Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:06, курсовая работа
В этой работе я хотела подробно раскрыть для себя значение менеджмента,
а так же узнать об особенностях его развития в нашей стране. С легкой руки
американцев английское слово «менеджмент» известно сегодня каждому
образованному человеку. Однако что же это слово означает, могут ответить
лишь учебники и преподаватели соответствующих вузов. Написав, данную работу
я выяснила, что менеджмент - это система программно - целевого управления,
текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно -
технических разработок, организации производства, реализации продукции и
услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения
потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.
ведение -3-
Глава I
1.1. Менеджмент – путь в будущее -5-
1.2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР -6-
1.2.1. Дореволюционный период -6-
1.2.2. Постреволюционный период -8-
1.2.3. «Индустриальная утопия» О. Ерманского -10-
1.2.4. На стыке разных методологий -11-
1.3. Методологические принципы формирования российского
менеджмента -12-
1.3.2. Основные направления развития теории и практики российского
менеджмента -16-
1.4. Краткий обзор российского опыта -21-
1.4.1. Особенности российского менеджмента -23-
1.5. Проблемы менеджмента в России -24-
Глава II
2.1. По Югу СССР -29-
Заключение -34-
Список использованной литературы -36
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт дистанционного образования
Курсовая работа №13 по дисциплине
Основы менеджмента
На тему:
Особенности российского менеджмента.
Когалым 2010г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I
1.1. Менеджмент – путь
в будущее
1.2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР -6-
1.2.1. Дореволюционный период
1.2.2. Постреволюционный период
1.2.3. «Индустриальная утопия»
О. Ерманского
1.2.4. На стыке разных методологий
1.3. Методологические принципы формирования российского
менеджмента
1.3.2. Основные направления развития теории и практики российского
менеджмента
1.4. Краткий обзор российского
опыта
1.4.1. Особенности российского
менеджмента
1.5. Проблемы менеджмента
в России
Глава II
2.1. По Югу СССР
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В этой работе я хотела подробно раскрыть для себя значение менеджмента,
а так же узнать об особенностях его развития в нашей стране. С легкой руки
американцев английское слово «менеджмент» известно сегодня каждому
образованному человеку. Однако что же это слово означает, могут ответить
лишь учебники и преподаватели соответствующих вузов. Написав, данную работу
я выяснила, что менеджмент - это система программно - целевого управления,
текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно -
технических разработок, организации производства, реализации продукции и
услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения
потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.
Всё чаще использование менеджмента приносит компаниям большой
хозяйственный эффект при относительно минимальных затратах. Задача
менеджмента, мне так кажется, состоит именно в том, чтобы вначале сделать
желаемое возможным, а потом реальным.
Радикальная перестройка
системы управления экономикой,
рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы
реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на
уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом
меняется. Именно поэтому данная исследовательская работа представляет
собой анализ менеджмента как особого вида профессиональной деятельности,
направленного на достижения предприятием, действующим в рыночных условиях
хозяйственных оптимальных результатов на основе применения многообразных
принципов, функций и методов социально-экономического механизма
менеджмента.
Данная работа
представляет собой обзор
развития менеджмента в
В работе рассмотрены основные понятия, сущность, функции и цели управления
в различных отраслях экономики.
Работа состоит из нескольких частей. В первой части приводится
необходимый теоретический материал, включающий в себя описание основных
характеристик менеджмента и ключевых моментов в истории развития
менеджмента в России. Во второй части приводится конкретный пример,
наглядно показывающий все стороны развития управленческой науки в нашей
стране.
ГЛАВА I
1.1. Менеджмент – путь в будущее
Термин «менеджмент», как правило, трактуется очень широко. Поэтому
любое его определение будет неполным. С некоторой степенью приближения
можно сказать, что эта система текущего и перспективного планирования,
прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в
целях получения прибыли.
Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов
управленческих решений. Подходы, разработанные одной фирмой и хорошо себя
зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже
вредными для другой. Много вариантность ходов менеджмента, гибкость и
неординарность хозяйственных комбинаций, неповторимость тех или иных
способов действия в конкретной ситуации составляют основу делового
управления. Поэтому в деятельности менеджеров приходиться делать упор не
на стандартные приема, а на способность быстро и правильно оценить
реальную хозяйственную ситуацию и найти достаточно хороший выход.
Менеджмент не дает унифицированных рецептов. Он учит тому, как, зная
приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться
успеха для конкретного предприятия, будь оно государственным,
кооперативным, смешанным, коллективным, акционерным и т.д.
Овладение искусством менеджмента является одним из главных рычагов
повышения результатов хозяйственной деятельности. [1.,стр.7-8]
Для нарождающегося
в нашей стране
приобретает социальная этика, общественная ответственность. Очень важно,
чтобы на пути к рынку руководители, специалисты в полной мере осознали
прямую связь своих интересов с интересами общества в целом, научились
мыслить стратегически.
Менеджмент – наш путь в будущее. Это подтверждает весь огромный
накопленный опыт. Обратимся к нему.[1.,стр. 14-15]
1.2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР
Первые ростки
научного отношения к
появились в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали заметными в
первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую
популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. попытки реализовать
принципы НОТ (научная организация труда) предпринимались на ряде заводов
накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный,
нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные
инновации в российской промышленности, заключались в экономической
отсталости страны.
1.2.1. Дореволюционный период
В начале 20 века в России аграрное население преобладало над
индустриальным. В 1911 г. Россия произвела готовой продукции в 10 раз
меньше, чем Америка, хотя население ее почти в 2 раза превышало население
США. На западе интенсивность и производительность труда были гораздо выше
чем, в России. А это означало, что уровень организации производства у нас
был существенно ниже: в промышленности преобладали крупные фабрики,
свидетельствовавшие о завышенной доле ручного неквалифицированного труда.
Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов
сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области НОТ и
менеджмента. Первые упоминания о тейлоризме, как удалось выяснить И. А.
Голосенко, появились в 1908-1909гг. в узкоспециализированных журналах
«Металлист» и «Записки Русского технического общества». [2.,стр.64]. Пик
интереса к творчеству Ф. Тейлора падает на 1912-1914 гг. в ряде
петербургских и московских организаций проходят публичные диспуты о
западных новинках НОТ. Переводятся основные работы Тейлора, Джилбретта,
Гантта, Пиркгорста и др.
Венцом легитимизации идей Тейлора в России следует считать 1913г.,
когда появился первый в мире тейлористский журнал «Фабрично – заводское
дело», где систематизировалась самая разнообразная информация о создателе
«научного менеджмента». [2., стр. 65]
Дискуссия вокруг тейлоризма развернулась еще острее после Октябрьской
революции. Она приобрела государственный размах и политическую окраску. До
революции мнения о системе Тейлора разделились на два лагеря - ее
сторонников и противников.
Критиков тейлоризма (Воронцов, Маслов, Поплавский, Алексинский) можно
назвать приверженцами популистской ориентации. Они полагали, что в России
при низком уровне организации производства и жизни населения, произволе
предпринимателей и отсутствии законодательных гарантий внедрение системы
Тейлора принесет больше вреда, чем пользы.
Отношение Ленина к Тейлору – беспрецедентный случай в истории. До
1917г. он оценивал его систему крайне негативно. Но вот произошла
революция, большевики взяли власть. Главная их задача – доказать
преимущества социализма над капитализмом. Через четыре года после первой
своей статьи в 1918г. Ленин на заседании Совнаркома во всеуслышание
заявляет, что построить социализм без высокой культуры и
производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь,
невозможны без внедрения тейлоризма.
Сторонники технократической ориентации, в их числе Поляков,
Сарровский, Железнов, Озеров видели в этой системе символ научно
технического прогресса: тейлоризм победит старую систему управления, и
бескультурье как в свое время паровая машина победила ремесленный
традиционализм. Система Тейлора – проявление общемировых тенденций
производства, и рост безработицы связан именно с ними, а не с тейлоризмом.