Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:58, лекция

Описание работы

Сущность менеджмента определяется необходимостью квалифицированного и профессионального управления персоналом подразделений организации в соответствии с задачами и целями в условиях рынка . поэтому сущность менеджмента состоит в соединении профессиональных знаний менеджера с его профессиональными управленческими действиями, которые должны дополнять друг друга и развиваться. Значение менеджмента состоит в том , что от его качественных характеристик зависит поведение организации на рынке, и они же влияют на состояние общих рыночных отношений , складывающихся в государстве.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.Лекции.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Основы менеджмента

Менеджмент  - процесс   управления организацией для достижения поставленной цели посредством    труда , интеллекта и мотивации персонала.

Менеджер – управленец , руководитель или специалист по управлению , который в российских условиях  чаще формируется на основе специальности, соответствующей функциональной деятельности бизнеса .

Уровни управления:


  1                       - Топ-менеджер


  2                       - Менеджер среднего звена


  3                       - Менеджер третьего звена

 

  1. Обеспечивают и вырабатывают политику организации  и способствуют её реализации , обеспечивают потребности и интересы   владельцев    акций : президент компании, председатель совета директоров.
  2. Обеспечивают реализацию политики функционирования организации , разрабатываемую высшим руководством: директор предприятий  , руководители отделений в составе организации .

Сущность менеджмента определяется необходимостью квалифицированного и профессионального управления персоналом подразделений организации в соответствии с  задачами и целями  в условиях рынка . поэтому сущность менеджмента    состоит в соединении профессиональных знаний менеджера с его профессиональными  управленческими действиями, которые должны дополнять друг друга и развиваться.

Значение менеджмента состоит в том , что от его качественных характеристик зависит поведение организации на рынке , и они же влияют на состояние общих рыночных отношений , складывающихся в государстве.

Качественные   характеристики менеджмента – практические действия по принятию управленческих решений  , которые осуществляют руководители организаций.  Качественные характеристики   менеджмента зависят и определяются профессиональными качествами управленца : образование , опыт работы , профессиональны навыки , квалификация , должностной уровень , уровень принимаемых решений .

Следует различать государственное  управление и менеджмент. Государственное управление имеет целью рациональное разумное и ориентированное на благо каждого гражданина использующее финансовые и материальные ресурсы в форме бюджета , полезных ископаемых, земли и воды.

Вместе с тем государственное  управление  строится на принципах  менеджмента, относящихся к его  эффективному использованию на практике , но не предполагает увеличение какой-либо прибыли . Различие между менеджером и государственным чиновником в том , что они управляют разными формами собственности и их основные цели разные.

 

Виды менеджмента.

  1. Производственный менеджмент.

Способствует эффективному осуществлению процессов создания труда. Заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции  , вида применяемой технологии, рациональной загрузки производства, постановки людей, контроль и качество продукции и услуг, стимулирование персонала.

  1. Управление материально-техническим снабжением.  

Состоит в организации  заключающихся государственных  договоров, закупке , доставке , хранении сырья , товаров, отправке их покупателям  и формировании качества сбыта.

 

  1. Инновационный  менеджмент.

Оптимизирует процесс  научных исследований, прикладных разработок и внедрения новинок в производство.

  1. Персонал - менеджмент  .

В настоящее время включает в себя управление кадрами и социальное работников, выбора методов их стимулирования, создания благоприятного морально-психологического климата.

  1. Маркетинг-менеджмент.

 Занимается вопросами  изучения рынка, возрастающего  и перспективного спроса , выработкой  ценовой и рекламной политики.

  1. Финансовый менеджмент.

Составление бюджета , формирование и распределение денежных ресурсов организации , оценка текущего и перспективного финансового состояния, принятие необходимых мер по  их укреплению.

  1. Управление аккаунтом.

Связано с процессом  сбора , обработки и анализа данных о работе  организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями , результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и более полного использования имеющихся потенциалов.

 

 

Эволюция менеджмента  как научной дисциплины.

 

 Выделяют 4-ре важных подхода в управлении , которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления :

    1. С позиции выделения различных школ управления выделяют фактически 4-ре подхода:

А) школы научного управления

Б) административного управления

В) школы человеческих отношений  и науки о поведении 

Г) школа науки управления

 2)  Процессный подход

Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих  функций.                                                                                                                                                Функции управления: планирование , организация , мотивация , контроль.

3) Системный подход.

Руководители должны рассматривать организацию как  совокупность взаимосвязанных элементов: люди, структура, задачи, технология, которые ориентированы на достижение различных целей  в условиях меняющейся внешней среды.

4) Ситуационный подход .

Концентрируется на том , что пригодность различных методов  управления определятся ситуацией , так как объединяет большое обилие факторов как  самой организации, так и в окружающей среде.

Школа научного управления (1885-1920г.г.).

Основоположники : Фредерик Тейлор, Гилбрет, Г. Гант .

 Вклад школы  научного управления  в развитие управленческой мысли :

  1. Использование научного анализа для определения лучших способов решения задач;
  2. Отбор работников , лучше всего подходящих для конкретных задач и обеспечения
  3. Обеспечение работников  ресурсами , требуемыми для эффективного выполнения задач;
  4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;
  5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Административная (классическая школа  административного  управления)

(1920-1950 г.г.)

Основоположники: Файоль А. , Урвик Л. .

Если авторы научного управления посвящали свои исследования управлению производством , то  авторы административного управления – совершенствованию управления организацией  в целом.

Принцип управления Файоля :

    1. Разделение труда;
    2. Полномочия и ответственность;
    3. Дисциплина;
    4. Единоначалие;
    5. Единство направления;
    6. Подчиненность личных интересов общему;
    7. Вознаграждение персонала , справедливая зарплата;
    8. Централизация ;
    9. Скалярная цель  (иерархия);
    10. Порядок;
    11. Справедливость;
    12. Стабильность рабочего  места;
    13. Инициатива;
    14. Корпоративный  дух (союз – сила , результат гармонии персонала).

 

Вклад:

    1. Развитие принципов управления;
    2. Описание функций управления;
    3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.

 

Школа человеческих отношений (1930 -1950 г.г.)

 

Неоклассическая школа.

Основоположники: Фоллет М.П. , Элтон Мэйо.

Элтон Мэйо с помощью  Хоуторнских экспериментов (20-30-е г.г.) обнаружил , что четкие рабочие операции и достойная оплата труда не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители классической школы и школы научного управления. Он сделал вывод , что важны взаимоотношения людей в организации их совместная работа. Развитие поведенческих наук (философия, социология ) подтвердили эти выводы.

 

Вклад:

1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности;

2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организаций , чтобы любой работник мог быть  полностью использован в соответствии с его потенциалом.

 

 

 

 

Школа науки  управления или количественный подход                      (с  1950 по наст. время)

 

Основоположники: Норберт Винер , Канторович Л.В. , Акофф А.

Математика, статистика, инженерные науки внесли существенный вклад в науку управления.

Вклад:

1. Углубленное понимание сложных  экономических и управленческих  проблем благодаря разработке и  применению модели;

2. Развитие количественных методов , методов оптимизации в помощь руководителям , принимающим решение в сложных ситуациях.

    

Процессный  подход к управлению.

Процесс управления состоит  из  4-х  взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти функции объединены связующими  процессами: коммуникационный и принятия решений.

 

Функция планирования –  предполагает решение  о том , какими должны быть цели организации и что должны делать члены организаций , чтобы  достичь этих целей. По  своей сути  планирование отвечает на 3-и вопроса:

1. Где мы находимся  в настоящее время? – руководители должны оценить слабые и сильные   стороны организации в областях: финансы , маркетинг, производство , научные исследования, трудовые  ресурсы , либо это осуществляется с целью определить, чего может реально достичь организация;

2. Куда мы хотим двигаться? – оцениваются возможности и угрозы  в окружающей  организационной среде: конкуренция ,клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология , снабжение, социальные и культурные изменения. Руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать их осуществить.

3. Как мы собираемся сделать это?

Планирование – один из способов , с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий любых членов организации.

 

 

 

Существует  несколько  уровней планирования:

1. Стратегическое – долгосрочный  план (до 5-ти лет), главная задача определить , как организация будет себя вести в своей рыночной нише.

2. На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, то есть определяют  промежуточные цели на пути достижения стратегических  целей (от года).

3. На нижнем уровне управления осуществляется оперативное планирование.

                     

Существующие три вида планирования  составляют общую  систему, которые назначаются генеральным  планом или бизнес-планом организации.

Функция организации:

Организовывать –  создавать некую структуру.

На этом этапе руководители подбирают людей к конкретной работе им  делегируют определенные полномочия и задания.

Функция мотивации :

Мотивация – создание внешнего побуждения к должностям для  достижения личных целей или целей  организации, являющейся    результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

Для того, чтобы правильно  мотивировать своих работников, руководителям  следует определить, каковы же на самом  деле потребности и обеспечить способ удовлетворять их за хорошую работу.

Современные теории мотивации:

Различные теории организационно-экономического направления    можно   разделить  на две группы:

1. Содержательные  теории мотивации, основывающиеся на спецификации внешних потребностей личности, которые заставляют людей действовать так,  а не иначе      ( Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг , МакКлеланд).

2. Процессуальные теории мотивации соответствуют современности и базируются в первую очередь  на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (теория ожидания Врума , теория справедливости Адамса  и модель Портера-Лоулера).

 

 

Иерархия потребностей по Маслоу.

 

Добиться желаемого  поведения можно двумя способами:

1. Подобрать человека с заданным уровнем внешней мотивации или создать его;

2. Воспользоваться внешней мотивацией с помощью стимула.

 

 

Пирамида Маслоу.


5

4


3

2


1

Информация о работе Основы менеджмента