Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 17:33, курсовая работа
В органах местного самоуправления работает много специалистов высокой квалификации, с большим опытом работы в своих сферах, но воспитанных в старых традициях административно-командной системы. Они не воспринимают собственную деятельность как специфическую муниципальную управленческую деятельность и используют в своей работе подходы, характерные для управления хозяйственными структурами или структурами государственного управления.
Причины такого положения дел — это, прежде всего недолгая история муниципального управления в России и несовершенная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров.
1 КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кадры муниципального управления
— это совокупность работников,
профессионально выполняющих
В основе системы кадрового обеспечения муниципального управления лежит процесс планирования потребности в персонале. Схематичная система кадрового обеспечения изображена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Система кадрового обеспечения организации.
В органах местного самоуправления
работает много специалистов высокой
квалификации, с большим опытом работы
в своих сферах, но воспитанных
в старых традициях административно-
Причины такого положения дел — это, прежде всего недолгая история муниципального управления в России и несовершенная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров.
Основной костяк кадров муниципального управления составляют муниципальные служащие.
Кадры муниципального управления входят в более широкую категорию «кадры управления», профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций по управлению социально-экономическими процессами. По существующей классификации кадры управления подразделяются на три группы в соответствии с участием в подготовке, принятии и реализации управленческих решений:
Конкретный состав кадров администрации муниципального образования определяется ее штатным расписанием. С учетом занимаемой должности предметом деятельности муниципального менеджера в различных соотношениях может быть выполнение собственно управленческих (руководящих), исполнительских и контрольных функций.
Кадровое обеспечение
в муниципальном управлении –
это деятельность, направленная на
комплектование профессионально
Требования к уровню знаний, умений и навыков муниципальных служащих зависят от занимаемой должности и выполняемых функций (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Функции различных групп муниципальных служащих
Звено |
Низовое |
Среднее |
Высшее |
Должности работников |
Специалисты |
Руководители структурных подразделений. Главные и ведущие специалисты |
Главы администраций, их заместители.Руководители
крупных структурных |
Основной вид управления |
Оперативное управление |
Тактическое управление |
Стратегическое управление |
Функции |
Выполнение текущих задач. Контроль за выполнением решений руководства |
Трансформация решений руководства в задания подчиненным, координация их работы.Информационное обеспечение высшего звена |
Управление экономическими, политическими и социальными процессами на территории. Представительские функции |
С учетом выполняемых функций к муниципальным менеджерам предъявляются следующие требования.
Низовое звено — знание конкретной сферы деятельности специалиста, методов подготовки и принятия управленческих решений, способов мотивации труда, психологии, умение ослаблять напряжение, в том числе вызванное решениями руководства.
Среднее звено — знание научных методов управления, общего менеджмента, специальных экономических и управленческих наук, владение практическими инструментами и методиками этих наук, знание социально-психологических методов управления, аналитические навыки.
Высшее звено — умение предвидеть и оценить ситуацию, а также перспективность того или иного дела, гибкость и адаптивность к изменениям внешней среды, обладание качествами лидера, новаторское мышление, владение инструментами стратегического и инновационного менеджмента, знания по общим, экономическим, специальным и конкретным муниципальным наукам, навыки консультирования, социально-психологические и другие навыки.
Можно сказать, что чем выше занимаемая должность, тем более значительную роль в деятельности муниципального менеджера играют управленческие и экономические знания и тем меньше значение технических знаний и навыков.
Специфика и содержание управленческого
труда в системе муниципального
управления определяют требования не
только к соответствующим
К числу интеллектуальных ключевых способностей муниципального служащего относятся:
Хотя перечисленные
Эти способности и качества приобретают особое значение для муниципальных служащих в силу того, что именно в этой сфере управленческой деятельности предоставляются жизненно важные услуги гражданам. Поэтому количество и интенсивность контактов с внешней средой (населением, предпринимателями, учреждениями, общественными организациями и т. д.) особенно велики. Причем в эти контакты оказываются вовлеченными не только руководители, но и рядовые сотрудники органов муниципального управления.
В самом общем виде муниципальный управленец — это сотрудник по оказанию услуг клиентам - гражданам, по удовлетворению их спроса и потребности.
Ключевое значение в процессах
кадрового обеспечения и
1.2 Подбор, оценка и расстановка муниципальных служащих
Подбор муниципальных
служащих заключается в установлении
пригодности работников (оценке) и
отборе наиболее подготовленных для
выполнения обязанностей по определенной
должности муниципальной
Расстановка муниципальных служащих предполагает обоснованное и экономически целесообразное распределение работников по структурным подразделениям и должностям в соответствии с уровнем и профилем подготовки, опытом работы, деловыми и личностными качествами.
При подборе кадров муниципальной
службы может быть предусмотрен конкурс
на замещение соответствующих
Почти во всех странах условием
приема на муниципальную службу служит
наличие у претендента
При отборе муниципальных служащих с ними проводится собеседование, цель которого дополнить данные письменных источников.
Методы оценки муниципальных
служащих зависят, прежде всего, от характера
и специфики их работы. Оценку работников,
осуществляющих относительно несложную
работу, провести проще, чем оценку
руководителей. Для выявления у
кандидата качеств, необходимых
для замещения вакантной
Для оценки претендентов на муниципальную службу иногда полезно использовать тестирование. Оно заключается в решении претендентом заранее подготовленных задач (тестов) по какой-либо проблеме из соответствующей сферы муниципальной деятельности и установлении на этой основе количественных показателей, определяющих уровень кандидата.
Поскольку найти идеального
работника практически
Первичная подготовка муниципальных служащих осуществляется в высших учебных заведениях в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Под профессиональной переподготовкой понимается обучение муниципальных служащих с целью получения дополнительных теоретических знаний, практических навыков, необходимых для выполнения новых видов профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется по программам в объеме свыше 500 часов, длится от трех до шести месяцев с отрывом от работы и от шести месяцев до года без отрыва от работы, заканчиваясь защитой дипломной работы.
Под повышением квалификации понимается обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в связи с необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации может включать краткосрочное тематическое обучение по профилю профессиональной деятельности с защитой реферата или обучение для углубленного изучения проблем по профилю профессиональной деятельности с защитой выпускной работы. Обучение осуществляется по мере необходимости, но не реже раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности муниципального служащего.
Стажировка является отдельным видом профессионального дополнительного образования. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих служит подсистемой образовательной системы России и в качестве структурных элементов включает:
При функционировании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих должны учитываться следующие семь принципов.
1. Обеспечение опережающего характера обучения.
Реализация этого принципа
связана с определением и анализом
проблем развития территории, решение
которых требует
2. Непрерывность обучения.
Непрерывность обучения предполагает
преемственность процессов