Основные принципы и функции внутрифирменного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия, будь оно государственным, кооперативным, смешанным, акционерным обществом и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
1. Основные принципы и функции внутрифирменного управления и их развития……………………………...........4
1.1 Принципы внутрифирменного управления……………4
1.2 Суть и назначение основных функций управления…………………………………………………...11
1.3 Маркетинг как специфическая функция
управления…………………………………………………...13
1.4 Развитие внутрифирменного планирования………………………………………..………14
1.5 Организационная культура……………………………17
1.6 Новые формы реализации функций мотивации…….18
2. Анализ зарубежного опыта управления……………….20
2.1 Американская модель управления…………………….20
2.2 Управления персоналом в ООО "Макдоналдс"...........24
2.3 Организационная структура предприятия
Google.......................................................................................28
3. Опыт российских предприятий по адаптации зарубежных моделей управления.........................................36
Вывод........................................................................................43
Список литературы………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования  и Науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Основные принципы и функции внутрифирменного управления»

 

 

Выполнил(а):

                                                                        Проверил(а):  

 

 

 

 

Казань – 2012

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение……………………………………………………….3

1. Основные принципы и функции внутрифирменного управления и их развития……………………………...........4

1.1 Принципы внутрифирменного управления……………4

1.2 Суть и назначение основных функций управления…………………………………………………...11

1.3 Маркетинг как специфическая функция

управления…………………………………………………...13

1.4 Развитие внутрифирменного планирования………………………………………..………14

1.5 Организационная культура……………………………17

1.6 Новые формы реализации функций мотивации…….18

2. Анализ зарубежного опыта управления……………….20

2.1 Американская модель управления…………………….20

2.2 Управления персоналом в ООО "Макдоналдс"...........24

2.3 Организационная структура предприятия

Google.......................................................................................28

3. Опыт российских предприятий по адаптации зарубежных моделей управления.........................................36

Вывод........................................................................................43

Список  литературы………………………………………...45

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

   Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития организаций. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации  товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.

    Многообразие форм собственности, конкуренция между ними, ускоренное развитие рыночных отношений требуют особо тонкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей важнейшей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности труда. Вместе с тем она должна обладать способностью к саморегулированию и самосовершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.

    Менеджмент учит тому, как, зная приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия, будь оно государственным, кооперативным, смешанным, акционерным обществом и т.д.

    Широкое распространение научных подходов и методов менеджмента в управленческой деятельности позволит дать импульс в ее развитии за счет повышения обоснованности принимаемого решения и снижения риска инвестиций.

    Возросшие в настоящее время в нашей стране требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми современными управленческими навыками. Все решения по финансовым, организационным и другим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в сфере организации управления, которые осуществляют и контроль за выполнением намеченного.

    Главная задача управления – налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке на ближайшую и дальние перспективы. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы.

    В основе научного управления лежат следующие положения: важность применения научного анализа для определения наилучшего способа достижения целей; целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретной цели; необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

    Кроме того, на современном этапе в управлении важное место отводится взаимодействию с внешней средой, учету ее изменений, ориентации всей деятельности предприятий, исходя из сложившихся условий.

 

 

 

1.Основные принципы и функции внутрифирменного управления и их развития.

1.1 Принципы внутрифирменного управления

 

           Экономические интересы собственников, управляющих и работников фирмы во многом совпадают, ибо от конкурентоспособности предприятия зависят доходы всех этих субъектов. Но они не тождественны друг другу, вследствие чего между ними могут возникать противоречия. Поэтому искусство менеджмента обязательно включает в себя умение наладить гибкое взаимодействие и с владельцами фирмы, и с ее наемным персоналом. В большинстве мелких и средних компаний собственники сами одновременно выступают в качестве менеджеров. Следовательно, главное заключается в установлении взаимовыгодных отношений и взаимопонимания между владельцами и наемными работниками. Эти отношения регулируются и индивидуальными контрактами (соглашениями, договорами), которыми определяются условия найма отдельных работников, и коллективными договорами, где данные условия трансформируются с позиций всего трудового коллектива или профсоюза, и, наконец, законодательством. Менеджмент не может не учитывать эту регламентацию. Но он не может игнорировать и присущих самой управленческой деятельности принципов и норм. По мнению западных специалистов, ключ к успешной деятельности предприятия — это, прежде всего соблюдение и постоянное обеспечение определенной логики в организации управления предприятием. Эта логическая цепь характеризуется следующими причинно-следственными связями:

Действия руководителей  предприятия

Поведение работников

Производственная деятельность коллектива

Результативность работы

       Как видим, западные специалисты полагают, что ключевым моментом эффективной работы предприятия являются умелые, продуманные действия его руководителей. Квалифицированное руководство позволяет направить в нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию и возбудить мотивацию их действия, способствующую успешной работе. В итоге производственная деятельность коллектива приобретает нужную целеустремленность, организованность и продуктивность. Следствием соблюдения логики менеджмента в трех первых элементах цепи выступает получение желаемого конечного результата. Тем самым успех приходит тогда, когда качественное руководство порождает активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в эффективной производственной деятельности.

В западном менеджменте  принято различать:

а) техническую деятельность по созданию и освоению, применению в производстве прогрессивных видов  материалов, техники, технологий в определенных отраслях;

б) управленческую деятельность по организации, координации действий; обеспечение упорядоченности, и  согласованности производственных процессов.

       В первой половине XX в., когда господствовала система массового производства, на внутрифирменном уровне отношения между работодателем и наемными работниками в капиталистических странах складывались в виде режима, так называемого фордизма-тейлоризма. Он представляет собой систему организации поточно-массового производства, основанную на применении стандартизации, типизации и конвейеризации производственных процессов. Система впервые введена на автозаводах Г. Форда в первой четверти XX в. Методы фордизма позволяют предпринимателям повышать производительность труда за счет его предельной 'интенсификации.

       Еще до Второй мировой войны зародилась и стала все более широко применяться иная система внутрифирменных отношений между наемными работниками и работодателями, которая получила название системы человеческих отношений. Ее основателем стал американский психолог и социолог Е. Мейо. Суть его теории такова: продуктивность человеческого труда в итоге решает совсем не машина, а человеческая психология. Отсюда вывод: хороший предприниматель никогда не должен быть только формальным руководителем своего наемного работника, а в полном понимании быть его опекуном, для которого не безразлична личная жизнь подчиненного (его домашние условия, семейная обстановка), потому что в результате все эти факторы влияют на продуктивность человеческого труда.

      Описывая систему человеческих отношений, которая пришла на смену так называемому фордизму-тейлоризму, один из последователей Е. Мейо, В.И. Терещенко перечисляет ряд качеств менеджера, способствующих созданию благоприятного психологического климата внутри фирмы и, следовательно, ее эффективному управлению:

быть всегда управляющим, а не погонщиком;

обладать уверенностью в себе, не переходящей в зазнайство;

быть позитивным критиком своих подчиненных, т. е. указывать  способы исправления ошибок и  просчетов;

уметь заинтересовывать и показывать, т. е. учитывать психологические особенности личности;

уметь ценить время своих  подчиненных;

вежливо, доброжелательно  относиться к своим подчиненным;

уметь говорить и молчать, т. е. коротко и четко выражать свои распоряжения и внимательно выслушивать мнение подчиненных;

обладать чувством юмора, умением посмеяться, оценить удачную  шутку, иногда над самим собой;

интересоваться и изучать  своих подчиненных, поскольку, хотя люди и разные, но все ценят доброжелательное внимание к своей личности, своей семье.

В.И. Терещенко выделяет 5 вопросов, правильные ответы на которые  позволяют достаточно эффективно организовать управление делом.

1. Для чего делается  конкретная работа? Ответ обеспечивает  целесообразность деятельности  на всех стадиях.

2. Почему данная работа  выполняется именно здесь, в  этом подразделении? Ответ способствует  оптимизации структуры фирмы.

3. Почему то, что делается, выполняется в какой-то определенный  период? Ответ позволяет правильно  спланировать этапы деятельности  фирмы, ее подразделений и работников.

4. Почему основную  работу исполняет именно этот  человек, а не другой? Ответ  является предпосылкой для эффективного  материального и морального стимулирования  конкретных работников.

5. Почему это делается  так, а не иначе? Ответ обеспечивает климат постоянного поиска в области технологических усовершенствований.

      Наибольшая отдача от применения данных принципов и норм управленческих отношений достижима, с одной стороны, в условиях законодательно закрепленных широких полномочий трудовых коллективов, а с другой — при твердом единоначалии в деле претворения в жизнь совместно подготовленных и принятых решений и программ. Разумеется, в каждой фирме формы разрешения диалектического противоречия между самоуправлением коллектива и единоначалием менеджмента складываются достаточно специфично. Однако учет обеих этих сторон управленческих отношений в оптимальном их сочетании применительно к особенностям конкретной фирмы является обязательным для выработки адекватной стратегии ее рыночного поведения и осуществления выбранной стратегии. Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они  объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Классификация принципов управления

 Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

1) научность;

2) системность и комплексность;

3) единоначалие и коллегиальность;

4) демократический централизм;

5) сочетание отраслевого  и территориального подхода в  управлении.

 Принцип научности

 Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку

 Внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания — от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.

Информация о работе Основные принципы и функции внутрифирменного управления