Основные задачи и этапы иновационно-технологического менеджмента организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить технологические нововведения. Дать характеристику организациям пользующимся новшествами технологий.
Актуальность темы в том, что без каких либо нововведений человечество не будет двигаться вперед. Технико-технологических нововведения включают в себя следующие фазы: «наука», «исследования», «разработка», «производство», «потребление».
Инновация — это коммерчески воплощенная идея, способная создать новые потребности или удовлетворить имеющиеся новым, более эффективным способом; принести эффект производителю и потребителю при оптимальном сочетании затрат и результатов внедрения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………..…..…...…3

1 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОВОВВЕДЕНИЙ
1.1 Влияние нововведений на изменение организационной структуры.........5
1.2 Разработка и внедрение технологических инноваций в передовых странах........................................................................................................................11

2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Основные задачи и этапы иновационно-технологического менеджмента организаций................................................................................................................15
2.3 Оценка эффективности инноваций................................................................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................24

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей. Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность . Итак, инновационная деятельность – это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность – целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей. Перестройка экономики на рыночных принципах в нашей стране требует обеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции предприятиями и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с тем мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима. В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок, то есть формированием и реализацией инновационной политики на предприятии. Инновационная политика так или иначе затрагивает науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Она охватывает всю социально-экономическую среду, включая производство, банки, научно-технические кадры, уровень научно-технической грамотности населения страны.  Инновационная политика внутренне связана с научно-технической, ориентированной на формирование условий для создания продукта, потенциально способного стать инновацией. В то же время более широкое содержание первой обусловливается тем, что инновационная политика как бы включает в себя научно-техническую, поскольку охватывает сферу не только создания инновационного продукта, но и его возможной коммерциализации, производственного применения.  Инновационная политика предприятия ориентирована на обеспечение положительного эффекта от реализации инноваций как источника развития, на создание условий для развития страны на их основе.  Объективно ее реализация направлена на обеспечение более высоких по сравнению с существующими масштабов новаторской активности на территории государства, что способно позитивно сказываться на конкурентоспособности субъектов хозяйствования страны. 
 Таким образом, инновационная деятельность предполагает одновременную ориентацию на повышение результатов производства и снижение возникающих при этом затрат. Исходя из этого, указанная деятельность объективно направлена на увеличение эффективности производства, а стимулирование ее активизации может рассматриваться в качестве фактора повышения конкурентоспособности предприятий.

Основные задачи и этапы иновационно-технологического менеджмента организаций

Инновационный менеджмент в целом представляет собой совокупность принципов, методов, инструментов управления процессами создания и распространения инноваций. Другими словами, объектом этой области функционального менеджмента являются инновационные процессы во всем их разнообразии. В ходе развития инновационного менеджмента постепенно выделились две относительно самостоятельные его составляющие, т.е. две области инновационного менеджмента. В основе этого выделения лежат два основных типа инноваций - производственные и управленческие. Совокупность принципов, методов, инструментов управления процессами создания и распространения производственных инноваций, т.е. инноваций, которые реализуются в первичной производственной деятельности, получила название инновационно-технологического менеджмента. При этом все больше специалистов высказывают мнение, что именно производственные инновации определяют предметную область инновационного менеджмента, поскольку управленческие инновации являются также предметом многих других областей теории и практики управления (например, управленческие инновации в области найма персонала исследуются в рамках такой дисциплины как управление персоналом, новые подходы и инструменты управления финансовыми ресурсами рассматриваются в рамках финансового менеджмента и т.п.). Действительно, трудно не согласиться, что внимание специалистов в области инновационного менеджмента все в большей степени уделяется производственным инновациям, которые воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса. Другими словами, инновационно-технологический менеджмент становится все более весомой составляющей инновационного менеджмента. Однако выводить управленческие инновации за рамки инновационного менеджмента, оставляя их исследование другим управленческим дисциплинам, представляется необоснованным сужением предметной области инновационного менеджмента, поскольку между производственными и управленческими инновациями существует органическая связь. Таким образом, инновационно-технологический менеджмент организаций - это совокупность принципов, методов и форм управления на уровне организации процессом осуществления и распространения производственных инноваций. Производственные инновации относятся к продуктам, услугам и технологиям производственного процесса, т.е. они могут представлять собой реализацию идеи нового продукта или услуги или введение нового элемента производственного процесса. В настоящее время большинство преуспевающих компаний во всем мире - в Европе, Азии, Америке - отдают наивысший приоритет производственным инновациям. Согласно оценкам специалистов, от 30 до 40% товарооборота наиболее успешно функционирующих компаний мира приходится на продукцию, которая была запущена в производство в течение последних 5 лет. Развитие путем осуществления производственных инноваций все в большей степени становится ключевым фактором успеха. Спектр задач, которые встают перед менеджерами организации в ходе разработки и осуществления производственных инноваций, чрезвычайно широк и разнообразен. Несмотря на то, что особенности и специфика этих задач, последовательность их решения в определенной мере задаются характером конкретной инновации, можно описать и систематизировать наиболее общие и типичные задачи инновационно-технологического менеджмента организации, проанализировать управленческий инструментарий, применяемый для их решения. В реальной практике инновационный процесс может проходить хронологически всю эту последовательность шаг за шагом, но возможно, что события будут пересекаться во времени и осуществляться в ином порядке. Области ответственности в реальной практике часто могут быть размыты. В инновационный процесс могут быть вовлечены разные люди и организации, их ответственность может пересекаться при решении некоторых задач. Поэтому эта таблица дана с целью систематизации задач инновационно-технологического менеджмента, она не предназначена для ее применения в качестве жесткого правила, регламентирующего инновационную деятельность.

Чтобы иметь наилучшие  шансы на успешное осуществление  производственных инноваций, управленческая команда должна рассматривать все возможности, открывающиеся при этом. Понимание задач инновационного процесса помогает выработать эффективный инструментарий, т.е. набор управленческих инструментов для разработки и осуществления производственных инноваций.

Инновационный процесс  может быть достаточно долгим и достаточно сложным, а отдельные составляющие его этапы на практике не обязательно следуют друг за другом в хронологическом или логическом порядке. Тем не менее можно выделить три основные области управления процессом осуществления производственных инноваций. Первая область, фаза инновационного процесса может быть выражена фразой «К чему мы стремимся?». Эта область управленческих задач определяется преимущественно внешними факторами организации. Решение задач этого этапа позволяет выработать цели и приоритеты технологической стратегии организации. Основными задачами на первом этапе управления процессом осуществления производственных инноваций в организации являются осознание возможности и необходимости осуществления инноваций, идентификация и оценивание соответствующей технологии, а также приобретение результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок, необходимых для осуществления данного инновационного процесса. Вторая область задач инновационно-технологического управления в организации определяется преимущественно ее внутренними факторами. На этом этапе на первый план выдвигается осуществимость производственных инноваций в данной организации, рассмотрение возможных альтернатив и выбор наиболее эффективного способа осуществления инновационного процесса. Другими словами, вторая фаза инновационного процесса может быть выражена фразой «Можем ли мы этого достичь и как?». Основными задачами этого этапа управления инновационными процессами в организации являются

разработка бизнес-плана, решение проблемы финансирования инновационного проекта, привлечение инвесторов, защита результатов инновационной деятельности. Третья область задач инновационно-технологического управления связана с выходом на рынок с результатами инновационной деятельности организации. На этом заключительном этапе инновационного процесса решающее значение имеют технологическое и бизнес обучение, начало выпуска инновационной продукции и мониторинг результатов осуществления инновационного процесса. Необходимо отметить закономерность того, что в приведенном перечне задач инновационно-технологического менеджмента организаций содержатся задачи управления инновациями, относящиеся к решению как производственных, так и  административных проблем. Это связано с тем, что осуществление производственных инноваций часто приводит к необходимости глубоких организационно-управленческих изменений [4,c. 154-172].

 

2.2. Оценка эффективности инноваций

 

Основным обобщающим показателем  экономической эффективности технико-технологических  нововведений является показатель экономического эффекта.  В нем находят отражение частные показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материало- и энергоемкость, показатели технического уровня производства, качество продукции и др.   Показатель экономического эффекта от реализации нововведений определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период осуществления мероприятий. При расчетах экономического эффекта в первую очередь должен соблюдаться народнохозяйственный подход, т.е. должны учитываться результаты не только по месту применения технико-технологических нововведений, но и в смежных отраслях с позицией их влияния на конечные показатели развития экономики страны. Затем рассчитывается внутрихозяйственный (коммерческий) экономический эффект на отдельных стадиях воспроизводственного цикла: научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), освоения, производства и использования результатов нововведений. Он позволяет оценить эффективность определенных инноваций в отдельных научно-исследовательских организациях, предприятиях-производителях и предприятиях-потребителях. 

Экономический эффект (Э) определяется как разница между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной оценке - Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период: 

Э = Р - З.

Под затратами понимается вся совокупность израсходованных  для достижения эффекта ресурсов (или отдельных их видов). В масштабе национальной экономики затратами является совокупность капитальных вложений, оборотных фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты выступают в виде себестоимости или производственных фондов. 

При расчетах экономического эффекта необходимо учитывать фактор времени путем приведения разновременных затрат и результатов к одному (единому) моменту времени, т.е. расчетному году tp. 

Коэффициент приведения разновременных затрат и результатов  к расчетному году рассчитывается по формуле: 

где, 

t - год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году;  
E - норматив приведения, равный процентной ставке. 

При оценке эффективности  организационных инноваций их подразделяют на две группы:  
1) нововведения, требующие определенных дополнительных одновременных затрат (капитальных вложений);  
2) нововведения, не требующие дополнительных инвестиций. 

Эффективность первой группы организационных нововведений рассчитывается так же, как и технико-технологических. Оценка эффективности беззатратных нововведений осуществляется на основе исчисления экономии текущих затрат, вызванной осуществлением таких организационных инноваций. 

При определении эффективности  нововведений необходимо также учитывать социальные и экологические результаты (безопасность объектов инноваций) [10,c.310-323].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рынка признаком инновации  считается ее потребительская новизна. При этом продукция должна быть новой  для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех).

Причина возникновения инноваций  заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями.

В современных  условиях к одному из побудительный  мотивов для создания новшеств относится  конкуренция на рынке, т.е. инновации  связаны с рынком. Конкуренция  стимулирует предприятия разрабатывать  и внедрять новинки либо для удержания  своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента и получения дополнительных преимуществ. Связь инновации с рынком является взаимообусловленной: неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, формирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности.

Процесс создания и внедрения инноваций  ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в виде конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой. Однако положительный эффект в инновационной деятельности не всегда достижим, поскольку нововведения являются специфическим продуктом. Эта специфика заключается в неопределенности, возникающей при практическом использовании нововведений. Так, около 90% инноваций не воспринимается рынком, поскольку существует масса факторов, влияющих на эффективность продвижения нововведения и затрудняющих прогнозирование масштабов его распространения.

Таким образом, нововведение характеризуют следующие аспекты:

нововведение является результатом  планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование  существующей системы;

нововведение считается новшество, реализованное на практике.

Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы. Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность, а также они связаны с рисками. В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развития становится ключевым фактором успеха. А стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений и возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. Причем наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.

Информация о работе Основные задачи и этапы иновационно-технологического менеджмента организаций