Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Тенденции развития транспорта в мировой экономике - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Мировая транспортная система относится к числу ключевых секторов мирового хозяйства, оказывающих важное значение на динамику экономических процессов, глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях играет важнейшую роль в осуществлении мирохозяйственных связей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Транспортный комплекс мирового хозяйства
1.1. Основные виды транспорта и их характеристика
1.2. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры
1.3. География мирового транспорта
Глава 2. Основные тенденции развития мирового транспорта и их социально-экономические последствия
2.1. Основные направления развития мирового транспорта (вкл.М/н согл и конвенции о м/н перевозках)
2.2. Социально-экономические результаты развития мировой транспортной инфраструктуры (изм.в мировом грузообороте и пасажирск. перевозках.)
2.3. Место транспорта России в мировой транспортной системе
Глава 3. Перспективы развития мирового транспортного комплекса
3.1. Инвестиции в транспорт и перспективы развития отдельных видов транспорта
3.2. Транспортное обслуживание международных экономических связей

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ транспортн.комплекс.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

Железнодорожный транспорт наиболее развит в России (на него по данным на 2011 год приходилось 85 % внутреннего грузооборота). По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид, железные дороги сходятся к Москве.

Железные дороги, по состоянию на весну 2012 года, имелись в 78 из 83 субъектов Российской Федерации. Нет железных дорог только в Республике Алтай, Республике Тыве, Камчатской области, Магаданской области, Чукотском АО (на начало 2012 года). С постройкой железной дороги Курагино — Кызыл Тыва станет 79-м субъектом России, имеющим железнодорожный транспорт.

Морскому транспорту принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи километров. Основные порты: на Чёрном, Азовском, Балтийском,  Баренцевом, Белом  морях.

Речной транспорт - это внутренние речные судоходные пути России, составляющие  80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Трубопроводый транспорт в России начал развиваться в конце 50-х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.

Нефтепровод «Дружба» — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы). Крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой — Помары — Ужгород — страны Восточной и Западной Европы (4451 км), газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.

Автомобильный транспорт, общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008). В 2009 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров. С 2000 по 2009 годы объём перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот — на 41 %.

По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США — около 13 км, во Франции — 15,1 км на 1 тыс. жителей[12]. Общая протяжённость автодорог — 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом, 45,4 тыс. км дорог федерального значения. По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки.. Из за плохго состояния автодорог крайне низкая средняя скорость перемещения грузов автотранспортом — около 300 км в сутки (в Европе — около 1500 км в сутки).

Воздушный транспорт России является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся грузы), большее значение он имеет для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80 % (по состоянию на 2011 год) авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву. Сеть действующих аэропортов в России с 1991 года по 2012 год сократилась более чем в 4 раза. В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км).

Количество аэропортов в России

Год

1991

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Количество аэропортов

1450

876

533

393

383

351

330

329

332

Снижение объемов промышленного производства в основных грузообразующих секторах экономики в 2009 году оказало негативное влияние на деятельность транспортного комплекса. Объем коммерческих перевозок грузов, выполняемый всеми видами транспорта (без трубопроводного), в 2009 году составил 82,7% к уровню 2008 года, а коммерческий грузооборот – 89% соответственно. Рост объемов коммерческих перевозок наблюдался только на морском транспорте (106,1%) за счет увеличения тоннажа флота судоходных компаний на 1,9 млн. тонн и прироста мощностей портов на 32 млн. тонн. При этом транспортоемкость ВВП снизилась на 5,6 процента. Снижение деловой активности населения привело к снижению транспортной подвижности населения и пассажирооборота транспорта общего пользования по году на 8,4% к уровню 2008 года.

С точки зрения объёма выполняемой работы ведущим в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте всех видов транспорта превышает 40%, а без учёта трубопроводного – составляет около 85 %.; доля в пассажирообороте - более 40%.

О роли железнодорожного и других видов транспорта на рынке грузовых перевозок можно судить по данным табл. 1 и рис. 1.

Таблица 1

Грузооборот различных видов транспорта в 2009 году 2009 г.

Доля видов транспорта в общем грузообороте, %

Доля видов транспорта в общем грузо-обороте без учёта трубопроводного, %

млрд.

т-км.

в % к 2008 г.

Грузооборот транспорта

4 444,8

89,8%

100,0%

100,0%

в том числе:

железнодорожного

1 865,3

88,1%

42,0%

84,8%

автомобильного

180,1

83,6%

4,1%

8,2%

морского

97,5

115,2%

2,2%

4,4%

внутреннего водного

52,6

82,8%

1,2%

2,4%

воздушного

3,5

94,6%

0,1%

0,2%

трубопроводного

2 245,8

91,2%

50,5%

Источник: Росстат

 

Рис. 1.

Эти показатели свидетельствуют о том, что определяющую роль в транспортном комплексе играют железные дороги. Именно поэтому эффективность работы железнодорожной отрасли чрезвычайно важна для развитии экономики страны. Более 80 % доходов отрасль получает от грузовых перевозок (см. рис. 2). Доля расходов на железнодорожные перевозки в цене различных массовых грузов может составлять от 5-6 % (нефтепродукты) до30 % (уголь).

С целью стабилизации ситуации в транспортном комплексе Правительством РФе в 2009 году был принят ряд мер по поддержке сектора в общем объеме 95,4 млрд. рублей, в том числе на железнодорожный транспорт – 53,2 млрд. рублей, воздушный – 7,2 млрд. рублей, автомобильный – 10 млрд. рублей, автомобильные дороги – 25 млрд. рублей. Это способствовало появлению положительной тенденции перевозок уже во втором полугодии 2009 года.

Планируется, что меры поддержки сектора, принятые в 2009 году, будут продолжены в 2011-2013 гг., в том числе субсидирование перевозок отдельных групп населения воздушным транспортом на Дальний Восток, перевозка по специальному тарифу железнодорожным транспортом школьников, учащихся и студентов, предоставление бюджетных кредитов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог субъектов Российской Федерации (кроме федеральных) и другие.

Показатели деятельности транспортного комплекса в России в 2009 г.

Наименование

2009 отчет

2010 оценка

2011

2012

2013

2013 к 2009 в %

1b

2b

1b

2b

1b

2b

1b

2b

Транспортоемкость ВВП, тонн-км/руб.

0,054

0,050

0,047

0,047

0,045

0,043

0,042

0,040

78,0

74,6

 % к пред. году

94,4

92,5

95,2

93,4

94,1

92,8

94,0

93,0

 

 

Транспортная подвижность населения, 1000 пасс-км/чел

3,26

3,32

3,35

3,40

3,40

3,50

3,47

3,63

106,4

111,2

 % к пред. году

91,6

101,8

101,0

102,5

101,2

102,8

102,2

103,7

 

 

Темп роста инвестиций в основной капитал, трлн. руб.

0,85

0,95

1,04

1,12

1,11

1,3

1,17

1,4

137,7

165,0

 % к пред. году

90,9

112,0

108,9

117,4

107,5

114,7

105,1

109,3

 

 


 

Итоги первого полугодия 2010 г. демонстрируют восстановление показателей транспортной деятельности. Так, объем коммерческих перевозок грузов составил 98,3% к уровню аналогичного периода 2009 года, коммерческий грузооборот – 112,8% и пассажирооборот – 104,8% соответственно.

Динамика основных прогнозных показателей развития транспортного комплекса, %

Наименование

2009 отчет

2010

оценка

2011

2012

2013

2013 к 2009 в %

1b

2b

1b

2b

1b

2b

1b

2b

Темп роста коммерческих перевозок грузов

82,7

98,4

101,7

102,8

102,5

103,1

102,9

104,0

105,6

108,5

Темп роста коммерческого грузооборота

89,0

106,5

102,5

103,2

102,7

103,2

103,2

104,2

115,7

118,2

Темп роста пассажирооборота транспорта общего пользования

91,6

101,9

101,2

102,7

101,4

103,0

102,4

103,9

107,1

112,0

Информация о работе Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике