Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии управления некоммерческой организации в современном социокультурном пространстве.
На основании этого задачами курсовой работы являются:
• Выявление типовых проблем и особенностей управления некоммерческой организации;
• Осуществление финансово-экономического анализа организации на современном этапе;
Введение ..................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты формирования менеджмента некоммерческих организаций..............................................................................................................5
1.1. Коммерческие и некоммерческие организации: сходство и различия в управлении...............................................................................................................5
1.2. Система управления персоналом в некоммерческих организациях.........15
1.3. Структура власти в некоммерческих организациях....................................18
2. Анализ менеджмента некоммерческих организаций на примере благотворительного фонда «Премия КУМИР»..................................................22
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности благотворительного фонда «Премия КУМИР»..................................................22
2.2. Анализ менеджмента в благотворительном фонде «Премия КУМИР»....27
2.3. Совершенствование управленческой деятельности в благотворительном фонде «Премия КУМИР».....................................................................................30
Заключение.............................................................................................................34
Список использованных источников...................................................................36
Зарегистрировано «___»_____20_
________ __________________________
Подпись (расшифровка подписи)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА
КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И СФЕРЫ УСЛУГ
Особенности менеджмента некоммерческой организации
(на примере благотворительного фонда «Премия КУМИР»)
Курсовая работа
студентки очного отделения 4 курса группы 170910
Орловской Дарьи Сергеевны
Научный руководитель
Семченко И.В.
БЕЛГОРОД, 2012
Содержание
Введение .....................
1. Теоретические аспекты формирования
менеджмента некоммерческих организаций...................
1.1. Коммерческие и некоммерческие
организации: сходство и различия в управлении....................
1.2. Система управления персоналом в некоммерческих организациях.........15
1.3. Структура власти в некоммерческих
организациях..................
2. Анализ менеджмента некоммерческих
организаций на примере благотворительного
фонда «Премия КУМИР»........................
2.1. Организационно-экономическая
характеристика деятельности благотворительного
фонда «Премия КУМИР»........................
2.2. Анализ менеджмента в благотворительном фонде «Премия КУМИР»....27
2.3. Совершенствование управленческой
деятельности в благотворительном фонде
«Премия КУМИР»........................
Заключение....................
Список использованных источников....................
Введение
Современные тенденции развития менеджмента таковы, что в данное время развитие идёт в сторону универсальности. Менеджмент становится универсальным. Мировой финансовый кризис показал, что бизнес-менеджмент эффективен далеко не во всех сферах. Компании, представляющие сферу услуг, первыми ощутили, что такое неэффективный и многозатратный менеджмент. Ещё одной особенностью современного менеджмента можно назвать высокую степень саморазвития персонала, необходимую для успешной работы в компании. Современный бизнес развивается с каждым днем, задавая предпринимателям все больше и больше сложных вопросов, на которые им предстоит найти оптимальные ответы. Финансовый кризис заставил предпринимателей пересмотреть свои взгляды на организацию эффективного управления.
Существуют ли особенности управления некоммерческими организациями? Да, конечно. Значительная часть этих организаций не ставит перед собой цели получения прибыли. Менеджмент в некоммерческих организациях (НКО) имеет много общих черт с управлением коммерческими организациями, однако имеется и ряд важных отличий.
Актуальность темы. Было бы серьезной ошибкой полагать, что стратегическое управление в некоммерческих организациях проще и требует меньших интеллектуальных и творческих усилий, чем управление коммерческой фирмой. Под контролем руководителя некоммерческой организации могут находиться средства, предназначенные для решения социальных и гуманитарных задач, сопоставимые с активами крупных корпораций. Однако управление этими средствами и ресурсами, как правило, ограничено. Менеджеры некоммерческих организаций работают в условиях более жесткой регламентации деятельности; их инициатива стеснена нормами и ограничениями, устанавливаемыми государством. Процесс принятия решений менеджерами значительно регламентируется и большей открытостью некоммерческих организаций для общественного и государственного контроля, большей зависимостью от меняющихся требований и предпочтений стейкхолдеров, часто руководствующихся противоположными интересами.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии управления некоммерческой организации в современном социокультурном пространстве.
На основании этого задачами курсовой работы являются:
Объектом исследования является Благотворительный Фонд «Премия КУМИР».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты формирования менеджмента некоммерческих организаций
Нельзя однозначно утверждать, что управление некоммерческой организацией проще и требует меньших интеллектуальных и творческих усилий, чем управление коммерческой фирмой. Под контролем руководителя некоммерческой организации могут находиться средства, предназначенные для решения социальных и гуманитарных задач, сопоставимые с активами крупных корпораций. Однако управление этими средствами и ресурсами, как правило, ограничено. Менеджеры некоммерческих организаций работают в условиях более жёсткой регламентации деятельности; их инициатива стеснена нормами и ограничениями, устанавливаемыми государством. Процесс принятия решений менеджерами значительно регламентируется и большей открытостью некоммерческих организаций для общественного и государственного контроля, большей зависимостью от меняющихся требований и предпочтений стейкхолдеров, часто руководствующихся противоположными интересами.
Следовательно, имеются существенные
трудности для
1.1. Коммерческие и некоммерческие организации: сходство и различия в управлении
Некоммерческая организация (НКО) - это некоторая организация, которая не рассматривает получение прибыли как первостепенную цель своей деятельности.
Это общее определение, и
охватывает многие организации, сильно
различающиеся по своим функциям,
целям и задачам, общественной значимости
и распространенности. Некоммерческие
организации - это университеты и
больницы, благотворительные фонды
и спортивные клубы, исследовательские
центры и общественные организации
граждан, правительственные и
Согласно независимому источнику «Информационный центр «Благотворительность в России», в настоящее время в России действуют более 5 тыс. некоммерческих благотворительных организаций. Численность вовлеченных в деятельность некоммерческого сектора в качестве сотрудников или добровольцев составляет 2,4 млн. человек. Вклад некоммерческого сектора в российский ВВП в 2003 году составил 1,2%, что больше вклада легкой промышленности.
59% россиян считают, что
проблемы социально
Значительная часть подобных организаций не ставит перед собой цели получения прибыли.
Стратегический менеджмент в таких бесприбыльных или некоммерческих организациях имеет много общих черт с управлением коммерческими организациями, однако имеется и ряд важных отличий.
Однако, ошибочно полагать, что стратегическое управление в некоммерческих организациях проще и требует меньших интеллектуальных и творческих усилий, чем управление коммерческой фирмой. Под контролем руководителя НКО могут находиться средства, предназначенные для решения социальных и гуманитарных задач, сопоставимые с активами крупных корпораций. Однако управление этими средствами и ресурсами, как правило, ограничено. Менеджеры некоммерческих организаций работают в условиях более жесткой регламентации деятельности; их инициатива стеснена нормами и ограничениями, устанавливаемыми государством.
Процесс принятия решений
менеджерами значительно
Таким образом, стратегический менеджмент в некоммерческих организациях имеет много общих черт со стратегическим менеджментом фирмы, однако имеются и отличия.
С точки зрения целей, отличия определяются, прежде всего, спецификой требований, стоящих перед организациями двух разных типов. Если цели фирмы представлены количественно (в категориях роста прибыли, объемов продаж, эффективности использования капитала и т.д.), то цели НКО являются качественными, слабо определенными, размытыми, изменяющимися, конфликтующими и неоперационализированными. Процесс достижения целей НКО часто не поддается непосредственной оценке. В этом случае используют «вторичные индикаторы» — косвенные показатели, характеризующие деятельность организации.
Эффективность деятельности
НКО может оцениваться с
1) целевого подхода;
2) процессного подхода;
3) ресурсного подхода;
4) подхода с позиций стейкхолдеров.
Некоммерческие организации,
как правило, финансируются из внешних
источников. Их самостоятельность в
составлении бюджета и
Особенность стратегического процесса в некоммерческих организациях определяется также спецификой свойственных им отношений власти, они определяются значительно большим влиянием стейкхолдеров на процесс принятия стратегических решений и большей зависимостью руководителей организации от такого влияния. Отсюда главная функция топ-менеджмента в НКО - посредническая.
Методы, обычно используемые для разработки стратегических альтернатив и осуществления стратегии в коммерческих организациях, чаще всего неприменимы или ограниченно применимы для стратегического планирования и управления в бесприбыльных организациях, особенно в организациях так называемого «публичного сектора» и муниципальных организациях. Однако некоторые из них могут с успехом использоваться как в коммерческих, так и бесприбыльных организациях. Можно выделить два метода:
1) метод анализа затрат — выгод (АЗВ);
2) метод анализа по предельным затратам (АПЗ).
Как уже указывалось, цели
организации различаются как
по времени, так и по масштабам. Цели
организованы иерархически и составляют
сложную систему
Различия целей организаций двух типов являются существенными, и во многом определяют принципиальное различие в подходах к стратегическому планированию и управлению коммерческой организацией и НКО (таблица 1.1.1).
Таб. 1.1.1
Различие целей коммерческой и некоммерческой организации
Цели коммерческой организации |
Цели некоммерческой организации |
Количественные |
Качественные |
Неизменные |
Изменяющиеся |
Последовательные, согласующиеся |
Конфликтующие |
Унифицированные |
Разноплановые |
Операционализированные |
Неоперационализированные |
Ясные, конкретные |
Неопределенные, размытые |
Измеримые |
Не измеримые |
Государственные и муниципальные организации гарантированно финансируются за счет средств, получаемых в виде налогов, и испытывают лишь косвенную зависимость от рынка. Изменения рыночных факторов (например, уровня инфляции или ставки процента) могут потребовать корректировки планов или отказа от некоторых проектов; они не могут оказаться банкротами и исчезнуть. Однако это вполне может случиться с НКО. Поэтому им приходится следить за состоянием рынка и подчиняться его законам. НКО же зависят от факторов своего, специфического рынка и должны бороться за источники финансирования, пожертвования и клиентов, часто конкурируя в этой борьбе с другими НКО.