Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 14:10, курсовая работа
Тенденции развития транспорта в мировой экономике - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Мировая транспортная система относится к числу ключевых секторов мирового хозяйства, оказывающих важное значение на динамику экономических процессов, глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях играет важнейшую роль в осуществлении мирохозяйственных связей.
Введение
Глава 1. Транспортный комплекс мирового хозяйства
1.1. Основные виды транспорта и их характеристика
1.2. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры
1.3. География мирового транспорта
Глава 2. Основные тенденции развития мирового транспорта и их социально-экономические последствия
2.1. Основные направления развития мирового транспорта (вкл.М/н согл и конвенции о м/н перевозках)
2.2. Социально-экономические результаты развития мировой транспортной инфраструктуры (изм.в мировом грузообороте и пасажирск. перевозках.)
2.3. Место транспорта России в мировой транспортной системе
Глава 3. Перспективы развития мирового транспортного комплекса
3.1. Инвестиции в транспорт и перспективы развития отдельных видов транспорта
3.2. Транспортное обслуживание международных экономических связей
Железнодорожный транспорт наиболее развит в России (на него по данным на 2011 год приходилось 85 % внутреннего грузооборота). По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид, железные дороги сходятся к Москве.
Железные дороги, по состоянию на весну 2012 года, имелись в 78 из 83 субъектов Российской Федерации. Нет железных дорог только в Республике Алтай, Республике Тыве, Камчатской области, Магаданской области, Чукотском АО (на начало 2012 года). С постройкой железной дороги Курагино — Кызыл Тыва станет 79-м субъектом России, имеющим железнодорожный транспорт.
Морскому транспорту принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи километров. Основные порты: на Чёрном, Азовском, Балтийском, Баренцевом, Белом морях.
Речной транспорт - это внутренние речные судоходные пути России, составляющие 80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Трубопроводый транспорт в России начал развиваться в конце 50-х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.
Нефтепровод «Дружба» — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы). Крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой — Помары — Ужгород — страны Восточной и Западной Европы (4451 км), газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.
Автомобильный транспорт, общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008). В 2009 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров. С 2000 по 2009 годы объём перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот — на 41 %.
По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США — около 13 км, во Франции — 15,1 км на 1 тыс. жителей[12]. Общая протяжённость автодорог — 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом, 45,4 тыс. км дорог федерального значения. По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки.. Из за плохго состояния автодорог крайне низкая средняя скорость перемещения грузов автотранспортом — около 300 км в сутки (в Европе — около 1500 км в сутки).
Воздушный транспорт России является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся грузы), большее значение он имеет для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80 % (по состоянию на 2011 год) авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву. Сеть действующих аэропортов в России с 1991 года по 2012 год сократилась более чем в 4 раза. В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км).
Количество аэропортов в России | |||||||||
Год | 1991 | 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Количество аэропортов | 1450 | 876 | 533 | 393 | 383 | 351 | 330 | 329 | 332 |
Снижение объемов промышленного производства в основных грузообразующих секторах экономики в 2009 году оказало негативное влияние на деятельность транспортного комплекса. Объем коммерческих перевозок грузов, выполняемый всеми видами транспорта (без трубопроводного), в 2009 году составил 82,7% к уровню 2008 года, а коммерческий грузооборот – 89% соответственно. Рост объемов коммерческих перевозок наблюдался только на морском транспорте (106,1%) за счет увеличения тоннажа флота судоходных компаний на 1,9 млн. тонн и прироста мощностей портов на 32 млн. тонн. При этом транспортоемкость ВВП снизилась на 5,6 процента. Снижение деловой активности населения привело к снижению транспортной подвижности населения и пассажирооборота транспорта общего пользования по году на 8,4% к уровню 2008 года.
С точки зрения объёма выполняемой работы ведущим в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте всех видов транспорта превышает 40%, а без учёта трубопроводного – составляет около 85 %.; доля в пассажирообороте - более 40%.
О роли железнодорожного и других видов транспорта на рынке грузовых перевозок можно судить по данным табл. 1 и рис. 1.
Таблица 1
Грузооборот различных видов транспорта в 2009 году 2009 г. | Доля видов транспорта в общем грузообороте, % | Доля видов транспорта в общем грузо-обороте без учёта трубопроводного, % | |||||||
млрд. т-км. | в % к 2008 г. | ||||||||
Грузооборот транспорта | 4 444,8 | 89,8% | 100,0% | 100,0% | |||||
в том числе: | |||||||||
железнодорожного | 1 865,3 | 88,1% | 42,0% | 84,8% | |||||
автомобильного | 180,1 | 83,6% | 4,1% | 8,2% | |||||
морского | 97,5 | 115,2% | 2,2% | 4,4% | |||||
внутреннего водного | 52,6 | 82,8% | 1,2% | 2,4% | |||||
воздушного | 3,5 | 94,6% | 0,1% | 0,2% | |||||
трубопроводного | 2 245,8 | 91,2% | 50,5% |
Источник: Росстат
Рис. 1.
Эти показатели свидетельствуют о том, что определяющую роль в транспортном комплексе играют железные дороги. Именно поэтому эффективность работы железнодорожной отрасли чрезвычайно важна для развитии экономики страны. Более 80 % доходов отрасль получает от грузовых перевозок (см. рис. 2). Доля расходов на железнодорожные перевозки в цене различных массовых грузов может составлять от 5-6 % (нефтепродукты) до30 % (уголь).
С целью стабилизации ситуации в транспортном комплексе Правительством РФе в 2009 году был принят ряд мер по поддержке сектора в общем объеме 95,4 млрд. рублей, в том числе на железнодорожный транспорт – 53,2 млрд. рублей, воздушный – 7,2 млрд. рублей, автомобильный – 10 млрд. рублей, автомобильные дороги – 25 млрд. рублей. Это способствовало появлению положительной тенденции перевозок уже во втором полугодии 2009 года.
Планируется, что меры поддержки сектора, принятые в 2009 году, будут продолжены в 2011-2013 гг., в том числе субсидирование перевозок отдельных групп населения воздушным транспортом на Дальний Восток, перевозка по специальному тарифу железнодорожным транспортом школьников, учащихся и студентов, предоставление бюджетных кредитов на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог субъектов Российской Федерации (кроме федеральных) и другие.
Показатели деятельности транспортного комплекса в России в 2009 г.
Наименование | 2009 отчет | 2010 оценка | 2011 | 2012 | 2013 | 2013 к 2009 в % | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1b | 2b | 1b | 2b | 1b | 2b | 1b | 2b | |||
Транспортоемкость ВВП, тонн-км/руб. | 0,054 | 0,050 | 0,047 | 0,047 | 0,045 | 0,043 | 0,042 | 0,040 | 78,0 | 74,6 |
% к пред. году | 94,4 | 92,5 | 95,2 | 93,4 | 94,1 | 92,8 | 94,0 | 93,0 |
|
|
Транспортная подвижность населения, 1000 пасс-км/чел | 3,26 | 3,32 | 3,35 | 3,40 | 3,40 | 3,50 | 3,47 | 3,63 | 106,4 | 111,2 |
% к пред. году | 91,6 | 101,8 | 101,0 | 102,5 | 101,2 | 102,8 | 102,2 | 103,7 |
|
|
Темп роста инвестиций в основной капитал, трлн. руб. | 0,85 | 0,95 | 1,04 | 1,12 | 1,11 | 1,3 | 1,17 | 1,4 | 137,7 | 165,0 |
% к пред. году | 90,9 | 112,0 | 108,9 | 117,4 | 107,5 | 114,7 | 105,1 | 109,3 |
|
|
Итоги первого полугодия 2010 г. демонстрируют восстановление показателей транспортной деятельности. Так, объем коммерческих перевозок грузов составил 98,3% к уровню аналогичного периода 2009 года, коммерческий грузооборот – 112,8% и пассажирооборот – 104,8% соответственно.
Динамика основных прогнозных показателей развития транспортного комплекса, %
Наименование | 2009 отчет | 2010 оценка | 2011 | 2012 | 2013 | 2013 к 2009 в % | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1b | 2b | 1b | 2b | 1b | 2b | 1b | 2b | |||
Темп роста коммерческих перевозок грузов | 82,7 | 98,4 | 101,7 | 102,8 | 102,5 | 103,1 | 102,9 | 104,0 | 105,6 | 108,5 |
Темп роста коммерческого грузооборота | 89,0 | 106,5 | 102,5 | 103,2 | 102,7 | 103,2 | 103,2 | 104,2 | 115,7 | 118,2 |
Темп роста пассажирооборота транспорта общего пользования | 91,6 | 101,9 | 101,2 | 102,7 | 101,4 | 103,0 | 102,4 | 103,9 | 107,1 | 112,0 |
Информация о работе Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике