Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:58, лекция
Сущность менеджмента определяется необходимостью квалифицированного и профессионального управления персоналом подразделений организации в соответствии с задачами и целями в условиях рынка . поэтому сущность менеджмента состоит в соединении профессиональных знаний менеджера с его профессиональными управленческими действиями, которые должны дополнять друг друга и развиваться. Значение менеджмента состоит в том , что от его качественных характеристик зависит поведение организации на рынке, и они же влияют на состояние общих рыночных отношений , складывающихся в государстве.
2. Любая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, руководитель должен уметь предвидеть вероятностные последствия от принятия данной методики.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.
4. Руководитель должен увязать конкретные приемы с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.
Самый важный шаг – 3 , от него зависит успех /неудача метода.
Элементы организации.
Вопросы:
1. Понятие организации. Этапы ЖЦ организации. Миссия организации.
2. Общие характеристики организации:
3. Горизонтальное и вертикальное разделение труда;
4. Формальная и неформальная организация;
5. Внешняя среда организации;
Менеджмент и внешняя среда организации.
Понятие организации. Этапы ЖЦ.
Организация – группа лиц , деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Жизнедеятельность организации состоит из следующих этапов:
Этапы ЖЦ организации аналогичны ЖЦ человека: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение/прекращение деятельности.
Любой этап ЖЦ характеризуется конкретными целями и основными задачами , решение которых позволяет достичь общих поставленных целей.
Так, на этапе рождения организации цель выжить на рынке, основная задача – выйти на рынок.
На этапе
детства , юности цель – получение
прибыли и ускоренный рост,
а основная задача –
На этапе зрелости, цель – систематический сбалансированный рост , формирование собственного имиджа и деловой репутации, основная задача – стабильность участия персонала в распределении прибыли.
На этапе возрождения, цель – обеспечить оживление по любым функциональным направлениям деятельности, основная задача – внедрение инноваций и омоложение персонала.
Миссия организации – четко выраженная причина существования организации на рынке, ее основная общая цель , которая должна ежедневно ею подтверждаться. Миссия – предназначение организации на рынке. В сформулированном виде миссия вносится в устав организации и другие учредительные документы, что фактически означает разрешение государства на осуществление заявленной в учредительных документах деятельности.
Выбрать миссию означает ответить на два основных вопроса еще до формирования каких-либо документов:
Чтобы миссию записать в
Общие характеристики организации.
Организации могут быть производственными , исследовательскими, государственными и частными, временными и постоянными, большими и малыми, но существуют общие характеристики для любой организации: ресурсы, распределение труда, зависимость от внешней среды, необходимость управления.
Основные ресурсы – люди , основные оборотные средства, технологии.
Существует вертикальное и горизонтальное разделение труда:
Горизонтальное разделение труда - качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности. По сути это разделение труда на составляющие компоненты. По горизонтали труд разделяется ,как правило, по функциональному , товарно-отраслевому и квалификационному признаку.
заместитель
В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются отдельные специалисты.
Разделение труда по товарно-отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением выполнения конкретного трудовых процессов.
Квалификационное разделение
труда основывается на принципы , согласно
которым ни один работник высокой
квалификации не должен делать работу
, которую может выполнить
Вертикальное разделение труда – работа по координации деятельности горизонтальных подразделений организации. Такое разделение труда предполагает: общее руководство, оперативное управление, управление персоналом, экономическое и технологическое руководство. Вертикальное разделение труда обеспечивает использование организацией технологий и операций , непосредственно сказывающихся на качестве предполагаемых товарных услуг. То есть организации существует две внутренних формы разделения труда: горизонтальное – разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности и вертикальное – отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
Формальные и неформальные организации.
Группы людей созванные по воле руководства для достижения целей организации называют формальными организациями или группами, а стихийно образованные группы людей , вступающих в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели признаются неформальной группой. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Суть состоит в том , что неформальная группа может продвигать вперед или тормозить развитие организации.
Задача менеджера –
минимизация влияния таких
Внешняя среда организации.
персонал
Цель организации – конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив. Цели организации вырабатываются для претворения в жизнь ее миссии. В качестве описания цели организации используют различные показатели, ее отражающие, например если:
– цель – прибыльность, то показатели: количество прибыли, доход на инвестированный капитал, размер выплат дивидендов на акцию, размер прибыли к количеству продаж.
– цель – производительность, то показатели выпуск продукции за единицу рабочего времени.
– цель – продукция или услуги , то показатели номенклатура или ассортимент.
– цель – финансовые ресурсы, то показатели структура капитала, основной или оборотный выпуск ценных бумаг, вылета дивидендов , движение денежной наличности.
– цель – исследование , внедрение инноваций, то показатели – результаты.
– цель – социальная ответственность, то показатели – стаж работы, участие в социальном развитии региона, занятости населения.
Структура организации – логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Понятие функциональная область относится к работе, которая выполняет подразделение в организации в целом. Например маркетинг, обучение персонала , планирование финансов.
Задачи – предписанная работа или ее часть, которая должна быть выплачена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми, предметами и информацией.
Менеджмент и внешняя среда организации.
Внешнее окружение организации можно представить в виде двух групп:
Существует 4-ре характеристики внешней среды:
Среда прямого воздействия.
Поставщики с таким зрением системного подхода организации – механизм преобразования входов и выходов. Основной разновидностью входов являются материалы, капитал , рабочая сила. Зависимость между организацией и поставщиком – один из наиболее ярких примеров воздействия сферы на операции и успешность организации.
Материалы – запасы связывают деньги, которые приходится расходовать на материалы и их хранение, а не производство.
Капитал – потенциальными инвесторами капитала являются банки, федеральные учреждение по представлению займов, акционеры и частные лица.
Трудовые ресурсы – адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленной цели.
Потребитель – решая каике товары или услуги для них желательны , определят для организации почти все , что влияет на ее деятельность.
Законы , государственные органы
– каждая организация имеет
определенный правовой статус, являясь
единоличным владением,
Клиенты – участники рынка как юридические так и физические лица деятельность которых зависит от товаров и услуг , потребляемых ими как клиентами организации. Такая зависимость определена договорными отношениями, где предусмотрена взаимная ответственность.
Деловые партнеры – участники рынка как правило лица , деятельность которых связана с организацией на основе договоров, где предусматриваются взаимная мера ответственности , определяющая роли . характер и сферу совместных действий на рынке.
Конкуренты – частники рынка, как правило юридические лица, выпускающие одинаковые товары услуги и соперничающие между собой за наиболее выгодные условия их производства или продажи , организации с одинаковой миссией.
Среда косвенного воздействия на организацию.
Технология – технологические нововведения влияют на эффективность , с которой можно изготавливать и продавать продукты, на скорость устаревания продукта , на то , как можно собирать , хранить и распределять , а также на то , какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
Состояние экономики – может сильно повлиять на возможности получения капитала организации для своих нужд и может повлиять на реализацию ее миссии.