Особенности и типы конкуренции в социально-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать уровень конкурентоспособности театров для детей и молодежи города Омска.

Задачи исследования:

- изучить литературу о конкурентно-рыночном механизме социально-культурной сферы;

- выявить основные факторы конкурентоспособности театров для детей и молодежи города Омска;

- с помощью анкетирования определить самый востребованный театр для детей и молодежи города Омска.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Конкурентно-рыночный механизм и его особенности

в социально-культурной сфере……………………………………………………….5

1.1Определение и содержание конкурентно-рыночного механизма……5

1.2 Типы конкуренции в социально-культурной сфере……………….15

Глава 2. Конкуренция среди театров для детей и молодежи города Омска…….27

2.1 Основные факторы конкурентоспособности театров……………...27

2.2 Оценка конкурентоспособности театров: МУК Лицейский театр, театр- студия А.Гончарука, Омский театр для детей и молодежи (ТЮЗ)…….. 33 Заключение…………………………………………………………………………..38

Литература…………………………………………………………………………..39

Приложения…………………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая!.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Конкурентно-рыночный механизм и его особенности

в социально-культурной сфере……………………………………………………….5

           1.1Определение и содержание конкурентно-рыночного механизма……5

           1.2 Типы конкуренции в социально-культурной сфере……………….15

Глава 2. Конкуренция среди театров для детей и молодежи города Омска…….27          

           2.1 Основные факторы конкурентоспособности театров……………...27

           2.2 Оценка конкурентоспособности театров: МУК Лицейский театр, театр-  студия А.Гончарука, Омский театр для детей и молодежи (ТЮЗ)…….. 33                                                                                                                                Заключение…………………………………………………………………………..38

Литература…………………………………………………………………………..39

Приложения…………………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Процесс трансформации экономической системы России, перехода к рыночным условиям функционирования организационно-правовых структур, оказал существенное влияние на деятельность учреждений культуры, что повлекло за собой необходимость корректировки действующего механизма управления культурным комплексом страны. Одним из условий устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации является повышение обоснованности экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных решений, направленных на совершенствование процесса управления в сфере культуры, рационализацию взаимодействия всех ее субъектов в условиях перехода к рыночным отношениям.

Исследование особенностей конкуренции как неотъемлемой части рыночных отношений в социально-культурной сфере является весьма актуальным сегодня, поскольку с каждым днем у современного потребителя все больше и больше альтернатив выбора для заполнения своего свободного времени. Соответственно учреждения культуры вынуждены вступать в конкурентную борьбу, используя разные средства, чтобы не опустить уровень потребления культурных услуг.  

Базой данных исследования являлись книги по маркетингу преимущественно американских авторов, таких как Котлер Ф. «Все билеты проданы: стратегии маркетинга исполнительского искусства», Колбер Ф. «Маркетинг культуры и искусства», у которых конкуренция в сфере культуры рассмотрена на сегодняшний день более подробно, чем у отечественных авторов. Сам материал изложен систематично и наполнен реальными примерами из практики. Среди трудов российских ученых вопросы конкуренции и конкурентоспособности учреждений представлены в книгах Новаторова В. Е. «Маркетинг культурных услуг», Помпеева Ю.А. «Экономика социально-культурной сферы».

Объект  исследования: конкурентно-рыночный механизм театров для детей и молодежи города Омска.

Предмет исследования: факторы конкурентоспособности театров для детей и молодежи города Омска.

Цель исследования: исследовать уровень конкурентоспособности театров для детей и молодежи города Омска.

Задачи  исследования:

- изучить литературу о конкурентно-рыночном механизме социально-культурной сферы;

- выявить основные  факторы конкурентоспособности театров для детей и молодежи города Омска;

- с помощью анкетирования определить самый востребованный театр для детей и молодежи города Омска.

Гипотеза: оценка положения организации по отношению к различным конкурирующим силам поможет уяснить сильные и слабые стороны деятельности и разработать стратегию конкуренции; может подсказать выбор целевых аудиторий, помочь в разработке предложения и способствовать его позиционированию и презентации. Конкуренция в самом широком смысле заставляет всякую организацию культуры определить и использовать свое сравнительное преимущество, чтобы казаться уникальной в глазах потребителя.

В первой части работы рассматривается вопрос о сущности конкуренции в современной социально-культурной сфере, её видах и типах, даются определения различных конкурентных структур, представляется план анализа структуры отрасли, необходимый при составлении конкурентной стратегии. 

Вторая глава  посвящена непосредственно ситуации конкуренции, сложившейся в социально-культурной сфере на примере театров для детей и молодежи города Омска, исследуются факторы конкурентоспособности каждого театра, а также предпочтения зрителей среди этих учреждений.

 

 

 

Глава 1. Конкурентно-рыночный механизм и его особенности в социально-культурной сфере

1.1. Определение и содержание конкурентно-рыночного механизма

При любом  исследовании конкуренции в культуре и искусствах культурный продукт  нужно в первую очередь поместить  в гораздо более широкий культурный контекст – рынок досуга. Рынок - система экономических отношений, складывающаяся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, а также движения денежных средств. Если ставить во главу угла отдельного потребителя, домашнее хозяйство, фирму, то рынок при таком определении представляется наблюдательным пунктом, с которого мы в качестве производителей или потребителей, покупателей и продавцов совершаем выбор, имеющий серьезные последствия для всей нашей экономической жизни.                Даже если многие вовсе не считают культурные продукты просто развлечениями, потребители могут потреблять такой продукт только в те часы, когда они не работают и не спят. Поэтому конкретный культурный продукт конкурирует не только с другими культурными продуктами, но также и прочими продуктами, предназначенными для заполнения свободного времени потребителя, такими, как спорт, иные физические занятия, путешествия и повышение квалификации.

В условиях рыночной системы каждый из людей обладает экономической активностью, свободно отвечая акцией действия на возможности, которые нам предоставляет рынок (или отсутствие таковых).

Рыночный механизм предназначен для того, чтобы свести вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков конкретного товара или услуги).1

Национальная  экономика выступает в виде системы взаимосвязанных рынков, на которых взаимодействуют различные экономические агенты, субъекты рынка - продавцы и покупатели. В этой роли выступают домашние хозяйства, фирмы, учреждения, государство, заграница. Объектами рынка являются основные факторы (ресурсы) производства: труд, капитал, экосфера и предпринимательство, а также произведенная продукция (товары и услуги).

Современные рынки можно классифицировать по следующим признакам:

  • по общественному разделению труда (местный рынок, национальный, международный);
  • по формам собственности (частный, кооперативный, государственный);
  • по объектам рыночного хозяйства (товарный, денежный);
  • по организации рыночного обмена (оптовый, розничный, экспортный, импортный);
  • по видам конкуренции (рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции).

Исходя из темы курсовой работы, мы остановимся  на последнем признаке классификации  рынков и будем исследовать особенности конкуренции в социально-культурной сфере.

Конкуренция (от позднелат. сопсипеге- сталкиваться, с лат. - соревнование) - неотъемлемый элемент рынка, в узком смысле — это соперничество между отдельными лицами, различными, хозяйственными субъектами на каком-либо поприще с целью достижения одной и той же цели.2

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

  1. Как степень состязательности на рынке;
  2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
  3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Существуют  четыре основные конкурентные структуры: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция и совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Черты совершенной конкуренции  не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут  лишь приближаться к модели.

Не всегда на рынке  возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция — состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурирует, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической  конкуренцией характерно следующее:

  1. товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;
  2. на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;
  3. продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;
  4. на рынке есть условия для входа и выхода.

Монополистическая конкуренция  похожа на ситуацию монополии, поскольку  отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную  конкуренцию, так как каждый товар  продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Как правило, насчитывается от 3 и более участников.

Рис. 1. Классификация основных рыночных структур3

Кроме основных типов  рыночных структур, существует еще  множество других. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом- продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

Наиболее близким к реальности представляется наличие промежуточной зоны, в которой весомыми факторами объема продаж оказываются не сниженные цены, а дифференциация свойств самого продукта и меры по его реализации.

Недобросовестная  конкуренция, злоупотребление господствующим положением на рынке в большинстве стран запрещается нормами антимонопольного законодательства по защите конкуренции, по охране прав потребителей, контролю над монополиями, а также гражданским и уголовным кодексами.

В России, в  частности, главным законом, регулирующим конкурентную борьбу, является федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Он направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранением противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Устанавливаются единые правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Конкуренция в сфере культуры в законе отдельно не обозначена, рассматриваются лишь моменты, касающиеся в целом некоммерческих организаций. Таким образом, можно сделать вывод, что правовая основа защиты конкуренции в социально-культурной сфере не проработана подробно. Хотя в беседе с представителем управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Омской области, (г. Омск, проспект Маркса, 12а, 1 этаж, тел. 30-65-96, сайт: omsk.fas.gov.ru) мне сообщили, что ни одного нарушения в отношении антимонопольного законодательства в сфере культуры (ни в коммерческих, ни в бюджетных учреждениях) зарегистрировано не было. Нарушения закона в социальной сфере имеются только в здравоохранении и образовании. Такие данные объясняют отсутствие в ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135 "О защите конкуренции" отдельных статей, посвященным рынку культуры.  Правонарушения данного закона рассматриваются в арбитражном суде, который занимается рассмотрением споров, связанных с профессиональным участием в гражданском обороте, в частности, связанных с предпринимательской деятельностью, и некоторых других категорий споров, отнесённых к его компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Социальные пробелы рыночной системы, особенно на начальных этапах эволюции, связаны с социальной дифференциацией, давлением одних слоев населения на другие, выражающиеся в таких факторах, как различные способности индивидов, их стремление к выигрышу, к опережению соперников.

Информация о работе Особенности и типы конкуренции в социально-культурной сфере