Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 14:10, курсовая работа
Тенденции развития транспорта в мировой экономике - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Мировая транспортная система относится к числу ключевых секторов мирового хозяйства, оказывающих важное значение на динамику экономических процессов, глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях играет важнейшую роль в осуществлении мирохозяйственных связей.
Введение
Глава 1. Транспортный комплекс мирового хозяйства
1.1. Основные виды транспорта и их характеристика
1.2. Общие принципы развития транспортной инфраструктуры
1.3. География мирового транспорта
Глава 2. Основные тенденции развития мирового транспорта и их социально-экономические последствия
2.1. Основные направления развития мирового транспорта (вкл.М/н согл и конвенции о м/н перевозках)
2.2. Социально-экономические результаты развития мировой транспортной инфраструктуры (изм.в мировом грузообороте и пасажирск. перевозках.)
2.3. Место транспорта России в мировой транспортной системе
Глава 3. Перспективы развития мирового транспортного комплекса
3.1. Инвестиции в транспорт и перспективы развития отдельных видов транспорта
3.2. Транспортное обслуживание международных экономических связей
Транспорт оказывает многофункциональное воздействие на сферу мирохозяйственных связей. Развитие транспорта наряду с другими средствами коммуникаций определяет не только ускоренное освоение географического пространства, но и качественное совершенствование экономики. Деятельность транспортного комплекса становится важнейшим фактором развития экономики и общества в целом. Невозможно представить ни одну внешнеторговую сделку без участия в ней транспорта — в любом случае товар необходимо доставить от продавца к покупателю. Поэтому уровень транспортного обеспечения внешнеэкономических связей оказывает существенное влияние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей. Качество транспортной услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность) прямо или косвенно воздействует на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.
Глобализация резко изменила объем и модель грузовых и пассажирских перевозок и увеличила требования как к международной, так и к местным транспортным системам. Фирмы-производители все более становятся международными. Они создали производственные мощности, разбросанные по всему миру, и большая часть их грузов состоит из внутрифирменных перевозок полуфабрикатов, а готовая продукция рассылается на рынки всего мира. Кроме обеспечения торговли товарами самыми разными способами, современные телекоммуникации играют важную роль в международной торговле услугами.
Мир оказался свидетелем беспрецедентного роста объема международных транспортных перевозок в течение последних нескольких десятилетий, причем он отражает как подъем глобальной экономики, так и связанное с этим увеличение частных деловых и развлекательных поездок. Общий экспорт за период с 1980 по 2007 гг. вырос примерно на 170 %. В течение последних 25 лет уровни американских импорта и экспорта росли с необычайными темпами со 132 до 2100 млрд. дол. США. Экспорт и импорт возросли с 13 до 30 % американской экономики. Морская торговля во всем мире росла на 3.8 % в год, и теперь на морские перевозки приходятся около 90 % общего объема международной торговли Соединенных Штатов.
Фактически, все международные перевозки требуют использования более одного вида транспорта на пути от пункта отправления до конечного пункта назначения. Каждый из видов перевозок грузов и пассажиров в мире сыграл существенную роль в обеспечении географической диверсификации. Хотя транспорт не может претендовать на исключительную роль в успехе экономической глобализации, он остается важным фактором, который нельзя компенсировать или заменить. Компании вкладывают средства в зарубежные филиалы в надежде на то, что могут положиться на международные транспортные услуги.
Системы воздушных и морских перевозок охватывают большую часть международной транспортировки грузов. С другой стороны, автомобильный транспорт и железные дороги доминируют в сфере более коротких перевозок, связывающих магистральные транспортные линии с местными пунктами отправления или конечными пунктами назначения. В недавнем прошлом самый большой рост грузоподъемности торгового флота приходился на большие контейнеровозы – их грузоподъемность увеличилась на 103 % между 1993 и 1997 гг. Сейчас в контейнерных перевозках доминируют глобальные альянсы перевозчиков, которые используют соглашения о совместном использовании судов, предлагающие грузоотправителям комплексные услуги, и фиксированные графики перевозок. Высокие показатели эффективности этих альянсов жизненно важны для будущего глобализации, но их следует отслеживать, чтобы избежать возможного сдерживания торговли и помочь потребителям воспользоваться плодами повышения производительности труда.
В мировом масштабе авиация выросла, возможно, сильнее, чем другие виды транспорта. Воздушный транспорт является неотъемлемой составной частью современной экономики. В условиях прогрессирующего международного разделения труда и роста международных экономических и культурных связей его значение для мирового хозяйства становится все более существенным. Эффективные авиатранспортные перевозки косвенно способствуют увеличению количества торгуемых товаров за счет экономической целесообразности перевода в их категорию ряда не-торгуемых товаров. Авиатранспорт относится к числу наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Международный обмен товарами и услугами рос в последние десятилетия в 1,5—2 раза быстрее, чем промышленное и сельскохозяйственное производство всего мира. Одновременно происходят изменения структуры производства в сторону продукции, требующей большего грузооборота на единицу её стоимости. По оценкам экспертов, примерно 1/3 всей продукции мира является предметом международного обмена. Объем международного рынка воздушных грузоперевозок в настоящее время оценивается в 20 млрд. долл. ежегодно и, по прогнозам Всемирной торговой организации (ВТО), может увеличиться в 3 раза к 2015
Автомобильный транспорт и железные дороги продолжают перемещать товары из пунктов отправления до транспортных узлов, где они накапливаются для дальних перевозок или рассылки в конечные пункты доставки. Региональная экономическая интеграция, особенно в Северной Америке и Европе, приводит к тому, что грузоотправители все больше полагаются на международные автоперевозки. В будущем ожидается, что, как международные транспортные системы дальнего действия, так и местные системы доставки столкнутся с возрастающим спросом. Поэтому, вероятнее всего, усилятся проблемы «пробок», загрязнения окружающей среды, усталости на дорогах и задержек на пограничных переходах.
В течение последующих двух десятилетий рост мировой торговли и туризма по-прежнему останется прямым следствием дальнейшей интернационализации бизнеса и промышленности. Действие экономических факторов производства все больше охватывает весь мир. Способность стран делать государственные и частные инвестиции в транспорт определит, какие страны смогут успешно конкурировать, а какие останутся второстепенными игроками с приходящими в упадок экономиками и уровнями жизни. Все виды транспорта начнут играть важную роль в глобальной экономике, так как они будут перевозить товары на дальние расстояния между странами и континентами или совершать более короткие перемещения грузов (туда и обратно) в терминалы систем, использующие различные виды транспорта при перевозке одного груза.
заключение
Транспорт - одно из общих условий функционирования и развития производства. Осуществляя грузоперевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и темпы его роста.
Влияние транспорта на жизнь отдельного государства разнообразно и многопланово. Транспорт способствует прогрессивным географическим и структурным сдвигам в размещении производства и населения, росту производительности труда, повышенного уровня жизни населения. Обеспечивая международное разделение труда, массовый туризм и культурный обмен, транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и международных отношениях.
С помощью транспорта углубляется специализация и расширяется кооперирование промышленного и сельскохозяйственного производства в национальном и международном масштабе, укрепляется экономическое положение государства в целом.
Транспорт в современной инновационной экономике является важнейшим фактором экономического роста, как условие реализации конкурентных преимуществ, а главным образом, как активный фактор конкурентоспособности товаров и организаций на рынке, формирования качества жизни людей, развития национальной экономики.
В современной экономике транспорт является важнейшим инструментом интеграционных процессов:
- он участвует в структурировании рыночной экономики,
- формирует экономическое пространство;
- развивает мировую торговлю;
- открывает путь к глобализации инновационного производства;
- стимулирует организации различных форм собственности участвовать в
мировом рынке путем расширения доступа к основным рынкам товаров и услуг;
- обеспечивает рост занятости населения (например, только в авиационной индустрии он обеспечивает около 29 млн. рабочих мест); - повышает конкурентоспособность продуктов и организаций на рынках товаров и услуг в различных точках мира;
- продуцирует внедрение инновационных технологий;
- способствует привлечению инвестиций в различные страны и регионы и
диверсификации экономики;
- формирует систему качества жизни населения.
Список использованных источников
1. Большая энциклопедия транспорта. В 8 томах/ под ред. В. П. Калявина; Академия транспорта. – М. – Спб. – Вост. банк. комм. инф.
2. Единая транспортная система: Учебник для ВУЗов/ под ред. В.Г. Галабурды. – М.: Транспорт, 1996. – 295 с.
3. Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. – М.: ТЕИС, 2000. – 216 с.
4. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – 512 с.
5. Журнал Транспортное право
Бюллетень транспортной информации – Информационно-практический журнал.
6. Большая энциклопедия транспорта. В 8 томах/ под ред. В. П. Калявина; Академия транспорта. – М. – Спб. – Вост. банк. комм. инф.
7. Единая транспортная система: Учебник для ВУЗов/ под ред. В.Г. Галабурды. – М.: Транспорт, 1996. – 295 с.
8. Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. – М.: ТЕИС, 2000. – 216 с.
9. Транспортная логистика: Учебник для транспортных вузов. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – 512 с.
Список литературы:
1. Распоряжение правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России. 2002-2010 годы»
3. Аксененко Н.Е., Лапидус Б.М., Мишарин А.С. Железные дороги России. От реформы к реформе. М.: Транспорт, 2007. 335 с.
4. Бевзюк Е. А. Проблемы устойчивого развития транспорта // Право и государство: теория и практика. 2006. № 3. С. 99-104.
5. Вельможин А. В., Гудков В. А. Грузовые перевозки. Издательство: Горячая Линия - Телеком, 2007. 560 с.
6. Джаладян Ю.А., Кусков А.С. Транспортное обеспечение в туризме. Учебник. Издательство: КноРус,2008. 368 с.
7. Ефимова Е.Г. Транспорт в мировом хозяйстве: Транспорт как ведущая отрасль производственной инфраструктуры мирового хозяйства; Транспортная инфраструктура и ее роль в развитии мирового хозяйства. Издательство: Анкил, 2007. 352 с.
8. Игнатьев В. Б. Государственное и муниципальное управление и регулирование в транспортной системе. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. 519 с.
9. Кулаков В. Международная экономика. Отраслевые комплексы, товарные рынки, транспорт, тенденции развития. Издательство: Инфра-М, 2008. 474 с.
10. Лукьянович Н. В. Морской транспорт в мировой экономике. Издательство: МОРКНИГА, 2009. 162 с.
11. Шеретов С.Г. Международные перевозки: Учеб. пособие / Ин-т междунар. права и междун. бизнеса "Данекер". Алматы, 2004. 155 с.
12. Евсеев С.В. К вопросу о природе транспортного тарифа // Аспирантский вестник Поволжья. Самара, 2009. №2. С. 23-25.
13. Евсеев С.В. Эффективность транспортных услуг в сов
Ежеквартальный аналитический отчет "Рынок железнодорожного транспорта Р Экономика и организация внешнеторговых перевозок: Учебник/ Под ред. Проф. К. В. Холопова. — М.: Юристъ, 2000. — 684 с.оссии" I квартал 2011 года
Троицкая Н. А. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования . — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.
В. Г. Галабурда, В. А. Персианов, А. А. Тимошин и др. Единая транспортная система: Учеб.для вузов.;-М.: Транспорт, 1996. — 295с.
http://www.balttrans.su/
Информация о работе Основные тенденции развития транспорта в мировой экономике