Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:15, курсовая работа
Для эффективного функционирования, развития и существования любой организации в настоящее время необходимым условием является постоянное совершенствование системы управления. С другой стороны, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.
Введение.
ГЛАВА1.
1. История возникновения и развития менеджмента.
2. Методы управления.
ГЛАВА 2.
1. Общие и конкретные функции.
2. Стратегические и тактические планы.
3. Организация как функция управления.
4. Роль мотивации в управлении.
5. Контроль и регулирование в менеджменте
Заключение.
Список используемой литературы.
Мотивация как функция процесса управления
Мотивация – это органическая часть процесса управления, посредствам которого человеческая энергия преобразуется в определенное поведение, ожидаемым результатом последнего являются эффективные совместные действия, реализующие планы организации.
Процесс мотивации включает:
В основе процесса мотивации
лежит индивидуальная человеческая
потребность (физиологическая или
психологическая), удовлетворение которой
достигается путем
1) неудовлетворенная потребность;
2) состояние напряжения;
3) побуждение или мотивы;
4) поиск поведения;
5) удовлетворенная потребность;
6) снижение напряжения.
Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива.
Теоретическая база мотивации
Существуют различные теории мотивации, базирующиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Среди них выделяют три наиболее известные теории мотивации по потребностям, разработанные А. Маслоу, Д. МакКлеландом и Ф. Герцбергом. Их подробное содержание, достоинства и недостатки описаны достаточно полно в специальной литературе, поэтому для наших целей мы приводим их обобщенную характеристику.
А. Маслоу известен как автор теории мотивации через иерархию потребностей. В соответствии с ней каждый индивид имеет иерархию из пяти базовых потребностей: на первом, самом нижнем уровне – это физиологические потребности, на втором – потребности в безопасности, на третьем – потребность в социальном признании, на четвертом – потребности в уважении и, наконец, на пятом, самом высоком – потребность в самовыражении. По мере удовлетворения потребностей нижнего уровня человек стремится к удовлетворению потребностей следующего уровня; это непрерывно расширяет его потенциал, поэтому потребность в самовыражении никогда не может быть полностью исчерпана. Это означает, что процесс мотивации поведения через потребности является бесконечным.
Другая теория мотивации, автором которой является Д.МакКлеланд, известна как теория трех потребностей: власти, успеха и причастности. В известной мере она сходна с теорией Маслоу: потребности во власти и успехе, например, характерны для людей, достигших удовлетворения своих потребностей между четвертым и пятым уровнями, а потребность в причастности свойственна людям, достигшим третьего уровня по теории Маслоу. Поэтому считают, что на практике эта теория в большей мере принимает к мотивации людей, занимающих (или стремящихся знать) высокие позиции в организации.
В соответствии с двухфакторной теорией мотивации Ф. Герцберга все факторы, влияющие на работу, делятся на две большие группы: гигиенические, связанные с окружающей средой, и факторы мотивации, отражающие характер и сущность самой работы. Гигиенические факторы – это размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника. Эта группа факторов соответствует трем первым уровням потребностей по теории Маслоу. Если они удовлетворены, у работника не развивается чувства неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов, которые сопоставимы с двумя высшими уровнями мотивации по теории Маслоу. Они выражают мотивы жизни и трудовой деятельности и ее результатов, продвижение по служебной лестнице, признание заслуг и достоинств со стороны других, самовыражение, ответственность, рост возможностей. В современных условиях большое значение приобретает также ощущение принадлежности к команде, организации и ее ценностными ориентациями.
Наряду с теориями мотивации,
базирующимися на потребностях, учеными
разработаны и другие подходы, которые
получили название процессуальных теорий
мотивации. Общим в них является
то, что поведение людей в
Теория ожиданий, например,
рассматривает мотивацию как
функцию ожидания вознаграждения за
произведенные усилия. Мотивы, которые
побуждают работника к
Теория справедливости исходит из того, что работники взвешивают их усилия с вознаграждением и сравнивают полученный результат с оценкой других работников той же или других категорий. Если при этом обнаруживается несоответствие, возникает напряжение, которое является фактором мотивации.
Комплексная процессуальная теория, известная как модель Л. Портера – Э. Лоулера, рассматривает мотивацию как функцию потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в его получении.
Теоретические положения, развитые в этих теориях, нашли определенное отражение в методах мотивации работников, используемых организациями.
Методы мотивации
В теории выделяют четыре основных метода мотивации:
Применение каждого из видов мотивации или их сочетания зависит от конкретных условий, в которых работает организация.
Понятие и содержание контроля в организации
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два главных направления:
Контроль является функцией процесса управления, его важнейшей частью, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новой основе. Он неразрывно связан с остальными функциями управления и, с одной стороны, зависит от них, с другой же, – предопределяет их содержание. Поэтому при организации контроля на предприятии необходимо учитывать факторы, предрешающие эффективность проведения этой управленческой функции. В их составе выделим главные:
Эффективно поставленный контроль обязательно должен быть достаточно простым и своевременным, иметь стратегическую направленность и ориентироваться на результаты.
Установление стандартов, норм, плановых заданий
Измерение показателей деятельности
Оценка результатов и
Сравнение стандартов, норм, планов с показателями
Рис.3. Этапы процесса контроля
Являясь составной частью
процесса управления, контроль обладает
всеми процессными
На первом этапе устанавливаются
параметры организации, по сравнению
с которыми будут оцениваться
ее деятельность и направления дальнейшего
движения. В специальной литературе
они рассматриваются как
На втором этапе процесса контроля осуществляется измерение достигнутых показателей работы организации. Основное условие качественного выполнения этого элемента процесса – выбор таких низких показателей, которые реально отражают движение организации по пути достижения поставленных перед ней целей. Это означает, во-первых, что измерение должно быть выборочным и, во-вторых, что оно должно соответствовать составу стандартов, норм и плановых заданий.
На третьем этапе
На четвертом этапе производится окончательная оценка полученных результатов и предпринимаются действия по корректировке. По параметрам, оцениваемым в процессе контроля, могут быть получены результаты трех видов:
Виды контроля в организации
1) По периодичности контроля.
Тесная связь контрольной функции с функцией планирования проявляется в том, что временные периоды осуществления обеих управленческих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам проведения контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный.
Стратегический контроль
– ставит задачу оценки и регулирования
деятельности организации с позиций
выполнения ею долгосрочных целей и
взаимоотношений с внешней
Тактический контроль нацелен
на анализ выполнения тактических планов
организации, неразрывно связанных
с ее стратегией. Он осуществляется
как в целом по организации, так
и по ее ключевым подсистемам. Все
сравнения достигнутых
Оперативный контроль выполняется ежедневно по периодам, характерным для оперативного планирования. Он включает контроль выполнения работ и методов, используемых для производства продукции и услуг, и выполнения всех видов процессов в организации и подразделяется на три вида: