Особенности стратегий роста средних фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Экономические стратегии являются набором правил по принятию решений, которыми фирма или предприятие руководствуется в своей деятельности.
Для стратегических решений характерны две черты - долгосрочность последствий и их необратимость.
Исходя, из вышесказанного вытекает логическое заключение о том, что их реализация способна коренным образом менять потенциал предприятия. Решения подобного рода являются обязательными для предприятий на определенной стадии их развития.

Файлы: 1 файл

Особенности стратегий роста средних фирм (Савчук А.В.).docx

— 154.78 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ

 

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

 

 

 

Институт менеджмента

 

 

Кафедра общего менеджмента и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Стратегический менеджмент»

 

на тему: Особенности стратегий роста средних фирм

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2-го курса 

группы ДММ-203

Савчук Анастасия Владимировна

 

Научный руководитель:

доцент каф. ОМиП,

к.э.н., Соколов М.А.

 

 

 

 

 

Москва 2014 г.

Оглавление

 

 

 

Введение 

Экономические стратегии являются набором правил по принятию решений, которыми фирма или предприятие руководствуется в своей деятельности.

Для стратегических решений характерны две черты - долгосрочность последствий и их необратимость.

Исходя, из вышесказанного вытекает логическое заключение о том, что их реализация способна коренным образом менять потенциал предприятия. Решения подобного рода являются обязательными для предприятий на определенной стадии их развития.

На сегодняшний день представляется совершенно очевидным тот факт, что к одной и той же цели, как в жизни, так и в сфере экономики можно двигаться различными способами. Например, можно наращивать прибыль путем снижения издержек. Но можно добиться этого и путем увеличения полезности для потребителя, производимого организацией продукта. Разные фирмы, исходя из обстоятельств, исходя из возможностей и их силы, примут различные решения по поводу того, как они будут решать эту задачу. Выбор способа достижения цели и будет являться решением по поводу стратегии фирмы. Как видно, если установление целей отвечает на вопрос, к чему организация будет стремиться, если план действий по достижению цели отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы достичь поставленной цели, то стратегия отвечает на вопрос, каким из возможных способов, как организация будет идти к достижению цели.

Таким образом, в условиях современного нестабильного рынка очень важно адаптировать структуру и деятельность организации к воздействию внешней среды. Максимальная адаптация к внешней среде обеспечивается в рамках стратегического планирования и управления как организационной системы подготовки и принятия стратегических решений по основным направлениям функционирования и роста предприятия. Стратегическое управление позволяет собрать воедино весь комплекс управленческой деятельности для обеспечения и удержания конкурентных преимуществ на основе адекватного реагирования на изменения внешней среды.

Степень разработанности проблемы. К сожалению, в настоящее время в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей в области стратегического менеджмента, таких как В.С. Ефремов, Э.А. Уткин, В.П. Медведев, И. Ансофф, Б. Карлоф, А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд, К. Боумен и др., а также в аналитических справочниках для российского бизнеса основное внимание уделяется корпоративным стратегиям роста. Рекомендации имеют достаточно общий характер и не учитывают отраслевую принадлежность предприятий.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является изучение особенностей стратегий роста средних фирм на примере магазина оптово-розничной торговли "Магнат".

Исходя из цели исследования, необходимо решить следующий ряд задач:

1. изучить теоретические основы стратегии роста средних фирм;

2. проанализировать внутреннюю и внешнюю среду магазина Магнат;

3. разработать стратегию концентрированного роста магазина Магнат .

Объект и предмет исследования. Объектом исследования был выбран магазин оптово-розничной торговли "Магнат", функционирующее на региональном рынке.

Предметом исследования является система методов стратегического анализа и разработки стратегии роста предприятий различных организационно-правовых форм собственности и видов деятельности.

Практическая значимость работы.  В практическом плане результаты проведенного исследования могут быть использованы руководством магазина оптово-розничной торговли "Магнат" для разработки и практической реализации стратегии роста, а также могут быть использованы руководителями других компаний, работающих на региональном рынке недвижимости.

1. Теоретические  основы стратегического планирования

1.1 Стратегии  роста и их виды 

Стратегия – это сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современная компания может противостоять меняющимся условиям среды. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.

Наличие в стратегии роста компании элементов сценарного подхода всячески приветствуется регулятором в рамках более широкой тенденции на внедрение сценарных подходов, в том числе в области корпоративного управления.1

В настоящее время не так уж много компаний, которые для стратегии роста используют элементы сценарного подхода как альтернативу. Рассмотрим основные.

От избранной фирмой стратегии на рынке услуг компании в известной мере зависит не только его прибыльность и стойкость, но и надежность предприятий. Стратегия компании, как и любого учреждения, постоянно изменяется. Возникают новые обстоятельства, которые нельзя не принимать во внимание, следовательно, открываются новые стратегические цели. Совершенствованию стратегии нет границ, она должна соединять в себе запланированную и взвешенную линию поведения, а также возможность адекватного реагирования на смены во внутренней и внешней среде функционирования компании.

Особенности стратегии обусловлены спецификой компании продукта: абстрактностью, стоимостной формой выражения, договорным характером отношений с «покупателями», длительностью во времени использования услуг компании, а также главными целями деятельности компании – стабильной прибыльностью, универсальностью, высокой репутацией, ведущими позициями в обслуживании национальной экономики, высокими качествами продуктов, полным доверием клиентов, надежностью. Формирование стратегии современной компании неразрывно связано со стратегическим планированием ее деятельности.

Стратегическое планирование – это управленческий процесс поддержки соответствия между целями компании и имеющимися у него ресурсами в условиях рыночной ситуации, которая постоянно изменяется, и с учетом правил государственной регуляции.2

Залог успешной деятельности компании – применение стратегического подхода. Обеспечение стабильного роста является главной целью деятельности любой компании, но она не может быть единственным ориентиром при выборе стратегии роста. Правильно выбранная фирмой стратегия в процессе воплощения ее в жизнь должна полностью отвечать, как внутренним, так и внешним факторам ее деятельности, это даст компаниям стабильное конкурентное преимущество, будет способствовать повышению интенсивности его деятельности и прибыльности, которые будут направлены на поддержку долгосрочной деловой активности. Также следует заметить, что стратегия компании определяется поведением конкурентов, политическими событиями, которые происходят в стране, в целом экономической ситуацией и другими внешними факторами. Ввиду этого одним из этапов формирования стратегии компании является стратегический анализ, который должен включать как внешний, так и внутренний анализ.

Стратегия управляемого роста подразумевает такой подход к развитию компании, при котором сохраняются основные приоритеты и направления деятельности, а темпы роста носят умеренный характер, что обеспечивает плавное наращивание объемов операций.3

Одними из самых важных направлений для стратегического управления являются цели роста. Данные цели отражают соотношение между темпами изменения объема оказания услуг и прибыли компании, отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или же может наблюдаться сокращение. Соответственно этим типам темпа роста может устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.

Цель быстрого роста является очень привлекательной, однако, и очень сложной для достижения. В этом случае компания должна развиваться быстрее отрасли. И, если для достижения данной цели есть все необходимые предпосылки, фирме следует отдавать предпочтение именно ей. Чтобы справиться с быстрым ростом, руководство компании должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбрать наиболее подходящую его часть и сконцентрировать свои усилия на ней, умение хорошо использовать имеющиеся у организации ресурсы, чутко ощущать ход времени и хорошо контролировать протекающие в организации процессы. В случае быстрого роста организации необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать. Стратегия должна быть сформулирована очень ясно.

Цель стабильного роста предполагает, что при ее достижении компания развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.

Цель сокращения ставится тогда, когда по целому ряду причин компания вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели отнюдь не означает, что в компаниях протекают кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения.

Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех перечисленных целей роста. Являясь различными по своей направленности, они могут спокойно, последовательно сменять одна другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный порядок в следовании этих целей.

Наиболее распространенная стратегическая модель управления ростом предполагает разделение стратегий на органические и неорганические.

Среди основных стратегий органического роста обычно выделяются: выход на новые рынки, разработка новых технологий и поиск новых клиентов. Можно выделить следующие направления:4 разработку платформы для роста. Платформа для роста есть совокупность продуктов и услуг, предлагаемых клиентам; рост через географическую экспансию – это выход компании на новые географические рынки. Как правило, географическая экспансия предполагает выпуск уже существующих продуктов на новые рынки. В то же время выход на новые рынки может включать некоторые изменения продуктов компании; разработку инновационных продуктов и услуг. Инновации позволяют компании занять выгодное положение на рынке; эффективное использование технологий. Компании необходимо отслеживать появление новых технологий, которые могут повысить конкурентоспособность фирмы.

Стратегии неорганического роста, предполагающие рост через слияния и поглощения, рассматриваются как связанные с высоким риском.

Стратегии неорганического роста также могут принести значительные выгоды для компании. Обычно аналитики отмечают их следующие преимущества: синергетические эффекты, реализацию скрытых и выявление новых стратегических возможностей.

Стратегия управляемого роста компании проявляется в формировании долгосрочных целей и задач, направленных на постоянное развитие, укрупнение размеров, увеличение клиентуры и повышение эффективности использования всех видов ресурсов.

Преимущества стратегии управляемого роста по сравнению с другими корпоративными стратегиями заложены в критериях ее формирования:5

• существование стратегически значимых целей деятельности;

• создание экономических условий достижения компаниями «рыночной власти» в условиях циклически изменяющейся внешней среды;

• наличие организационно-экономического обеспечения стратегии управляемого роста и методов и показателей экономической оценки реализации стратегии.

В качестве главной стратегической цели роста необходимо рассматривать не столько прибыль, сколько достижение и сохранение конкурентного статуса, достигнутого созданием конкурентных преимуществ в процессе реализации стратегии управляемого роста компании на всех этапах циклического изменения внешней рыночной среды: спада, стабилизации и роста деловой активности.

Преимущества. Компания получит возможность сохранить стабильность ресурсной базы и относительную предсказуемость основных видов рисков. Расходы на реализацию сценария будут более низкими по сравнению с другими альтернативными моделями роста.

Недостатки. В условиях жесткой конкурентной борьбы дальнейшая деятельность компании подвержена угрозе резкого снижения рентабельности операций. Повышается вероятность его вытеснения с рынка компаниями-конкурентами, придерживающимися более агрессивной политики в конкурентной борьбе за клиента. Поскольку процесс наращивания ресурсной базы обладает определенной инерцией, то компания в силу ограниченности своего капитала при определенных условиях может столкнуться с замедленным темпом роста на период времени, который необходим для наращивания ресурсной базы.

В заключение отметим, что наличие у компании стратегии роста является одним из ключевых факторов риск-ориентированной системы управления. От принятия стратегических решений зависит будущее компании, и это очевидный и общепризнанный факт.

Особое внимание компании необходимо обратить на оценку своей деятельности, оценку финансового состояния и эффективности деятельности, оценку возможных рисков и показателей, тщательный анализ внутренней и внешней среды его обитания, анализ политической и экономической ситуации в стране, что приведет к правильному выбору путей решения реализации стратегии и даст стабильное конкурентное преимущество. Чем ближе состояние фирмы будет находиться к оценке «отличное, финансово устойчивое», тем больше внимания должно уделяться постепенному и непрерывному усовершенствованию стратегии. Чем ближе состояние фирмы будет похоже на «финансово неустойчивое, кризисное», тем большее значение приобретает радикальное внедрение изменений.

1.2 Особенности стратегий роста средних фирм

Стратегия - это определенная система действий, которые предпринимает предприятие для того, чтобы достичь поставленные корпоративные цели.6

Эта система действий выглядит следующим образом: 

Информация о работе Особенности стратегий роста средних фирм