Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа
Цель исследования: исследовать уровень конкурентоспособности театров для детей и молодежи города Омска.
Задачи исследования:
- изучить литературу о конкурентно-рыночном механизме социально-культурной сферы;
- выявить основные факторы конкурентоспособности театров для детей и молодежи города Омска;
- с помощью анкетирования определить самый востребованный театр для детей и молодежи города Омска.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Конкурентно-рыночный механизм и его особенности
в социально-культурной сфере……………………………………………………….5
1.1Определение и содержание конкурентно-рыночного механизма……5
1.2 Типы конкуренции в социально-культурной сфере……………….15
Глава 2. Конкуренция среди театров для детей и молодежи города Омска…….27
2.1 Основные факторы конкурентоспособности театров……………...27
2.2 Оценка конкурентоспособности театров: МУК Лицейский театр, театр- студия А.Гончарука, Омский театр для детей и молодежи (ТЮЗ)…….. 33 Заключение…………………………………………………………………………..38
Литература…………………………………………………………………………..39
Приложения…………………………………………………………………………40
Конкурентные стратегии
Организации вынуждены выстраивать определенные конкурентные стратегии по отношении к другим участникам той же отрасли.
Стратегия сотрудничества - ведущие фирмы отрасли заключают тактическое соглашение, направленное на перераспределение прибыли, конкурентная борьба почти избегнута или смягчена.
Наступательная стратегия - ведущие фирмы отрасли предпринимают стратегические действия, угрожающие конкурентам (изменение цен, реклама, сбытовая сеть, угроза отсечения источников поступления, выведение на рынок новых продуктов).
Выжидательная стратегия - фирмы не берут на себя инициативу, остаются в стороне и не стремятся регулировать конкурентную игру.
Оценка положения организации
по отношению к различным
Глава 2. Конкуренция среди театров для детей и молодежи г. Омска
2.1 Основные
факторы конкурентоспособности
Рассмотрим ситуацию
конкуренции в социально-
Понятие маркетинга специфично в сфере театрального искусства, поскольку продается продукт коллективного творчества специалистов и одновременно обеспечивается эстетическое и духовное развитие личности.
Театр существует, развивается, выполняя поставленные перед ним задачи, не имеющие сходства с целями деятельности промышленных предприятий. Театральный коллектив создает особую художественную “продукцию”, — спектакль — которой нельзя найти аналогов в других отраслях хозяйства.
Конкуренция в этой среде возникает на разных уровнях: как внутри учреждений (в творческом коллективе, например), так и между ними. Так как предметом исследования являются факторы конкурентоспособности, то интереснее всего будет проанализировать эти факторы в нескольких театрах, которые в какой-то степени могут вступать в конкурентную борьбу. В данном случае, мы исследуем театры, с одинаковой целевой аудиторией – дети и молодежь. Следовательно, можно предположить, что театры могут конкурировать за привлечение большего количества зрителей.
Базой исследования являлись МУК Драматический Лицейский театр, БУК Омский театр для детей и молодежи (ТЮЗ) и молодежный театр-студия А. Гончарука.
Для начала имеет смысл дать краткую справку о выбранных театрах, чтобы понять особенности работы каждого из них.
Драматический Лицейский театр возник в 1994 году на базе лицея №66 г. Омска. В основу создания театра заложена идея образовательного театра — студии для школьников и студентов.
Профессиональная труппа артистов, занятая в постановках вечернего репертуара, насчитывает около 20 человек. Это молодые люди 18-25 лет, большинство из которых совмещает работу в театре с обучением в институтах и университетах города Омска.
В стенах театра актерскому мастерству обучаются школьники от 6 до 18 лет. В каждой из трёх возрастных групп свой режиссер-постановщик и режиссер-педагог, а также свои зрители и репертуар.
В театре работает Клуб для ребят от 15 до 18 лет. С ними занимаются актёры Лицейского, обучают молодых людей актерскому мастерству, эстетическому общению, пластике, вокалу. Занятия в коллективах происходят на безвозмездной основе и зависят только от желания участников, развитие и творческое воспитание является доступным для каждого.
Адрес: ул. Красный Путь, 18б, тел. 24-46-48.
Сайт: www.liceydrama.ru
Театр-студия Александра Гончарука образован 22 сентября 2006 года на базе санатория «Рассвет» по инициативе заслуженного артиста России Александра Гончарука и главного врача санатория Нателы Полежаевой.
Художественный руководитель театра — заслуженный артист России, артист Омского Академического театра драмы и Дома Актера Александр Гончарук. В труппе около 30 человек. Театр многократно принимал участие в российских и международных фестивалях, имеет большой список наград.
Театр-студия работает с
художниками Сергеем
Адрес: ул. Правый берег Иртыша, 153, тел. 60-70-20
Сайт: www.rassvet-omsk.ru/sanatory/
Омский театр для детей и молодежи (ТЮЗ) создан в 1937 году по инициативе городских детских и молодежных организаций при поддержке учителей и деятелей искусства города.
В 1967 году город построил для театра специальное здание, в котором ТЮЗ работает поныне. За 67 лет существования театра на его сцене поставлено 410 спектаклей для детей и молодежи.
Не одно поколение омичей выросло на спектаклях ТЮЗа. И в том, что Омск по праву считается театральной столицей Сибири, немалая заслуга ТЮЗа, из года в год растящего и воспитывающего настоящего театрального зрителя. В театре 4 заслуженных артиста России: главный балетмейстер Виктор Тзапташвилли, артисты Анатолий Звонов, Валерий Ростов, Лариса Яковлева, заслуженный работник культуры РФ актер и заведующий труппой Игорь Абрамов.
Адрес: пр. Карла Маркса, 4в, тел. 31-70-89, 31-80-27, 31-67-21
Сайт: www.tuz-omsk.ru
На современном этапе
практически отсутствуют
Исследуя факторы конкурентоспособности каждого театра, а также зрительские предпочтения среди этих учреждений, мы сможем определить какой театр является самым популярным среди молодежи и почему; каким факторам требуется уделить больше внимания. Такой анализ поможет сотрудникам грамотно и эффективно организовывать работу театра.
Результаты исследования, проведенного в форме беседы с администраторами театров, оформлены в Таблице 1. Список факторов, характеризующих учреждение, был составлен на основе учебной литературы7.
Таблица 1
Факторы, характеризующие учреждение |
Лицейский театр |
Театр-студия А. Гончарука |
ТЮЗ |
Разнообразие предоставляемых услуг |
|
|
|
Количество спектаклей в репертуаре |
21 спектакль (из них 7 для детей и подростков) |
11 спектаклей |
36 спектаклей (из них 17 для детей и подростков, 2 – выездные) |
Количество спектаклей в месяц |
25 |
20 |
30 |
Ритм запуска новых спектаклей |
4 за сезон |
3-4 за сезон |
4 за сезон |
Время спектаклей |
Детские: 13-00, 15-00 Взрослые: 18-00, 19-00 |
Детские: 12-00, 15-00 Взрослые: 18-00, 19-00 |
Детские: 11-00, 12-00 Взрослые: 18-00 |
Цены на билеты |
50-60, до 200 |
Детские: 60-120 Взрослые: 120-200 |
100-120 |
Количество посадочных мест |
75 мест |
183 места + дополнительный ряд 4а + стулья |
590 мест |
Посещаемость спектаклей |
100% |
100% |
80% |
Источники финансирования |
Бюджетный, внебюджетный источники, спонсоры |
Спонсоры, меценат Полежаева Н.О., средства от продажи билетов |
Бюджетный, внебюджетный источники |
Структура затрат |
На постановку новых спектаклей, гастроли |
На постановку новых спектаклей, гастроли |
На постановку новых спектаклей, содержание здания, печатная продукция («Театрал», «Театральный разъезд») |
Здание театра |
Отдельное здание театра |
При санатории «Рассвет» |
Отдельное здание театра |
Участие в конкурсах, фестивалях, международное сотрудничество |
«Лучшая театральная работа», «Рождественский парад», Передвижной фестиваль-лаборатория независимых театров и новой драматургии «SIB-ALTERA» (Новосибирск), Всероссийский фестиваль «Волшебство сказки», Международный фестиваль «Молодые театры России», фестивали во Франции, Италии; преподавание мастер-классов на фестивалях в Европе, международный обмен опытом (студент из Германии) |
Всероссийский фестиваль молодежных театров в Сочи, фестиваль "Театральные Дни Европейской Культуры" в г.Падерборн (Германия), фестиваль в Риге, Всемирный фестиваль детских театров в Москве, Международный фестиваль "Коляда-PLAYS", фестивали в Чехии, Италии. |
Из последних - фестивали в Новом Уренгое, Ярославле. |
Реклама |
ТВ, радио, Интернет, распространители, газеты, журналы, афиши, участие в выставках |
ТВ, радио, Интернет, распространители, газеты, журналы, афиши, участие в выставках |
ТВ, афиши, пресса, распространители |
Штат сотрудников |
90 человек |
35 человек |
150 человек |
Образование работников |
Профессиональные, непрофессиональные актеры |
Непрофессиональные актеры |
Профессиональные актеры |
Поставщики (службы) |
Все службы при театре, заказ пошива костюмов |
Приглашаются |
Службы при театре, приглашаются актеры, режиссеры, хореограф, художники по свету, по костюмам |
Форма организации |
Муниципальное учреждение культуры |
Молодежный студенческий театр (любительский) |
Бюджетное учреждение культуры |
Цели организации |
Вадим Решетников так говорил об основной идее театра: «Задача театра не в том, чтобы подготовить кадры для театральных учебных заведений. В данном случае театр выступает не как цель, а как средство. Средство к познанию людьми самих себя и окружающего мира. Может получиться так, что кто-то захочет стать профессиональным актером? Конечно, может! Но цель не в этом». «То, что мы закладываем в детей сегодня, даст всходы в будущем. Это долгосрочный вклад. Это, если хотите, некая гарантия возрождения нации в целом. …Театр - зеркало того общества, в котором он существует». |
Быть лучшими в этом городе. |
|
Количество театральных сезонов |
16 сезонов |
4 сезона |
73 сезона |
Конкурентная стратегия |
Сотрудничество (например, выпуск «Театрального разъезда») |
Сотрудничество |
Сотрудничество (например, предоставление своего зрительного зала театру-студии А. Гончарука) |
По данным таблицы 1 мы можем сравнить особенности деятельности и условий работы каждого театра. Это является очень важной информацией при исследовании факторов развития конкуренции и построения не только конкурентной стратегии, но и общей стратегии маркетинга учреждения.
2.2 Оценка конкурентоспособности
театров: МУК Лицейский театр,
театр-студия А.Гончарука,
Вторым этапом исследования являлось интернет-анкетирование. Цель – проанализировать уровень конкурентоспособности театров для детей и молодежи города Омска. Методика оценки конкурентоспособности (см. приложение 1) - адаптированная версия методики, предложенной В.Е. Новаторовым в книге «Маркетинг культурных услуг», 19928. Было опрошено 20 респондентов в возрасте 18-21, студенты очной формы обучения факультета культуры и искусств.
По результатам исследования самым посещаемым театром из трех предложенных является театр-студия Гончарука (56%), на втором месте Лицейский (33%), на последнем ТЮЗ (11%). (Диаграмма 1)
Диаграмма 1
Причина такого выбора объясняется респондентами в основном предпочтениями репертуара театра и актерского состава театра-студии Гончарука, а также хорошим обслуживанием и приемлемой ценой билетов.
Теперь проанализируем деятельность популярного среди респондентов театра А.Гончарука по факторам конкурентоспособности (см. Таблица 2). Деятельность театров сравнивалась по трем группам показателей: 1. Услуги; 2. Сервис; 3. Продвижение услуг. «0» означает наиболее слабые оценки по данному показателю, а «5» - доминирующие позиции театра на рынке соответствующих услуг. Учитывался средний балл ответов.
Таблица 2
Факторы конкурентоспособности |
Лицейский театр |
Театр-студия Гончарука |
ТЮЗ |
1. Услуги | |||
1.1 Репертуар спектаклей |
4 |
4 |
3 |
1.2 Качество оформления спектаклей (декорации, звук, костюмы и т.п.) |
4 |
4 |
4 |
1.3 Интерьер зрительного зала и фойе |
4 |
2 |
4 |
1.4 Актерский состав |
4 |
4 |
4 |
1.5 Развлекательные программы перед спектаклем |
1 |
3 |
2 |
1.6 Организация выставок в фойе |
3 |
2 |
4 |
Общий балл по показателю "услуги" |
20 |
19 |
21 |
2. Сервис | |||
2.1 Продажа программок и периодики в фойе |
4 |
4 |
4 |
2.2 Работа контролеров в зале |
3 |
4 |
4 |
2.3 Работа буфета, кафе, гардероба |
3 |
2 |
4 |
2.4 Работа кассы (бронь, абонементы) |
4 |
4 |
4 |
2.5 Цена на билеты |
4 |
4 |
4 |
2.6 Парковка для автомобилей |
2 |
3 |
3 |
2.7 Месторасположение театра |
5 |
3 |
5 |
Общий балл по показателю "сервис" |
25 |
24 |
28 |
3. Продвижение услуг | |||
3.1 Использование для рекламирования прессы, радио, ТВ, Интернета |
2 |
3 |
3 |
3.2 Оформление рекламных щитов, афиш |
3 |
3 |
3 |
3.3 Индивидуальные |
3 |
5 |
3 |
3.4 Творческие встречи с деятелями театра |
3 |
2 |
3 |
3.5 Устные обзоры репертуара перед спектаклями |
2 |
2 |
1 |
Общий балл по показателю "продвижение услуг" |
13 |
15 |
13 |
Всего баллов |
58 |
58 |
62 |
По результатам анкетирования
самым конкурентоспособным
Так, например, театр-студия А.Гончарука, выбранный респондентами как более посещаемый, по показателю «Услуги» набрал меньшее количество баллов, получив низкие оценки по таким факторам, как интерьер зрительного зала и фойе и организация выставок в фойе. А ТЮЗ, по общему количеству баллов по данному показателю оказался самым конкурентоспособным, хотя набрал наименьшее количество баллов по такому немаловажному фактору, как репертуар спектаклей.
По показателю «Сервис» опять лидирующее место занял ТЮЗ, а на последнем месте оказалась вновь театр-студия А.Гончарука с низкими баллами за факторы работа буфета, кафе, гардероба, парковка для автомобилей и месторасположение театра.
В последнем показателе оценивалось продвижение услуг. Здесь на первом месте по баллам оказалась театр-студия А.Гончарука с высокой оценкой работы индивидуальных распространителей билетов.
Таким образом, мы выявили, с какими факторами театрам следует поработать, чтобы повысить свой уровень конкурентоспособности. А также важно то, что в данной методике важным является не общее количество баллов по показателям конкурентоспособности, а определенные оценки за отдельные факторы.
Оценка положения организации по отношению к различным конкурирующим силам поможет определить, где и когда данная организация будет вынуждена вступить в конкурентную борьбу или сумеет избежать ее. Далее, такая оценка поможет организации уяснить свои сильные и слабые стороны и разработать стратегию конкуренции. Анализ может подсказать выбор целевых аудиторий, помочь в разработке предложения и способствовать его позиционированию и презентации.
Сегодня успешная жизнь театра зависит от многих факторов: от местоположения объекта на рынке театральных услуг; от уровня управления театром, умения, опыта и таланта руководящего персонала. Только сам театр способен реально оценить существующую коньюктуру и спрос, установить такие цены на билеты, которые не привели бы к потере зрителя.
Для этого следует разрабатывать специальную стратегию маркетинга учреждения, постоянно проводить ситуационный, комплексный анализ своей внутренней и внешней среды, куда соответственно включается и исследование конкуренции.
Государство сегодня, прекратив контроль над ценами на билеты, объемом и тематикой репертуара, структурой предложения, предоставило театру возможность самостоятельно выживать на стихийно сложившемся рынке сценического искусства в условиях довольно жесткой конкуренции. Однако театр — понятие сложное и многогранное. Внешне, в каждом театре есть зал и сцена, артисты и зрители, и вместе с тем они совершенно разные. Театр психологический, бытовой, поэтический, публицистический, музыкальный, оперы и балета, драмы, комедии, сатиры, кукольный театр — таков диапазон вкусов и требований зрителей. Однако, конкурентоспособен тот театр, который может быстрее реагировать на непредвиденное изменение рыночной ситуации и тактики конкурентов, пользуясь при этом стратегией маркетинга, не боясь риска и трудностей. Следует отметить, что для любого театра в рамках рыночной конкуренции важно заинтересовать зрителя, постоянно расширяя круг своей деятельности, а для этого в жизни театра должны происходить различные события: премьеры, бенефисы, празднования юбилейных спектаклей, торжественное открытие и закрытие сезона, проведение фестивалей, показ целевых спектаклей и других мероприятий.
Информация о работе Особенности и типы конкуренции в социально-культурной сфере