Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 17:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теорий мотивации, ее практики в российских и зарубежных компаниях, рассмотрение особенности мотивации персонала на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства, а также разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях.
При написании работы были использованы научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала.
Введение
Общая теория мотивации и краткое описание важнейших теорий
Потребности в основе мотивации
Теории мотивации
1.2.1.Теория Маслоу
1.2.2. Теория Герцберга
1.2.3. Теория Оучи
2. Практика мотивации в российских и зарубежных компаниях.
2.1. Система мотивации
2.2. Материальное стимулирование
2.3. Проблема нематериальной мотивации персонала
2.4. Мотивация персонала в зарубежных компаниях
3. Особенности мотивации персонала на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства.
Заключение
Библиографический список
2.3.Проблема нематериальной мотивации персонала
18.09.2007 Кнут, пряник или
повышение по службе?
Кроме материальных интересов,
профессионалами всегда движет что-то
еще. Это «что-то» у каждого свое и, как
правило, находится не на поверхности. Вопрос
о том, что лежит в основе побуждения к труду
того или иного сотрудника, всегда был
насущным для менеджеров по работе с персоналом,
ведь на фоне основной задачи бизнеса —
получения максимальной прибыли на каждую
вложенную копейку — остроту приобретает
вопрос о мотивации персонала.
Людей нельзя мотивировать.
Можно только создавать благоприятные
условия
для их само мотивации.
Мотивация — личное решение каждого.
Задача менеджеров — создать необходимые
для этого условия.
Кэти Шофилд, директор по персоналу HFC
Bank
Материальное вознаграждение за профессиональные успехи должно носить системный характер и основываться на ясных и объективных критериях. Самый значимый момент при устройстве на работу — это зарплата, и в компаниях, где она (независимо от размеров) ниже среднерыночной по категориям специалистов, не соответствует прожиточному минимуму, где отсутствует организационная структура и порядок, где нагрузка на персонал превышает разумную, то есть в компаниях, где не созданы предпосылки нормальной работы, никакая система мотивации не даст долгосрочного эффекта.
Пример 1:
В новом подразделении крупного
украинского холдинга была создана мощнейшая
команда, потом HR-менеджер под эту команду
индивидуально подбирал руководителей,
а не наоборот, как это обычно бывает. Специалисты
гордились, что работают в этой компании,
несмотря на относительно невысокие зарплаты:
знали, что они — сила, что компания за
3–4 года станет прибыльной, и зарплаты
поднимутся. В активе: сплоченность команды,
желание работать с максимальной эффективностью,
огромная самоотдача со стороны каждого.
Результат: прошло 3 года и компания действительно
стала успешной. Все это время корпоративный
дух — от значков на лацкане пиджака, календарей
и песочных часов на рабочем месте до корпоративных
праздников — умело и эффективно поддерживался.
Но через 6 месяцев после выхода компании
на прибыльный уровень команда развалилась,
сотрудники, сожалея о таком прекрасном
коллективе, разбежалась по другим компаниям,
зачастую потянув за собой по несколько
человек. Почему? Не оправдался уровень
ожиданий, люди почувствовали себя обманутыми:
они сделали для роста компании все возможное
и невозможное, но обещанного повышения
зарплат не произошло, не реализованы
пакеты социальных компенсаций. Компания
работает и сейчас, но возникшая текучесть
кадров снижает ее эффективность на несколько
порядков.
В трудовой психологии мотивацию персонала принято подразделять на две большие группы — материальную мотивацию, к которой относят зарплату и денежные премии, и нематериальную — внешние стимулы немонетарной природы, которыми организация может управлять в целях поощрения эффективного труда работников.
Если исходить из классической пирамиду Маслоу, то структура мотивации идет от базисных, физиологических потребностей к высшей — потребности в самореализации.
Между ними — потребность в безопасности и комфорте, уверенность, что завтра не будет хуже, чем сегодня (второй уровень); потребность в дружбе, любви и привязанности, в принадлежности к социальной группе и поддержке (третий уровень); потребность в самооценке, значимости и успехе, в уважении и признании (четвертый уровень).
Согласно Маслоу, высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в коей удовлетворены его потребности более низкого порядка. Суть его концепции можно выразить так: удовлетворенные потребности не являются более мотивирующими факторами.
Но, несмотря на кажущуюся простоту, объективная оценка применимости теории Маслоу к сфере трудовой деятельности человека достаточно проблематична по ряду причин. Лори Маллинз (Laurie Mullins) в книге «Менеджмент и организационное поведение» (Новое знание, 2003) классифицирует их следующим образом.
Порядок уровней в иерархии
также не является незыблемым. У
многих людей потребность в
В подтверждение вышесказанного можно привести результат исследования, проведенного в 2003 году в России. Оно показало, что для работников интеллектуального труда — например для IT-специалистов — профессиональный рост и ощущение значимости своего труда имеют такой же мотивирующий потенциал, как денежное вознаграждение, а может и больший.
Основные параметры самой работы, такие как разнообразие умений, обособленность и значимость задачи, самостоятельность, наличие обратной связи с заказчиком, очень влияют на внутренние установки IT-персонала и определяют личный результат деятельности.
Умение управлять этими параметрами и означает умение мотивировать, являющееся тем самым «рычагом», который позволяет повышать эффективность труда.
Теорий мотивации много, и ни одну из них, к сожалению, нельзя считать исчерпывающей.
Т. Митчел (Mitchell T.R. Motivation: New Direction for Theory, Research and Practice. Academy of Management Review, vol. 7. # 1, January 1982, pp. 80–88), опираясь на анализ всех известных теорий мотивации, вывел четыре общие характеристики, всегда лежащие в их основе:
2.4. Мотивация персонала в зарубежных компаниях
Мотивация — обязательный инструмент управления персоналом. Она является одним из главных моментов, определяющих отношения между сотрудниками и компанией. В России принято считать, что лучшая награда за труд — деньги. Но лучшие западные практики показывают, что такой подход не является единственно верным.
На сегодняшний день существует большое количество мотивационных теорий о том, каким образом следует поощрять персонал. Применение этих теорий и подходы к мотивации труда, созданные зарубежными учеными, в России и на Западе имеют свои нюансы.
На Западе проблема мотивации персонала понимается гораздо шире, чем в России. В нашей стране принято считать, что человек трудится исключительно ради денег. Конечно, вопрос о зарплате должен стоять на первом месте, ведь только очень редкие энтузиасты работают за идею. Но если компания представит своему сотруднику возможность посещать корпоративные курсы по изучению иностранного языка или абонемент в бассейн, то, разумеется, работник с большим удовольствием воспользуется этим предложением, а его лояльность повысится.
Помимо финансовой стороны, за рубежом заметная роль отводится нематериальным способам мотивации. Западные менеджеры по управлению персоналом давно пришли к выводу о том, что сотрудники — главная ценность компании, их нужно холить и лелеять, ведь от трудоспособности коллектива зависит успех фирмы.
Как выглядит мотивация по-иностранному, и чему уделяют наибольшее внимание за рубежом?
Пряники по-американски
Соединенные Штаты Америки — идеологи современных методов ведения бизнеса. Они являются родоначальниками таких понятий как «HR» и «внутрикорпоративная культура». В 60-е годы XX века в США были разработаны основные принципы работы с человеческими ресурсами, системы материальной и нематериальной мотивации, способы повышения лояльности сотрудников.
Практически все американские компании,
помимо системы вознаграждений, предоставляют
своим сотрудникам медицинское
страхование за счет фирмы, программы
повышения квалификации, корпоративные
обеды и многое другое. Например,
корпорации IBM и AT&T в ответ на изменения
демографической ситуации в стране
разработали и успешно
Большое внимание американцы уделяют и повышению квалификации своих работников. В каждой из вышеупомянутых корпораций затраты на все виды обучения составляют практически 800 млн долларов в год. Обучение, по мнению американцев, способствует повышению индивидуальной трудовой отдачи и увеличению прибыли компании.
А вот какая практика применяется в крупнейшей американской корпорации Walt Disney Co.: на центральной улице «Диснейленд-парка» окна кафе посвящают наиболее ценным сотрудникам.
Немного о французах
Французы не то чтобы не любят
работать — они просто предпочитают
не перерабатывать. Об этом свидетельствует
35-часовая рабочая неделя, утвержденная
в большинстве французских
К дополнительному вниманию к своей персоне со стороны компании французы относятся как к чему-то само собой разумеющемуся.
Практически 69% жителей Франции считают лучшей нематериальной мотивацией скользящий или гибкий график работы, вплоть до фриланса.
Не менее важными французы считают медицинское и социальное страхование за счет компании, а также помощь в выплате кредитов. Широкое распространение во Франции получило и корпоративное питание.
Кстати, дополнительное образование и повышение квалификации за счет работодателя французам вовсе не интересно, хотя многие фирмы и стараются внедрять многочисленные обучающие программы. Этим славятся автомобильные компании Renault и Peugeot.
Японская стабильность
«В первую очередь служи императору и стране, во вторую — своей компании, в третью — своей семье, потом можешь уделить внимание себе самому», — этот основной принцип психологии японского общества идет еще из эпохи феодализма. Данный посыл находит отражение и в современной корпоративной культуре Страны восходящего солнца.
В Японии человек устраивается на работу на всю жизнь. Будучи однажды принятым в компанию, японец остается там вплоть до официального выхода на пенсию. Фирма, в которой работает специалист, становится практически второй семьей. Следовательно, нематериальная мотивация сотрудников осуществляется по психологической схеме «отец-сын», где отцом выступает компания, а сыном — сотрудник.
Компания способствует получению
кредита, а нередко и сама беспроцентно
кредитует своих сотрудников. Также
фирма берет на себя все расходы
в случае дорогостоящей учебы
работника и его детей. Многие
японские компании финансируют семейные
торжества своих сотрудников
— свадьбы и юбилеи, а также
организуют спортивные мероприятия. Некоторые
предприятия предоставляют