Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Тенденции развития транспорта в мировой экономике - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Мировая транспортная система относится к числу ключевых секторов мирового хозяйства, оказывающих важное значение на динамику экономических процессов, глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях играет важнейшую роль в осуществлении мирохозяйственных связей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Транспортный комплекс мирового хозяйства
1.1. Основные виды транспорта и их характеристика
1.2. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры
1.3. География мирового транспорта
Глава 2. Основные тенденции развития мирового транспорта и их социально-экономические последствия
2.1. Основные направления развития мирового транспорта (вкл.М/н согл и конвенции о м/н перевозках)
2.2. Социально-экономические результаты развития мировой транспортной инфраструктуры (изм.в мировом грузообороте и пасажирск. перевозках.)
2.3. Место транспорта России в мировой транспортной системе
Глава 3. Перспективы развития мирового транспортного комплекса
3.1. Инвестиции в транспорт и перспективы развития отдельных видов транспорта
3.2. Транспортное обслуживание международных экономических связей

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ транспортн.комплекс.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)


Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике

 

Введение

Глава 1. Транспортный комплекс мирового хозяйства
1.1. Основные виды транспорта и их характеристика
1.2. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры
1.3. География мирового транспорта
Глава 2. Основные тенденции развития мирового транспорта и их социально-экономические последствия
2.1. Основные направления развития мирового транспорта (вкл.М/н согл и конвенции о м/н перевозках)
2.2. Социально-экономические результаты развития мировой транспортной инфраструктуры (изм.в мировом грузообороте и пасажирск. перевозках.)

2.3. Место транспорта России в мировой транспортной системе
Глава 3. Перспективы развития мирового транспортного комплекса

3.1. Инвестиции в транспорт и перспективы развития отдельных видов транспорта

3.2. Транспортное обслуживание международных экономических связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Транспортный комплекс мирового хозяйства

Введение

Тенденции развития транспорта в мировой экономике - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Мировая транспортная система относится к числу ключевых секторов мирового хозяйства, оказывающих важное значение на динамику экономических процессов, глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях играет важнейшую роль в осуществлении мирохозяйственных связей.

Транспорт - важная составляющая часть мировой экономике, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта, Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса равных материалов готовой продукции, их пропускная способность и т.д. Важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является важным преимуществом для размещения производственных сил и дает интеграционный эффект. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях. В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Это так называемые прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта.

Цели: изучить транспортную систему в мировой экономике.

Задачи: рассмотреть основы развития транспортной инфраструктура, выявить ее сущность и задачи, а также рассмотреть роль и общественное значение транспорта. Объяснить преимущества и недостатки отдельных транспортных цепей, рассмотреть перспективы развития транспортной инфраструктуры.

1.1. Основные виды транспорта и их характеристика

Транспорт - отрасль, которая осуществляет передвижение грузов и пассажиров. Для успешного развития мировой экономики при огромных пространствах между материками и размещенных на них ресурсах и промышленных центрах требуется хорошо отлаженная работа транспорта. Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.

Существуют пять основных видов современного транспорта;

- сухопутный - железнодорожный, автомобильный, трубопроводный.

- водный (морской и речной),

- воздушный.

Вместе они образуют единую транспортную систему мира.
Мировая транспортная система - это совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств мирового хозяйства.

Железнодорожный транспорт и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов. Около 50% общей длины железных дорог приходится на 10 стран – США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа

Железнодорожный транспорт возник в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города. После Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение. На грузовых перевозках она не выдерживала конкуренции автомобильного транпорта, на пассажирских — самолётов (на больших расстояниях) и личного автомобиля (на коротких расстояниях). У железных дорог много преимуществ — высокая грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокая скорость. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог.

В конце последнего десятилетия XX века, сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трёхсот километров в час. Такие железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. Высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов. Электрифицированные железные дороги намного экологичнее автомобильного транспорта.

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн. км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и др.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.)
Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом  на дальние расстояния. Автомобильный транспорт часто называют транспортом XX века, так как, зародившись на заре нашего века, он стал ведущим среди видов сухопутного транспорта. Протяженность его сети растет и достигла сейчас 24 млн. км., причем около 1/2 приходится на США, Индию, Россию, Японию, Китай. Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта, он моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта — маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов для которых критична скорость доставки, например скоропортящихся продуктов.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн. км, или 70% мировой транспортной сети).
           Абсолютное большинство ныне существующих автомобилей — автомобили индивидуального пользования (легковые), для поездок на расстояния до двухсот километров. Общественный автомобильный транспорт широко распространены также автобусы (с вместимостью от 10 пассажиров). В связи с повышением в конце XX века комфортности туристических автобусов, они вполне успешно конкурируют в области перевозки туристов с железными дорогами.

Несмотря на преимущества, автомобильный транспорт имеет много недостатков. Легковые автомобили — самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты необходимые на перемещение одного пассажира. Основная доля (63%) экологического ущерба планете связана с автотранспортом. Экологический ущерб наносится окружающей среде и обществу при эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры. В частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди.

Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию — меньше.

Водный транспорт, благодаря своим преимуществам (водный транспорт — самый дешёвый после трубопроводного) сейчас охватывает 60—67% всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы — строительные материалы, уголь, руду — перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрым автомобильным и железнодорожным транспортом). На перевозках через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, руда. Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями. Исключения — скоростные суда на подводных крыльях  и суда на воздушной подушке. Также велика роль паромов и круизных лайнеров.

Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала. Основной тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные станции. Существуют экспериментальные трубопроводы в которых твёрдые сыпучие грузы перемещаются в смешанном с водой виде. Самый повседневный вид трубопроводного транспорта — водопровод и канализация

Трубопроводный транспорт - один из наиболее динамично развивающихся видов транспорта. Пожалуй, его главным отличием от других видов транспорта является тот факт, что в процессе транспортировки товара перемещается сам товар, но не транспортное средство (во многом это обусловлено физическими свойствами транспортируемого товара - нефти, газа, др.).
Создание широкой сети трубопроводов позволило более эффективно перемещать природный газ, нефть и нефтепродукты на большие расстояния без промежуточных процессов их перегрузки, что имеет место на других видах транспорта. Отсюда возникает важная особенность трубопроводного транспорта - непрерывность его функционирования.

Достоинство трубопроводного транспорта - возможность прокладки его магистралей в условиях разного рельефа местности, через большие водные пространства, в том числе моря, в условиях вечной мерзлоты. Этот вид транспорта может функционировать в любых климатических и погодных условиях, потери при транспортировке минимальны.

Однако создание газа и нефтепроводов приводит к определенным экологическим проблемам (разрыв труб и выброс нефти и газа, нарушение естественного покрова при прокладке труб, в северных районах при наземных трассах трубопроводов - помехи для миграции животных).
Суммарная протяженность только магистральных нефти  и газопроводов в мире приближается к 2 млн. км, т.е. почти вдвое превышает длину железных дорог и в продолжает увеличиваться. Трубопроводы, в особенности магистральные, с большой пропускной способностью, пролегают в основном по трассе месторождение - переработка - потребитель, которая может быть растянута на многие километры по территориям нескольких стран.
Трубопроводный транспорт — активно развивается благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа. Трубопроводный транспорт составляет 11 % от объема мирового грузооборота.

1.2 Общие принципы развития транспортной инфраструктуры
        

Транспортный сектор является важным компонентом экономики, влияющим на развитие и благосостояние населения. Эффективная работа транспортной системы обеспечивает экономические и социальные преимущества, которые приводят к позитивным последствиям, таким как улучшение доступа к инвестициям и рынкам. Если транспортная система имеет ограниченную пропускную способность, то это приводит к дополнительным экономическим издержкам. Транспорт также несет важную социальную и экологическую нагрузку. Таким образом, с точки зрения экономических последствий транспорт оказывает прямое и косвенное влияние:

- прямые последствия связаны с доступностью транспорта, которая позволяет осваивать новые рынки и экономить время и затраты;

Информация о работе Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике