Основные методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:28, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы совершенствования стилей в нашем изменяющемся мире очень страшна, ведь только мы приспосабливаемя к определенным условиям, как они ту же изменяются. Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 179.68 Кб (Скачать файл)
 

Моделирование эффективного стиля  руководства

   Различные рассмотренные модели  позволяют сделать вывод о  необходимости гибкого подхода  к руководству. Чтобы точно  оценить ситуацию, руководитель  должен хорошо представлять способности  подчиненных, причину задачи, потребности,  полномочия и качество информации.

   Руководителю трудно выбрать  стиль руководства, удовлетворяющих  всех членов подчиненного ему  коллектива. Стиль работы складывается  подсознательно и постепенно, пока  не определиться совокупность  приемов общения с подчиненными  и воздействия на них, позволяющих  находить наиболее эффективное  и правильное решение. Становление  стиля управления это всегда  сложный и долговременный процесс.  Руководителю требуется много  времени, для ознакомления с  деятельностью организации, а  особенно для оценки профессионального  уровня своих подчиненных. Руководителю  необходимо знать, как уметь  подойти к каждому из своих  сотрудников, как правильно направить  стимулирующее воздействие и  наказать в случае необходимости. 

   Успешность выбора стиля определяется  тем, в какой степени руководитель  учитывает способность и готовность  подчиненных к исполнению его  решений, традиции коллектива, а  так же оценит и свои возможности,  такие как уровень образования,  стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой  степени зависит так же от  подготовки и поведения подчиненных. 

   Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля руководства  не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого  руководителя наблюдаются общие  черты, различных стилей при  преобладающей роли какого-либо  одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.

   На формировании стиля руководства  сказывается также уровень иерархии  управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом  в одних ситуациях и демократом - в других).

   Если обратиться к историческому  прошлому, то в период социалистической  экономики при недостаточной  подготовленности кадров широкое  распространение получил автократический  стиль, и это было оправдано.  Но в современных условиях, когда  подчиненные склонны к самостоятельным  действиям, при возросшем интеллекте  работников, очевидно, что у него  нет будущего. Успехи в системе,  руководимой в директивном стиле,  длительный период имеют кажущиеся,  нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений  неизбежно наступает упадок. И  тогда обнаруживается, что перспективные  цели приносились в жертву  текущим, подавлялась инициатива  подчиненных. 

   Приведенные данные, как и в  целом практика руководства, свидетельствует  о неизбежном переходе от автократического  и либерального к демократическому  стилю, преимущества которого  обнаруживаются сейчас, когда постепенно  преодолеваются административные  методы управления.

   В наши дни не может рассчитывать  на успех руководитель, который  видит в подчиненных не более  как исполнителей.

   Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно  должен научиться пользоваться  всеми стилями, методами и типами  влияния, наиболее подходящими  для конкретной ситуации, а не  использовать какой-то один стиль  руководства на протяжении всей  своей карьеры. 

   Руководство является до некоторой  степени искусством. Возможно, по  этой причине исследователи не  смогли разработать и обосновать  теорию эффективного стиля руководства,  которой бы можно было использовать  в самых разных ситуациях и  самым разным руководителям. Но  возможно если бы этот стиль  был выработан, то само руководство  потеряло бы всю свою привлекательность,  рискованность, превратилось бы  в набор стандартных действий  и приемов. Но все рассмотренные  стили руководства помогут руководителю  научиться выбирать стиль, сообразный  конкретной ситуации. В некоторых  ситуациях руководители могут  добиться эффективности своей  работы, структурируя задачи, планируя  и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая  поддержку. В других ситуациях  руководитель может посчитать  более правильным оказывать влияние  на подчиненных, а не структурировать  условия осуществления их работы. Со временем те же самые  руководители сменят стиль из-за  изменения характера задачи, с  возникающими перед подчиненными  проблемами, давлением со стороны  высшего руководства и многими  другими факторами, характерными  для организации. Поэтому эффективные  руководители - это те, кто может  вести себя по-разному - в зависимости  от требований реальности.

Примеры стилей руководства.

Пример  1 (Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказать влияние на людей». Пример либерального стиля управления.)

«…На  заводе, принадлежащем Чарлзу Швабу, был один начальник цеха, чьи рабочие  не выполняли сменного задания.

«Как  это может быть,- спросил Шваб, -что такой дельный человек, как  вы, не в состояние добиться выполнения задания?»

«Не знаю,- ответил инженер,- я уговаривал рабочих, я их подгонял, я ругался, я рвал и метал, я грозил им вечным проклятием и увольнением .Но все безрезультатно. Они просто не хотят как следует  работать». Разговор происходил в конце  дня, как раз перед приходом ночной смены.

«Дайте  мне кусок мела»,- сказал Шваб. Затем  обернувшись к ближайшему рабочему он спросил, он спросил: «Сколько плавок дала сегодня ваша смена?». «Шесть».

Неговоря  больше не слова, Шваб нарисовал мелом  на полу большую шестерку и ушел. Когда пришли рабочие ночной смены, они увидели цифру «шесть»  и спросили что она означает.

«Сегодня  приходил сам хозяин,- ответили рабочие  дневной смены.- Поинтересовался  сколько мы дали плавок, мы сказали  шесть. Он написал это мелом на полу».

На следующее  утро Шваб снова зашел в литейный цех. Ночная смена стерла цифру «6»  и заменила ее большой «7». Рабочие  дневной смены, придя, увидели нарисованную мелом на полу большую «7». «Ах  так, значит, ночная смена считает  себя лучше дневной?».

Они энергично  взялись за дело и вечером, уходя, нарисовали огромную цифру «10».

…Вскоре этот отстающий цех обогнал по выработке все остальные цеха завода…»

Пример  2 (Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и оказать влияние на людей». Пример либерального стиля управления.)

«….Адольф Селтц  из Филадельфии, слушатель одного из моих курсов, вдруг столкнулся с  необходимостью пробудить энтузиазм  у деморализованной и дезорганизованной  группы агентов по сбыту автомобилей. Собрав совещание, он попросил их как  можно детальнее изложит все, чего они от него ожидают. По мере того как они высказывали, он записывал  их соображения мелом на доске. Затем  он сказал: «Я выполняя все, чего вы ожидаете от меня. Теперь я хотел бы, чтобы вы сообщили мне, чего я вправе ожидать от вас». Ответы последовали незамедлительно: лояльности, честности, инициативы, оптимизма, духа коллективизма, восьмичасовой работы, исполненной энтузиазма. Один агент вызвался трудиться по четырнадцать часов в день. Настроение после совещания стало бодрым, возникли новые идеи, и Селтц поведал мне, что сбыт колоссально возрос….» 
 

Пример  3 (из жизни)

Пример авторитарного стиля могу привести из своей жизни, так как серьезно занималась лыжным спортом. Я абсолютно уверена, что строгость иногда очень полезна, и даже необходима. Она настраивает на нужную волну, на работу. Очень важно что бы спортсмен незамедлительно выполнял требования тренера, безгранично ему доверял, хотя конечно своя инициатива иногда тоже должна присутствовать.

Пример  4 (из жизни)

Еще одним ярким  примером из моей жизни является автошкола. Вот там-то точно авторитарный стиль  управления, все еще волосы дыбом  встают от воспоминаний. Шаг вправо, шаг влево – «расстрел»! Это  и понятно ведь управление автомобилем  - это большая ответственность. От тебя зависит не только судьба автомобиля, но твоя жизнь и жизнь других людей. Лично мне повезло, но на многих моих знакомых инструктора ругались матом (хотя я считаю, что это не выход). Из личного опыта могу сказать  что если они хвалят, то после  занятия. И это, кстати, является неплохим стимулом для продолжения обучения.

Пример  5. (из жизни)

Моя мама работала в строительной фирме ООО «УралСтрой», которая обязалась построить корпус гостиницы «Карагай» за 4 месяца, но из-за того, что глава фирмы предоставил свободу действий прорабам, стройка затянулась более чем на 7 месяцев.

   Данный пример показывает, что  использования либерального стиля руководства в строительной компании будет неэффективным .Для данного примера подойдет ярко выраженный авторитарный стиль с элементами демократического стиля ( обсуждение какой либо проблемы, задачи с подчиненными).

   Пример 6. (Компьютерный журнал CHIP)

   Известная компьютерная фирма IMB разработала новую систему передачи данных через торсионные поля. Данная разработка была открыта одной группой программистов и некоторыми профессионалами в области физики. После того как эта группа известила об данном прорыве свое начальство, начались бюрократические  проблемы. Только через 2 месяца данная информация попала в руки директоров компании, но было уже поздно, так как данная разработка была показана другой кампанией на рынке новейший технологий.

   На данном примере мы можем  рассмотреть слабые стороны  демократического стиля руководства. В этом случае необходимо компилирование 3-ех стилей руководства. Использование либерального, демократического, авторитарного стиля позволит создать гибкую систему руководства, которая позволит управлять компанией в постоянно изменяющемся мире.  
 

   Пример 7. (Пример из жизни)

   В городе Новоуральске есть предприятие ОАО УЭХК. Оно имеет огромный штат сотрудников. Главный директор занят текущей работой и уделяет недостаточное внимание общению с подчиненными. Точнее проводятся оперативки, но в очень узком кругу. Донести какую-либо информацию «снизу-наверх» практически невозможно. Директор считает, что является весьма компетентным специалистом, и весьма комфортно чувствует себя в операционной роли.

   Сотрудники отдела в свою очередь оценивают себя как весьма способных профессионалов стремящихся принимать участие в деятельности отдела и проявлять инициативу.

   Если говорить о данном примере  то хотелось бы заметить, что начальник отдела использует авторитарный стиль руководства, этот стиль был описан в теоретической части работы. У этого стиля есть сильные и слабые стороны, но в данном случае придерживаться одним стилем руководства будет не выгодным так как человеческие ресурсы будут использованы не полностью. Лучшим выходом из положения будет компиляция демократического стиля и авторитарного. Комбинирования данных стилей руководства приведет к улучшению связей между начальником и подчиненными.

   Пример 8. (Пример из жизни)

   Фирма «Реклама для Вас» в городе Новоуральске имеет в штате сотрудников нескольких художников, которые должны работать совместно. Глава фирмы пользуется либеральным стилем руководства. Все сотрудники данной фирмы довольны стилем руководства, но, к сожалению, от этого страдают заказчики. Так как на принятия совместных решений требуется слишком много времени.

   В данной ситуации можно сказать,  что решение данной проблемы  лежит в изменении стиля руководства, точнее будет сказать в комбинировании стилей руководства. Можно сказать, что просто необходим лучший контроль со стороны руководителя фирмы, этого можно добиться, если включить в нынешний стиль руководства элементы авторитарного стиля. При этом улучшится контроль над сотрудниками и, следовательно, выполнения заказов будет более быстрым.

   Пример 9.

   Одна из политических партий  во время выборочной компании  стала использовать авторитарный  стиль управления, при этом все  нити управления были у ПР  менеджера. Из-за не хватки  персонала в виде менеджеров по маркетингу, ПР менеджер должен был взвалить часть обязанностей на себя, в следствии чего возникла нехватка времени и ухудшился контроль над предвыборной компанией.

Информация о работе Основные методы управления