Особенности российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

В этой работе я хотела подробно раскрыть для себя значение менеджмента,
а так же узнать об особенностях его развития в нашей стране. С легкой руки
американцев английское слово «менеджмент» известно сегодня каждому
образованному человеку. Однако что же это слово означает, могут ответить
лишь учебники и преподаватели соответствующих вузов. Написав, данную работу
я выяснила, что менеджмент - это система программно - целевого управления,
текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно -
технических разработок, организации производства, реализации продукции и
услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения
потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

Содержание работы

ведение -3-
Глава I

1.1. Менеджмент – путь в будущее -5-
1.2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР -6-
1.2.1. Дореволюционный период -6-
1.2.2. Постреволюционный период -8-
1.2.3. «Индустриальная утопия» О. Ерманского -10-
1.2.4. На стыке разных методологий -11-
1.3. Методологические принципы формирования российского
менеджмента -12-
1.3.2. Основные направления развития теории и практики российского
менеджмента -16-
1.4. Краткий обзор российского опыта -21-
1.4.1. Особенности российского менеджмента -23-
1.5. Проблемы менеджмента в России -24-

Глава II

2.1. По Югу СССР -29-
Заключение -34-
Список использованной литературы -36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Особенности российского менеджмента.docx

— 65.58 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Институт дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа №13 по дисциплине

Основы менеджмента

На  тему:

Особенности российского менеджмента.

 

 

 

 

                                                                

                                                                      

                                                                                                  Выполнила: студентка 2-го курса 3

                                                                                                  семестра,                                         

                                                                                                  специальность «Менеджмент-

                                                                                                  организации-4»,

                                                                                                  заочно-дистанционной формы обучения

                                                                                                 Черней И.В.

                                                                                                  Проверил:___________________________

 

 

 

 

 

 

 

Когалым 2010г

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                            -3-                                              

Глава I          

                                       

1.1.    Менеджмент – путь в будущее                                                                               -5-                         

1.2.    Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР                              -6-  

1.2.1. Дореволюционный период                                                                                      -6-                                

1.2.2. Постреволюционный период                                                                                 -8-                                

1.2.3. «Индустриальная утопия» О. Ерманского                                                          -10-             

1.2.4.  На стыке разных методологий                                                                             -11-                           

1.3.     Методологические принципы формирования российского        

        менеджмента                                                                                                           -12-                            

1.3.2. Основные направления развития теории и практики российского

          менеджмента                                                                                                          -16-                                     

1.4.    Краткий обзор российского опыта                                                                       -21-                     

1.4.1. Особенности российского менеджмента                                                            -23-                    

1.5.   Проблемы менеджмента в России                                                                          -24-

                       

      Глава II

                                           

2.1. По Югу СССР                                                                                                         -29-                                      

Заключение                                                                                                                       -34-                                    

Список использованной литературы                                                                            -36-                     

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    В этой работе  я хотела подробно раскрыть  для себя значение менеджмента,

а так же узнать об особенностях его развития в нашей стране. С  легкой  руки

американцев  английское  слово  «менеджмент»   известно   сегодня   каждому

образованному человеку. Однако что же это слово  означает,  могут  ответить

лишь учебники и преподаватели  соответствующих вузов. Написав, данную работу

я выяснила, что менеджмент - это система программно - целевого  управления,

текущего  и  перспективного  планирования  и   прогнозирования   научно   -

технических разработок, организации  производства,  реализации  продукции  и

услуг  с  целью  повышения  эффективности  хозяйствования,   удовлетворения

потребностей рынка и  общества в целом, увеличения прибыли.

    Всё  чаще  использование   менеджмента   приносит   компаниям   большой

хозяйственный  эффект  при  относительно   минимальных   затратах.   Задача

менеджмента, мне так кажется, состоит именно в том, чтобы  вначале  сделать

желаемое возможным, а потом реальным.

    Радикальная перестройка  системы управления экономикой,  переходящей  на

рельсы рыночных  отношений,  -  одно  из  важнейших  направлений  программы

реформ, проводимых в нашей  стране. Особое значение эта  проблема  имеет  на

уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом

меняется.  Именно  поэтому  данная  исследовательская  работа  представляет

собой анализ менеджмента  как особого  вида  профессиональной  деятельности,

направленного на достижения предприятием, действующим в  рыночных  условиях

хозяйственных оптимальных  результатов на  основе  применения  многообразных

принципов,   функций   и   методов    социально-экономического    механизма

менеджмента.

    Данная работа  представляет собой  обзор  развития менеджмента в  России.

В работе рассмотрены основные понятия, сущность, функции и цели  управления

в различных отраслях экономики.

      Работа  состоит  из  нескольких  частей.  В  первой  части  приводится

необходимый теоретический  материал, включающий  в  себя  описание  основных

характеристик  менеджмента  и  ключевых   моментов   в   истории   развития

менеджмента  в  России.  Во  второй  части  приводится  конкретный  пример,

наглядно показывающий все стороны развития  управленческой  науки в нашей

стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

1.1. Менеджмент  – путь в будущее

    Термин «менеджмент», как правило,  трактуется  очень   широко.  Поэтому

любое его определение  будет неполным.  С  некоторой  степенью  приближения

можно сказать, что эта  система  текущего  и  перспективного  планирования,

прогнозирования и организации  производства, реализации продукции  и услуг в

целях получения прибыли.

    Современный менеджмент  – это  тысячи  возможных   вариантов  и  нюансов

управленческих решений. Подходы, разработанные одной фирмой и хорошо  себя

зарекомендовавшие,  могут оказаться не  только  бесполезными,  но   даже

вредными для другой. Много  вариантность  ходов  менеджмента,  гибкость  и

неординарность  хозяйственных  комбинаций,  неповторимость  тех  или  иных

способов  действия  в  конкретной  ситуации  составляют  основу   делового

управления. Поэтому в  деятельности менеджеров приходиться  делать  упор  не

на стандартные  приема,  а на  способность быстро  и правильно оценить

реальную хозяйственную  ситуацию и найти достаточно хороший  выход.

    Менеджмент не  дает унифицированных рецептов. Он учит тому,  как,  зная

приемы, способы и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться

успеха   для   конкретного   предприятия,   будь   оно    государственным,

кооперативным, смешанным, коллективным, акционерным и т.д.

    Овладение искусством  менеджмента является  одним   из  главных  рычагов

повышения результатов хозяйственной  деятельности. [1.,стр.7-8]

    Для нарождающегося  в нашей стране предпринимательства  особое  значение

приобретает социальная этика, общественная ответственность.  Очень  важно,

чтобы на пути к рынку  руководители, специалисты  в  полной  мере  осознали

прямую связь своих  интересов с  интересами  общества  в  целом,  научились

мыслить стратегически.

    Менеджмент –  наш  путь  в  будущее.  Это  подтверждает  весь  огромный

накопленный опыт. Обратимся  к нему.[1.,стр. 14-15]

 

 

1.2. Зарождение  менеджмента в России и его  развитие в СССР

    Первые ростки  научного отношения  к  организации   труда  и  управления

появились в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали  заметными   в

первые десятилетия 20  века,  когда  в  США  и  Европе  приобрели  широкую

популярность  тейлоризм,  фордизм,  файолизм  и др.  попытки реализовать

принципы НОТ (научная  организация труда) предпринимались  на  ряде  заводов

накануне и в годы Первой мировой войны, но они  носили  скорее  стихийный,

нежели систематический  характер.  Причины,  сдерживающие  широкомасштабные

инновации  в  российской  промышленности,  заключались   в   экономической

отсталости страны.

1.2.1. Дореволюционный  период

    В  начале  20  века  в  России  аграрное  население  преобладало   над

индустриальным. В 1911 г. Россия  произвела готовой  продукции  в  10  раз

меньше, чем Америка, хотя население ее почти в 2 раза превышало  население

США. На западе интенсивность  и производительность труда были гораздо  выше

чем, в России. А это  означало, что уровень организации  производства у  нас

был  существенно  ниже:  в  промышленности  преобладали  крупные  фабрики,

свидетельствовавшие о завышенной доле ручного неквалифицированного труда.

    Импорт  в   Россию  иностранной  техники,  капиталов   и   специалистов

сопровождался  заимствованием  прогрессивных  идей   в   области   НОТ   и

менеджмента. Первые упоминания  о тейлоризме, как удалось выяснить  И.  А.

Голосенко, появились в 1908-1909гг.  в узкоспециализированных  журналах

«Металлист» и «Записки Русского технического общества».  [2.,стр.64].  Пик

интереса  к  творчеству  Ф.  Тейлора  падает  на  1912-1914  гг.  в   ряде

петербургских и  московских  организаций   проходят  публичные  диспуты  о

западных новинках НОТ. Переводятся основные  работы  Тейлора,  Джилбретта,

Гантта, Пиркгорста и др.

    Венцом легитимизации идей Тейлора в России  следует считать 1913г.,

когда появился первый в  мире тейлористский журнал  «Фабрично – заводское

дело», где систематизировалась  самая разнообразная информация о  создателе

«научного менеджмента». [2., стр. 65]

    Дискуссия вокруг  тейлоризма развернулась еще  острее после  Октябрьской

революции. Она приобрела  государственный размах и политическую окраску. До

революции мнения  о  системе  Тейлора  разделились  на  два  лагеря  -  ее

сторонников и противников.

    Критиков тейлоризма (Воронцов, Маслов, Поплавский, Алексинский)  можно

назвать приверженцами популистской ориентации. Они полагали, что в  России

при низком уровне организации  производства и  жизни  населения,  произволе

предпринимателей и отсутствии законодательных гарантий  внедрение системы

Тейлора принесет больше вреда, чем пользы.

    Отношение Ленина  к Тейлору –  беспрецедентный   случай  в  истории.  До

1917г.  он  оценивал  его   систему  крайне  негативно.  Но  вот  произошла

революция,  большевики  взяли  власть.  Главная  их  задача   –   доказать

преимущества социализма над капитализмом. Через четыре года  после  первой

своей статьи в  1918г.  Ленин  на  заседании  Совнаркома  во  всеуслышание

заявляет,   что   построить   социализм    без    высокой    культуры    и

производительности труда  невозможно,  а  эти  факторы,  в  свою  очередь,

невозможны без внедрения  тейлоризма.

    Сторонники  технократической   ориентации,   в   их   числе   Поляков,

Сарровский,  Железнов,  Озеров  видели  в этой  системе   символ   научно

технического прогресса: тейлоризм победит  старую  систему  управления,  и

бескультурье  как  в  свое  время  паровая  машина  победила   ремесленный

традиционализм.  Система  Тейлора  –  проявление   общемировых   тенденций

производства, и рост безработицы  связан именно с ними, а не с тейлоризмом.

Информация о работе Особенности российского менеджмента