Особенности банковского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение теории и методов банковского менеджмента, разработка на этой основе рекомендаций по его совершенствованию.
Задачи курсовой работы. Достижение поставленной цели требует достижения следующих задач:
- изучить теорию вопроса;
- рассмотреть особенности банковского менеджмента;
- проанализировать его методы;
- выявить тенденции развития банковского менеджмента в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Содержание банковского менеджмента………………………………...5
1.1.Планирование деятельности банка…………………………….5
1.2. Анализ деятельности банка……………………………………7
1.3. Принципы банковского менеджмента……………………......8
2. Практическая часть
2.1. Условия банковского бизнеса в России. ЧКБ-БАНК………..14
2.2. "ЧКБ-БАНК"……………………………………………………16
2.3. Банковский менеджмент в ЧКБ-БАНКЕ…………………...…18
3. Рекомендации
3.1. Основные направления банковского менеджмента………....22
3.2. Проблемы банковского менеджмента в России……………..25
3.3. Развитие банковского менеджмента в России………………28
Заключение………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………….36

Файлы: 1 файл

банковский менеджмент (2).docx

— 71.63 Кб (Скачать файл)

Принципы  внутрибанковского управления:

 - принцип централизации означает, что основные стратегические цели в банковской политике формируются в высшем звене управления, т.е. в Правлении и Совете директоров.

- принцип децентрализации означает, что отдельные конкретные цели и элементы политики разрабатываются на уровне отделов или департаментов банков.

- принцип сочетания централизации и децентрализации содержит в себе разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.

- принцип ориентации на долгосрочные цели развития означает, что внутрибанковское управление должно ориентироваться на длительную перспективу, и цели его должны носить долгосрочный характер, т.е. на несколько лет вперед.

- демократизация управления представляет собой участие персонала банка в высшем звене управления путем подготовки рекомендаций в выработке целей и стратегии их достижения.

 В настоящее время  в России управление в банках  осуществляется на основе традиционных  методов, обладающих рядом недостатков.Одной из основных причин преобладания традиционного подхода и одновременно факторов, усиливающим негативные проявления этого подхода является низкий уровень корпоративной ответственности отечественных банков перед своими сотрудниками, вкладчиками, банковскими сообществом и обществом в целом. Руководителя тех немногих отечественных организаций, которые заявляют о своей корпоративной ответственности, понимают ее ограниченно, в основном как необходимость своевременной уплаты налогов, участие в благотворительных программах.

 Основным  документом, который поможет банкам в развитии  корпоративного управления, могут  стать именно рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору.

 Основные  принципы  корпоративного управления согласно  рекомендации Базельского комитета.

 Стратегический  менеджмент  и базовые политики. Совет   директоров должен установить  стратегические направления развития  банка и  контролировать работу  менеджмента и работников по  достижению целей.

 Цель  стратегического  планирования и  управления  – внедрение новых  и развитие  перспективных направлений  деятельности  банков и их продуктов  так,  чтобы они способствовали росту   объема операций, приумножали доходы  и увеличивали рыночную стоимость  акций. Таким образом, стратегия  зависит от тех целей, которые  компания ставит перед собой  и скорейшему осуществлению которых  способствует.

 Стратегическое  управление  и планирование заключаются   в определении целей кредитной  организации; превращении общих  целей в конкретные направления  работы; анализе сильных и слабых  сторон организации; составлении  и контроле выполнения планов  ее деятельности в различных  ситуациях.

Система управления должна быть основана на принципе делегирования  полномочий с вышестоящих на нижестоящие  уровни с параллельным созданием  эффективной системы контроля. Одним из главных принципов управления становится перепоручение дел, выполнение которых не требует непосредственного личного участия руководителя, исполнителям, способным решить эти задачи самостоятельно.

 Уровень квалификации  и независимость Совета директоров. Совет директоров несет  однозначную  ответственность за операционную  деятельность и финансовую устойчивость  банка. Для этого Совет  должен  на регулярной основе получать  оперативную информацию, достаточную  для оценки эффективности работы  менеджмента банка.

 Адекватный  контроль  со стороны высшего менеджмента.  Руководство банка – один из  ключевых компонентов корпоративного  управления. Так же как и Совет  директоров, оно осуществляет оценку  и контроль высшего менеджмента  банка, выполняет те же функции  в соответствующих бизнес-циклах на линейном уровне.

 Активное  использование  в практике результатов  работы  внешних и внутренних аудиторов.  Роль аудиторов принципиальна  для корпоративного управления. Работа Совета директоров и менеджмента может быть улучшена за счет пропагандирования значимости роли аудита в банке; содействия в повышении его независимости, в том числе и за счет подчинения службы внутреннего аудита напрямую Совету директоров; регулярного проведения внешнего аудита и независимых оценок системы внутреннего контроля; своевременного устранения выявленных аудиторами недостатков и внедрения их рекомендаций.

 Система внутреннего  контроля представлена в банке  службой внутреннего контроля  или аудита (отделом внутреннего  контроля), возглавляемой руководителем.  Эта служба тесно взаимодействует  с аудиторскими организациями,  осуществляющими ежегодный внешний  аудит банка.

 Базовые цели системы  внутреннего контроля – обеспечение  соблюдения всеми сотрудниками  банка требований законодательства  Российской Федерации при выполнении  своих служебных обязанностей; обеспечение  контроля за своевременной идентификацией, оценкой мер по минимизации рисков банковской деятельности; разрешение конфликтов, возникающих в процессе деятельности банка.

 Система мотивации  и поощрения. Ошибки в  системе  вознаграждения менеджмента   и ориентация на краткосрочные  цели могут привести к ряду  нежелательных  последствий для  банка. Среди  них – низкая  мотивация в достижении стратегических  целей; несогласованность действий; повышенная рискованность банковских  операций; искажение и манипулирование  показателями деятельности и  отчетными данными.

 Повышение прозрачности (транспарентности) управления. Практически невозможно организовать эффективные управление банком и взаимоотношения между собственниками, Советом директоров и менеджментом при отсутствии прозрачной и понятной корпоративной структуры (структура Совета, комитетов, правления, организационная и юридические структуры и т.д.). Права и обязанности каждой группы акционеров также должны быть понятны и четко сформулированы. Банку надлежит раскрывать информацию о своих владельцах и делать все для повышения своей транспарентности, так как эти усилия будут приводить к повышению качества корпоративного управления и облегчению доступа к инвестиционному капиталу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая  часть

 

2.1. Условия банковского бизнеса в России. ЧКБ-БАНК

Банковская система является финансово - кредитной базой реформ, важнейшим и необходимым условием расширения предпринимательской деятельности. От эффективности ее работы в значительной степени зависит успех в преодолении  экономического кризиса. Экономика  России нуждается в эффективно-действующей  системе расчетов, более активном участии коммерческих банков в инвестиционных проектах, расширении сферы банковских услуг и улучшении их качества.

Положение в экономике  продолжает ухудшаться: углубляется  спад в отраслях материального производства, прежде всего в промышленности, обостряется  финансовая нестабильность. Судя по всему Россия вступает в новую и, возможно, самую ответственную стадию осуществления реформ, которая будет сопровождаться массовыми банкротствами и ростом безработицы.

Банки непосредственно заинтересованы в продолжении реформ, ибо новая кредитная система появилась в результате экономических преобразований, а они, в свою очередь, невозможны без адекватной банковской реформы.

Реформа в банковской сфере  явно опережает преобразования в  других отраслях экономики. В работе банков произошли качественные изменения. Безусловно, сегодня это уже не те банки, которые были 6-7 лет назад. Они, как губки, впитывают все  передовое в мировом банковском опыте и прежде всего современные  банковские технологии.

В настоящее время значительное количество банков может прекратить свое существование по двум ключевым причинам: вследствие невозврата ссуд и общей неплатежеспособности и  из-за убыточной деятельности. Крах одного банка повлечет за собой банкротство  других банков и их клиентов. Во всех странах действует механизм предотвращения банкротства и поддержки банков, которые испытывают временные затруднения. К сожалению, эта тема у нас по существу не проработана. При возникновении финансовых сложностей Центральный банк применяет только одно средство - лишение лицензии или двукратное увеличение процентов. Конечно, каждый банк должен иметь собственные резервы для возмещения потерь по ссудам, но в мировой практике выработаны и другие, внешние способы поддержки банков и правительств.

Усилилась конкуренция со стороны различных небанковских организаций, которые, не имея лицензии, занимаются привлечением и размещением  денежных средств, т.е. выполняют те же функции, что и банки, но без  лицензии. Такие организации дискредитируют банковскую систему в глазах населения, их деятельность не соответствует банковскому  законодательству.

Банкам приходится участвовать  в конкурентной борьбе, создавая новые  продукты и осваивая новые рынки. Они вынуждены применять новые  финансовые инструменты для упрощения  сделок, более чутко реагировать  на возможные риски.

Усиливающаяся конкуренция, вызванная уменьшением вмешательства  государства в банковское дело, заставляет банки изменить структуру своих  портфелей в сторону больших  рисков для получения приемлемого  уровня доходов. Органы, регулирующие банковскую деятельность, пытаются понизить общий уровень риска путем  повышения требований.

Расширяется география конкуренции. Финансовые учреждения образуют холдинговые  компании, приобретают дочерние предприятия, сливаются с другими компаниями. Цель таких мероприятий - увеличение собственных капиталов, изменение  своего положения, проникновение на новые рынки, предложение новых  продуктов. И все это делается для повышения конкурентоспособности. Наконец, последняя тенденция - участие  банков в национальных и международных  системах электронного перевода средств.

Судьба небольших банков местного значения в большей степени  зависит от того, смогут ли они занять твердую позицию на рынке в  области тех продуктов, где у  них есть конкурентные преимущества и где они продолжают служить интересам клиентов. Во многих случаях они вынуждены выступать в качестве официальных представителей более крупных сетей, предоставляя услуги, которые они не могут предложить самостоятельно по конкурентоспособным ценам.

 

2.2. "ЧКБ-БАНК"

Открытое акционерное  общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу", именуемое в дальнейшем Банк, является кредитной организацией, зарегистрированной Центральным банком Российской Федерации 20 апреля 1992 года, регистрационный номер 705, созданной по решению общего собрания учредителей в организационно-правовой форме акционерного общества открытого  типа (протокол № 1 от 5 ноября 1991 года) путем преобразования Чебоксарского коммерческого банка "СКБ-банк", зарегистрированного Центральным банком РСФСР 2 ноября 1990 года, регистрационный номер 705, и является его правопреемником.

2 ноября 1990 года, на базе  Чебоксарского  областного управления  Агропромбанка, создан " Чебоксарский коммерческий банк". В этот день Банку выдана Генеральная лицензия № 705.20 апреля 1992 года - в Центральном Банке России произведена регистрация ЧКБ-банка в качестве акционерного. Банк получил наименование "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "ЧКБ-банк"). Апрель 1993 года - открыт первый иностранный корреспондентский счет в банке Credit Suisse (Швейцария, Цюрих). Сентябрь 1993 года - произведен первый платеж в реальном времени по системе SWIFT, позволяющей мгновенно осуществлять перевод денег по всему миру. Банк становится членом Общества всемирных банковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT). Октябрь 1995 года - совершена первая сделка через информационно - дилинговую систему "REUTERS". Февраль 1996 года - ЧКБ-банк стал уполномоченным банком Правительства, в статусе которого Банк обслуживает счета областных министерств, администраций муниципальных образований, участвует в реализации социально-значимых программ: по обеспечению области лекарствами, проведению связанных денежных расчетов и ряде других. 1996 год - Банк произвел первую эмиссию пластиковых карт платежной системы "ЮНИОН КАРД".

2000 год - в Банке заключен первый договор на обслуживание клиентов по системе "Банк-Клиент".

2001 год - стратегическим партнером ЧКБ-банка становится ЗАО "Группа "СИНАРА".

2002 год - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) выдало Банку пакет лицензий, подтверждающих высокое качество системы защиты информации Банка.

2003 участника рынка ценных бумаг: на ведение брокерской, дилерской, депозитарной деятельности и лицензию на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами;

2004 год - Комитет банковского надзора Банка России вынес положительное заключение о соответствии ЧКБ-банка требованиям к участию в государственной системе страхования вкладов.

Информация о работе Особенности банковского менеджмента