов и возможность  оперативного регулирования грузопотока.

Критериями при отборе поставщиков могут быть следующие  показатели:

- сроки поставки;

- готовность к поставке;

- обязательность при поставе;

- качество поставок;

- гибкость;

- информационная готовность;

Источниками получения необходимых  предприятию товаров могут быть как предприятия-изготовители, так  и различные коммерческие и посреднические организации. При этом одни товары могут  иметь одного поставщика, другие —  двух и более поставщиков, у третьих  в качестве поставщика может выступать  и оптовая база, и производственное предприятие.

Способы получения товаров  также разнообразны. Это может  быть получение товаров на складах  поставщика, на складах и базах  оптовых фирм, на станциях отправления  или назначения, на складах отдела снабжения предприятия-потребителя.

Доставка грузов на склады отдела материально-технического снабжения  предприятия осуществляется различными видами транспорта, каждый из которых  имеет свои особенности, определяющие сферу его применения. Крупные, массовые грузы от иногородних поставщиков  доставляются, как правило, железнодорожным  транспортом. Мелкопартийные грузы обычно доставляются автомобильным транспортом. При этом может использоваться транспорт изготовителя, потребителя либо специализированной транспортной организации.

Товары в магазин могут  быть доставлены централизовано или децентрализовано. При централизованной форме поставщики обеспечивают в необходимом количестве транспорт, ведут погрузочно-разгрузочные работы, отвечают за сохранность в пути и своевременную доставку товаров в магазины.

При децентрализованной доставке (самовывозе) все операции по завозу товаров, начиная с поиска транспорта, торговое предприятие берет на себя. Это ведет к росту издержек обращения, нерациональному использованию  автотранспорта.

Целью деятельности торгового  предприятия является удовлетворение потребностей потребителей. Потребителями  предлагаемого товарного ассортимента являются жители близлежащих домов, случайные посетители, работники  предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Методы управления товароснабжением на предприятиях розничной торговли

 

 

Совершенствование товароснабжения  вызывает необходимость создания единой системы управления этим процессом. Основу такой системы составляют диспетчерские службы, организованные в различных звеньях управления торговлей, в том числе и в  розничной, основными задачами которых является контроль и регулирование завоза товаров в розничную торговую сеть.

Для упрощения управления процессом товароснабжения могут  быть использованы технологические  карты, которые представляют собой  детальную разработку важнейших  составных элементов централизованной доставки товаров в розничную  торговую сеть. В них указывается  не только день и время доставки товаров в магазин, но и номер  автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партий товара и другие данные.

Успешное функционирование системы товароснабжения розничной  торговой сети требует оперативного сбора, обобщения и передачи коммерческим службам информации о состоянии  торговли отдельными товарами на каждом розничном торговом предприятии. Оперативное  управление товароснабжением розничной  торговой сети возлагается на диспетчерскую  службу. Диспетчерская служба обеспечивает постоянную связь с розничной  торговой сетью и оптовыми базами, осуществляющими товароснабжение. Она занимается сбором и обобщением информации, поступившей от магазинов, и оперативно передает ее коммерческой службе оптовой балы для принятия необходимого решения о завозе товаров[18, с. 291].

С целью более полного  удовлетворения покупательского спроса разрабатываются типовые схемы  товароснабжения и системы по регулированию товарных запасов  на торговых предприятиях.

Оптимальные товарные запасы рассматриваются в качестве важнейшего критерия при оценке эффективности  торговли в целом и труда работников торговли в частности.

Правильно организованные оптовые  закупки дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент  товаров для снабжения населения  или розничной торговой сети, осуществлять воздействие на производителей товаров  в соответствии с требованиями покупательского  спроса, обеспечивают эффективную работу торгового предприятия [2, С. 159].

Торговля относится к  тому типу экономических систем, для  функционирования которых характерны потоковые процессы, требующие комплексного управления. Поэтому к ней могут  быть применены базовые принципы логистического подхода, служащие для  установления связи общих и частных  задач логистики с маркетингом  и стратегическим планом фирмы.

Принцип 1. Организация планирования, производства, сбыта, закупок, хранения и транспортировки.

Принцип 2. Формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков  в конкретных условиях.

Принцип 3. Выделение перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельных управляемых подсистем.

Принцип 4. Координация и  контроль действий участников движения ресурсов и продуктов.

Принцип 5. Контроль выполнения задач.

Принцип 6. Установление фирмами  прочных связей как между структурными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности, так и с внешними партнёрами по товарной цепочке.

Принцип 7. Оценка параметров траекторий на всех стадиях управления движением потоков и определение  конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с организационно-экономическими требованиями.

Принцип 8. Осуществление  движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство  логистикой структурными органами, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью.

Принцип 9. Диспетчеризация  потока, мониторинг перемещения и  изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка  его движения.

Принцип 10. Обеспечение безотказности  и безопасности движения потоков; резервирование коммуникаций и средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока.

Принцип 11. Обеспечение возможности  гибкого реагирования на колебание  спроса; создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в  соответствии с  предварительно разработанными резервными планами фирмы.

Вначале должна разрабатываться  стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития торгового предприятия  и уже затем стратегия снабжения  предприятия.

При организации товароснабжения  предприятий розничной торговли должны учитываться следующие основные требования:

- завоз товаров следует  осуществлять в соответствии  со спросом населения и установленным  для магазина ассортиментным  перечнем;

- количество завозимых  товаров должно определяться  типом предприятия, объемом товарооборота  и размерами торговых площадей. - величину единовременно доставляемой партии нужно исчислять с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичности завоза[5, с 119]. Таким образом, маркетинговые подходы к закупочной деятельности нарабатывают методы, позволяющие реализовать концепцию, существенно дополняющую и расширяющую концепцию закупок.

Информация о работе Организация системы товароснабжения в розничной торговле