Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:30, курсовая работа
Рыночная трансформация национальной экономики Республики Беларусь напрямую связана с процессом приватизации государственной собственности, развития кооперирования, либерализации цен и формирования рыночного механизма управления экономикой. Роль управления в переходной экономике Республики Беларусь значительно возрастает, что обусловлено необходимостью адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования, минимизации экономических и социальных издержек, неизбежных при переходе от административно-командной экономики к рыночной.
Введение………………………………………………………………...2
Теоретические основы кооперации в сельском хозяйстве……….5
Кооперация как форма приватизации. Ее особенности в Республике Беларусь………………………………………...5
Понятие сельскохозяйственного производственного кооператива…………………………………………………..8
Организационно-экономическая характеристика СПК «Нива» Кировского района………………………………………………....11
Анализ существующей организации управления производством. Организационное устройство и структура управления кооперативом…………………………………………………….....20
Организационная и управленческая структура предприятия……………………………………………….....20
Классификация и содержание осуществляемых на предприятии функций управления производством…….....22
Деятельность служб управления ………………………......25
Осуществление оперативного управления
производством……………………………………………....27
Совершенствование управления в производственном кооперативе………………………………………………………....29
Совершенствование функций аппарата управления...........29
Пути повышения оперативности управления на основе диспетчеризации…………………………………………......31
Улучшение оснащения работников аппарата управления оргтехникой и средствами обработки информации……….33
Совершенствование стиля руководства трудовыми коллективами предприятия……………………………........35
Заключение…………………………………………………………….36
Список источников………………...…………………………………38
Содержание:
Введение…………………………………………………………
производством……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников………………...……………………………
Введение
Рыночная трансформация национальной экономики Республики Беларусь напрямую связана с процессом приватизации государственной собственности, развития кооперирования, либерализации цен и формирования рыночного механизма управления экономикой. Роль управления в переходной экономике Республики Беларусь значительно возрастает, что обусловлено необходимостью адаптации предприятий к новым условиям хозяйствования, минимизации экономических и социальных издержек, неизбежных при переходе от административно-командной экономики к рыночной. Управление только изменяясь в «себе», принимая «рыночный облик» может повлиять в процессы жизнедеятельности и конкурентоспособности предприятий.
Следует
отметить, что принятая программа
реструктуризации предприятий, прирост
и обновление их основного капитала,
финансово-кредитная поддержка
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что созданные в процессе приватизации производственные кооперативы для экономики Беларуси являются новой организационно-правовой формой хозяйствования, в которой сталкиваются разно субъектные экономические интересы. Поэтому организационно-экономическое обоснование процессов формирования и функционирования механизма управления сельскохозяйственными производственными кооперативами с учетом интересов участников кооперативного дела, становится актуальной научной проблемой, имеющей важное теоретическое и практическое значение.
Волна перестроечных
реформ и практика социально-экономических
преобразований обусловила научный
интерес к проблеме реформирования
административно-командной
Следует отметить, что производственные кооперативы для экономики нашей республики не новое явление, но оно с самого начала появления менеджмента - как науки об управлении была объектом его интереса. Поэтому все школы теории управления начиная от Ф. Тейлора до П. Друкера исследовали определенные аспекты управления кооперативом. Именно переход к рыночным отношениям и появление частного сектора стимулировали интерес к зарубежному передовому опыту организации и управлении данного рода предприятиями. Его анализ представлен в трудах В.В. Гончарова, А. Исаенко, А.В. Попова, В.Б. Супяна, В.Е. Хруцкого, И.Е. Рисина, Б.З. Мильнера и др.
Однако в экономической литературе до сих пор нет единого мнения по многим вопросам формирования рыночно ориентированного механизма управления производственными кооперативами в реформируемой экономике. И в Республике Беларусь многие вопросы находятся на стадии теоретических разработок. Система управления сельскохозяйственными производственными кооперативами, основанная на учете экономических интересов всех участников кооперативного дела, анализ производственного кооператива как экономического института, тенденции изменения в составе кооператива и их влияние на модель управления кооператива, стратегия развития системы управления сельскохозяйственного производственного кооператива до сих пор мало изучены.
Цель работы состоит в исследовании организационных основ формирования и функционирования механизма управления сельскохозяйственного производственного кооператива и определении стратегии развития системы управления производственным кооперативом в Республики Беларусь. Достижение поставленной цели предопределило решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть
экономическую сущность и
- определить
методологические предпосылки
- осуществить
анализ производственно-
- осуществить
анализ системы управления
В качестве объекта исследования избранно СПК «Нива», Кировского района, Могилевской области.
Цель реформы собственности в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как ключевых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода. Необходима приватизация и для формирования демократии в рамках политической системы. Очень хорошая и лаконичная формулировка ключевой задачи приватизации дана А. Шлейфером: приватизация "ведет к постоянному перераспределению контроля от бюрократов к инсайдерам фирм и внешним акционерам. Приватизация дает явные преимущества для экономической эффективности потому, что она устанавливает первоначальные права частной собственности" [6, с. 178].
Позитивное воздействие приватизационного процесса, равно как и относительно успешное решение собственно приватизационных проблем, достижимо со всей очевидностью лишь в комплексе мер по финансовой стабилизации, либерализации цен, демонополизации производства, развитию финансовых рынков и проведению активной антимонопольной политики, открытию экономики для импорта товаров и капиталов. Собственно приватизация в условиях переходной экономики не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий, она лишь создает необходимые экономико-правовые предпосылки для этого [ 7,с. 32].
К главной цели приватизации, следует отнести: формирование новой формы собственности - частной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики - это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция; новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. По существу, это реформа базисных отношений - отношений собственности, фундамента социально - экономической системы [10, c.34].
Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является то, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств (к тому же совсем не универсальным).
Конечной
целью приватизации является формирование
эффективного рыночного механизма
управления производством, основанного
на конкуренции экономически свободных
товаропроизводителей, которые самостоятельно,
с учетом социально-экономической
эффективности и
Основной подход к осуществлению приватизации - акционирование и кооперирования государственных предприятий;
После распада СССР, Беларусь имела практически одинаковые со многими пост социалистическими странами стартовые условия, в том числе тотальную государственную экономику.
Мучительно долго рождался у нас закон о приватизации. Его концепция была одобрена в мае 1991г., но лишь с четвертой попытки - 19 января 1993г. - Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят Верховным Советом. Однако полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.[1,ст.95].
Приватизация способствовала становлению негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее время выпускается до 60 процентов объема сельскохозяйственной продукции.
Кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов:
- добровольности членства в кооперативе;
взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности;
- распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива;
- ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;
- ограничения дивидендов по дополнительным паям членов и паям ассоциированных членов кооператива;
- управления деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива - один голос);
- доступности информации о деятельности кооператива для всех его членов.
Действующее в Республике Беларусь законодательство в области приватизации предусматривает условия и возможности участия иностранных инвесторов в данном процессе.
Так, членами производственного кооператива могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Юридическое лицо, являющееся членом кооператива, должно быть представлено в данном кооперативе физическим лицом, уполномоченным надлежащим образом оформленной доверенностью. Граждане и юридические лица могут быть членами нескольких кооперативов, если иное не предусмотрено уставами данных кооперативов.
Государственные предприятия могут быть проданы на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации государственной собственности. Участниками таких торгов могут быть иностранные инвесторы.
В настоящее время реформирование государственной собственности проводилось с целью повышения экономической эффективности работы предприятий, рационализации структуры государственной собственности, пополнения государственного бюджета. При этом изменение организационно-правовой формы объектов государственной собственности осуществлялось на основе принципа «точечного» подхода к приватизации, предполагающего учет финансового состояния реформируемого предприятия, перспектив его развития, развития отраслей и регионов. Некоторое снижение темпов приватизации по сравнению с предыдущими годами связано с повышением требований к целесообразности реформирования объектов государственной собственности, определению планируемого экономического эффекта от изменения организационно-правовой формы предприятий, выбору инвестора, готового взять на себя обязательства по модернизации производства, созданию новых рабочих мест, улучшению социальных условий работающих [ 2, с158].