Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 14:10, курсовая работа
Тенденции развития транспорта в мировой экономике - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Мировая транспортная система относится к числу ключевых секторов мирового хозяйства, оказывающих важное значение на динамику экономических процессов, глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях играет важнейшую роль в осуществлении мирохозяйственных связей.
Введение
Глава 1. Транспортный комплекс мирового хозяйства
1.1. Основные виды транспорта и их характеристика
1.2. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры
1.3. География мирового транспорта
Глава 2. Основные тенденции развития мирового транспорта и их социально-экономические последствия
2.1. Основные направления развития мирового транспорта (вкл.М/н согл и конвенции о м/н перевозках)
2.2. Социально-экономические результаты развития мировой транспортной инфраструктуры (изм.в мировом грузообороте и пасажирск. перевозках.)
2.3. Место транспорта России в мировой транспортной системе
Глава 3. Перспективы развития мирового транспортного комплекса
3.1. Инвестиции в транспорт и перспективы развития отдельных видов транспорта
3.2. Транспортное обслуживание международных экономических связей
С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в целом по транспортному комплексу объем коммерческих перевозок в 2010 году оценивается на уровне 3,46 млрд. тонн (98,4 % к уровню 2009 года), а грузооборот – 2,24 трлн. т-км (106,5 % к уровню 2009 года). Пассажирооборот транспорта общего пользования оценивается на уровне 471,6 млрд. пасс-км (101,9% к уровню 2009 года).
Значительный спад перевозок грузов и пассажиров в 2009 году существенно повлиял на финансовый результат деятельности транспортных предприятий и на их возможности по инвестированию. В связи с этим в 2010 году ожидается рост инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям транспортного комплекса (без трубопроводного) 3,3% к предыдущему году до уровня в 878 млрд. рублей в сопоставимых ценах. Следует отметить, что оценка объема инвестиций в 2010 году составляет 87,1% в сопоставимых ценах уровня 2008 года, в котором инвестиции в транспорт достигли своего максимального значения за последние 5 лет. В январе-октябре 2011г. грузооборот транспорта, по оценке, составил 4059,9 млрд.тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1756,1 млрд., автомобильного - 181,0 млрд., морского - 64,1 млрд., внутреннего водного - 55,7 млрд., воздушного - 4,0 млрд., трубопроводного - 1998,9 млрд.тонно-километров. Приложение (Таблица 1).
В среднесрочной перспективе рост производства в основных грузообразующих секторах промышленности стимулирует рост объемов погрузки основной номенклатуры перевозимых грузов на 2,8-4,9%, в том числе кокса и нефтепродуктов – на 0,8-2,2%, продукции металлургии и готовых металлических изделий – на 2,3-6,5%, топливно-энергетических ресурсов – на 0,1-0,8% и продукции химического производства – на 2,5-4,8 процента.
В настоящее время Россия достаточно интегрирована в мировую транспортную сеть, в основе которой - международные транспортные коридоры (МТК). Они начали формироваться в 90-х годах. Три из них проходят через территорию нашей страны:
коридор №1 - от стран Балтии и Польши к Германии, в полосе которого находится Калининградская область;
коридор №2 - Берлин-Варшава-Минск-Москва;
коридор №3 - от Хельсинки до Москвы и далее в страны Южной Европы.
Однако в таком виде система МТК пока не отвечает интересам России - даже с учетом того, что нашей стране удалось добиться продления коридора №2 от Москвы до Нижнего Новгорода, а коридора №3 - от Москвы до Астрахани и Новороссийска. Модернизируются и порты Дальнего Востока и Северо-Запада. Однако этого недостаточно.
Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии отдельных видов транспорта, выгодное геополитическое положение позволяет Российской Федерации претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играть важную роль в мировой экономической системе и на международной политической арене в качестве транспортного моста между Европой, Азией и Америкой (по направлениям Запад – Восток, Север – Юг).
3.1. Инвестиции в транспорт и перспективы развития отдельных видов транспорта
Финансирование транспортного комплекса в промышленно развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций государства, ибо транспорт наряду с энергетикой и связью является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве. Как показывает мировой опыт, государство не может снять с себя ответственность за развитие транспорта общего пользования и отказаться от элементов регулирования важнейших направлений его хозяйственной деятельности. В сфере капиталовложений оно или прямо участвует в инвестиционном процессе, или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала по привлечению средств на транспорт. Важное, значение с точки зрения влияния на инвестиционный процесс на транспорте оказывает научно-технический прогресс. Под воздействием НТП существенно изменилась роль основных фондов транспортного комплекса, которые в количественном отношении достигли необходимого уровня развития и адекватно удовлетворяют потребности населения и экономики промышленно развитых стран в перевозках. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение не экстенсивного, а интенсивного развития транспорта: повышение доли технически усовершенствованных путей сообщения и транспортных средств, более широкое распространение прогрессивных технологий, обеспечивающих рост производительности труда работников данной сферы и качества обслуживания.
Городской транспорт субсидируется в основном государством, региональными и местными органами власти. Однако их участие в этом различно. В одних странах государственные инвестиции обеспечивают всю сумму единовременных и текущих затрат (Бельгия, Голландия), в других они практически не используются (Канада, Дания, Великобритания).
В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие НТП на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения. Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий и участков будет сокращаться. В то же время предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог. Длина автомобильных дорог с твердым покрытием увеличится. Основное внимание будет уделено совершенствованию существующей сети. Увеличится количество аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внутренних авиалиний. В США возрастет протяженность трубопроводов, в первую очередь, газа и нефтепроводов. Как в США, так и в западноевропейских странах на внутреннем водном транспорте предстоят гидротехнические работы, реконструкция портов.
Существенные изменения произойдут в парке транспортных средств. Их численность несколько возрастет, и заметно увеличится доля прогрессивных видов тяги. Повысятся доля специализированного подвижного состава, его грузоподъемность и удельная мощность.
Практически за двадцать лет не планируется увеличивать или уменьшать сложившиеся «доли» рынка приходящиеся на имеющиеся виды транспорта. Правда имеется рост с 0,1% до 1% по воздушному транспорту, но в абсолютном исчислении эта доля остается мала.
Существенные изменения намечаются в Германии, предполагается, что произойдет рост перевозок по железной дороге, по реке и достаточно ощутимое падение грузооборота, в структуре, по доле, не по абсолютным показателям, у автотранспортных компаний и в других видах транспорта. В США возрастет доля речников, авиаторов, представителей новых видов транспорта. Снизится доля автоперевозчиков, моряков, железнодорожников. В США предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных железнодорожных пиний С начала 90-х гг. происходит развертывание работ по электрификации железных дорог с увеличением их общей протяженности к 2015 г. в два раза. В результате объем железнодорожных перевозок, выполняемых электрической тягой, существенно возрастет. В странах Западной Европы к 2015 г. намечается построить скоростную сеть железных дорог (140-160 км/ч) протяженностью около 9 тыс.км., т.е. примерно 8% от общей длины сети В Японии будет продолжено строительство высокоскоростных (свыше 160 км/ч) железнодорожных магистралей, имеющих стандартную западноевропейскую колею. До 80% сети шоссейных дорог здесь будут составлять автомагистрали с твердым покрытием, причем все они будут оснащены современным комплексом обслуживающих устройств. В западноевропейских странах длина автомобильных дорог с твердым покрытием также будет возрастать, однако основное внимание сосредоточится на совершенствовании существующей сети. Увеличатся число аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внутренних авиалиний.
В США и в западноевропейских странах на водном транспорте намечены дноуглубительные и другие гидротехнические работы, реконструкция и модернизация речных и морских портов. В США скорее всего тоннаж морских судов увеличится на 35%, речных – на 50%. Во всех странах предполагается повышение доли морских судов прогрессивных типов (контейнеро-, лихтеровозов, ролкеров) с более совершенными двигателями. На внутреннем водном транспорте развитие флота будет, очевидно, связано с созданием новых типов специализированных судов и совершенствованием конструкций двигателей.
В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие и создаваться новые средства для бесперегрузочных сообщений «от двери до двери», охватываться контейнеризацией перевозок не только генеральные, но и значительная часть массовых грузов, объединяться автоматизированные информационные системы разных видов транспорта, сооружаться объединенные системы разных видов транспорта, объединенные вокзалы и перегрузочные терминалы улучшенной планировки.
НТП на транспорте позволит существенно улучшить его экономические показатели, повысить качество обслуживания клиентуры и безопасность движения. На транспорте намечаются широкое использование маркетинга, изучение спроса, введение учета потребностей, применение моделирования и т.д. Ожидается освоение на всей сети путей сообщения компьютерной системы Райлинка (соединяющей между собой в настоящее время железные дороги, клиентов и банки) или другой аналогичной ей системы, что позволит включить транспорт в сеть коммерческих обменов.
В странах ЕС предстоит большая работа по совершенствованию стандартов на транспорте, особенно железнодорожном. От исследований в области создания электровозов, работающих на нескольких системах тока, по-видимому, перейдут к работам по совместимости аппаратуры, устанавливаемой на локомотивах, полевой аппаратуры и системы спутниковой связи. Предстоит также продолжить работу по обеспечению совместимости информационных систем, чтобы связать между собой национальные компьютерные сети.
Общей перспективой является поиск новых видов топлива для ДВС, не загрязняющего окружающего среду, например, водорода, при горении которого образуется безвредная для атмосферы вода. Равноценной альтернативой является создание принципиально иного типа двигателей, например, работающих на электричестве от аккумулятора (в автомобильной отрасли).
На железнодорожном транспорте для повышения скорости планируется ввести поезда и вагоны, скользящие на магнитной или воздушной подушке в нескольких сантиметрах над полотном. В авиации перспективно развитие автоматизации на всех уровнях - от подготовки пилотов на иммитаторе до АСУ на аэродромах, где диспетчер будет выполнять роль оператора программы, следящей за полетом. В развитии пассажирской авиации наблюдается уже сейчас два основных направления : создание вместительных пассажирских и грузовых самолетов, способных поднять на борт до 400 пассажиров или до десяти тонн груза (а на военных и того больше), однако очень медленных, и создание гораздо менее грузоподъемных и комфортабельных лайнеров, но зато гораздо намного быстрее летающих и потому более дорогих, например, сверхзвуковой "Конкорд". Проблема свободного места для аэродромов может быть решена за счет создания принципиально новых типов летающих машин, например, с поворотными двигателями, обладающий возможностью вертикального взлета. А для перевозки особо тяжелых грузов планируется начать вновь использовать дирижабли.
На морском транспорте разрабатывается частичный возврат к парусам. Мачты с установленными на них твердыми плитами - парусами и управляемые автоматикой позволят при попутных ветрах экономить до трети топлива, что приведет к удешевлению перевозок грузов морем.
Вторым разрабатываемым проектом является переоснащение технологически устаревших подводных лодок под транспортные и прогулочные суда. Ведь даже на небольшой глубине в 30-50 метров воздействие шторма практически незаметно - скорость доставки грузов будет меньше зависеть от погоды и климата. Такой вид очень перспективен в Канаде и России, так как он позволит использовать Северный Морской Путь вне зависимости от сезона и толщины льда, при этом не нуждаясь в сопровождении караванов судов ледоколами.
На речном транспорте возможно создание единых транспортных систем внутри континента, состоящих из рек и озер, соедининенных через судоходные каналы. Реальным таким проектом является Большое Водное кольцо Европы, которое должно соединить в единую водную систему крупнейшие реки Европы.
В трубопроводном транспорте планируется создание магистралей, перевозящих не только сыпучие, наливные и газообразные грузы, но и людей в специальных капсулах, наподобие тех, что сейчас используют в пневматической почте. За счет малого сопротивления воздуха этот способ доставки людей на малые и средние расстояния один из самых подходящих по скорости и дешевизне. Однако его эксплуатация сейчас крайне затруднительна, так как этот способ передвижения требует большие средства на обслуживание и тщательный контроль за безопасностью, который на должном уровне может осуществить только автоматика, имеющая данные по давлению в трубе, целостности капсулы и так далее.
В автомобильном транспорте реальным решением проблемы износа полотна дорог является разработка и применение новых материалов, износа и терма более устойчивых, чем существующий гудрон и асфальт. В крупных городах можно хоть ненамного снизить задымление путем внедрения электрифицированных видов общественного транспорта, например, троллейбусов.
3.2 Транспортное обслуживание международных экономических связей
В международном товарообмене транспорт занимает особое место. С одной стороны, он является необходимым условием осуществления международного разделения труда; с другой стороны — выступает на международных рынках в качестве экспортера своей продукции, которая представляет специфический товар — транспортные услуги.
Как показывает мировой опыт ни одна страна, даже самая крупная, обладающая богатыми природными и трудовыми ресурсами, развитой экономикой, квалифицированными кадрами и емким внутренним рынком, не может эффективно развиваться без всестороннего участия в международных экономических связях, в глобальных интеграционных процессах. Одним из важных инфраструктурных факторов, в этой связи, является транспортный комплекс, который выступает в качестве осевой составляющей системы товарораспределения. Современные тенденции развития мирового хозяйства в условиях либерализации торгово-экономических отношений предопределяют вероятность дальнейшего повышения значения транспортного фактора.
Информация о работе Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике