Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 06:46, контрольная работа
Управленческая позиция руководителя – это осмысленный выбор его собственных предпочтений, в соответствии с которыми, он проявляет ту или иную линию своего поведения в деловом взаимодействии с окружающими. («Я сам знаю, что надо делать»).
Диспозиция (от лат. disposito) — расположение, размещение, расстановка сил, по которым можно предугадать, предвидеть, предсказать те или иные сценарии поведения и подготовиться к ним, выработав свои..
Цель видимости механизмов контроля
не в том, чтобы поймать людей
на ошибках или нечестных
Известно, что контроль позволяет влиять на поведение персонала позитивно, но, к сожалению, он также способен стать источником дисфункциональных поступков работников. И этот негативный эффект часто является побочным результатом открытости системы контроля.
Персонал обычно знает, что для оценки эффективности его труда менеджмент использует разные механизмы контроля. Людям известно, что их ошибки и успехи в областях, в которых действуют четкие стандарты и которые постоянно контролируются, становятся основой при распределении вознаграждений и назначении наказаний. Поэтому подчиненные, как правило, стараются как можно лучше делать то, что проверяет начальство.
Оценивая результаты работы подчиненных,
руководство организации
Например, такая проблема может
возникнуть, если работа торгового
персонала оценивается
В общем и целом, можно сделать вывод, что "однобокий" контроль может обеспечить эффективное достижение какой-либо одной цели организации, но с точки зрения долговременной перспективы он будет препятствовать достижению общих целей организации.
Второй негативный аспект влияния
контроля на поведение персонала
заключается в том, что он может
побуждать людей выдавать организации
недостоверную информацию. Так, например,
предлагая новый проект, менеджер
может завысить объем необходимых
ресурсов. Если руководство высшего
звена обычно сокращает заявленные
в бюджете суммы (одна из разновидностей
контроля), то, поступая таким образом,
менеджер повышает шанс получить столько
средств, сколько реально необходимо.
Кроме того, если деятельность менеджеров
оценивается исходя из того, насколько
они укладываются в бюджетные
лимиты, то, требуя больше средств, чем
нужно, они обеспечивают себе некоторый
простор действий. Впоследствии они
смогут ошибаться, но формально их деятельность
будет оцениваться достаточно высоко.
Менеджеры могут также
В начале XX в. французский промышленник Г. Файол писал, что все менеджеры выполняют пять основных управленческих функций. Они планируют, организуют, руководят, координируют и контролируют. В настоящее время эти функции обычно сводят к следующим:
Менеджеры осуществляют контроль за деятельностью организации. После того как цели поставлены, планы их достижения разработаны, а люди, которые будут их выполнять, подобраны, обучены и мотивированы, не исключена возможность возникновения непредвиденных сбоев и отклонений и процессе работы. Именно поэтому менеджеры должны осуществлять постоянный контроль, сравнивая реальные достижения и результаты с теми, которые были запланированы. В ситуациях, когда возникают существенные отклонения, задача менеджеров состоит в том, чтобы вернуть организацию на первоначально выбранное направление или скорректировать само это направление (если в силу изменившихся условий появилась такая необходимость).
В ранних моделях организации и управления разделение работников организации на руководителей и подчиненных абсолютизируется, степень автономии и незапрограммированной активности подчиненных сводится к минимуму, контроль за их деятельностью носит исключительно внешний и тотальный характер, руководители выполняют все программирующие, контрольные и интеллектуальные функции. В качестве главных средств контроля и регуляции поведения работников, находящихся в подчинении руководителей, преобладают формальные средства регуляции и формы прямого контроля за процессом. Деятельность руководителей четко регламентируется правилами.
Признание трудового вклада работников отмечается поощрительными оценочными санкциями. На уровне делового общения руководителя с работниками это и похвала («Рад за вас. Работа выполнена отлично!»), и одобрение («Эту работу вы сделали неплохо»), и подбадривающий вызов («Неплохо, неплохо. Но вы можете справляться с этой работой гораздо лучше»), и упреждающая похвала («Хорошо, хорошо. Если будете так работать и впредь, то далеко пойдете»). Работник ждет оценки со стороны руководителя, потому что она корректирует его самооценку и фиксирует степень принятия работы и признания его самого. Он может быть очень чувствителен к оценке, если уровень его притязаний высок. Руководитель, оценивая работника, сам должен чувствовать, как лучше его оценить в этом случае: чуть-чуть принизить («Пусть не зарывается!»), попасть в точку («Что заслужил!»), чуть-чуть завысить («Нужно приободрить его»). Лучше всех «слышит» ожидания работника руководитель с «круговой» психогеометрической ориентацией, а хуже всего — с «квадратной». Чем хуже улавливаются эти ожидания работников, тем больше ошибок может допустить руководитель. Это ведет к «парадоксам поощрения», когда положительная оценка дестимулирует работника. Это бывает, например, когда, хваля какого-то одного работника, руководитель приписывает ему успехи, которые были подготовлены всеми, что настраивает всех против него. Или когда он хвалит кого-то в назидание всем остальным («Вот, Гуммиарабиков, посмотрите, как работает! А вы? Смотреть не могу!»).
Поощрительные оценочные санкции
должны активизировать такие установки
личности, как «могу», «хочу», «надо»,
«стремлюсь», способствуя закреплению
нового опыта по мере завершения каждого
управленческого цикла. Эта цикличность
накопления нового качества, удовлетворяя
потребности личности в творческой
самореализации, формирует самоуважение,
является основным условием ее вовлечения
в успешную работу. Именно с этого
и начинается процесс идентификации
целей деятельности работника и
целей фирмы. Важно только, чтобы
признание успехов работника
совпадало бы по времени с пиком
их собственных переживаний
Существуют также парадоксы
поощрительных оценочных
Стресс - это адаптивная реакция на внешнюю ситуацию, которая приводит к физиологическим (повышение АД, артриты, язвы), психологическим (раздражительность, депрессия) и поведенческим (снижение производительности труда, прогулы, текучесть кадров) отклонениям у людей.
Разрешение тех или иных ситуаций в управленческом цикле провоцирует, как правило, состояние психической напряженности личности. Типичная стрессовая ситуация возникает при перегрузке заданиям и нехватке времени на их выполнение. Формула стресса: «деятельность - перенапряжение - отрицательные эмоции». Стресс проявляется в зависимости от того, насколько личность психофизиологически и морально оказывается устойчива к перегрузкам и как долго она может выдержать их. У каждого есть индивидуальный временной предел стресса. При нарастании стресса работоспособность личности снижается.
Для руководителя важно научиться смягчать удары стрессовых факторов, а для этого надо уметь их распознать заранее. На каждой стадии управленческого цикла есть специфические и общие «стрессоры) Однако стрессовые состояния необходимы руководителю, т.к. они не только стимулируют работу любой «здоровой» фирмы, но и сигнализируют об упущениях и ухудшениях. С одной стороны, он должен держат удары «стрессоров», с другой - обязан побеждать их.
Некоторые методы борьбы со «стрессорами» (выявленные Американской ассоциацией по менеджменту) таковы: 1) делегирование полномочий, 2) анализ стрессовых ситуаций, 3) выявление причин, приводящих к стрессу, 4) общение с коллегами, другими работниками, посетителями, 5) беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы), 6) физические оздоровительные занятия (вне работы), 7) переключение на активный отдых (вне работы), 8) следование оптимально избранному распорядку дня (на работе и дома), 9) самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв в работе), 10) более интересная увлекающая работа, 11) ежедневные временные интервалы для коротких передышек, 12) разбивка отпуска на несколько этапов, 12) чтение специальных книг, 13) аутогенная самостоятельная тренировка, 13) участие специализированных тренингах, 14) психотерапевтическое лечение.
Возникновение стресса в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.
Описывая стрессовый процесс, можно выделить три фазы:
1) Реакция тревоги - наступает
непосредственно за
Происходящие на этой фазе изменения
функционально неоднозначны, и не
всегда полезны для организма (например,
повышение артериального
В основном эти изменения подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по увеличению содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови
2) В фазе сопротивления (фаза
устойчивости) усиливается секреция
кортикостероидов (гормоны, обладающие
выраженным действием на водно-
3)При длительном и
Механизмы, переводящие организм из фазы сопротивления в фазу истощения до сих пор неизвестны.