Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии управления некоммерческой организации в современном социокультурном пространстве.
На основании этого задачами курсовой работы являются:
• Выявление типовых проблем и особенностей управления некоммерческой организации;
• Осуществление финансово-экономического анализа организации на современном этапе;
Введение ..................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты формирования менеджмента некоммерческих организаций..............................................................................................................5
1.1. Коммерческие и некоммерческие организации: сходство и различия в управлении...............................................................................................................5
1.2. Система управления персоналом в некоммерческих организациях.........15
1.3. Структура власти в некоммерческих организациях....................................18
2. Анализ менеджмента некоммерческих организаций на примере благотворительного фонда «Премия КУМИР»..................................................22
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности благотворительного фонда «Премия КУМИР»..................................................22
2.2. Анализ менеджмента в благотворительном фонде «Премия КУМИР»....27
2.3. Совершенствование управленческой деятельности в благотворительном фонде «Премия КУМИР».....................................................................................30
Заключение.............................................................................................................34
Список использованных источников...................................................................36
Особую важность проблемы
финансирования некоммерческих организаций
приобретают при разработке стратегии
развития и осуществления выбранной
стратегической альтернативы. Отсюда
следует, что влияние стейкхолдеров,
обеспечивающих финансирование НКО, и
конъюнктуры рынка могут быть
решающими факторами при
Поскольку некоммерческие организации
работают в условиях, когда трудно
или даже невозможно отложить дела
или приостановить
Проблемы стратегического менеджмента в НКО решающим образом определяются зависимостью организаций от внешних воздействий, взаимоотношений с ключевыми стейкхолдерами, обеспечивающими их финансирование, предоставление лицензий и т.п.
Поэтому из всех функций
руководителей НКО главная
Предложенные П.Роби и К. Сейлзом критерии оценки эффективности управления ориентированы на коммерческие организации, но некоторые из них могут быть относены и к некоммерческим. Рассмотрим эти критерии с точки зрения соответствия КО и НКО.
1) качество управления
– данный критерий подходит
как для коммерческих, так и
для некоммерческих
2) качество продукции и услуг – применим только для коммерческих организаций;
3) способность к нововведениям – подходит и для КО, и для НКО;
4) объем долгосрочных инвестиций - КО;
5) финансовое положение - КО;
6) способность к привлечению,
развитию высококачественных
7) ответственность перед обществом и окружающей средой – аналогично критериям 1, 3, 6;
8) широкое использование активов компании - КО.
Данный список можно дополнить, но не существует чётких определенных и всеми признаваемых критерий оценки эффективности. Тем более это справедливо для НКО, различия между которыми глубже и существеннее, чем между коммерческими организациями. Отсюда следует, что для каждого типа НКО (а иногда даже для каждой конкретной организации) необходимо разрабатывать свой собственный набор критериев оценки эффективности.
Особенности финансирования и распределения средств.
Некоммерческие организации могут получать финансирование из разнообразных источников: от клиентов, федеральных и местных органов власти в виде вступительных взносов, пожертвований и т.д., а также от клиентов (в случае колледжа, например, - учащихся, в случае наркологического центра - пациентов) в форме оплаты предоставляемых услуг. Исходя из этого, источники финансирования некоммерческих организаций можно разделить на две группы:
Коммерческая фирма полностью
зависит от своих клиентов, которые
обеспечивают ей объемы продаж товаров
или услуг и, следовательно, доход.
Поэтому при стратегическом планировании
отношения с клиентами и
Однако клиенты или
потребители услуг
В то же время, очень важным фактором являются интересы и значение внутренних стейкхолдеров для успеха финансирования некоммерческой организации. Так, например, профессионализм врачей и медперсонала наркологического центра может существенно влиять на спонсорское финансирование и размер платы, вносимой клиентами Центра. А увольнение лучших врачей Центра, неудовлетворенных условиями работы и организационным климатом, сложившимися, например, вследствие использования администрацией авторитарных методов управления, может существенно отразиться на потоках как спонсорских, так и клиентских поступлений финансовых средств.
С другой стороны, некоммерческие организации, в силу специфики своей миссии, ограничены в увеличении той составляющей своего бюджета, которая формируется за счет поступлений средств от клиентов в качестве оплаты потребляемых ими услуг. Часто решения в подобных случаях принимаются на основании некоммерческих соображений и представляют собой трудно разрешимые дилеммы
Структура управления.
Для коммерческой организации
характерны случаи, когда во главе
структуры стоят собственники-
Некоммерческие организации
имеют широкое разнообразие структур
власти. Решающим здесь является то
обстоятельство, что влияние внешних
стейкхолдеров на разработку стратегии
НКО является несравненно большим,
чем в коммерческой фирме. Наиболее
влиятельными стейкхолдерами являются
члены попечительных или
Также, одним из отличий в структуре управления КО и НКО, является природа обязательств членов некоммерческих организаций. В то время, как служащие большинства коммерческих фирм вовлечены в работу на основании расчета собственной выгоды, некоммерческие организации часто несут перед своими членами строгие идеологические или нормативные обязательства. Некоторые политические и религиозные организации требуют и получают почти полную интеграцию индивидуальных целей с таковыми организации.
Руководство стратегическим планированием и реализацией стратегии в некоммерческой организации осуществляется менеджерами высшего звена. Однако существует различие между топ-менеджментом КО и НКО. Ниже приведена таблица различий структур управления КО и НКО (таблица 1.1.2).
Таб. 1.1.2
Различия структур управления коммерческих
и некоммерческих организаций
Показатель |
Коммерческие организации |
Некоммерческие организации |
Размер совета |
10-15 человек |
более 30 человек |
Использование инсайдеров |
большинство |
1 человек (руководитель организации) |
Продолжительность замещения должности |
зависит от эффективности работы |
фиксированный срок членства |
В то время как большинство фирм имеет совет директоров численностью 10-15 человек, НКО обычно имеют численность совета попечителей более 30 человек. Большой совет имеет тенденцию не воспринимать адекватно сигналы о целях менеджмента в НКО в результате того, что руководители НКО часто способны усилить свою систему ценностей, а конфликтующие сигналы действуют так, чтобы нейтрализовать эффективность совета попечителей.
Использование инсайдеров (т.е. членов организации, "своих людей"). В отличие от корпораций, здесь часто имеется только один инсайдер, а именно - руководитель организации. Это приводит к тому, что информация, поступающая к членам совета попечителей, бывает ограничена, что ведет к отсутствию специфической; управленческой экспертизы.
Продолжительность замещения
должности. Большинство членов попечительных
советов имеют фиксированный
срок членства, часто с ротацией
председательства, при этом среднее
время службы членов совета попечителей
меньше, чем членов совета корпорации.
Это ведет к сосредоточению деятельности
совета попечителей на краткосрочных
задачах и к риску, что относительное
не ведение советом дел в
1.2. Система управления персоналом в некоммерческих организациях
Как правило, в некоммерческом секторе люди приходят работать в организацию исходя из общности интересов, возможности объединения человеческих и материальных ресурсов для решения проблемы, достижения поставленной цели. И здесь не всегда срабатывают принципы набора и отбора, оценки персонала, характерные для коммерческих организаций. Тем не менее некоторые инструменты работы с бизнес-персоналом вполне могут быть полезны и для НКО.
Рис. 1.2.1. Схема управления человеческими ресурсами в некоммерческих организациях
Члены высшего органа управления некоммерческой организации не вправе получать от нее вознаграждение за выполнение своих функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе этого органа. Для фондов обязательным является создание попечительского совета [3].
В недавнем прошлом при
характеристике методов управления
персоналом в некоммерческих организациях
все внимание сосредотачивалось
лишь на экономических и административных
методах. Однако за последнее время сформировалось
представление о наличии трех основных
групп методов управления: экономических,
организационно-
Экономические методы представляют
собой комплекс экономических рычагов,
создающих условия, при которых выгодно
работать хорошо.
Административные (организационно-
Социально-психологические методы заключаются в создании таких отношений в коллективе, при которых выбор желательного руководителю поведения осуществляется добровольным подчинением, в соответствии с ценностями и нормами коллектива. Важнейшим элементом социально-психологического метода является убеждение. Все три способа воздействия – принуждение, убеждение и просьба – имеют равное право на существование в деятельности руководителя коллектива, и трудно сказать, какой из них является наиболее эффективным.
Стадии процесса управления:
1) планирование результатов,
включающее стратегическое, годовое
и индивидуальное планирование (планы
работы лиц, занимающих
2) достижение результатов
на основе ситуативного
3) контроль с целью
оценки достигнутых
При управлении по результатам
предполагается совершенствование
структуры некоммерческого