Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:58, лекция

Описание работы

Сущность менеджмента определяется необходимостью квалифицированного и профессионального управления персоналом подразделений организации в соответствии с задачами и целями в условиях рынка . поэтому сущность менеджмента состоит в соединении профессиональных знаний менеджера с его профессиональными управленческими действиями, которые должны дополнять друг друга и развиваться. Значение менеджмента состоит в том , что от его качественных характеристик зависит поведение организации на рынке, и они же влияют на состояние общих рыночных отношений , складывающихся в государстве.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.Лекции.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Социально-культурные и политические факторы – любая организация  функционирует по меньшей мере в оной культурной среде , поэтому социально-культурные факторы  , в числе которых преобладают установки , жизненные ценности и традиции , влияют на организацию. Организация должна быть в состоянии, при котором можно предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать их эффективнее, чем конкуренты.

Политические факторы – для  организации важное значение имеет  настроение администрации, законодательных  органов и судов в отношении  к  бизнесу. Тесно связанные с  социокультурными факторами , эти настроения влияют на такие действия правительства , как налогообложение доходов , установление налогов и льгот или льготных торговых пошлин. Требования в отношении практики найма и продвижение представителей национальных меньшинств, законодательства по защите прав потребителей , стандартов на безопасность, чистоту окружающей среды , контроль  цен и заработной платы.

Отношение с местным населением – многие организации прилагают  целенаправленные усилия для поддерживания  хороших отношений с общинами, в которых они функционируют. Эти усилия могут выражаться в форме финансирования местных школ, благотворительности , поддержки молодых дарований вместо подношений обществу наличных денег.

       В зависимости  от того, насколько организация  адаптивна к изменениям в окружении , выделяют два типа управления:  механистический и органический.

Механистический тип управления характеризуется  набором характеристик:

  1. консервативная, негибкая структура;
  2. Четко определенные стандартизированные и устойчивые задачи;
  3. Сопротивление изменениям;
  4.   Иерархическая система контроля;
  5. Командный тип  управления , идущий сверху- вниз;
  6. Содержанием коммуникаций являются распоряжения и инструкции;

 

Для органического типа управления:

  1. Гибкая структура;
  2. Динамические , не четко определенные задачи;
  3. Готовность к изменениям;
  4. Власть базируется на знании и опыте, самоконтроль и контроль коллег, многонаправленность  коммуникаций (вертикально, горизонтально, диагонально), содержанием коммуникаций является информация.

 

Каждый из этих типов имеет свои преимущества. В том случае , если окружение динамично, если высок уровень неопределенности то эффективным является органический тип управления организацией. Если же окружение стабильно и низка неопределенность, предпочтение может  быть отдано  механистическому типу управления.

 

Организационные формы. Структура управления организацией.

 

Вопросы:

  1. Структура и формы организации.
  2. Виды организационных структур.
  3. Проектирование организационных структур.

 

Структура и формы  организации.

 

Организационная структура характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и и работниками организации. То есть под организационной структурой организации принято понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строй соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой. Структура  направлена , прежде всего на участие четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределением между ними прав и ответственности.

  В структуре организации выделяют следующие элементы: звенья(отделы), уровни (ступени управления), связи(горизонтальные и вертикальные).

К звеньям управления относятся  структурные подразделения , а также  отдельные специалисты, выполняющие  соответствующие функции управления или их части. В основе образования звена лежит выполнение отделом определенной функции управления. Характер связи между звеньями горизонтальный.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления занимающих определенную ступень в системе управления организацией. Ступени управление находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг  другу по иерархии.

Организационные структуры различаются  большим разнообразием форм , в  основе которых лежат отличительные  признаки, в частности: размер производственно-коммерческой деятельности, производственный профиль, степень финансово-экономической деятельности, централизация  управления.

Организационные формы.

 

ООО создается юридическими  или физическими лицами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности.  Важнейшая отличительная черта –положение, что его  участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в размере внесенных ими вкладов. В соответствии со статьей 94 ГК РФ  участник общества имеет право в любое время выйти из него не зависимо от согласия других. Согласно закону и документам , участнику ООО при его выходе из общества должна быть выплачена стоимость части имущества , соответствующая его доле в уставном капитале общества.

Совместное предприятие создаются  на основе вложения капиталов отечественных  и зарубежных партнеров, совместно  осуществляющих совместную деятельность, управление организацией и распределение  прибыли. Создание СП направлено на привлечение  в  экономику современных видов технологий , оборудования, материальных и финансовых ресурсов , а также управленческого опыта и решение конкурентоспособности продукта. 

Акционерное общество организационная  форма объединения средств организаций  и граждан  в целях осуществления хозяйственной деятельности. Оно имеет уставной фонд  ,разделенный на определенное количество акций равной номинальной их себестоимости, несет имущественную ответственность по обязательствам только лишь своим имуществом. Общая номинальная стоимость акций составляет уставной фонд.

Холдинговые компании – держательские  компании, создаваемые с целью  владения контрольными пакетами ценных бумаг, главным образом промышленных фирм. Вт данном случае преобладает  функция контроля, так как контролируя  промышленную компанию, которая имеет участие в   в ряде других фирм и кредитно-финансовых учреждений может полностью или частично контролировать всю цепь этих компаний.

Существуют и другие формы управления организацией, отличающиеся содержанием  и пропорциями функций структуры и степени централизации управления.

Виды структур.

Данная типология структур, основанная  на двух видах связи: линейная и функциональная. Линейная связь характеризуется наличием нескольких закрепленных за руководителем конкретных функций управления.

Функциональная связь – характеризуется  одной конкретной или общей функцией управления. 

Линейная.

Линейная структура управления характеризуется  тем, что во главе всех структур подразделения  находится руководитель – единый начальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство работниками  и сосредоточивший в своих руках все функции управления.


                                                     Главный управляющий                


                                                 Директор по производству


                                                     


Начальник цеха                                    Начальник цеха                                        Начальник цеха


Главный мастер                                    Главный мастер                                       Главный мастер    

      


Преимущества: 

Преимущества:

Преимущества:

  1. Четкость и единство распорядительства;
  2. Согласованность действий исполнителей;
  3. Простота управления (один канал связи);
  4. Четко выраженная ответственность;
  5. Оперативность в принятии решений;
  6. Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки:

  1. Высокие требования к руководителю, который должен обеспечивать эффективное руководство по любым функциям управления;
  2. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
  3. Перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными;
  4. Затруднительности связи между инстанциями;
  5. Концентрация власти в управляющей верхушке.

 

Линейная структура функционирует  в небольших  организациях на нижнем уровне управления.

 

Функциональная – осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ , необходимых для принятия решений в системе  линейного управления. Идея состоит в том , что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на на специалиста, то есть общая задача управления организацией делится , начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда название  структура.

                                                              Ген-й директор            


        Плановый отдел                        орг-ный отдел                                     …..



   Исполнители               …

Преимущества:

  1. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;
  2.   Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
  3. Стандартизация , формализация и программирование явлений и процессов;
  4. Исключительное дублирование и параллелизм;
  5. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатки:

  1. Чрезмерная  заинтересованность в реализации задач своих подразделений;
  2. Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей  между различными функциональными службами;
  3. Проявление тенденций чрезмерной  централизации;
  4.   Длительная процедура принятия ращений;
  5. Относительно застывшая организационная форма ,  с трудом реагирующая на изменения.

Линейно-функциональная структура (штабная , традиционная ).

При такой структуре управления любую полноту власти берет на себя линейный руководитель, которому помогает специальный аппарат , состоящий  из функциональных подразделений.

     


             



 



 


                                                                    подразделения

Преимущества:

  1. Высокая компетентность специалистов , отвечающих за выполнение  конкретных функций;
  2. Глубокая подготовка решений  и планов, связанных со специализацией работников;
  3. Освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;
  4. Возможность привлечения консультантов и экспертов.

 

Недостатки:

  1. Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействий на горизонтальном уровне;
  2. Недостаточно четкая ответственность, так как  готовящий решение , как правило не участвует в его реализации;
  3. Чрезмерно развитая система взаимодействий по вертикали , тенденция к централизации.

 

 

Дивизионная структура  управления (отделенческая).



 









 

Основными причинами перехода предприятий  к дивизионным структурам управления стала  растущая диверсификация –  различные направления деятельности бизнеса и  трудности  в управлении из одного центра , удаленными друг от друга предприятиями.

Суть данного вида организационной  структуры заключается  в предоставлении производственным отделениям  предприятия  оперативно-производственной и хозяйственной  деятельности.

Высший уровень управления в  организации централизует планирование и распределение  основных ресурсов , принимает стратегические решения , в от время как подразделения принимают оперативные решения и ответственны за получение прибыли. В таких структкрах сочетается самостоятельность отделений  с  ответственностью за общие  коечные  для организации результаты.

       

Преимущества:

  1. Гибкость и динамичность в динамичной среде;
  2. Оперативность принятия управленческих решений;
  3. Быстрое решение  межфункциональных проблем;
  4. Ориентация на новые рынки и технологии и на  низкую конкуренцию.

Недостатки:

  1. Трудности балансирования интересов верхов и низов;
  2. Дублирование управления, рост управленческого аппарата;
  3. Недостаточные коммуникации между работниками различных подразделений;
  4. В подразделениях компании возникает все та же многоуровневая иерархия , которая порождает проблемы линейно-функциональных структур.

Информация о работе Основы менеджмента