Особенности адаптации персонала в корпорации (на примере ОАО «Красноярская ГЭС»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:59, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта являются особенности адаптации персонала в корпорации. Задачи к исследованию:
рассмотреть адаптацию сотрудников как составляющую управления персоналом;
провести анализ адаптации персонала на предприятии;
исследовать систему адаптации персонала в ОАО «Красноярская ГЭС»
разработать программу и предложения по совершенствованию процесса адаптации сотрудников.

Содержание работы

Введение 3
1. Адаптация персонала как объект управления в организации 6
1.1. Понятие, формы и виды адаптации 6
1.2. Управление адаптацией на предприятии 13
1.3. Оценка результатов адаптации 22
2. Анализ системы адаптации персонала на примере ОАО «Красноярская ГЭС» 29
2.1. Организационно- экономическая характеристика ОАО «Красноярская ГЭС» 29
2.2. Система адаптации и развития персонала в ОАО «Красноярская ГЭС» 37
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы адаптации новых сотрудников в ОАО «Красноярская ГЭС» 48
3.1. Программа адаптации персонала 48
3.2. Предложения по совершенствованию процесса адаптации сотрудников 56
Заключение 67

Файлы: 1 файл

ВКР_2013_Колтыгина ЮВ_МОдля Матусевич.doc

— 545.00 Кб (Скачать файл)

4. Дополнительные льготы:

  • страхование, учет стажа работы;
  • пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству;
  • поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию;
  • возможности обучения на работе;
  • наличие столовой, буфетов;
  • другие услуги организации для своих сотрудников.

5. Охрана труда и  соблюдение техники безопасности:

  • места оказания первой медицинской помощи;
  • меры предосторожности;
  • предупреждение о возможных опасностях на производстве;
  • правила противопожарной безопасности;
  • правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.

6. Работник и его отношения с профсоюзом:

  • сроки и условия найма;
  • назначения, перемещения, продвижения;
  • испытательный срок;
  • руководство работой;
  • информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;
  • права и обязанности работника;
  • права непосредственного руководителя;
  • организации рабочих;
  • постановления профсоюзов и политика компании;
  • руководство и оценка исполнения работы;
  • дисциплина и взыскания, оформление жалоб;
  • коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.

7. Служба быта:

  • организация питания;
  • наличие служебных входов;
  • условия для парковки личных автомобилей;

8. Экономические факторы: 

  • стоимость рабочей силы;
  • стоимость оборудования;
  • ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

После прохождения общей  программы ориентации может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы:

1. Функции подразделения: 

  • цели и приоритеты, организация и структура;
  • направления деятельности;
  • взаимоотношения с другими подразделениями;
  • взаимоотношения внутри подразделения.

2. Рабочие обязанности  и ответственность:

  • детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;
  • разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;
  • нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;
  • длительность рабочего дня и расписание;
  • дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).

3. Требуемая отчетность:

  • виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней;
  • отношения с местными и общегосударственными инспекциями.

4. Процедуры, правила, предписания:

  • правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;
  • поведение в случае аварий, правила техники безопасности;
  • информирование о несчастных случаях и опасности;
  • гигиенические стандарты;
  • охрана и проблемы, связанные с воровством;
  • отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению;
  • правила поведения на рабочем месте;
  • вынос вещей из подразделения;
  • контроль за нарушениями;
  • перерывы (перекуры, обед);
  • телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
  • использование оборудования;
  • контроль и оценка исполнения.

5. Представление сотрудников  подразделения. 

Задания сотрудников, планируемые  результаты, оценка итогов и выводы фиксируются в "Индивидуальном плане  работы на испытательный срок", который состоит из двух частей: вхождение в должность и работа в должности.

Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и  значительной степени обусловливается  его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс  адаптации, он характеризуется постепенным  преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 — 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.

Программа адаптации  новых сотрудников предназначена  для введения единой формы этой процедуры во всех структурных подразделениях компании и направлена на обеспечение наиболее быстрого вхождения в должность, уменьшение дискомфорта и количества возможных ошибок, связанных с началом работы в компании, формирование позитивного образа фирмы, а также на оценку уровня квалификации и потенциала сотрудника во время прохождения им испытательного срока.

Данную программу должны использовать:

  • генеральный директор;
  • руководители направлений;
  • начальники структурных подразделений;
  • сотрудники компании, назначенные наставниками новых работников;
  • специалисты отдела персонала.

Процесс адаптации можно  считать законченным, если:

  • работа не вызывает у сотрудника чувства напряжения, страха, неуверенности, стала привычной для него;
  • он овладел необходимым объемом знаний и навыков;
  • поведение новичка отвечает требованиям его должности и начальства;
  • рабочие показатели сотрудника устраивают непосредственных руководителей (соответствуют установленным нормативам);
  • у человека выражено желание совершенствоваться в профессии, с которой он связывает свое будущее;
  • он чувствует удовлетворенность выполняемой работой, считает оценку своего трудового вклада справедливой;
  • удачу в профессиональной деятельности связывает с жизненным успехом.

Поскольку процедура  введения в должность не регулируется никакими правовыми нормами, все вышеизложенное носит рекомендательный характер. В каждой организации индивидуально решается, нужно ли ее использовать, в каком объеме, вносить ли дополнительные аспекты.

Период адаптации совпадает с испытательным сроком. Часто эти два понятия идентифицируют. Однако второе - юридическое - является одним из элементов первого. С точки зрения трудового законодательства задача испытательного срока в том, чтобы проверить, соответствует ли квалификация сотрудника той должности, на которую приняли нового сотрудника. На практике, далеко не всегда наниматель оценивает профессиональные навыки, а скорее уделяет внимание тому, насколько новичок сможет влиться в новый коллектив и адаптироваться к корпоративной культуре компании или насколько он персонально устраивает того или иного руководителя.

Статья 70. Трудового кодекса Российской Федерации говорит о том, что  «при заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено  испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе». То есть испытательный срок — это период, в течение которого происходит проверка деловых качеств работника. Иначе говоря, можно проверять лишь соответствие работника занимаемой должности, достаточна ли его квалификация, может ли он выполнять данную трудовую функцию и тому подобное. Особенности характера, психологическая совместимость с коллективом  не являются причиной не прохождения испытательного срока.

Срок испытания не может превышать  трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

Каждая компания устанавливает свои сроки испытания в зависимости от специфики деятельности организации, корпоративной культуры; требований, предъявляемых к должности; целей, устанавливаемых на испытательный срок. 

Не устанавливается испытательный  срок для:

  • Для лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом.
  • Для беременных женщин.
  • Для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет.
  • Для лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности.
  • Для лиц, избранных (выбранных) на выборную должность на оплачиваемую работу.
  • Для лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями. [10. - С.148]

Сроки вхождения сотрудников  в компанию, когда от них можно  требовать 100 % результат:

Исполнители 1 – 1,5 месяца

Специалисты 1,5 – 3 месяца

Руководители среднего звена 3 – 6 месяцев 

Чем больше компания, тем больше срок вхождения.

Нелегкую стадию адаптации  проходит любой новый сотрудник. И если нет четкой программы, то адаптация  становится стихийной и результат  ее, как правило, плачевный. Поэтому  задача «нормальной» компании — создать  такую программу, в которой участвовали бы и менеджер по персоналу, и высшее руководство, и руководители отделов. При этом роль отдела по управлению персоналом должна заключаться не в детальном отслеживании процесса адаптации, а в его эффективной организации. [11. - С.38-44]

1.3. Оценка результатов адаптации

 

Каждый новый сотрудник  приносит в компанию свежие идеи и новый взгляд на бизнес. Но его приход часто сопровождается кризисом: трениями в коллективе, периодом взаимной адаптации. От того, как руководитель и подчиненные переживут этот кризис, зачастую зависит будущее и нового сотрудника, и старой команды. [12. - С.15-17]

Успешность адаптации  зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Чем  сложнее среда, чем больше отличие  ее от привычной производственной среды на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации. 
Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, и следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно. Дело в том, что адаптация - это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.

С позиций управления кадрами, формирования трудового потенциала, определения сроков адаптации большое  значение имеет выяснение такого понятия, как предел адаптации.

При определении  сроков адаптации (а с ними и возможного ущерба) в качестве ее предела, или  точки отсчета завершения ее как  процесса, могут использоваться определенные количественные показатели, характеризующие  отдельные стороны адаптации, или система показателей. [13. - С.21-23] В частности, можно выделить:

- объективные  показатели - уровень и стабильность  количественных показателей труда  (систематическое выполнение норм, качественное изготовление продукции,  отсутствие нарушений в ритме работы конвейерной или поточной линии, профессиональная устойчивость, рост квалификации, уровень трудовой дисциплины и т.п.);

Информация о работе Особенности адаптации персонала в корпорации (на примере ОАО «Красноярская ГЭС»)