Особенности адаптации персонала в корпорации (на примере ОАО «Красноярская ГЭС»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:59, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта являются особенности адаптации персонала в корпорации. Задачи к исследованию:
рассмотреть адаптацию сотрудников как составляющую управления персоналом;
провести анализ адаптации персонала на предприятии;
исследовать систему адаптации персонала в ОАО «Красноярская ГЭС»
разработать программу и предложения по совершенствованию процесса адаптации сотрудников.

Содержание работы

Введение 3
1. Адаптация персонала как объект управления в организации 6
1.1. Понятие, формы и виды адаптации 6
1.2. Управление адаптацией на предприятии 13
1.3. Оценка результатов адаптации 22
2. Анализ системы адаптации персонала на примере ОАО «Красноярская ГЭС» 29
2.1. Организационно- экономическая характеристика ОАО «Красноярская ГЭС» 29
2.2. Система адаптации и развития персонала в ОАО «Красноярская ГЭС» 37
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы адаптации новых сотрудников в ОАО «Красноярская ГЭС» 48
3.1. Программа адаптации персонала 48
3.2. Предложения по совершенствованию процесса адаптации сотрудников 56
Заключение 67

Файлы: 1 файл

ВКР_2013_Колтыгина ЮВ_МОдля Матусевич.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

Социально-психологическая  адаптация человека к производственной деятельности - адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.

Социально-организационная  адаптация - привыкание сотрудника к  новым условиям, включающим административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты.

Среди составляющих производственной среды, к которым нужно адаптироваться работнику, наряду с такими, как условия  и содержание труда, должностные  обязанности, есть составляющие с социально-экономическим оттенком: организация труда, оплата труда и материальное стимулирование, социально-бытовая сфера предприятия, организация досуга работников и т.п. Неслучайно некоторые исследователи выделяют социально-экономический аспект производственной адаптации.

Адаптация человека к  должности и организации предполагает: [5. - С.39]

  • максимально быстрое достижение им рабочих показателей;
  • привыкание к коллективу, компании, ее неофициальной структуре;
  • освоение основных требований корпоративной культуры и правил поведения;
  • уменьшение стартовых издержек фирмы;
  • снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новичком;
  • сокращение текучести кадров;
  • экономия времени непосредственного руководителя и сослуживцев;
  • развитие у нового сотрудника позитивного отношения к обязанностям, содействие появлению у него реальных ожиданий, удовлетворенности работой.

Учитывая большое влияние  процесса адаптации на эффективность  труда и, соответственно, на экономические  показатели, необходимо вовлечь в его разработку и реализацию руководителей подразделений, ответственных лиц - куратора (или наставника), менеджера по персоналу.

В крупных организациях при большой  текучести кадров трудно реализовывать  индивидуальный подход. Как правило, разрабатываются общие принципы и процедуры адаптации для каждой категории сотрудников. Например, для рабочих, служащих, представителей управленческого звена. При составлении программ учитываются этапы адаптации.

Этап общей ориентации - знакомство нового человека с фирмой и подразделением, с общими правилами. На этой стадии он составляет для себя "карту местности компании" (пока без тонких деталей), которая поможет ему чувствовать себя увереннее в непривычной обстановке.

На этапе вхождения в должность  новичок ближе знакомится с коллективом своего подразделения, на практике изучает обязанности и требования, которые к нему предъявляются со стороны организации.

Блок этой информации может быть предоставлен на собеседовании  с непосредственным руководителем  и/или курирующим специалистом, а также в виде существующей на предприятии нормативной документации (должностной инструкции, положения о подразделении, материалов, касающихся обязанностей и др.).

На этапе действенной  ориентации новичок в ходе работы привыкает к своему статусу, начинает строить отношения с коллегами, начальником, осваивается в компании. В это время ему нужно дать возможность активно действовать  в различных сферах, проверять  на себе и апробировать полученные об организации знания. В данный период важно, чтобы руководитель или куратор оказывал ему поддержку, регулярно вместе с ним проводил оценку его труда и особенностей общения с сослуживцами. При этом нужно соблюдать баланс между его работой и адаптационными процедурами.

Постепенно преодолеваются производственные и межличностные  проблемы, сотрудник "притирается" к коллективу, начинает стабильно  трудиться. Руководитель совместно  с куратором принимает решение  о завершении адаптации и начале самостоятельной работы новичка. Если процесс не организуется и не сопровождается, то, как правило, он длится 1-1,5 года. Если же он регулируется, то адаптация продлиться всего несколько месяцев. Сокращение этого периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в процесс вовлекаются не один, а несколько работников. [6. - С.104]

Говоря о специфике  адаптации, необходимо учитывать такие  характеристики работника, как трудовой опыт или стаж; отрасль и регион (страна), где он работал ранее; способность человека приспосабливаться к новым обстоятельствам. Основываясь на результатах интервью и тестов, можно подобрать наиболее действенный метод адаптации нового сотрудника — специальную программу, тренинг, беседу или наставничество. Суть данных методов состоит в ознакомлении с культурой, правилами и спецификой работы на новом месте. Это может быть коллективный выезд на семинар за город или специальная программа, направленная на развитие коммуникативных навыков либо укрепление командного духа. Результат во многом зависит от цели и назначения тренинга или семинара, которые могут быть ориентированы как на развитие технических и коммуникационных навыков работы, устойчивости к стрессовым и конфликтным ситуациям, так и на помощь в овладении ораторским мастерством, подготовке к презентациям и т. д.

Наставничество —  один из методов адаптации, представляющий собой процесс консультирования и оценки новичка более опытным  сотрудником. Наставник курирует не только профессиональное, но и личностное развитие своего подопечного; консультирует его по вопросам, связанным с функциональными обязанностями, предоставлением информации, обычаями компании, спецификой принятия решений или стилем управления, существующим в организации. Наставник не только помогает адаптироваться и безболезненно войти в коллектив новому работнику — он развивает и совершенствует собственные умения и навыки. Ведь наставничество — это дополнительная ответственность, подготовка к совместной работе и вопросам своего подопечного, оценка не только его результатов, но и своих собственных. Наставничество, или кураторство, в большинстве компаний оплачивается отдельно и влияет как на ежегодный размер бонусов, так и на перспективы продвижения по служебной лестнице.

Выводы: Адаптация - это подключение нового сотрудника к рабочему процессу. Различают четыре ее вида:

  • Психофизиологическая - приспособление человека к непривычным условиям, режиму труда и отдыха на месте работы.
  • Социально-психологическая - вхождение в трудовой коллектив, овладение ценностями корпоративной культуры.
  • Социально-организационная - привыкание сотрудника к новым условиям, включающим административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты.
  • Профессиональная - активное освоение работником операций, движений в соответствии с должностными обязанностями, технологическим процессом, нормами труда.

Учитывая большое влияние  процесса адаптации на эффективность  труда и, соответственно, на экономические  показатели, необходимо вовлечь в  его разработку и реализацию руководителей подразделений, ответственных лиц - куратора (или наставника), менеджера по персоналу.

Нового сотрудника ни в  коем случае нельзя оставлять без  поддержки и перегружать информацией. Это время отдано сотруднику на самореализацию в новой компании и новой команде, на приобретение необходимых навыков и завоевание уважения и признания.

1.2. Управление адаптацией на предприятии

 

Если нового сотрудника сразу бросить в работу, его эффективность будет невысока. Более правильный подход – разработать для новичков специальную программу адаптации, которая позволит им быстрее вписаться в коллектив, а значит, увеличит их отдачу. [7. - С.106]

Адаптация — процесс  изменения знакомства сотрудника с  деятельностью и организацией и  изменение собственного поведения  в соответствии с требованиями среды.

Процедуры адаптации  персонала призваны облегчить вхождение  новых сотрудников в жизнь  организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в  течение первого года, приняли  это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.

Кроме того, способы включения  новых сотрудников в жизнь  организации могут существенно  активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о том, как организован в его  подразделении процесс адаптации  новых работников, может многое сказать  о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Условно процесс адаптации  можно разделить на четыре этапа. [8. - С.41-48]

Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы  адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения. т. д.

Этап 2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Обычно обязанности между ними распределяются следующим образом (Таблица 1.).

Таблица 1

Обязанности сотрудников  при адаптации

Функции и мероприятия  по ориентации

Обязанности

непосредственного руководителя

менеджера  
по персоналу

Составление программы  ориентации

Выполняет

Ассистирует

Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и  правилами

 

Выполняет

Объяснение задач и  требований к работе

Выполняет

 

Введение работника в рабочую группу

Выполняет

 

Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников

Выполняет

 

 

Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих  местах или с определенным оборудованием).

Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются  следующие вопросы: [9. - С.137]

1. Общее представление  о компании:

  • цели, приоритеты, проблемы;
  • традиции, нормы, стандарты;
  • продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;
  • разнообразие видов деятельности;
  • организация, структура, связи компании;
  • информация о руководителях.

2. Политика организации: 

  • принципы кадровой политики;
  • принципы подбора персонала;
  • направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;
  • содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности;
  • правила пользования телефоном внутри предприятия;
  • правила использования различных режимов рабочего времени;
  • правила охраны коммерческой тайны и технической документации.

3. Оплата труда: 

  • нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников;
  • оплата выходных, сверхурочных.

Информация о работе Особенности адаптации персонала в корпорации (на примере ОАО «Красноярская ГЭС»)