Основы формирования менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выделить особенности российского менеджмента. Предметом является непосредственно сам менеджмент, а также особенности его развития и формирования в России. Объектом выступают человеческие ресурсы.
Задачи, которые предстоит решить:
1)описать зарождение менеджмента в России.
2)описать развитие менеджмента в эпоху дореволюционного периода.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Менеджмент эпохи дореволюционного и послереволюционного периода в 20-30-е гг
Глава 2 Совершение системы хозяйственного руководства в послевоенный период
Глава 3 Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО  “УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

Высшая  школа экономики и менеджмента

Кафедра экономики и управления строительством и рынком недвижимости 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа по менеджменту на тему:

     «Особенности  формирования российского  менеджмента». 
 
 
 
 
 

Выполнила: Хаустов М.В.

     Группа: ЭМ-390605

     Проверила: Солдатова Ю.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Екатеринбург, 2012

 

                                               Содержание 

Введение

Глава 1 Менеджмент эпохи дореволюционного и послереволюционного периода в 20-30-е гг

Глава 2 Совершение системы хозяйственного руководства в послевоенный период

Глава 3 Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы

Заключение

Список использованной литературы

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ. 

     Менеджмент  исторически возник одновременно с  первым сознательным трудом человека. Он обозначает функцию, а также людей, её выполняющих, он указывает на социальное и должностное положение.     

     Актуальность  данной темы в том, что современный менеджмент – это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных дисциплин. Именно менеджмент способствует социальному и экономическому развитию. Менеджмент – особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение оптимальных результатов деятельности организации при помощи различных функций, принципов и методов социально-экономического механизма менеджмента. Профессия «менеджер» как таковая  в настоящее время востребована, так как страна после перехода к рыночным отношениям нуждается в грамотных руководителях, которые умели бы руководить людьми и предприятием, знали бы все технологии предприятия, методы успешного решения основной задачи производства, получения прибыли, а также сотрудничать на взаимовыгодных условиях с другими предприятиями. Этим они помогут экономике России развиваться более полноценно. Решения менеджеров могут повлиять на судьбы миллионов людей и государств. 

     «Генерирование  человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента», - так определял значение менеджмента Питер Друкер.

     Цель  данной работы – выделить особенности российского менеджмента. Предметом является непосредственно сам менеджмент, а также особенности его развития и формирования в России. Объектом выступают человеческие ресурсы.

     Задачи, которые предстоит решить:

     1)описать   зарождение менеджмента в России.

     2)описать  развитие менеджмента в эпоху  дореволюционного периода. 

     3)проанализировать  развитие теории и практики  менеджмента до 30-х гг. ХХ века.

     4)проанализировать, каким образом происходило совершенствование  хозяйственного руководства в  послевоенные годы.

     5)проанализировать  процесс перестройки системы  управления после 60-х гг. ХХ  века.

     6)проанализировать  принципы формирования менеджмента  в России.

     7)проанализировать  современную концепцию менеджмента.

     Современный менеджмент – тысячи возможных вариантов  управленческих решений. В деятельности менеджеров приходится делать упор не на стандартные приёмы, а на способность  быстро и правильно оценивать реальную хозяйственную ситуацию и найти наиболее правильный выход из любых ситуаций. Менеджмент учит тому, как, при помощи различных путей решения управленческих задач, добиться успеха для какого-либо предприятия (государственного, акционерного, кооперативного и т.д.). Овладение искусством менеджмента – один из направляющих рычагов повышения результатов хозяйственной деятельности. 

 

      Глава 1 Менеджмент в эпоху революционного периода и в 20-30-е г.г.

     В начале 20в. в России имелось 10 государственных  университетов. Они не имели инженерных факультетов, поэтому инженеров выпускали высшие училища, институты и военные вузы. Менеджмент и обучение управлению персоналом для предприятий России недоставало: управляли заводами часто обрусевшие немцы или поляки, редко – англичане. Это были люди западной «культуры», где преобладал культ трудолюбия и накопительства.  На западе интенсивность и производительность труда были выше, чем в России. Это означало, что российский уровень организации был значительно ниже: в промышленности преобладали крупные фабрики, свидетельствовавшие о повышенной доле ручного неквалифицированного труда. Первые ростки к организации труда и управления появились в России с 19-20в.в., но особенно стали заметными в начале 20века, когда в Европе и США приобрели популярность тейлоризм, файолизм, фордизм. Попытки реализации научной организации труда предпринимались на ряде заводов накануне и в годы первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, чем систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в Российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны. Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области научной организации труда.

     С 1912-1914г.г. стали переводиться основные работы Тейлора, Джилбертта, Гантта, Пиркгорста. В 1913 году появился первый в мире тейлористский журнал «Фабрично-заводское дело», где систематизировалась разнообразная информация о “научном менеджменте”. Дискуссия вокруг тейлоризма развернулась ещё острее после Октябрьской революции.Тейлор  считал, что кроме инженерных знаний руководители должны получать знания по управлению людьми, а также стажировку (как минимум, одногодичную) на предприятии, где они могли бы общаться с теми, кем завтра должны руководить. Руководитель должен быть не бюрократом, а человеком, способным принимать рискованные решения. Тейлор ввёл функцию планирования, контроля, организации, предвидения и координирования. Эта революция приобрела политическую окраску. Отношение Ленина к Тейлору есть беспрецедентный случай в истории. До 1917 года он оценивал его систему крайне негативно.

     Но  вот произошла революция, и большевики взяли власть. Главная их задача – доказать преимущества социализма над капитализмом.  Ленин  говорил, что «при социализме, где нет эксплуатации труда, отсутствуют и выражающие её категории – капитала, прибавочной стоимости и всех её форм. Источником прибыли социалистического предприятия служит не прибавочная стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих, а прибавочный продукт, произведённый свободными от эксплуатации работниками и целиком используемый, прямо или косвенно на их нужды. Прибавочный продукт идёт не  классу собственников, а классу трудящихся, и только им» . В 1918 году на заседании Совнаркома Ленин  во всеуслышание заявляет, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма.  

     Отечественные учёные внесли значительный вклад в становление и развитие  теории и практики управления в нашей стране. В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких учёных, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.

     Среди учёных, усилия которых были направлены на поиск новых путей развития научной организации труда, производства и управления в условиях социализма, следует, прежде всего, назвать А.А. Богданова (1873 – 1928).

     В России, в отличие от Западной Европы, где большое количество городов, предприятия чаще всего появлялись на окраине городов и в пригороде, поскольку в сёлах была дешёвая  рабочая сила, в основном, люди, которые сочетали заводскую работу с деревенским трудом и бытом. В России крупные промышленники зависели от царской бюрократии и государственного заказа.  Они быстро налаживали своё производство, если это затрагивало непосредственно их интересы.

     В.И. Ленин выбрал «кратчайший» путь к социализму. Он надеялся, что страна со слабой развитой промышленностью при благоприятной кризисной ситуации может перескочить через буржуазно-демократическую фазу развития и непосредственно шагнуть в социализм. Результаты хорошо известны. Это ликвидация кооперационных крестьян, а «власть советов» обернулось деспотизмом вождя, а затем властью партийно-хозяйственной номенклатуры. К. Маркс ощутил особенность в развитии экономических процессов в периоды революции и «зацепился» за неё. Автор считает, что следует согласиться с итальянским социологом и политологом Сартори, считающим, что социализм скорее побеждает в странах, функционирующих в большей степени политически, чем экономически, и что в них  обобществление средств производства встречает меньшие препятствия. Автор думает, что термин «капитализм» нисколько не устарел. Его содержание помогает понять соотнесение с термином «социализм», который ассоциируется с понятиями «обобществление» и «общественная собственность». Лидеры социал-демократических партий, на рубеже 20в., ещё не имевшие ярко выраженных тоталитарно-харизматических черт и, призывая к обобществлению собственности, готовили её новый предел.В 1908-1909гг. в узкоспециализированных журналах «Металлист» и Записки Русского технического общества впервые упоминается о тейлоризме:

     В 1912-1914гг. в организациях  г. Петербурга и Москвы проходят публичные споры о западных новинках научной организации труда. Переводятся основные работы Ф. Тейлора, Джилбертта, Г. Гантта, Пиркгорста. В 1913г. появился первый в мире тейлористский журнал «Фабрично-заводское дело», где систематизировалась разнообразная информация о научном менеджменте. До революции мнения о системе Тейлора разделились на два лагеря: противники (Воронцов, Маслов, Поплавский) и сторонники (Озеров, Железнов, Сарровский). Противники считали, что в России, где будет существовать, низкий уровень организации производства и жизни населения, а также отсутствие законодательных гарантий, внедрение системы Тейлора принесёт лишь вред. Сторонники же указывали на то, что в его системе нет ничего, что способствовало бы ускоренному изнашиванию организма работника, но не нужно использовать чужие идеи, а нужно искать свои, новые пути, учитывая при этом опыт нации и трудовую этику народа. В 1917г.  В.И. Ленин оценивал его систему крайне негативно. После революции в 1917г. большевики взяли власть в свои руки. Главная задача их – это доказать преимущества социализма над капитализмом. Он говорил, что «при социализме, где нет эксплуатации труда, отсутствуют и выражающие её категории – капитала, прибавочной стоимости и всех её форм. Источником прибыли социалистического предприятия служит не прибавочная стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих, а прибавочный продукт, произведённый свободными от эксплуатации работниками и целиком используемый, прямо или косвенно на их нужды. Прибавочный продукт идёт не классу собственников, а всем трудящимся, и только им». В 1918г. на заседании совнаркома заявляет, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма.

     Вопросами совершенствования теории и практики организации туда занимался другой известный советский учёный А.К. Гастев (1882 – 1941).

     Им  сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки».  

     В своё время представители школы  научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гант) занимались изучением производственной операции и входящих в его состав и последовательность выполнения трудовых движений с целью определения наименьших затрат времени на выполнение операции.

     Однако  в условиях социалистического производства Гастев считал это недостаточным. По его мнению, труд рабочего должен носить творческий характер, а сам рабочий  должен быть активным рационализатором производственного процесса.

     Решение поставленной задачи, по мнению Гастева, возможно на основе соблюдения им же разработанных  принципов инструктирования,  т.е.принципов  непрерывного вовлечения всей рабочей  массы в производственную инициативу. У рабочего, считал Гастев, должна быть выработана органическая потребность в постоянном совершенствовании своего труда, а также в постоянном улучшении оборудования, приспособлений и пр. А это невозможно без создания определённой методики, формулирующей постоянный подход к этому совершенствованию.  «Создание методики, прививка определённой организационно-трудовой бациллы каждому рабочему, каждому участнику производства…» и есть, по мнению Гастева, трудовые установки.  Автор солидарен с мнением Гастева, так как каждый работник должен иметь рабочую методику, собственную трудовую установку, чтобы совершенствовать свою деятельность.

     Гастев  соглашался с представителями школы  научного управления, которые говорили о необходимости разработки стандартов выполнения  отдельных операций. Но этого он считал недостаточным, так как выполнение операции в рамках постоянного стандарта может стать тормозом на пути роста производительности труда. Теория трудовых установок требовала описания всей последовательности постоянного совершенствования операций, начиная от её самого примитивного исполнения и заканчивая самым рациональным. Это, в свою очередь, требовало создания ряда постепенно нарастающих установок по мере роста их сложности и совершенствования.  

     Внедрением  методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920г. при ВЦСПС, в задачи которого входила научная разработка вопросов производительности труда и выработка способов наиболее продуктивного труда рабочих.  

Информация о работе Основы формирования менеджмента в России