Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа
Цель исследования - изучить технологические нововведения. Дать характеристику организациям пользующимся новшествами технологий.
Актуальность темы в том, что без каких либо нововведений человечество не будет двигаться вперед. Технико-технологических нововведения включают в себя следующие фазы: «наука», «исследования», «разработка», «производство», «потребление».
Инновация — это коммерчески воплощенная идея, способная создать новые потребности или удовлетворить имеющиеся новым, более эффективным способом; принести эффект производителю и потребителю при оптимальном сочетании затрат и результатов внедрения.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………..…..…...…3
1 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОВОВВЕДЕНИЙ
1.1 Влияние нововведений на изменение организационной структуры.........5
1.2 Разработка и внедрение технологических инноваций в передовых странах........................................................................................................................11
2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Основные задачи и этапы иновационно-технологического менеджмента организаций................................................................................................................15
2.3 Оценка эффективности инноваций................................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………
1 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОВОВВЕДЕНИЙ
1.1 Влияние нововведений на изменение организационной структуры.........5
1.2 Разработка и внедрение
технологических инноваций в передовых
странах.......................
2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Основные задачи и этапы
иновационно-технологического менеджмента
организаций...................
2.3 Оценка эффективности инноваций.....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ПРИЛОЖЕНИЕ....................
ВВЕДЕНИЕ
Цель стимулирования проинформировать о нововведениях и их влиянии на организацию.
Цель исследования - изучить технологические нововведения. Дать характеристику организациям пользующимся новшествами технологий.
Актуальность темы в том, что без каких либо нововведений человечество не будет двигаться вперед. Технико-технологических нововведения включают в себя следующие фазы: «наука», «исследования», «разработка», «производство», «потребление».
Инновация — это коммерчески воплощенная идея, способная создать новые потребности или удовлетворить имеющиеся новым, более эффективным способом; принести эффект производителю и потребителю при оптимальном сочетании затрат и результатов внедрения.
Технико-технологические инновации проявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства. Циклический характер мировой экономической динамики.
Понятие «инновации» по своей сути означает новшества. В более широком понимании – это прогрессивные технико-технологические и социально-экономические изменения, появление новых способов производства, видов продукции и услуг, освоение новых рынков сбыта. Выделяют инновации радикальные, т.е. существенные технико-технологические изменения, и инкрементальные – частичное обновление техники и технологии.
Инновации предусматривают не только создание нового (новации), но и его одновременную практическую реализацию. Период от возникновения новации до ее преобразования (использования) в нововведение называется жизненным циклом инновации. При этом под новациями понимают результат научной, научно-технической, интеллектуальной деятельности. В связи с этим в мировой практике выделяют научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, а также опытно-конструкторские разработки.
Прогнозирование в инновационном
менеджменте – это система
научных представлений о
В технико-технологических нововведениях он включает в себя следующие фазы: «наука», «исследования», «разработка», «производство», «потребление». Фаза «наука» характеризует фундаментальные исследования в - тех или иных областях действительности, разработку общетеоретического подхода к решению данной проблемы. Фаза «исследования» предполагает прикладные теоретические исследования, экспериментальные исследования и проверки, создание экспериментальной модели. В фазе «разработка» происходит определение технических характеристик изделия в виде образца, его проектирование и технологическое обеспечение производства этого изделия.
1.1 Влияние нововведений на изменение организационной структуры
Прогнозирование в инновационном менеджменте – это система научных представлений о направлениях развития в будущем инновационной идеи или отдельных ее элементов.
Задачами анализа инновационной деятельности предприятия являются:
проверка реальности плана инновационных мероприятий; оценка уровня выполнения плана; изучение динамики показателей, характеризующих инновационную деятельность; определение системы факторов и причин, обусловивших отклонения фактических показателей от установленных параметров; количественное измерение влияния факторов на выявленные отклонения показателей; выявление и оценка внутрипроизводственных резервов улучшения инновационной деятельности предприятия и разработка конкретных мероприятий по их использованию.
Прогнозирование и анализ внедрения нововведений основывается на обработке, имеющейся в настоящий момент информации об инновационном объекте и его развитии, а также внешних и внутренних условиях этого развития, как в настоящий момент, так и в будущем. Прогнозирование и анализ необходимы потому, что проект развивается в условиях неопределенности, которые являются причиной, вызывающей отличия его реальных характеристик от ожидаемых. В процессе развития инновационной идеи могут возникнуть также неблагоприятные ситуации, называемые рисками, и неблагоприятные последствия от них.
Техническое развитие предприятия - процесс формирования и совершенствование технико-технологической базы предприятия, ориентированный на конечные результаты его хозяйственной деятельности за счет технико-технологических нововведений.
Целями технико-технологических инноваций являются: снижение конструктивно-технологической сложности выпускаемых изделий за счет конструктивных новшеств; снижение материалоемкости изделий за счет применения новых материалов; комплексная механизация и автоматизация технологических процессов; применение робототехники, манипуляторов и гибких автоматизированных систем; снижение технологической трудоемкости изделий и затрат ручного труда за счет повышения технического уровня и качества технологической оснастки, инструментов, приспособлений, научной организации труда; комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством на основе электроники и компьютерной техники и т.д. Развитие технико-технологической базы осуществляется за счет модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции и расширения, нового строительства. Выбор конкретного направления технического развития предприятия проводится на основе результатов диагностического анализа и оценки технико-организационного уровня производства. Основные показатели этой оценки: степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом; техническая оснащенность труда (фондовооруженность труда и энерговооруженность труда); доля новых технологий в объеме или трудоемкости продукции; средний возраст применяемых технологических процессов; коэффициент использования сырья и материалов (выход готовой продукции из единицы сырья); мощность (производительность) оборудования; удельный вес прогрессивного оборудования в общем его парке; средний срок эксплуатации оборудования; коэффициент физического износа оборудования; доля технически и экономически устаревшего оборудования в общей его численности; коэффициент технологической оснащенности производства (количество примененных приспособлений, оснастки и инструмента в расчете на одно рабочее место в основном производстве); степень утилизации отходов производства и др.
Управление техническим
Классификация инноваций по степени новизны осуществляется как по технологическим параметрам, так и с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются на:
а) продуктовые - применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);
б) процессные - новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). (Приложение)
По типу новизны для рынка
в составе инноваций выделяются
- новые изделия для отрасли в мире,
- новые изделия для отрасли в стране,
- новые изделия для данного ИП (группы ИП).
Для каждой конкретной научной работы по созданию нового изделия или новой технологии можно использовать понятие жизненного цикла, определяющего последовательность прохождения инновационного проекта по отдельным стадиям и этапам. Они могут характеризоваться особенностями целей и задач, спецификой методов и средств их достижения, организационной формой и затратами на их проведение, степенью неопределенности ожидаемых результатов.
НИОКР - творческая деятельность, систематически осуществляемая с целью увеличения объема знаний, включая знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. НИОКР выступают как важнейший вид НТД и основной объект наблюдения в статистике науки, а относящиеся к ним понятия и определения занимают центральное место в рекомендациях международных статистических организаций. Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности): ФИ, ПИ и ОКР. Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации.
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
- технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
- технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
- организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
- информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
- социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства [1, c.253].
Влияние нововведений на изменение организационной структуры
Инновации являются необходимым и неизбежным процессом в любой организации, и непременно влекут за собой определенные изменения во внутренней среде организации. Наиболее простую схему компонентов организации, подверженных изменениям, связанных с какими-либо преобразованиями, нововведениями, предложил Г.Ливитт. Их четыре: цели, люди, структура, технология. При этом важно, что все перечисленные компоненты связаны друг с другом как попарно, так и в целом. Поэтому даже минимальное изменение в каждом из них неизбежно приводит к изменениям и остальных трех, и всей организации. При этом разные темпы изменений могут приводить к дисбалансу системы в целом, к напряжениям во взаимодействии компонентов, к конфликтам и кризисам. В то же время воздействие на какой-либо компонент может осуществляться не только непосредственно, но и опосредованно, т.е. через другие компоненты. Так, смена технологии часто ведет к смене персонала, а появление новых подразделений может привести к пересмотру целей всей организации. Руководители наверняка часто задаются вопросами: «Как организация отнесется к нововведению?», «Как сделать организацию восприимчивой к нововведению, желающей его, стремящейся к нему и работающей на него?». Ведь зачастую, изменения, инициируемые руководством, вызывают осознанное или неосознанное сопротивление сотрудников. И если не проводить работу по координации инновационной деятельности, даже самый позитивный проект преобразований может оказаться на грани срыва. Итак, я уже слегка коснулась вопроса о том, как инновации могут повлиять на поведение сотрудников организации. Далее разберемся более подробно в этом вопросе. В инновационный период сотрудники организации могут стать не только сторонниками инновации, но и ее противниками. Отсюда возникают два возможных сценария поведения работников в период нововведений: это восприятие (одобрение) инновации и сопротивление инновации. И первая, и вторая позиция в отношении инновации обусловлены определенными причинами. Организационное восприятие соотносится с явлением адаптации к изменениям, а восприятие новизны как таковой носит исключительно субъективный характер. Социальный субъект становится сторонником инновации, когда может адекватно оценить состояние окружающей среды и спрогнозировать свое состояние в контексте инновационного процесса в терминах приобретения - потери социальных преимуществ. Этот феномен получил название инновационного восприятия. Инновационное восприятие может развиваться у индивида в процессе приобретения им новых знаний и пересмотра своих ценностей, установок, ожиданий. Инновационную возможность можно определить как особое представление субъекта, связанное с переживанием благоприятно складывающейся для него ситуации и субъективной оценкой вероятности нововведения своих социальных параметров в лучшую сторону. Исследователи нововведений акцентируют внимание на том, что инновация включает процесс эмпатии или идентификации. Здесь индивид представляет себя в качестве потребителя инновации - им моделируется ситуация, в которой он принимает инновацию и обретает некоторый опыт. От природы инновации зависит характер убежденности. Если в результате инновационного процесса индивид решает установить определенную связь с инновацией на более-менее постоянной основе - инновация будет одобрена. Плодотворность процесса принятия решения часто обусловлена наличием обдуманных планов и стратегий, вырабатываемых другими агентами нововведений, определяется личностью, ее созидательными способностями и базовыми потребностями. Конкретизация этих положений позволяет сделать вывод о том, что инновация - это любая декларированная идея или система идей о том, как должна быть изменено поведение индивидов с тем, чтобы решить существующие в организации проблемы или улучшить качество ее функционирования. Сотрудники согласны с инновацией, когда: 1) в прошлом уже был успешный инновационный опыт; 2) они компетентны; 3) они обладают властью для реализации инновации; Сторонники, появившиеся на самых ранних этапах жизненного цикла нововведения, как правило, знакомы с предметом инновационного процесса. Сторонники инновации видят для себя в этом процессе положительные, и не стоит скрывать, выгодные стороны. Во-первых, стоит вспомнить о такой важной особенности человека, как стремление к творчеству. Обычно сотрудник желает оказаться в такой ситуации, когда от него ждут творческой работы, ведь зачастую работник находится в системе, заставляющей следовать административным распоряжениям. И именно в инновационный период появляется возможность реализации своих новаторских идей, к тому же в условиях этого процесса, когда руководство предприятия будет оказывать поддержку и содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Другими причинами одобрения инновации сотрудниками могут являться возможность профессионального и должностного роста, поскольку появляется возможность проявить свои способности, не только творческие, но и организаторские и ряд других. Возможность профессионального роста связывается с совмещением профессий, преодолением барьеров и «размыванием границ» между разными видами работ, приобретением нового опыта, повышением своего уровня знаний, возможностью освоения новых технологий и др. И, наконец, желание получить вознаграждение, как материального, так и нематериального характера. Конечно же, это далеко не все причины, обуславливающие восприятие инновации сотрудниками, существует еще и ряд других причин, но связанных уже с личными амбициями работников. Данный сценарий поведения является весьма позитивным и достаточно ясным, только лишь потому, что сотрудники активизируют весь свой потенциал в целях успешной реализации инновационного проекта. Противоположным восприятию является процесс сопротивления инновациям.
Информация о работе Основные задачи и этапы иновационно-технологического менеджмента организаций