Особенности организационных структур менеджмента в издательствах и книготорговых организациях на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование применяемых принципов, форм и методов менеджмента на издательских предприятиях, выявление высокоэффективных решений в использовании менеджмента, а также практических рекомендаций по их применению.

Файлы: 1 файл

менеджмент в книжном деле курсовая.docx

— 136.78 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 ГОУ ВПО  «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА  С.П.КОРОЛЕВА»

 

ИНСТИТУТ  ПЕЧАТИ

 

КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО  ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: «Менеджмент  в книжном деле»

 

на тему: Особенности  организационных структур менеджмента  в издательствах и книготорговых  организациях на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка группы  ИП31з

Тарабрина А.М.

Проверила:

Оценка:_________________

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012

 

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Экономическая реформа  в России привела к сложной  и противоречивой социально-экономической  ситуации. Комплекс сложных проблем, сопровождающих переход от плановой централизованной экономики к рыночной, ставит новые задачи, в том числе  в области управления предприятиями.

 

В разнообразных  программах перехода к новому типу экономики основное внимание уделяется  финансовой и организационно-технической  сторонам деятельности предприятий. Несомненно, на сегодняшний день экономическое  состояние предприятия является фундаментом дальнейшего его  развития. Однако этот фундамент должен быть достаточно устойчивым, что невозможно без управленческого потенциала. В связи с этим в современных  условиях одним из приоритетных направлений  изменения управления Российской экономикой является выработка основных теоретических  и методологических положений менеджмента  в российской практике, особенно на уровне первичных структурных звеньев  экономики.

 

Многие руководители современных предприятий, в том  числе и издательских, в новых  условиях хозяйствования стали активно  использовать элементы менеджмента  в своей деятельности, что позволило  значительно повысить эффективность  функционирования предприятий. Это  прежде всего, улучшение организационной  структуры предприятия, внутрифирменного планирования, маркетинговой деятельности, современной организации контроля, учета и анализа производственной деятельности.

 

И все же приходится констатировать, что управление в издательских предприятиях, как  правило, ведется старыми командными методами и достижения науки управления используются слабо. Поэтому необходимо совершенствовать управленческие навыки руководителей в рамках уже сложившихся  рыночных условий. Практика показала, что необходимы новые научные  подходы к организации бизнеса, в том числе и издательского. Изучение и совершенствование применяемых  принципов, методов и средств  менеджмента в управлении предприятиями  отрасли, обобщение и анализ полученных данных, представляет значительный теоретический  и практический интерес.

 

В издательско-полиграфической  деятельности исследование проблем  управления нашло свое отражение  в научных трудах В. М. Гасова, Е. В. Гейзера, Б.З. Зельдовича, Е. И. Комарова, Э. В. Никольская и другие.

 

Однако, проблемы эффективного использования менеджмента  в управленческой практике не получили еще должного развития в экономической  науке в целом и в издательском деле в частности.

 

Особенности системы управления современными российскими  предприятиями тесно связаны  с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятий в настоящее  время являются повышение эффективности  производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков сбыта, удовлетворение потребностей сотрудников. Вместе с  тем возрастает влияние фактора  хозяйственного риска, появляются преимущества самостоятельного выбора поставщиков  и потребителей. Роль этого фактора  усиливается так же тем, что с  государства снимается ответственность  за обеспечение предприятий материалами  и сырьем, за сбыт продукции, за уровень  заработной платы. В условиях рыночной деятельности государство не руководит  деятельностью предприятия. В полной мере это относится и к издательской деятельности.

 

К тому же, функционирующие  ныне предприятия - это предприятия  нового типа, характерные именно для  переходного периода, которые нельзя безусловно отнести ни к государственным, ни к рыночным. Они скорее ориентированы  на выживание и пытаются обеспечить продолжение своей деятельности в крайне нестабильных политических и экономических условиях.

 

Целью курсовой работы является исследование применяемых  принципов, форм и методов менеджмента  на издательских предприятиях, выявление  высокоэффективных решений в  использовании менеджмента, а также  практических рекомендаций по их применению.

 

 

1.Понятие организационной структуры

 

 Под структурой  управления организацией понимается  упорядоченная совокупность взаимосвязанных  элементов, находящихся между  собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и  функционирование как единого  целого.

 

 В рамках  структуры протекает управленческий  процесс, между участниками которого  распределены функции и задачи  управления. С этой позиции организационная  структура - это форма разделения  и кооперации управленческой  деятельности, в рамках которой  происходит процесс управления, направленный на достижение целей  организации. Отсюда структура  управления включает в себя  все цели, распределенные между  различными звеньями, связи между  которыми обеспечивают координацию  по их выполнению.

 

 Известное  исследование Бернса показывает, что работа в организации может  быть разделена и скоординирована  совершенно различными способами.  Для того, чтобы это было сделано  успешно: выбранные средства (то  есть организационная структура)  должны соответствовать обстоятельствам  и условиям, сложившимся в данной  организации и ее внешнему  окружению.

 

 Таким  образом, то, что является оптимальным  для одной организации, может  не быть таковым для другой, а также то, что хорошо для  организации в этом году, может  не устраивать ее в следующем,  не говоря уже о том, что  будет через 10 лет.

 

 Это не  означает, что существует одна  и только одна подходящая для  Вашей организации структура:  в зависимости от конкретных  условий из нескольких различных  структур одна может быть более,  а другая менее подходящей. Ни  одна из них, по всей видимости,  не будет абсолютно эффективной,  но некоторые из них будут  отвечать нуждам Вашей организация  больше, чем другие.

 

 Бернс  определил два вида структур  организации: механистические и  органические. Он считал, что в  разных случаях подходящими будут  различные структуры. В органических  структурах инструкций значительно  меньше. Предполагается, что люди, принимая  во внимание относящуюся к  делу информацию и советы, решают  вместе, как наилучшим образом  достичь целей компании. Органические  структуры поддерживают любые  связи и взаимодействие, по вертикали  или по горизонтали, которые  содействуют выполнению работы.

 

 Континуум  между механистической и органической  структурами позволяет найти  в его рамках место разным  структурам, первая из которых  пригодна при стабильных условиях, а вторая - при управлении инновациями  и в условиях неопределенности.

 

 Согласно  Бернсу, организацию нужно рассматривать  как совокупность трех социальных  систем: формальная система руководства,  структура карьеры и политическая  система.

 

 Если  в организации будет выбрана  одна из неподходящих структур, то в результате появятся структурные  проблемы, которые приведут к  снижению производственных характеристик  организации и почти наверняка  станут источником стрессов для  сотрудников организации. Обычно  вопрос не в том, "все или  ничего", "эта структура или  другая", значительно чаще имеет  место случай, когда отдельные  элементы структуры уже не  годятся.

 Эти утверждения  представляют основные положения  так называемой "ситуационной  теории организационной структуры". Очень широко принятые сейчас, эти идеи противоположны многим  ранее написанным работам по  вопросам организации, целью которых  было установление универсальных  принципов правильного управления, применимых при любых обстоятельствах.  Ситуационная теория направлена  на изучение основных особенностей  ситуации, в которой находится  организация особенностей самой  организации и ее окружения  - которые будут определять тип  структуры, более или менее  подходящей для этой организации.  В целом, то, какие структуры  будут подходящими, а какие  - не будут, определяется рядом  взаимосвязанных факторов, таких  как: размер организации, тип  рынка сбыта, технология - на которых  основана деятельность организации.

 

 

2. Типы организационных структур  и условия их применения.

 

 Подразделения  и работники предприятия, выполняющие  определённую функцию управления, образуют функциональную подсистему  управления. Различают техническую,  экономическую, производственную, внешних  хозяйственных связей и социальную  подсистемы управления.

 

 Функции  управления деятельностью предприятия  реализуются подразделениями аппарата  управления и отдельными работниками,  которые при этом вступают  в экономические, организационные,  социальные, психологические отношения  друг с другом.

 

 Выделяют  два типа управления организациями:  бюрократический и органический. Они построены на принципиально  различных основаниях и имеют  специфические черты, позволяющие  выявлять сферы их рационального  использования и перспективы  дальнейшего развития.

 

 Главные  понятия бюрократического типа  организационных структур - рациональность, ответственность и иерархичность.  Сам Вебер считал центральным  пунктом концепции исключение  смещения "человека" и "должности", ибо состав и содержание управленческих  работ должны определяться исходя  из потребностей организации,  а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания  по каждой работе (что необходимо  делать и какими приемами) не  оставляет места для проявления  субъективизма и индивидуального  подхода. В этом принципиальное  отличие бюрократической структуры  от исторически предшествовавшей  ей общинной, где главная роль  отводилась партнерству и мастерству.

 

 Второй  упомянутый - органический - тип структур  управления имеет сравнительно  недолгую историю и возник  как антипод бюрократической  -

 

организации, модель которой перестала удовлетворять  многие предприятия, испытывающие необходимость  в более гибких и адаптированных структурах. Новый подход отвергает  представление об эффективности  организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что  эта модель проводить радикальные  изменения, обеспечивающие приспособляемость  организации к объективным требованиям  реальной действительности. Исследователи  этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится  выше, чем планирование; которая  руководствуется возможностями  гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая  больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру.

 

 Многообразие  функциональных связей и возможных  способов их распределения между  подразделениями и работниками  определяет разнообразие возможных  видов организационных структур. Все эти виды сводятся к  следующим видам организационных  структур:

 

 Линейный  используется в системах управления  производственными участками, отделами, цехами. Не рассчитан на управление  большим предприятием, т.к. не  включает в себя научные и  проектные организации, разветвлённую  систему связей с поставщиками  и потребителями.

 

 Функциональный: характерные его черты – углубление  функционального разделения управленческого  труда, обособление функций и  специализация подразделений управления. Практически не используется, т.к.  нарушается принцип единства  управления, снижается ответственность  исполнителей. Объединение по функциональному  принципу предусматривает объединение  специалистов одного профиля  под началом отдельного менеджера.

 

 Смешанная  структура наиболее применяемая.  При ней функциональные подразделения  действуют на правах штаба  при линейных руководителях, помогая  им в решении отдельных управленческих  задач. Основу линейно-функциональной  структуры составляет "шахтный"  принцип построения и специализация  управленческого персонала по  функциональным подсистемам организации.

 

Информация о работе Особенности организационных структур менеджмента в издательствах и книготорговых организациях на современном этапе