Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:58, лекция

Описание работы

Сущность менеджмента определяется необходимостью квалифицированного и профессионального управления персоналом подразделений организации в соответствии с задачами и целями в условиях рынка . поэтому сущность менеджмента состоит в соединении профессиональных знаний менеджера с его профессиональными управленческими действиями, которые должны дополнять друг друга и развиваться. Значение менеджмента состоит в том , что от его качественных характеристик зависит поведение организации на рынке, и они же влияют на состояние общих рыночных отношений , складывающихся в государстве.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.Лекции.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

2. Любая из управленческих концепций и методик  имеет свои сильные  и слабые стороны, руководитель  должен уметь предвидеть вероятностные  последствия от принятия данной методики.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.

4. Руководитель должен увязать конкретные приемы с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

Самый важный шаг – 3 , от него  зависит успех /неудача  метода.

 

 

Элементы организации.

 

 

Вопросы:

1. Понятие организации. Этапы ЖЦ организации. Миссия организации.

2. Общие характеристики организации:

3. Горизонтальное и вертикальное разделение труда;

4. Формальная и неформальная организация;

5. Внешняя среда организации;

 

 

 

 

 

 

Менеджмент  и внешняя среда организации.

 

Понятие организации. Этапы ЖЦ.

 

 

Организация – группа лиц , деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

 

Жизнедеятельность организации  состоит из следующих  этапов:

 

  1. Получение сырья (ресурсов из внешней среды);
  2. Изготовление продукта;
  3. Передача продукта во внешнюю среду.

 

Этапы ЖЦ организации аналогичны ЖЦ человека: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение/прекращение деятельности.

 

Любой этап ЖЦ характеризуется  конкретными целями и основными  задачами , решение которых позволяет  достичь общих поставленных целей.

Так, на этапе рождения организации цель выжить на рынке, основная задача – выйти на рынок.

 

      На этапе  детства , юности цель – получение  прибыли  и ускоренный рост, а основная задача – укрепление  позиций на рынке  , захват сегментов  рынка, планирование прибыли, увеличение зарплат персонала.

 

      На этапе  зрелости, цель – систематический сбалансированный рост , формирование собственного имиджа и деловой репутации, основная задача – стабильность участия персонала в распределении прибыли.

 

На этапе возрождения, цель – обеспечить оживление по  любым функциональным направлениям деятельности, основная задача – внедрение инноваций и омоложение персонала.

 

Миссия  организации  – четко выраженная причина существования  организации на рынке, ее основная общая  цель , которая должна ежедневно ею подтверждаться. Миссия – предназначение организации на рынке. В  сформулированном виде миссия вносится в устав организации и другие учредительные документы, что фактически означает разрешение государства на осуществление заявленной в учредительных документах деятельности.

 

Выбрать миссию означает ответить на два основных вопроса  еще до формирования каких-либо документов:

  1. Кто клиент организации?
  2. Какие потребности она может удовлетворять?

 

          Чтобы миссию записать в основные  документы организации , необходимо ее сформулировать и охарактеризовать по трем направлениям:

  1. Задача организации с учетом основных товарных услуг рынка, на котором она собирается действовать и основные технологии ее бизнеса.
  2. Характеристика внешней среды организации , которая будет определять принципы ее  деятельности в условиях рынка.
  3. Корпоративная культура организации , то есть рабочий климат в ее внутренней среде. На основе миссии для подразделений и персонала организации устанавливаются определенные цели , достижение которых подтверждает миссия.

 

Общие характеристики организации.

 

Организации могут быть производственными , исследовательскими, государственными и частными, временными и постоянными, большими и малыми, но существуют общие характеристики  для любой организации: ресурсы, распределение труда, зависимость от внешней среды, необходимость управления.

 

Основные ресурсы –  люди , основные оборотные средства, технологии.

 

Существует вертикальное и горизонтальное разделение труда:

Горизонтальное разделение труда  - качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности. По сути это разделение труда на составляющие компоненты. По горизонтали труд разделяется ,как правило, по функциональному , товарно-отраслевому и квалификационному признаку.   

 

                                                             директор



           заместитель                                                                                     заместитель


                                                                      


 

 

 

В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются отдельные специалисты.

 

Разделение труда по товарно-отраслевому признаку связано  со специализацией и ограничением выполнения конкретного трудовых процессов.

 

Квалификационное разделение труда основывается на принципы , согласно которым ни один работник высокой  квалификации не должен делать работу , которую может выполнить работник низкой квалификации. Нарушение этого  принципа повышает стоимость работ  и ведет к расточительству человеческих ресурсов.

 

Вертикальное разделение труда – работа по координации  деятельности горизонтальных подразделений  организации. Такое разделение труда  предполагает: общее руководство,   оперативное управление, управление персоналом, экономическое и технологическое руководство. Вертикальное разделение труда обеспечивает использование организацией технологий и операций , непосредственно сказывающихся на качестве предполагаемых товарных услуг. То есть организации существует две внутренних формы разделения труда: горизонтальное – разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности  и вертикальное – отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и   составляет сущность управления.

 

Формальные  и неформальные организации.

 

Группы людей созванные  по воле руководства для достижения целей организации называют формальными  организациями или группами, а  стихийно образованные группы людей , вступающих в регулярное взаимодействие для достижения  определенной цели признаются неформальной группой. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Суть состоит в том , что неформальная группа может продвигать вперед или тормозить развитие организации.  

Задача менеджера –  минимизация влияния таких групп  на организацию, и направление их действий в нужное русло.

 

 

Внешняя среда  организации.

 

                                                                 Структура



             персонал                                      Цели                                        технология         


                                                                                                                                             


                                                                    Задачи

 

Цель организации –  конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив. Цели организации вырабатываются для претворения в жизнь ее миссии. В качестве описания цели организации используют различные показатели, ее отражающие, например если:

– цель – прибыльность, то показатели: количество прибыли, доход  на инвестированный капитал, размер выплат дивидендов на акцию, размер прибыли к количеству продаж.

– цель – производительность, то показатели выпуск продукции за единицу рабочего времени.

– цель – продукция  или услуги , то показатели номенклатура или ассортимент.

– цель – финансовые ресурсы, то показатели структура капитала, основной или оборотный выпуск ценных бумаг, вылета  дивидендов , движение денежной наличности.

– цель – исследование , внедрение инноваций, то показатели – результаты.

– цель – социальная ответственность, то показатели – стаж работы, участие в социальном развитии региона, занятости населения.

 

Структура организации  – логическое взаимоотношение уровней  управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая  позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Понятие функциональная область относится к работе,  которая выполняет подразделение в организации в целом. Например маркетинг, обучение персонала , планирование финансов.

Задачи – предписанная работа или ее часть, которая должна быть выплачена заранее установленным способом  в заранее оговоренные сроки. Задачи организации традиционно делятся на три категории:  работа с людьми, предметами и информацией.  

 

Менеджмент  и внешняя среда организации.

 

Внешнее окружение организации можно представить в виде двух групп:

  1. Среда прямого воздействия – непосредственно деловое окружение организации. Его создают покупатели , поставщики, конкуренты , деловые партнеры, административные органы , профсоюзы , деловые объединения , ассоциации.
  2. Среда косвенного воздействия – общее вешнее окружение организации. Данное окружение     отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с конкретной организацией. Общее внешнее окружение формируется под влиянием правовых , социально-экономических , политических, технологических, международных процессов природопользования.

Существует 4-ре характеристики внешней  среды:

  1. Взаимосвязанность факторов  внешней среды – уровень силы  , с которой  изменение одного фактора воздействует на другие.
  2. Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация должна реагировать. По показателям разнообразия факторов в сложных условиях будет находиться организация , использующая различные и разные технологии , претерпевающая  быстрое развитие  чем организация , которой все это не касается.
  3. Подвижность среды -  скорость с которой происходит изменение в окружении организации. Подвижность внешней среды может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Наиболее подвижная среда  в фармацевтической, электронной , авиационно-космической , производстве бытовой  техники и сфере телекоммуникаций.
  4. Неопределенность внешней среды – является функцией качества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора .  а также формирование уверенности в этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем сложнее принимать эффективные решения.

 

Среда прямого  воздействия.

 

 Поставщики с таким  зрением системного подхода организации – механизм преобразования входов и выходов. Основной разновидностью входов  являются материалы, капитал , рабочая сила. Зависимость между  организацией и поставщиком – один из наиболее ярких примеров воздействия  сферы на операции и успешность организации.

Материалы – запасы связывают деньги, которые  приходится расходовать  на материалы и их хранение, а  не производство.

Капитал – потенциальными инвесторами  капитала являются банки, федеральные  учреждение по представлению займов, акционеры и частные лица.

Трудовые ресурсы – адекватное обеспечение  рабочей силой нужных специальностей  и квалификации необходимо для реализации задач, связанных  с достижением поставленной цели.

Потребитель – решая каике товары или услуги для них желательны , определят для организации почти все , что влияет на ее деятельность.

  Законы , государственные органы  – каждая организация имеет  определенный правовой статус, являясь  единоличным владением, компании  или некоммерческой организации,  и именно это определяет , как организация существует на рынке и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется его сложностью и неопределенностью. Число законов , которые определят деятельность организации возрастает.  

Клиенты – участники рынка как юридические так и физические лица деятельность которых зависит от товаров и услуг , потребляемых ими как клиентами организации. Такая зависимость определена договорными отношениями, где предусмотрена  взаимная ответственность.

Деловые партнеры – участники рынка как правило лица , деятельность которых связана с организацией на основе договоров,  где предусматриваются взаимная мера ответственности  , определяющая роли . характер и сферу совместных действий на рынке.

Конкуренты – частники рынка, как правило юридические лица, выпускающие одинаковые товары  услуги и соперничающие между собой за наиболее выгодные условия их производства или продажи , организации с одинаковой миссией.

 

Среда косвенного воздействия на организацию.

Технология – технологические нововведения  влияют на эффективность , с которой можно изготавливать и продавать продукты, на скорость устаревания продукта  , на то , как можно собирать , хранить и распределять , а также на  то , какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Состояние экономики – может  сильно повлиять на возможности получения  капитала организации для своих  нужд и может повлиять на реализацию ее миссии.

Информация о работе Основы менеджмента