Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Тенденции развития транспорта в мировой экономике - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Мировая транспортная система относится к числу ключевых секторов мирового хозяйства, оказывающих важное значение на динамику экономических процессов, глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях играет важнейшую роль в осуществлении мирохозяйственных связей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Транспортный комплекс мирового хозяйства
1.1. Основные виды транспорта и их характеристика
1.2. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры
1.3. География мирового транспорта
Глава 2. Основные тенденции развития мирового транспорта и их социально-экономические последствия
2.1. Основные направления развития мирового транспорта (вкл.М/н согл и конвенции о м/н перевозках)
2.2. Социально-экономические результаты развития мировой транспортной инфраструктуры (изм.в мировом грузообороте и пасажирск. перевозках.)
2.3. Место транспорта России в мировой транспортной системе
Глава 3. Перспективы развития мирового транспортного комплекса
3.1. Инвестиции в транспорт и перспективы развития отдельных видов транспорта
3.2. Транспортное обслуживание международных экономических связей

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ транспортн.комплекс.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

Транспорт оказывает многофункциональное воздействие на сферу мирохозяйственных связей. Развитие транспорта наряду с другими средствами коммуникаций определяет не только ускоренное освоение географического пространства, но и качественное совершенствование экономики. Деятельность транспортного комплекса становится важнейшим фактором развития экономики и общества в целом. Невозможно представить ни одну внешнеторговую сделку без участия в ней транспорта — в любом случае товар необходимо доста­вить от продавца к покупателю. Поэтому уровень транспортного обес­печения внешнеэкономических связей оказывает существенное влия­ние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей. Качество транспортной услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность) прямо или косвен­но воздействует на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.

Глобализация резко изменила объем и модель грузовых и пассажирских перевозок и увеличила требования как к международной, так и к местным транспортным системам. Фирмы-производители все более становятся международными. Они создали производственные мощности, разбросанные по всему миру, и большая часть их грузов состоит из внутрифирменных перевозок полуфабрикатов, а готовая продукция рассылается на рынки всего мира. Кроме обеспечения торговли товарами самыми разными способами, современные телекоммуникации играют важную роль в международной торговле услугами.

Мир оказался свидетелем беспрецедентного роста объема международных транспортных перевозок в течение последних нескольких десятилетий, причем он отражает как подъем глобальной экономики, так и связанное с этим увеличение частных деловых и развлекательных поездок. Общий экспорт за период с 1980 по 2007 гг. вырос примерно на 170 %. В течение последних 25 лет уровни американских импорта и экспорта росли с необычайными темпами со 132 до 2100 млрд. дол. США. Экспорт и импорт возросли с 13 до 30 % американской экономики. Морская торговля во всем мире росла на 3.8 % в год, и теперь на морские перевозки приходятся около 90 % общего объема международной торговли Соединенных Штатов.

Фактически, все международные перевозки требуют использования более одного вида транспорта на пути от пункта отправления до конечного пункта назначения. Каждый из видов перевозок грузов и пассажиров в мире сыграл существенную роль в обеспечении географической диверсификации. Хотя транспорт не может претендовать на исключительную роль в успехе экономической глобализации, он остается важным фактором, который нельзя компенсировать или заменить. Компании вкладывают средства в зарубежные филиалы в надежде на то, что могут положиться на международные транспортные услуги.

Системы воздушных и морских перевозок охватывают большую часть международной транспортировки грузов. С другой стороны, автомобильный транспорт и железные дороги доминируют в сфере более коротких перевозок, связывающих магистральные транспортные линии с местными пунктами отправления или конечными пунктами назначения. В недавнем прошлом самый большой рост грузоподъемности торгового флота приходился на большие контейнеровозы – их грузоподъемность увеличилась на 103 % между 1993 и 1997 гг. Сейчас в контейнерных перевозках доминируют глобальные альянсы перевозчиков, которые используют соглашения о совместном использовании судов, предлагающие грузоотправителям комплексные услуги, и фиксированные графики перевозок. Высокие показатели эффективности этих альянсов жизненно важны для будущего глобализации, но их следует отслеживать, чтобы избежать возможного сдерживания торговли и помочь потребителям воспользоваться плодами повышения производительности труда.

В мировом масштабе авиация выросла, возможно, сильнее, чем другие виды транспорта. Воздушный транспорт является неотъемлемой составной частью современной экономики. В условиях прогрессирующего международного разделения труда и роста международных экономических и культурных связей его значение для мирового хозяйства становится все более существенным. Эффективные авиатранспортные перевозки косвенно способствуют увеличению количества торгуемых товаров за счет экономической целесообразности перевода в их категорию ряда не-торгуемых товаров. Авиатранспорт относится к числу наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Международный обмен товарами и услугами рос в последние десятилетия в 1,5—2 раза быстрее, чем промышленное и сельскохозяйственное производство всего мира. Одновременно происходят изменения структуры производства в сторону продукции, требующей большего грузооборота на единицу её стоимости. По оценкам экспертов, примерно 1/3 всей продукции мира является предметом международного обмена. Объем международного рынка воздушных грузоперевозок в настоящее время оценивается в 20 млрд. долл. ежегодно и, по прогнозам Всемирной торговой организации (ВТО), может увеличиться в 3 раза к 2015

Автомобильный транспорт и железные дороги продолжают перемещать товары из пунктов отправления до транспортных узлов, где они накапливаются для дальних перевозок или рассылки в конечные пункты доставки. Региональная экономическая интеграция, особенно в Северной Америке и Европе, приводит к тому, что грузоотправители все больше полагаются на международные автоперевозки. В будущем ожидается, что, как международные транспортные системы дальнего действия, так и местные системы доставки столкнутся с возрастающим спросом. Поэтому, вероятнее всего, усилятся проблемы «пробок», загрязнения окружающей среды, усталости на дорогах и задержек на пограничных переходах.

В течение последующих двух десятилетий рост мировой торговли и туризма по-прежнему останется прямым следствием дальнейшей интернационализации бизнеса и промышленности. Действие экономических факторов производства все больше охватывает весь мир. Способность стран делать государственные и частные инвестиции в транспорт определит, какие страны смогут успешно конкурировать, а какие останутся второстепенными игроками с приходящими в упадок экономиками и уровнями жизни. Все виды транспорта начнут играть важную роль в глобальной экономике, так как они будут перевозить товары на дальние расстояния между странами и континентами или совершать более короткие перемещения грузов (туда и обратно) в терминалы систем, использующие различные виды транспорта при перевозке одного груза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

Транспорт - одно из общих условий функционирования и развития производства. Осуществляя грузоперевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и темпы его роста.

Влияние транспорта на жизнь отдельного государства разнообразно и многопланово. Транспорт способствует прогрессивным географическим и структурным сдвигам в размещении производства и населения, росту производительности труда, повышенного уровня жизни населения. Обеспечивая международное разделение труда, массовый туризм и культурный обмен, транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и международных отношениях.

С помощью транспорта углубляется специализация и расширяется кооперирование промышленного и сельскохозяйственного производства в национальном и международном масштабе, укрепляется экономическое положение государства в целом.

Транспорт в современной инновационной экономике является важнейшим фактором экономического роста, как условие реализации конкурентных преимуществ, а главным образом, как активный фактор конкурентоспособности товаров и организаций на рынке, формирования качества жизни людей, развития национальной  экономики.

В современной экономике транспорт является важнейшим инструментом интеграционных процессов:

  -   он участвует в структурировании рыночной экономики,
  -   формирует экономическое пространство;

   -   развивает  мировую торговлю;

    -  открывает путь к глобализации инновационного производства;
     - стимулирует организации различных форм собственности участвовать в              

мировом рынке путем расширения доступа к основным рынкам товаров и      услуг;
    - обеспечивает рост занятости населения (например, только в авиационной     индустрии он обеспечивает около 29 млн. рабочих мест);   - повышает конкурентоспособность продуктов и организаций на рынках      товаров и услуг в различных точках мира;

- продуцирует внедрение инновационных технологий;

- способствует привлечению инвестиций в различные страны и регионы и

      диверсификации экономики;

    - формирует систему качества жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.        Большая энциклопедия транспорта. В 8 томах/ под ред. В. П. Калявина; Академия транспорта. – М. – Спб. – Вост. банк. комм. инф.

2.        Единая транспортная система: Учебник для ВУЗов/ под ред. В.Г. Галабурды. – М.: Транспорт, 1996. – 295 с.

3.        Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. – М.: ТЕИС, 2000. – 216 с.

4.        Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – 512 с.

5.        Журнал Транспортное право

Бюллетень транспортной информации – Информационно-практический журнал.

6.        Большая энциклопедия транспорта. В 8 томах/ под ред. В. П. Калявина; Академия транспорта. – М. – Спб. – Вост. банк. комм. инф.

7.        Единая транспортная система: Учебник для ВУЗов/ под ред. В.Г. Галабурды. – М.: Транспорт, 1996. – 295 с.

8.        Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. – М.: ТЕИС, 2000. – 216 с.

9.        Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – 512 с.

 

 

 

  1. Гурова И.П. Мировая экономика: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» - Москва: Омега-Л, 2007 г.
  2. Абрамов В.Л. Мировая экономика: учебное пособие, 4- изд., перераб. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007 г.
  3. Черников Г.П. Мировая экономика: учебник для вузов. – 2-е изд. испр. - Москва: Дрофа, 2006 г.
  4. Мировая экономика и международный бизнес: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Полякова и Р.К. Щенина. – Москва: КНОРУС, 2005 г.
  5. Мировая экономика: учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – Москва: Экономистъ, 2004 г.
  6. Волгина Н.А. Международная экономика: учебное пособие. – Москва: Эксмо, 2006 г.
  7. Сборник данных Федеральной службы государственной статистики

 

Список литературы:
1. Распоряжение правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России. 2002-2010 годы»
3. Аксененко Н.Е., Лапидус Б.М., Мишарин А.С. Железные дороги России. От реформы к реформе. М.: Транспорт, 2007. 335 с.
4. Бевзюк Е. А. Проблемы устойчивого развития транспорта // Право и государство: теория и практика. 2006. № 3. С. 99-104.
5. Вельможин А. В., Гудков В. А. Грузовые перевозки. Издательство: Горячая Линия - Телеком, 2007. 560 с.
6. Джаладян Ю.А., Кусков А.С. Транспортное обеспечение в туризме. Учебник. Издательство: КноРус,2008. 368 с.
7. Ефимова Е.Г. Транспорт в мировом хозяйстве: Транспорт как ведущая отрасль производственной инфраструктуры мирового хозяйства; Транспортная инфраструктура и ее роль в развитии мирового хозяйства. Издательство: Анкил, 2007. 352 с.
8. Игнатьев В. Б. Государственное и муниципальное управление и регулирование в транспортной системе. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. 519 с.
9. Кулаков В. Международная экономика. Отраслевые комплексы, товарные рынки, транспорт, тенденции развития. Издательство: Инфра-М, 2008. 474 с.
10. Лукьянович Н. В. Морской транспорт в мировой экономике. Издательство: МОРКНИГА, 2009. 162 с.
11. Шеретов С.Г. Международные перевозки: Учеб. пособие / Ин-т междунар. права и междун. бизнеса "Данекер". Алматы, 2004. 155 с.
12. Евсеев С.В. К вопросу о природе транспортного тарифа // Аспирантский вестник Поволжья. Самара, 2009. №2. С. 23-25.
13. Евсеев С.В. Эффективность транспортных услуг в сов

 

Ежеквартальный аналитический отчет "Рынок железнодорожного транспорта Р Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник/ Под ред. Проф. К. В. Холопова. — М.: Юристъ, 2000. — 684 с.оссии" I квартал 2011 года

 

        Троицкая Н. А. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования . — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.

        В. Г. Галабурда, В. А. Персианов, А. А. Тимошин и др. Единая транспортная система: Учеб.для вузов.;-М.: Транспорт, 1996. — 295с.

http://www.balttrans.su/mirovaya-transportnaya-sistema.html

 



Информация о работе Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике