Основные методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:28, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы совершенствования стилей в нашем изменяющемся мире очень страшна, ведь только мы приспосабливаемя к определенным условиям, как они ту же изменяются. Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 179.68 Кб (Скачать файл)

Введение

     Актуальность  проблемы совершенствования стилей в нашем изменяющемся мире очень  страшна, ведь только мы приспосабливаемя к определенным условиям, как они  ту же изменяются. Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был  взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием  теории великих людей, лучшие из руководителей  обладают определенным набором общих  для всех них личных качеств (уровень  интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование  и высокая степень уверенности  в себе). Поэтому, если можно выявить  у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем  стать хорошим руководителем.

       Однако изучение только личных  качеств дало противоречивые  результаты. Обнаружилось, что "человек  не становится руководителем  только благодаря тому, что обладает  некоторым набором личных свойств", а "структура личных качеств  руководителя должна соотноситься  с личными качествами, деятельностью  и задачами его подчиненных".

     В дальнейшем возник другой, поведенческий  подход, который создал основу для  более точного определения: стиль  управления это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. Степень, до которой  руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его  забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль руководства, характеризующий  данного лидера.

     Но  и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что  в эффективности руководства  значительную роль играют ситуационные факторы, которые ,например, включают потребности  и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие  среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному  вести в различных ситуациях.

Руководство, или  лидерство, – способность оказывать  влияние на отдельных лиц и  на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Конечной целью  деятельности руководителя является достижение целей организации, что он, естественно, делает не без помощи подчиненных. А  привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы  оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации  – это и есть стиль руководства  персоналом.  
 
 

     Основные  методы управления

     Экономические методы управления - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели. В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

       Организационно-распорядительные  методы управления-это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.  К числу организационных методов относят: организационное проектирование, регламентирование,нормирование. При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения. При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения. Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

     Сущность  организационного регламентирования  состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав  фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.). Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы. Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм. Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации. Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

Социально-психологические  методы управления

     Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и  отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны  с другими методами управления. К ним относятся: моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.

     Управление  персоналом

Мотивация исполнителя

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются  в возможностях исполнителей:

- знать (информация  о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение);

- сметь (эти  установки и мероприятия должны  быть "допустимыми" для исполнителей, в том числе не нарушать  юридических и этических норм);

- мочь (исполнители  должны иметь средства для  выполнения порученного);

- хотеть (они  должны быть мотивированы).

Под мотивом  понимают побуждение человеческого  поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения  имеют определенную иерархию (она  обычно называется "пирамидой Маслова") Прежде всего следует обеспечить сотрудника:

- возможностями  выполнить работу;

- определить  его рамки действий;

- четко сформулировать  цели и задачи;

- создать окружение,  способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую  информацию, сформировать организацию,  использовать стиль управления, основанный на сопричастности  исполнителей).

Мотивационное управление концентрируется:

- на влиянии  на состояние мотивации (степени  идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов);

- чувстве его  собственного достоинства (уважения  как личности, сообщения о его  значении для фирмы, ожиданиях  результатов от его деятельности);

- приведении  мотивов в действия (обсуждаются  личные интересы и возможности  сотрудника);

- усилении мотивов;

- оценке работы  и аттестация (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);

- удовлетворении  потребностей;

- обеспечении  процесса мотивации.

     Хорошая работа по мотивации сотрудников  ведет: к увеличению оборота и прибыли; улучшению качества изделий; более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП; повышенному притоку сотрудников; повышению их работоспособности; большей сплоченности и солидарности; уменьшению текучести кадров; улучшению репутации фирмы.

. Процесс формирования управленческих кадров

     Перед каждой фирмой постоянно стоят задачи формирования управленческих кадров. Управляющие увольняются, уходят на пенсию, передвигаются по служебной "лестнице" и т.п. Этапы формирования управленческих кадров показаны на рис. 1.

Рис.1 Схема процесса формирования руководящих кадров

     Обычно  менеджеров находят среди сотрудников  фирмы, что в большинстве случаев  является лучшим решением по очевидным  причинам. При поиске управляющих со стороны пользуются следующими методами: непосредственное обращение к определенным лицам с предложением занять должность (обычно это касается менеджеров высшего звена); заявления о предоставлении работы; объявления в средствах массовой информации, например объявление конкурса в газете (обычно это касается менеджеров среднего и низшего звеньев); услуги посреднических фирм (биржи труда, службы занятости населения).

Предварительный отбор.

Претенденты на занятие должности, как правило, заполняют специальные анкеты, где  указывают все интересующие фирму  данные о себе. По анкетным данным и  предварительным беседам производится:

- отсев неудовлетворяющих  фирму лиц (по возрасту, образованию  и т.д.);

- разделение  остальных менеджеров по профессиональному  признаку (быстрота реакции, оценка  руководителей) и личному положению  (семейное положение, возможность  командировок, возможность работать  в несколько смен и т.п.);

- проведение  бесед с целью определения  системы ценностей и предпочтений  кандидата. 
 

Собственно отбор:

- психологический  тест (логика, анализ, концентрация  внимания);

- тест относительно  образа действий в различных  ситуациях.

Содержание  работы руководителя

Всю работу по управлению можно разделить на две части:

- управление  деятельностью фирмы;

- управление  людьми (персоналом) (рис. 2).

Рис. 2. Основные виды управления

     Руководитель  должен иметь: широкое общее представление  о положении дел за пределами  своего подразделения, осознание изменений  во внешней среде и возможностях их использования; чуткость к ситуациям  внутри и вне фирмы; творческий подход и умение мотивировать себя и персонал; желание и способность сотрудничать; понимание результатов, умение планировать  и выполнять планы; способность  идти на риск; способность принимать решения; готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.

     В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые  права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения  независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и  подчиненными, желать сотрудничать, разрешать  конфликты и т.д.

Качества  руководителя

Управление  фирмой, организацией, учреждением, его  подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно  научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходиться работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей  правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.

Качества  руководителя можно условно разделить  на две группы. Первая группа - его  деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности.

Вторая  группа - интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя  особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем  первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно  сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.

Одно  из основных психологических качеств  руководителя - его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:

- проблемно  и перспективно, заранее определяя  возможные трудности и способы  их преодоления;

- системно, охватывая все стороны дела  и влияющие факторы;

- практически  и обоснованно, отличая действительные  факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или  кажущегося;

- консервативно,  нешаблонно, сочетая преимущества  накопленного опыта с оригинальными,  новаторскими методами руководства;

- оперативно, то есть быстро реагируя на  изменения обстановки, самостоятельно  принимая наиболее рациональные  решения в условиях дефицита  времени;

Информация о работе Основные методы управления