Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 14:10, курсовая работа
Тенденции развития транспорта в мировой экономике - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Мировая транспортная система относится к числу ключевых секторов мирового хозяйства, оказывающих важное значение на динамику экономических процессов, глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях играет важнейшую роль в осуществлении мирохозяйственных связей.
Введение
Глава 1. Транспортный комплекс мирового хозяйства
1.1. Основные виды транспорта и их характеристика
1.2. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры
1.3. География мирового транспорта
Глава 2. Основные тенденции развития мирового транспорта и их социально-экономические последствия
2.1. Основные направления развития мирового транспорта (вкл.М/н согл и конвенции о м/н перевозках)
2.2. Социально-экономические результаты развития мировой транспортной инфраструктуры (изм.в мировом грузообороте и пасажирск. перевозках.)
2.3. Место транспорта России в мировой транспортной системе
Глава 3. Перспективы развития мирового транспортного комплекса
3.1. Инвестиции в транспорт и перспективы развития отдельных видов транспорта
3.2. Транспортное обслуживание международных экономических связей
- косвенные последствия связаны с экономическим эффектом, когда цена товара или услуги снижается, а разнообразие увеличивается.
Мобильность является одной из наиболее фундаментальных и важных характеристик экономической деятельности, поскольку она удовлетворяет основную потребность в переходе от одного места к другому: необходимо разделять пассажиров, грузы и информацию. Страны, обладающие большей мобильностью, имеют более широкие возможности для разработки и продвижения на рынки товаров и услуг, чем те, кто испытывает ее недостаток. Сокращение мобильности препятствует развитию. Мобильность, таким образом, является катализатором и надежным показателем развития.
Предоставление мобильности промышленности – это новые товары и услуги, новые рабочие места, эффективное вложение капитала. В Европе на транспорт приходится в среднем от 10% до 15% расходов домашних хозяйств, в то же время около 4% от стоимости каждой единицы продукции в обрабатывающей промышленности, но эта цифра колеблется в значительной степени и зависит от сектора производства. Транспорт связывает воедино факторы производства в сложной сети отношений между производителями и потребителями. Результатом обычно является более эффективное разделение производства, средств разработки, увеличение масштаба и охвата производства. Таким образом, транспорт способствует эффективному разделению производства, распределению капитала и рабочей силы. Экономический рост во все большей степени связан с транспортом, а именно с инфраструктурой.
Изменения в транспорте, которые произошли с момента начала промышленной революции, были связаны с ростом экономических возможностей. Транспорт играет стимулирующую роль в миграциях, изменяя экономическую и социальную географию многих стран. Например, основные потоки международной миграции, которые имели место после 18-го века, расширили международные и континентальные транспортные системы, которые радикально изменились с бурно развивающейся экономикой Северной Америки и Австралии.
Транспорт сам по себе не является достаточным условием для развития, однако отсутствие транспортной инфраструктуры можно рассматривать как сдерживающий фактор развития. Инвестиции в транспортную инфраструктуру, таким образом, можно рассматривать в качестве инструмента регионального развития, особенно в развивающихся странах. Взаимосвязь между транспортом и экономическим развитием, трудно проследить и этот вопрос официально обсуждается в течение многих лет. Этапы развития транспорта, так же как и развитие транспортной системы, происходят в пространстве и времени, поскольку они включают в себя сроки и характер воздействия транспорта на экономическое развитие. Транспорт как технология, как правило, имеет следующий путь развития: внедрение, принятие и распространение, и наконец, устаревание, каждый этап оказывает влияние на темпы экономического развития. Кроме того, имеет место амортизация активов, которые требуют постоянного обслуживания и обновления. Таким образом, транспортные инвестиции для их амортизации влияютна инфраструктуру. В общем, транспортные технологии могут быть связаны с пятью крупными волнами экономического развития, где конкретный режим или система возникла.
Морские порты. Связанны с ранними этапами европейской экспансии от 16 до 18-го века. Развитие международной торговли шло путем разрастания колониальных империй, но сдерживалось ограниченностью внутреннего доступа.
Реки и каналы. На первом этапе промышленной революции в конце 18 и начале 19 века была связана с развитием систем каналов в Западной Европе и Северной Америке, главным образом для перевозки тяжелых грузов.
Железные дороги. Второй этап промышленной революции в 19 веке был тесно связан с разработкой и осуществлением железнодорожных систем, некоторые из них – трансконтинентальные, позволявшие более гибко использовать внутренние транспортные системы.
В 20 веке началось развитие автомобильных транспортных систем и автомобильной промышленности. Индивидуальный транспорт стал товаром для масс, особенно после Второй мировой войны. Этот процесс был подкреплен развитием систем шоссе.
Авиалинии во второй половине 20-го века характеризуется развитием глобальных воздушных и телекоммуникационных сетей, связанным с процессом глобализации экономической деятельности. Стал возможным новый уровень организации, контроля и поддержания потенциала.
Современные тенденции указывают, что экономическое развитие стало меньше зависеть от наличия ресурсов и в большей степени – от развития транспортной системы. Хотя ресурсы остаются основой хозяйственной деятельности, товары в экономике связаны со все более высоким уровнем материальных потоков всех видов. Повышение уровня мобильности одновременно повышает обеспеченность ресурсами, капиталом и рабочей силой. Это особенно характерно для международных компаний, которые могут пользоваться позитивным эффектом транспорта на двух важных рынках. Транспортировка расширяет возможности для приобретения и продажи различных товаров, необходимых для промышленных и производственных систем. Улучшение доступа к труду и сокращение расходов, в основном за счет возможности использования более дешевой рабочей силы.
Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50—60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся — 5 — 10 км. Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте — автомобильный.
Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн км: протяжённость автомобильных дорог — 24 млн км, железнодорожных путей — 1,25 млн км, трубопроводов — 1,9 млн км, воздушных путей — 9,5 млн км, речных — 0,55 млн км. Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74 % мирового грузооборота[3].
Мировая транспортная система сформировалась в XX веке.
Огромное значение для развития мировой транспортной системы имело изобретение контейнера, что повлекло за собой появление новых транспортных средств — контейнеровозов и строительство перегрузочных терминалов. Сегодня в контейнерах осуществляется свыше 90 % объёма перевозок штучного груза в мире.
На современном этапе мировая транспортная система характеризуется большой зависимостью от информационных технологий и развивается по следующим направлениям:
увеличение пропускной способности транспортных путей,
повышение безопасности движения,
появление принципиально новых транспортных средств,
увеличение вместимости и грузоподъёмности транспортных средств,
увеличение скорости передвижения.
1.3 География мирового транспорта
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, масштабы которой очень велики. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира, без морских трасс, составляет 42 млн. км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. т грузов и более 1 трлн пассажиров. В перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов.
Железные дороги | Автомобильные дороги | Внутренние водные пути | Трубопроводы | Воздушные пути |
1200 | 24000 | 550 | 1700 | 8500 |
НТР оказала большое воздействие на "разделение труда" между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место (около 3/4) теперь принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте - морскому транспорту (почти 2/3). Однако соотношение видов
транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно.
Поэтому принято выделять также региональные транспортные системы, каждая из которых имеет свои особенности. Можно говорить о транспортных системах Северной Америки, зарубежной Европы, стран СНГ, Южной, Восточной и Юго-Западной Азии, Латинской Америки, Австралии, Тропической Африки и др
Транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта. В развивающихся странах транспорт является отстающей отраслью экономики: представлен 1-2 видами, в 30 странах мира отсутствуют железные дороги (например, Непал, Афганистан, Нигер), низкий технически уровень (на железных дорогах сохраняется паровая тяга, используется гужевой транспорт, услуги носильщиков).
Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в грузовых и в особенности в пассажирских перевозках, остается важным видом сухопутного транспорта. Железные дороги имеются в 140 странах мира, но более половины их общей длины приходится на "первую десятку" стран.
Первые десять стран мира по длине железных дорог
Страна | Длина, в тыс. км | Страна | Длина, в тыс. км |
1. США | 178 | 6. ФРГ | 44 |
2. Россия | 87 | 7. Австралия | 37 |
3. Канада | 86 | 8. Франция | 33 |
4. Индия | 63 | 9. Аргентина | 33 |
5. Китай | 54 | 10. Бразилия | 30 |
По длине электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия (около 40 тыс. км), затем идут ФРГ, Франция, Италия, Польша, Индия, Китай. В целом же в развивающихся странах железнодорожная сеть развита недостаточно: а во многих из них, особенно в Азии (Афганистан) и Тропической Африке (Чад, Нигер и др.), она вообще отсутствует.
Автомобильный транспорт, зародился в начале XX в., а в наши дни автомобиль стал уже одним из неотъемлемых признаков благосостояния и уровня экономического развития. По протяженности автомобильные дороги занимают первое место в мировой транспортной сети. Длина таких дорог особенно велика в США (6,3 млн. км), Индии (2,2), Бразилии (1,5), Японии (1,1), Китае (1,1). В мировом транспортном парке автомобильный парк также занимает первое место, в "первую десятку" стран мира по этому показателю входят почти исключительно страны Севера).
Первые десять стран мира по размерам автомобильного парка
Страна | Автомобили, в млн. шт. | Страна | Автомобили, в млн. шт. |
1. США | 190 | 6. Великобритания | 24 |
2. Япония | 50 | 7. Россия | 18 |
3. ФРГ | 35 | 8. Канада | 17 |
4. Италия | 31 | 9. Испания | 16 |
5. Франция | 28 | 10. Бразилия | 14 |
Информация о работе Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике