Особенности российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

В этой работе я хотела подробно раскрыть для себя значение менеджмента,
а так же узнать об особенностях его развития в нашей стране. С легкой руки
американцев английское слово «менеджмент» известно сегодня каждому
образованному человеку. Однако что же это слово означает, могут ответить
лишь учебники и преподаватели соответствующих вузов. Написав, данную работу
я выяснила, что менеджмент - это система программно - целевого управления,
текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно -
технических разработок, организации производства, реализации продукции и
услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения
потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

Содержание работы

ведение -3-
Глава I

1.1. Менеджмент – путь в будущее -5-
1.2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР -6-
1.2.1. Дореволюционный период -6-
1.2.2. Постреволюционный период -8-
1.2.3. «Индустриальная утопия» О. Ерманского -10-
1.2.4. На стыке разных методологий -11-
1.3. Методологические принципы формирования российского
менеджмента -12-
1.3.2. Основные направления развития теории и практики российского
менеджмента -16-
1.4. Краткий обзор российского опыта -21-
1.4.1. Особенности российского менеджмента -23-
1.5. Проблемы менеджмента в России -24-

Глава II

2.1. По Югу СССР -29-
Заключение -34-
Список использованной литературы -36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Особенности российского менеджмента.docx

— 65.58 Кб (Скачать файл)

Сторонники  Тейлора  указывали,  что  в  его  системе  нет   ничего,   что

способствовало   бы   ускоренному   изнашиванию    организма    работника.

Одновременно они предостерегали против механического переноса чужих  идей:

надо искать новые пути, учитывая исторический опыт нации и  трудовую  этику

народа.[2., стр. 67-69]

    Проблемами организации  труда Л. Крживицкий начал заниматься  в  начале

20 века и независимо  от Тейлора. Он разработал учение  о  профессиональных

типах и даже пытался построить карту «размещения в обществе способностей».

На рубеже 20 века усиливается  интерес к социальным прогнозам  и  социальной

организации.

    Таким  образом,  теоретические  основы  учения  о  трудовом   действии

появились в России раньше, чем в Америке и Европе. [3., стр. 658]

 

1.2.2. Постреволюционный период

    Формирование  отечественной  науки  управления  и  организации   труда

разворачивалось в 20-е  годы  на  фоне  острой  дискуссии  вокруг  системы

Тейлора и вопросов НОТ. «Тогда главные группировки, - П. М. Керженцев о I

Всероссийской конференции  по НОТ в 1921  году  – складывались  под углом

зрения принятия или не принятия тейлоризма».[4., стр.28]

    Если  антитейлористы  умалчивали   о   достижениях   западной   теории

рационализации,  то  тейлористы,  которых было  много   среди   инженеров

технических   специалистов,   напротив,   превозносили   американские    и

европейские методы НОТ.

    К «богдановщине», как  называли  антитейлоровское  течение,  примыкали

тогда   известные   нотовцы   Лавров,    Есьманский,    Кан,    Ерманский.

Распространенным  течением  был  и  «файолизм»,  в   котором   технико   –

экономические, организационные  стороны  производства  заслонялись  личным

началом руководителя.[5., стр.136]

    Длительная  дискуссия   вокруг  тейлоризма  касалась  так  же  вопросов

производительности труда. Доказывая необоснованность  попыток  планировать

заведомо  низкие  темпы  роста  экономики,  А.  К.  Гастев  проявил   себя

принципиальным защитником повышения интенсивности труда.[6., стр. 290]

    Многие   в   то   время   считали   возможным    достижение    высокой

производительности труда  без его интенсификации, полагая, что у классового

врага следует перенимать  лишь  теоретические  достижения,  учиться  же  у

буржуазии  дисциплине  труда,  его  рациональной  организации  не   только

бесполезно,  но  и,  якобы,  вредно.  Ленин  назвал  подобные  утверждения

предрассудками, облеченными  в научную форму. Но тот  же  Ленин  решительно

критиковал тектологию Богданова за приверженность субъективному идеализму.

    Отсутствие однозначного  отношения   к  зарубежным  теориям,  дискуссии

вокруг системы Тейлора  -  все  это  и  многое  другое  свидетельствует  о

переходности данного  периода.

    Перед II Всероссийской  конференцией НОТ (1924г.) четко   выявились  две

теоретические группы –  «группа 17-ти»  (Керженцев,  Бурдянский  и др.)  и

«цитовцы» (Гастев, Гольцман и др.), основные различия заключались в том,

что первые в центр внимания  ставили  вовлечение  масс  в  работу  НОТ,  а

вторые, по мнению их противников, замыкались в узких лабораторных  рамках,

сводя всю практику НОТ  к  деятельности   сотрудников  научных  институтов

труда. [4., стр.47]

    20-е годы –  это, пожалуй,  самый  интересный  и  плодотворный  период,

когда отечественная наука  управления  создала  теоретический  концепции и

практический методы, сопоставимые с лучшими зарубежными образцами. Ни  до,

ни после этого она  уже не знала столь высокого подъема. Короткий период  в

10-15 лет дал нам подлинные  образцы  социологии  эффективного  управления,

которые в последующие 50 лет  не только не  были  развиты,  но  фактически

полностью утрачены.  Теоретические  основы  науки  управления,  понимаемой

широко – от управления всем народным хозяйством до  руководства  отдельным

предприятием – развивали  такие крупные  ученые,  как  Чаянов,  Кондратьев,

Струмилин, Гастев, Богданов.

    Таким образом,  можно говорить о том, что  зарождение  науки  управления

приобрело в 20-е годы широкий  общественно  –  политический  резонанс.[12.,

стр. 273-274]

 

1.2.3. «Индустриальная  утопия» О. Ерманского

    Правильно   оценив  прогрессивную  роль  механизации  и   автоматизации

производства, Ерманский приходит к несколько неожиданному выводу  о   том,

что в скором времени все  станут руководителями, поскольку  работать  будут

не живые люди, а сложные  машины – автоматы. [7., стр. 173]

    Подкреплял теоретические  положения Ерманский такими выкладками: 50 лет

назад соотношение между  руководителями и исполнителями  было  1:100,  перед

первой мировой войной 1:12, в 20-е годы 1:7, на крупных  же  предприятиях,

применяющих НОТ 1:5, идеал  Тейлора  1:3,  наконец,  в  перспективе  такое

соотношение должно быть 1:0.

    «остается неясным, - пишут Омаров и Корицкий, приведшие в своей статье

расчеты Ерманского, - кем же  будут управлять руководители,  если  число

исполнителей сократиться  до нуля? Машинами? Но тогда речь должна  идти  не

об управлении производством, а управлении  вещами.  Что  в  свою  очередь,

вероятно, является заблуждением». [8.,стр. 101]

    процесс вытеснения  человека из  сферы  непосредственного   производства

Ерманский почему – то понял как ликвидация живого труда. Точнее, не вообще

живого труда, а труда  исполнителей.  Ведь  деятельность  руководителей  -

тоже элемент  живого  труда.  Конечно,  управленцы  в  проекте  Ерманского

остаются. Более того, численность  их рядов резко возрастает.

    «Индустриальная  утопия» Ерманского строилась на одной очень незаметной

методологической    ошибке:    абстрактные    теоретические    рассуждения

подкреплялись не менее абстрактной  эмпирикой; вместо  конкретного  анализа

проблемы автор приводил надуманные количественные расчеты.

    Наверное, не следовало  бы останавливаться  на  слабостях   в  концепции

того или иного мыслителя, теоретических курьезах или заведомо  утопических

проектах. К сожалению, они были  общим местом  науки управления  20  –х.

годов, выражали типичное в ней – наивность теоретической мысли,  лишенной

преемственности с наследием  старой  российской  культуры,  ориентацию  на

классовый принцип пролеткультовскую  идеологию.

 

1.2.4. На стыке  разных методологий

    другая особенность   социологических  поисков   –  чрезмерное  увлечение

механистическими, физическими  и биологическими  аналогиями.  Даже  крупные

теоретики типа Богданова, ратующие  за  конкретность  знания,  перегружали

социальные   концепции   заимствованиями   из   кристаллографии,    теории

дарвинизма, физико-химической концепции Ле Шателье.

    Однако те, кто  смог подняться над массовыми  стереотипами  и  классовой

позицией, внесли серьезный  вклад в науку управления.  На  теории  «длинных

волн» Кондратьева базируются многие западные теории  экономики.  Богданова

по праву считают  одним  из  основоположников  общей  теории  организации.

Изучая универсальные  законы  изменения  организации,  он  развил  систему

взглядов, очень близкую  той, которую спустя 30 лет высказывал  французский

математик и философ Том  в теории катастроф.

    Сейчас в зарубежном  менеджменте успешно развивается  особое направление

–  «организационное   изменение».  Наиболее  яркими  его   представителями

являются  Питерс,  Уотермен.  Переход от  жестких технологий  к   гибким

производственным  системам,  замена  бюрократической  пирамиды  мобильными

матричными   структурами,   внедрение    инновационных    мероприятий    и

психологическая переориентация  сотрудников  –  все  это,  пусть  в  самой

зачаточной форме, но уже  содержалось и в теории  организационной  динамики

Богданова.

    Мировая кибернетика  в лице Л. Фон Берталанфи, Винера, Эшби, заложивших

основы общей теории систем, не заметила идей не  только  Богданова,  но  и

Гастева. Принципы гомеостазиса обратной связи, изоморфизма и многие другие

разрабатывались вне всякой связи с взглядами русских  мыслителей,  хотя  с

ними у зарубежных  коллег  масса  поразительных  совпадений.  Деятельность

созданного в 1921 г. Центрального института  труда  во  главе  с  Гастевым

охватывала вопросы теории управленческих процессов, методики рационального

обучения  рабочих,  биологии,  психофизиологии,   экономики,   истории   и

педагогики. По мнению специалистов, здесь содержались  в  зародыше  основы

кибернетики и инженерной психологии, эргономики  и  праксеологии,  которые

широко стали развиваться  в последующие годы, но опять же не у  нас,  а  за

рубежом. [12., стр.278-281]

 

1.3. Методологические  принципы формирования российского  менеджмента

    Важнейшим   фактором,  влияющим  на  специфику   менеджмента,   является

менталитет нации. В настоящее  время  в  выдвигаемых  основных  концепциях

формирования  российского  менеджмента  ментальности  придается  различное

значение.  Переход  к  рынку  выдвинул  задачу  формирования   российского

менеджмента.  Его  становление  зависит,  во-первых,  от  уровня  развития

товарного производства. Менеджмент как форма управления имманентно присуща

товарному производству. Наличие  в Российской Федерации переходной к  рынку

экономики означает в то же время и процесс формирования  менеджмента.  Во-

вторых, от уровня технического и технологического развития общества.  Так,

революция в системе управления, произошедшая в 19 - начале 20  века,  была

вызвана переходом от ремесленного  к машинному производству.  Изменилась

система управления и при  переходе к  конвейерному  производству.  Меняется

она  и  с  переходом  к  новейшим  автоматизированным   и   информационным

технологиям.

    1.Концепция копирования  западной теории менеджмента.  Она не  учитывает

особенностей  российского   менталитета.   России   “надо   брать   модель

менеджмента в готовом  виде и использовать ее в управлении  экономикой...”.

Для овладения теорией  надо  будет  лишь  перевести  западные  учебники  и

монографии на русский  язык. Затем, ничего не  меняя,  использовать  данные

положения на практике. Вероятность  реализации этой концепции весьма высока

в силу своей простоты и  привычки бездумного копирования  западного  опыта.

Но она несет  и  большую  опасность.  Достаточно  вспомнить  использование

неадаптированной  к  условиям  России  теории   “монетаризма”,   концепций

“шоковой  терапии”,  ваучеризации  и т.д.  Можно спрогнозировать   новые

потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции.

    2.Концепция   адаптации  западной  теории   менеджмента.   Предполагает

частичный  учет  особенностей  русской  ментальности,   т.е.   не   слепое

копирование, а приспособление западной  теории  к  современным  российским

условиям. При этом возникает  важная проблема,  какую  из  западных  теорий

менеджмента  мы  будем  адаптировать?  Системы  управления  Японии,   США,

Западной Европы сильно отличаются между собой. Какой из  данных  вариантов

принять за аналог? Но при  любом выборе  мы  рискуем  использовать  теорию,

учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики,

уровень социально-экономического развития данных  стран,  ментальность  их

жителей.  Здесь  целесообразно  вспомнить  слова  М.Вебера:  “  Капитализм

западного типа мог возникнуть только в  западной  цивилизации”.  В  России

конца 80-х годов опоздание  или уход с работы ранее  установленного  срока,

мелкое воровство, низкое качество продукции – стали нормальным явлением  и

сохранились  вплоть  до  сегодняшнего  дня.  Исходя  из  этого  в  систему

национального  менеджмента  придется  вносить   поправки   на   борьбу   с

опозданиями,  “несунами”,  вводить  новые  методы  повышения  качества.  В

результате адаптированные теории, слабо учитывающие  специфику  российской

действительности, не смогут дать  российской  экономике  то,  что  от  них

ожидают.

    3.Концепция создания  российской теории менеджмента.  Исходит из полного

учета  особенностей  российской  ментальности  с  использованием  аспектов

мирового опыта управления.  При  этом  невозможно  ни  слепое  копирование

западного и восточного опыта, ни полное отрицание  достижений  западной  и

восточной школы менеджмента. И первое,  и  второе  одинаково  неприменимо.

Необходимо отметить, что  еще А.Маршалл  утверждал,  что:  “  Экономическая

наука это не совокупность конкретной истины, а лишь  орудие  для  открытия

конкретной  истины”.  На  наш  взгляд  это  высказывание  полностью  можно

перенести и на науку менеджмент.  Поэтому,  российский  менеджмент  должен

иметь  свое  специфическое  содержание,   формы   и   методы   управления,

соответствующие специфике российского менталитета.

 

1.3.2. Основные направления  развития теории и практики  российского

менеджмента

Информация о работе Особенности российского менеджмента