Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии управления некоммерческой организации в современном социокультурном пространстве.
На основании этого задачами курсовой работы являются:
• Выявление типовых проблем и особенностей управления некоммерческой организации;
• Осуществление финансово-экономического анализа организации на современном этапе;
Введение ..................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты формирования менеджмента некоммерческих организаций..............................................................................................................5
1.1. Коммерческие и некоммерческие организации: сходство и различия в управлении...............................................................................................................5
1.2. Система управления персоналом в некоммерческих организациях.........15
1.3. Структура власти в некоммерческих организациях....................................18
2. Анализ менеджмента некоммерческих организаций на примере благотворительного фонда «Премия КУМИР»..................................................22
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности благотворительного фонда «Премия КУМИР»..................................................22
2.2. Анализ менеджмента в благотворительном фонде «Премия КУМИР»....27
2.3. Совершенствование управленческой деятельности в благотворительном фонде «Премия КУМИР».....................................................................................30
Заключение.............................................................................................................34
Список использованных источников...................................................................36
Таким образом, управление персоналом по результатам ориентирует на достижение конкретных показателей вместо простого выполнения функций и, значит, дает возможность оценить способности менеджера как руководителя предприятия, организатора эффективной работы коллектива.
1.3. Структура власти в некоммерческих организациях
Формальные структуры власти коммерческой фирмы чаще всего имеют тенденцию плавно переходить от собственников-акционеров фирмы к совету директоров, который затем назначает председателя совета директоров. Таким образом, председатель совета директоров является наиболее наделенным властью индивидом на фирме, и он делегирует формальную власть подчиненным менеджерам.
Однако при определённых обстоятельствах такая простая картина существенно усложняется за счёт привнесения в неё неформальной власти специалистов, некоторых экспертов, опосредовано влияющих на процесс принятия решений. Обычно сотрудники без труда распознают такую усложненную структуру власти в организации.
НКО же демонстрируют широкое
разнообразие структур власти. Решающим
здесь является то обстоятельство,
что влияние внешних
Полезным водоразделом между
двумя типами власти - в коммерческой
фирме и в НКО - является природа
обязательств участников НКО. В то время
как служащие большинства фирм вовлечены
в работу на основании расчёта
собственной выгоды, НКО часто
несут перед своими членами строгие
идеологические или нормативные
обязательства. Некоторые политические
и религиозные организации
Удаляясь от миссионерской организации в сторону более селективной идентификации членов НКО, можно обнаружить различные формы профессиональных организаций, которые названы меритократиями, т.е. такими организациями, место человека в которых определяется его способностями, профессиональными навыками, опытом и другими личными качествами (заслугами). Хорошим примером меритократий являются больницы, университеты и другие профессиональные бюрократии.
Для НКО маловероятны процессы, принятия решений, описываемые рациональной моделью. Лишь для некоторых НКО (обозначенных как меритократические системы), где существует ясность цели, характерна бюрократическая модель. Для миссионерских организаций характерна модель процесса принятия решений с неясными целями и децентрализованной властью.
Модель принятия решения с неясными целями, или "организованной анархии", является относительно недавней формулировкой, где выбор определяется ситуацией, в которой лицо, принимающее решение, производит выбор в соответствии с собственными предпочтениями. Модель "политической власти" обычно характерна для молодых организаций с не устоявшимся руководящим ядром.
Проблемы менеджмента в НКО решающим образом определяются зависимостью организаций от внешних воздействий, взаимоотношений с ключевыми стейкхолдерами, обеспечивающими их финансирование, предоставление лицензий и т.п. Поэтому из всех функций руководителей НКО главной является посредническая. Задача поддержания хороших отношений со спонсорами объективно ведет к усилению тенденции централизации управления: топ-менеджмент пытается усилить свою власть для того, чтобы снизить вероятность возникновения такого поведения на низовых организационных уровнях, которое могло бы вызвать недовольство спонсоров. Однако в некоторых НКО власть, определяемая возможностью воздействовать на процесс принятия решений, естественным образом перетекает к профессионалам из оперативного ядра (например, в больницах - к ведущим специалистам), и требование централизации ведет к ухудшению качества решений и демотивации профессионалов.
Навыки связующей роли могут способствовать усилению личной власти руководителя бесприбыльной организации, так как нередко его формальная должностная власть является относительно слабой. Это означает, что руководитель должен в большей степени полагаться на тактику, чем демонстрировать формальную власть для контроля и влияния на других членов организации. В этих условиях политические навыки и персональные качества лидера - умение убеждать, льстить, формировать альянсы, торговаться - имеют большое значение.
Но сильное лидерство может нести и отрицательные моменты: во-первых, сделать организацию слишком зависимой от отдельных индивидов, создавая проблему преемственности менеджмента, во-вторых, "сверхуправление" сверху может сместить инициативу на более низкие уровни и снизить эффективность работы организации в целом.
Многие установившиеся бюрократические НКО управляются, скорее, правилами и установлениями, чем людьми. Риск здесь тоже хорошо известен: приверженность правилам предполагает большую важность, чем следование здравому смыслу и инициативам.
2. Анализ менеджмента
некоммерческих организаций на примере
благотворительного фонда «Премия КУМИР»
Благотворительный фонд «Премия
КУМИР» существует уже более 10 лет.
Фонд создан на основе добровольных имущественных
взносов учредителей в
Фонд является полным правопреемником Автономной некоммерческой организации "Премия КУМИР", зарегистрированной Московской регистрационной палатой в реестре за №071.789 от 15.05.1998 года.
Полное наименование фонда на русском языке: Благотворительный Фонд "Премия КУМИР".
Юридический адрес: Российская Федерация, 125167 Москва, Новый Зыковский проезд, д.5.
Фактический адрес: Российская Федерация, 101990 Москва, ул. Мясницкая, д.35, стр.2
ИНН: 7714174037
ОГРН: 1027739171899
ОКПО: 18482293
Основной деятельностью Благотворительного фонда «Премия КУМИР» является широкая благотворительность в сфере искусства. Сам фонд – это динамично развивающаяся благотворительная структура в рамках которой проходят вечера и аукционы в поддержку актеров, закупаются подарки ветеранам кино и театра, решаются проблемы жилья для бездомных.
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности БФ «Премия КУМИР»
Организационная структура управления Фондом «Премия КУМИР» представлена на рисунке 2.1.1.
Рис. 2.1.1. Организационная структура управления БФ «Премия КУМИР».
Органами управления Фонда являются:
1. Высший коллегиальный орган управления Фонда – Оргкомитет.
2. Единоличный исполнительный орган Фонда - Генеральный директор.
3. Орган надзора за деятельностью Фонда - Попечительский Совет.
Высшим коллегиальным органом управления Фонда является Оргкомитет, образуемый в момент учреждения Фонда учредителями в составе семи человек, в том числе трех постоянных членов, представляющих участников. В дальнейшем Оргкомитет формируется путем кооптации новых членов по представлению участников и/или Генерального директора. Общая численность Оргкомитета не превышает одиннадцати человек.
Оргкомитет определяет приоритетные направления деятельности Фонда, принципы формирования и использования его имущества; вносит изменения в Устав Фонда; устанавливает и изменяет порядок и размер имущественных взносов участников; образовывает исполнительные органы Фонда, его контрольно-ревизионные органы и вправе досрочно прекратить их полномочия; утверждает благотворительные программы; избирает Председателя Оргкомитета и его заместителей; назначает Главного Бухгалтера Фонда; принимает решения о реорганизации или прекращении деятельности Фонда в установленном законом порядке; утверждает годовой план, бюджет Фонда, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс; утверждает финансовый план Фонда и вносит в него изменения и т.д.
Члены Оргкомитета выполняют свои обязанности безвозмездно. Фонд может оплачивать расходы, связанные с их деятельностью в качестве членов Оргкомитета Фонда (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).
В состав Оргкомитета Премии входят:
Генеральный директор назначается Общим собранием учредителей, в дальнейшем - Оргкомитетом, в состав которого он входит по должности. В его обязанности входит:
Попечительский Совет
является органом, осуществляющим контроль
и общий надзор за деятельностью
Фонда, и имеет право выносить
на обсуждение Оргкомитета вопросы
о совершенствовании его
К компетенции Попечительского Совета относится:
В состав Попечительского
Совета входят пользующиеся общественным
авторитетом представители
В настоящее время, численность организации составляет 3 человека. В таблице 4 представлено штатное расписание БФ «Премия КУМИР».
Таб. 2.1.1
Штатное расписание БФ «Премия КУМИР».
Должность |
Количество штатных единиц |
Оклад, руб. |
Всего |
Директор |
1 |
5500 |
5500 |
Главный бухгалтер |
1 |
5000 |
5000 |
Ведущий менеджер |
1 |
4900 |
3000 |
Итого: |
3 |
Баланс Благотворительного фонда представлен в таблице 2.1.2.
Таб. 2.1.2
Бухгалтерский баланс БФ «Премия КУМИР»
АКТИВ |
Код показателя |
На начало отчётного периода (тыс. руб.) |
На конец отчётного периода (тыс. руб.) |
I. Внеоборотные активы |
|||
|
110 |
1 |
1 |
Итого |
190 |
1 |
1 |
II. Оборотные активы |
|||
Запасы |
210 |
8 |
248 |
|
211 |
8 |
248 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчётной даты) |
240 |
- |
26 |
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
2347 |
2287 |
Денежные средства |
260 |
471 |
13 |
Итого |
290 |
2796 |
2574 |
БАЛАНС |
300 |
2797 |
2575 |
ПАССИВ |
|||
III. Капитал и резервы | |||
Добавочный капитал |
420 |
2689 |
2513 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
470 |
99 |
58 |
Итого |
490 |
2788 |
2571 |
IV. Долгосрочные обязательства |
|||
Итого |
590 |
- |
- |
V. Краткосрочные обязательства |
|||
Кредиторская задолженность |
620 |
9 |
4 |
|
624 |
5 |
- |
|
625 |
4 |
4 |
Итого |
690 |
9 |
4 |
БАЛАНС |
700 |
2797 |
3575 |