Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа
Цель исследования: исследовать уровень конкурентоспособности театров для детей и молодежи города Омска.
Задачи исследования:
- изучить литературу о конкурентно-рыночном механизме социально-культурной сферы;
- выявить основные факторы конкурентоспособности театров для детей и молодежи города Омска;
- с помощью анкетирования определить самый востребованный театр для детей и молодежи города Омска.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Конкурентно-рыночный механизм и его особенности
в социально-культурной сфере……………………………………………………….5
1.1Определение и содержание конкурентно-рыночного механизма……5
1.2 Типы конкуренции в социально-культурной сфере……………….15
Глава 2. Конкуренция среди театров для детей и молодежи города Омска…….27
2.1 Основные факторы конкурентоспособности театров……………...27
2.2 Оценка конкурентоспособности театров: МУК Лицейский театр, театр- студия А.Гончарука, Омский театр для детей и молодежи (ТЮЗ)…….. 33 Заключение…………………………………………………………………………..38
Литература…………………………………………………………………………..39
Приложения…………………………………………………………………………40
Рыночная экономика по своей природе предполагает определенное социальное выравнивание на основе таких факторов, как компромиссный характер самого рынка. Усиление конкуренции повышает интерес рынка к росту массового спроса, то есть к общенациональным масштабам дохода.
Уровень потребления социальных благ (помимо материальных) характеризует социальные условия, окружающие человека в жизни, в сферах образования, культуры, здравоохранения, отдыха и развлечения, а также степень свободы личности и ее самореализации.
На достижение указанных целей (полное удовлетворение потребностей населения и получение предпринимательской прибыли) ориентировано социально-рыночное хозяйство, в котором государство рассматривается как организатор хозяйственного развития общества, призванный способствовать стимулированию прибыли, эффективной занятости населения, экономическому равновесию между предпринимателями и наемными работниками, проведению активной политики доходов путем их перераспределения, аккумуляции средств для финансирования социальных программ.
Достигнутая в условиях рыночной конкуренции удовлетворяющая большинство населения социально-культурная обеспеченность может соотноситься с качеством жизни.
В условиях экономической свободы, самостоятельности и независимости субъектов экономических отношений, конкуренция порождает мощные мотивационные стимулы, в первую очередь, к получению максимальной прибыли, но не исключает и банкротства.
Хотя конкуренцию принято считать негативной силой, которая должна быть преодолена, в реальной жизни она весьма полезна по двум причинам. Во-первых, наличие на рынке двух и более конкурентов, требующих к себе внимания и тратящих средств на рекламу и связи с общественностью, может стимулировать рост рынка в целом. Во-вторых, конкуренция развивает изобретательность тех, кто занимается коммерцией. Когда бизнес на подъеме, коммерсанты склонны к самоуспокоению и рискуют утратить чувствительность к меняющимся потребностям клиентов. Чтобы сохранить конкурентоспособность, коммерсант должен постоянно думать о верном позиционировании своего продукта. Тот, кто отвечает за сбыт в сфере искусства, должен быть внимателен к своей аудитории и по возможности совершенствовать способы удовлетворения ее потребностей и желаний. Он должен уметь вовремя менять цены, характеристики продукта, предоставляемые выгоды, рекламу. Постоянное внимание к деталям маркетинга, безусловно, способствует улучшению показателей работы организации. Рыночный механизм при этом является решающим экономическим условием развития культуры, выдвигая на первый план предпринимательство и использование законов здоровой конъюнктуры.
Итак, перейдем к исследованию
особенностей конкуренции в социально-
Рынок культурных услуг, отражая специфику взаимодействия организаций исполнительского искусства и публики, использует ряд принципов несовершенной конкуренции, среди которых:
Неодинаковая структура потребностей у потребителей определяет индивидуализацию и дифференциацию создаваемого художественного продукта, взаимозаменяемость услуг организаций культуры, конкуренцию между ними и соответствующие этой конкуренции цены равновесия.
Одной из главных целей конкурентной борьбы в данной сфере является востребованность учреждения на рынке культуры, то есть привлечение максимального числа зрителей.
В процессе формирования аудитории возможно стимулирование двух типов спроса – первичного и избирательного. Стимулирование первичного спроса – это не что иное, как попытка «оптом» расширить всю потребительскую базу данной категории, увеличив общее число лиц, посещающих симфонические концерты, оперу, танцевальные представления, театры и другие мероприятия из области исполнительских искусств. Стимулирование избирательного спроса – это попытка освоить более или менее существенную часть этой базы, обычно путем привлечения тех, кто посещает конкурирующие мероприятия.
Специалисты
по маркетингу искусства могут пытаться
расширить спрос тремя
Самая простая из перечисленных стратегий – первая. Вторая стратегия предполагает не только изменения в поведении потребителя, но и сотрудничество между различными организациями. Что касается третьей стратегии, то она сложнее остальных, ибо предусматривает воздействие на основные установки и вкусы публики, непривычной к исполнительским искусствам.
С точки зрения сбыта искусства, значительный интерес представляет стимулирование первичного спроса, поскольку за последние годы общая численность аудитории снижается или, в лучшем случае, остается на неизменном уровне. Стимулирование первичного спроса лучше всего удается тем организациям, которые в своей отрасли занимают лидирующее положение и имеют высокий удельный вес в рыночном обороте. Что касается менее крупных организаций, то они не в состоянии сами стимулировать первичный спрос, поскольку не могут позволить себе расходы на рекламу и продвижение товаров, необходимые для формирования общего спроса. Более того, любая самостоятельная попытка небольшой организации в этом направлении сыграла бы на руку её более крупным конкурентам. Небольшие театральные и концертные организации могут эффективно стимулировать первичный спрос через посредничество организаций с большим масштабом деятельности – таких, как фонды, крупные ассоциации, учебные заведения, а также в сотрудничестве с другими театральными и концертными организациями.
На динамику спроса воздействуют такие факторы, как4:
На объем предложения, помимо цены, влияют неценовые детерминанты:
Те, кто отвечают за продвижение искусства, могут добиться успеха даже при наличии весьма сильной конкуренции. Например, в Америке во время решающих матчей первенства Национальной баскетбольной ассоциации кинотеатры, театры и рестораны почти пустуют. Появляется шанс связать исполнительские искусства с баскетболом, чтобы привлечь болельщиков. Одна из возможных идей для рекламы: актеры, танцоры, музыканты пытаются играть на сцене в баскетбол, печально поглядывая на ряды пустых кресел. Подобная реклама в юмористической форме напомнит о том, что мир развлечений не перестает существовать даже тогда, когда на площадке блистает Майкл Джордан.
Понятно, что уровень учреждений культуры США и России сравнивать сложно. В российские некоммерческие учреждения культуры имеют в распоряжении весьма ограниченное количество финансовых средств. Им не по силам конкурировать с коммерческими организациями рынка досуга. Элементарное отсутствие средств на рекламу определяет ограниченность продвижения своего продукта и услуг на рынок.
Ясно, что рынок и культура – это не антиподы. Наиболее эффективное использование рыночных отношений и возможностей рынка может привести к цивилизованным формам развития культуры в интересах искусства, науки, образования и других составляющих социально-культурной сферы.
1.2. Типы конкуренции в социально-культурной сфере
Разрабатывая стратегии для определенного целевого рынка, учреждениям культуры полезно с разных точек зрения взглянуть на различные уровни конкурентных отношений, с которыми им приходится иметь дело. Различаются следующие типы конкуренции:5
У Ф. Котлера, предложившего
данные типы конкуренции в социально-
Конечно, процесс принятия решения далеко не всегда носит столь прямолинейный характер. Прежде чем перейти к следующему уровню, потребитель может устранить альтернативы не внутри данного типа конкуренции, а между различными типами. Низкий уровень продаж может быть обусловлен неверной маркетинговой стратегией на любом из перечисленных четырех уровней конкуренции или на всех уровнях одновременно.
Конкурирующие желания
Время человека ограничено, а его потребности могут быть весьма разнообразными. Не всякий имеет реальную возможность удовлетворить свою потребность в вечернем развлечении. С точки зрения индустрии развлечений на этом уровне конкуренции полезно всячески продвигать следующую мысль: в нашем напряженном мире, где все постоянно заняты, человек нуждается в развлечениях, чтобы расслабиться, ощутить полноту жизни, расширить свой кругозор.
Конкурирующие средства
На следующем уровне
конкуренции, если перспективные потребители
не проявляют должной активности,
можно действовать двумя
Информация о работе Особенности и типы конкуренции в социально-культурной сфере