Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Для эффективного функционирования, развития и существования любой организации в настоящее время необходимым условием является постоянное совершенствование системы управления. С другой стороны, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

Содержание работы

Введение.
ГЛАВА1.
1. История возникновения и развития менеджмента.
2. Методы управления.
ГЛАВА 2.
1. Общие и конкретные функции.
2. Стратегические и тактические планы.
3. Организация как функция управления.
4. Роль мотивации в управлении.
5. Контроль и регулирование в менеджменте
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

основы менеджмента.docx

— 91.55 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

ГЛАВА1.

  1. История возникновения и развития менеджмента.
  2. Методы управления.

ГЛАВА 2.

  1. Общие и конкретные функции.
  2. Стратегические и тактические планы.
  3. Организация как функция управления.
  4. Роль мотивации в управлении.
  5. Контроль и регулирование в менеджменте

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для эффективного функционирования, развития и существования любой  организации в настоящее время  необходимым условием является постоянное совершенствование системы управления. С другой стороны, управление организацией предопределяет отношение к ней  со стороны других организаций и  в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны  интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

Учебное пособие посвящено  рассмотрению вопросов, которые в  теоретических работах получили название общего управления. В этом названии подчеркивается сущность управленческой деятельности в любой организации  вне зависимости от ее назначения, размеров форм собственности и т.д. Цель этой деятельности – создание и развитие потенциала, формирование и сохранение ценностей, постановка стратегических целей и организация  всех видов текущих и оперативных  работ и процессов, мотивация  людей, контроль за ходом реализации планов, обеспечение эффективности и многое другое, что связано с нормальной работой любой организации. С принципами и процессами общего управления должны быть знакомы все менеджеры, вне зависимости от занимаемых должностей и выполняемых функций. Только в этом случае организация будет функционировать как единое, целостное образование.

В учебном пособии рассматривается  сущность менеджмента и его роль в создании материальных благ, значение внутренней и внешней среды в  эффективности производства, связующие  процессы, мотивация, групповая динамика и руководство.

Настоящее учебное пособие  полностью отвечает требованиям  Государственного образовательного стандарта  высшего профессионального образования  по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом». Отдельные  разделы данного пособия могут  быть полезными при изучении курса менеджмента для студентов инженерных и экономических специальностей.

 

ГЛАВА1.

  1. История возникновения и развития менеджмента

Древний период развития науки управления

Наиболее длительным был  первый период развития управления –  начиная с 9-7 тысячелетий примерно до XVIII в. Прежде чем выделить управление в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации  совместного труда существовали на стадии первобытно-общинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетиях в ряде мест Ближнего Востока произошел  переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально  новой форме получения продуктов  – их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике  стал точкой отсчета и зарождения менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области  управления.

 

Индустриальный  период (1776-1890)

Система знаний по истории  менеджмента зародилась во времена  промышленной революции XIX в., характеризующейся заменой ручного труда фабричной системой производства.

Фабричная система – система производства, широко внедренная после промышленной революции и характеризующаяся созданием все более крупных предприятий, позволяющая применять новые природные источники энергии, расширять разделение труда и вводить более полный контроль над процессом труда.

Разделение труда – один из главных принципов организации производственных процессов, предполагающий дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а также профессионализацию работников и их групп, специализирующихся в определенной области, обособление и организационное оформление структурных подразделений.

Массовое производство – крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами, специализации производственных операций и разделения труда.

Наибольшая заслуга в  развитии представлений о государственном  управлении в этот период принадлежит  Адаму Смиту (1723-1890) –шотландскому экономисту и философу, одному из крупнейших представителей классической политэкономии.

 

Период систематизации (1856 по настоящее время)

Наука об управлении находится  в постоянном движении. Формируются  новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный  аппарат, наконец, меняются сами исследователи  и их взгляды. С течением времени  менеджеры изменили ориентиры от потребностей своей конкретной организации  на изучение сил управления, действующих  в их окружении. Наука об управлении развивалась параллельно с развитием  мировой экономики и, в конечном счете, можно представить это  развитие в виде последовательно-параллельного  доминирования различных школ.

Школа научного управления (1885-1920)

Научное управление – исторически существовавший подход в теории менеджмента, основное внимание уделяющий управлению производством и повышению эффективности труда, в первую очередь, путем усовершенство-вания операций ручного труда. Большой вклад в науку об управлении внесли Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт.

 

Административная (классическая) школа (1920-1950)

Представители классической (административной) школы управления развили принципы управления, описали функции управления, системно подошли к управлению организацией в целом. Основные представители этой школы: А. Файоль, Л. Урвик, Д.Д. Муни, А.К. Райли, А.П. Слоун, Л. Гьюлик.

Школа человеческих отношений (1930-1950)

Школа человеческих отношений представляет собой подход в теории менеджмента, в центре исследований которого находится человеческий фактор. Школа человеческих отношений сформировалась в полемике с постулатами школы научного управления и классической школы, не уделявших должного внимания проблеме человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом, эффективности организации. Школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой. Представителями школы человеческих отношений являются М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч.И. Барнард.

Школа поведенческих  наук (с 1950 г. по настоящее время)

Школа поведенческих наук – подход в теории менеджмента, исследующий поведение людей, методы налаживания межличностных отношений, разрабатывающий проблемы социального взаимодействия и коммуникации, власти и авторитета в организационной структуре, поведенческих стереотипов и их мотивации, лидерства, изменения содержания работы и качества труда и др. Школа поведенческих наук тесно связана с именами таких ученых как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Ф. Херцберг и Д. МакГрегор.

Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время)

Школа науки управления дает понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и  применению моделей, а также развивает  количественные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Основные представители школы: С. Черчмен – американский исследователь, классифицировал различные направления системных исследований в зависимости от характера проблем; Дж. Марч - американский экономист, профессор Стенфордского университета, теоретик менеджмента; Саймон Герберт – профессор Технологического института Карнеги – центра социальных систем, занимался психологическими аспектами управления; Дж.Р. Форрестер – профессор Массачусетсского технологического института, инженер-электрик, разработал формальную модель организационной системы промышленного предприятия; X. Райфа – представитель американской школы управленческой науки, теоретик в области производительности труда.

 

  1. Методы управления

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления (инструменты воздействия) реализуется процесс управления.

Метод управления – это  совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей организации.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов  управления ориентирована на объект управления.

Содержание – это специфика  приёмов и способов воздействия. По этому признаку различают следующие  методы управления:

• организационные;

• административные;

• экономические;

• социально-психологические;

• самоуправление.

Организационная форма –  воздействие на конкретно сложившуюся  ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (создание стимулирующих условий воздействия).

В любой организации (фирме, на предприятии) используются все известные  методы управления, в том или ином объёме с набором в каждом методе средств воздействия.

Средство воздействия  – это то, с помощью чего можно  оказывать влияние на работников.

В экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации  методов управления. Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и  направленность, и организационная  форма. В связи с этим можно  выделить следующие методы управления:

организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

экономические, обусловленные экономическими стимулами;

социально-психологические, применяемые с целью повышения  социальной активности сотрудников.

 

Организационно-административные методы управления

Объективной основой использования  этих методов управления выступают  организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку  через их посредство реализуется  одна из важнейших функций управления – функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации  действий подчиненных.

В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов:

  1. обязательное предписание (приказ, запрет и т.д.);
  2. согласительные (консультация, компромисс);
  3. рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.д.).

В общем виде система организационно-административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру  управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и  контроль за управленческими решениями).

Организационное воздействие  на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем  организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического  инструктирования и проектирования.

В практике управленческой деятельности административное воздействие  связано, как правило, с тремя  типами подчинения:

  1. вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим "сверху";
  2. пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
  3. осознанное, внутренне обоснованное.

В целом организационно-административные методы руководства существуют в  форме организационного и распорядительного  воздействия.

 

Экономические методы управления

Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме  – овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период.

В отличие от организационно-административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.

Информация о работе Основы менеджмента