Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Тенденции развития транспорта в мировой экономике - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Мировая транспортная система относится к числу ключевых секторов мирового хозяйства, оказывающих важное значение на динамику экономических процессов, глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях играет важнейшую роль в осуществлении мирохозяйственных связей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Транспортный комплекс мирового хозяйства
1.1. Основные виды транспорта и их характеристика
1.2. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры
1.3. География мирового транспорта
Глава 2. Основные тенденции развития мирового транспорта и их социально-экономические последствия
2.1. Основные направления развития мирового транспорта (вкл.М/н согл и конвенции о м/н перевозках)
2.2. Социально-экономические результаты развития мировой транспортной инфраструктуры (изм.в мировом грузообороте и пасажирск. перевозках.)
2.3. Место транспорта России в мировой транспортной системе
Глава 3. Перспективы развития мирового транспортного комплекса
3.1. Инвестиции в транспорт и перспективы развития отдельных видов транспорта
3.2. Транспортное обслуживание международных экономических связей

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ транспортн.комплекс.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

- косвенные последствия связаны с экономическим эффектом, когда цена товара или услуги снижается, а разнообразие увеличивается.

Мобильность является одной из наиболее фундаментальных и важных характеристик экономической деятельности, поскольку она удовлетворяет основную потребность в переходе от одного места к другому: необходимо разделять пассажиров, грузы и информацию. Страны, обладающие большей мобильностью, имеют более широкие возможности для разработки и продвижения на рынки товаров и услуг, чем те, кто испытывает ее недостаток. Сокращение мобильности препятствует развитию. Мобильность, таким образом, является катализатором и надежным показателем развития.

Предоставление мобильности промышленности – это новые товары и услуги, новые рабочие места, эффективное вложение капитала. В Европе на транспорт приходится в среднем от 10% до 15% расходов домашних хозяйств, в то же время около 4% от стоимости каждой единицы продукции в обрабатывающей промышленности, но эта цифра колеблется в значительной степени и зависит от сектора производства. Транспорт связывает воедино факторы производства в сложной сети отношений между производителями и потребителями. Результатом обычно является более эффективное разделение производства, средств разработки, увеличение масштаба и охвата производства. Таким образом, транспорт способствует эффективному разделению производства, распределению капитала и рабочей силы. Экономический рост во все большей степени связан с транспортом, а именно с инфраструктурой.

Изменения в транспорте, которые произошли с момента начала промышленной революции, были связаны с ростом экономических возможностей. Транспорт играет стимулирующую роль в миграциях, изменяя экономическую и социальную географию многих стран. Например, основные потоки международной миграции, которые имели место после 18-го века, расширили международные и континентальные транспортные системы, которые радикально изменились с бурно развивающейся экономикой Северной Америки и Австралии.

Транспорт сам по себе не является достаточным условием для развития, однако отсутствие транспортной инфраструктуры можно рассматривать как сдерживающий фактор развития. Инвестиции в транспортную инфраструктуру, таким образом, можно рассматривать в качестве инструмента регионального развития, особенно в развивающихся странах. Взаимосвязь между транспортом и экономическим развитием, трудно проследить и этот вопрос официально обсуждается в течение многих лет. Этапы развития транспорта, так же как и развитие транспортной системы, происходят в пространстве и времени, поскольку они включают в себя сроки и характер воздействия транспорта на экономическое развитие. Транспорт как технология, как правило, имеет следующий путь развития: внедрение, принятие и распространение, и наконец, устаревание, каждый этап оказывает влияние на темпы экономического развития. Кроме того, имеет место амортизация активов, которые требуют постоянного обслуживания и обновления. Таким образом, транспортные инвестиции для их амортизации влияютна инфраструктуру. В общем, транспортные технологии могут быть связаны с пятью крупными волнами экономического развития, где конкретный режим или система возникла.

Морские порты. Связанны с ранними этапами европейской экспансии от 16 до 18-го века. Развитие международной торговли шло путем разрастания колониальных империй, но сдерживалось ограниченностью внутреннего доступа.

Реки и каналы. На первом этапе промышленной революции в конце 18 и начале 19 века была связана с развитием систем каналов в Западной Европе и Северной Америке, главным образом для перевозки тяжелых грузов.

Железные дороги. Второй этап промышленной революции в 19 веке был тесно связан с разработкой и осуществлением железнодорожных систем, некоторые из них – трансконтинентальные, позволявшие более гибко использовать внутренние транспортные системы.

В 20 веке началось развитие автомобильных транспортных систем и автомобильной промышленности. Индивидуальный транспорт стал товаром для масс, особенно после Второй мировой войны. Этот процесс был подкреплен развитием систем шоссе.

Авиалинии во второй половине 20-го века характеризуется развитием глобальных воздушных и телекоммуникационных сетей, связанным с процессом глобализации экономической деятельности. Стал возможным новый уровень организации, контроля и поддержания потенциала.

Современные тенденции указывают, что экономическое развитие стало меньше зависеть от наличия ресурсов и в большей степени – от развития транспортной системы. Хотя ресурсы остаются основой хозяйственной деятельности, товары в экономике связаны со все более высоким уровнем материальных потоков всех видов. Повышение уровня мобильности одновременно повышает обеспеченность ресурсами, капиталом и рабочей силой. Это особенно характерно для международных компаний, которые могут пользоваться позитивным эффектом транспорта на двух важных рынках. Транспортировка расширяет возможности для приобретения и продажи различных товаров, необходимых для промышленных и производственных систем. Улучшение доступа к труду и сокращение расходов, в основном за счет возможности использования более дешевой рабочей силы.

Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50—60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся — 5 — 10 км. Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте — автомобильный.

Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн км: протяжённость автомобильных дорог — 24 млн км, железнодорожных путей — 1,25 млн км, трубопроводов — 1,9 млн км, воздушных путей — 9,5 млн км, речных — 0,55 млн км. Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74 % мирового грузооборота[3].

Мировая транспортная система сформировалась в XX веке.

Огромное значение для развития мировой транспортной системы имело изобретение контейнера, что повлекло за собой появление новых транспортных средств — контейнеровозов и строительство перегрузочных терминалов. Сегодня в контейнерах осуществляется свыше 90 % объёма перевозок штучного груза в мире.

На современном этапе мировая транспортная система характеризуется большой зависимостью от информационных технологий и развивается по следующим направлениям:

      увеличение пропускной способности транспортных путей,

      повышение безопасности движения,

      появление принципиально новых транспортных средств,

      увеличение вместимости и грузоподъёмности транспортных средств,

      увеличение скорости передвижения.

 

 

 

 

1.3 География мирового транспорта

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, масштабы которой очень велики. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира, без морских трасс, составляет 42 млн. км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. т грузов и более 1 трлн пассажиров. В перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов.

Железные дороги

Автомобильные дороги

Внутренние водные пути

Трубопроводы

Воздушные пути

1200

24000

550

1700

8500

НТР оказала большое воздействие на "разделение труда" между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место (около 3/4) теперь принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте - морскому транспорту (почти 2/3). Однако соотношение видов

транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно.

Поэтому принято выделять также региональные транспортные системы, каждая из которых имеет свои особенности. Можно говорить о транспортных системах Северной Америки, зарубежной Европы, стран СНГ, Южной, Восточной и Юго-Западной Азии, Латинской Америки, Австралии, Тропической Африки и др

Транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта. В развивающихся странах транспорт является отстающей отраслью экономики: представлен 1-2 видами, в 30 странах мира отсутствуют железные дороги (например, Непал, Афганистан, Нигер), низкий технически уровень (на железных дорогах сохраняется паровая тяга, используется гужевой транспорт, услуги носильщиков).

Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в грузовых и в особенности в пассажирских перевозках, остается важным видом сухопутного транспорта. Железные дороги имеются в 140 странах мира, но более половины их общей длины приходится на "первую десятку" стран.

Первые десять стран мира по длине железных дорог

Страна

Длина, в тыс. км

Страна

Длина, в тыс. км

1. США

178

6. ФРГ

44

2. Россия

87

7. Австралия

37

3. Канада

86

8. Франция

33

4. Индия

63

9. Аргентина

33

5. Китай

54

10. Бразилия

30

По длине электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия (около 40 тыс. км), затем идут ФРГ, Франция, Италия, Польша, Индия, Китай. В целом же в развивающихся странах железнодорожная сеть развита недостаточно: а во многих из них, особенно в Азии (Афганистан) и Тропической Африке (Чад, Нигер и др.), она вообще отсутствует.
Автомобильный транспорт, зародился в начале XX в., а в наши дни автомобиль стал уже одним из неотъемлемых признаков благосостояния и уровня экономического развития. По протяженности автомобильные дороги занимают первое место в мировой транспортной сети. Длина таких дорог особенно велика в США (6,3 млн. км), Индии (2,2), Бразилии (1,5), Японии (1,1), Китае (1,1). В мировом транспортном парке автомобильный парк также занимает первое место, в "первую десятку" стран мира по этому показателю входят почти исключительно страны Севера).

Первые десять стран мира по размерам автомобильного парка

Страна

Автомобили, в млн. шт.

Страна

Автомобили, в млн. шт.

1. США

190

6. Великобритания

24

2. Япония

50

7. Россия

18

3. ФРГ

35

8. Канада

17

4. Италия

31

9. Испания

16

5. Франция

28

10. Бразилия

14

Информация о работе Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике