Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса принятия управленческих решений в системе контроллинга
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить сущность и принципы принятия управленческих решений; - рассмотреть основные виды управленческих решений и факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений; - охарактеризовать основные этапы рационального принятия решений;
- изучить модели и методы принятия управленческих решений и их использование в отечественном менеджменте;
- определить критерии эффективности управленческих решений.
Введение……………………………………………………………………………
1. Теория управленческих решений в контроллинге ……………………………
1.1. Сущность и принципы принятия управленческих решений ……………..
1.2. Виды управленческих решений …………………………………………….
1.3. Повышение эффективности процесса принятия управленческих решений с использованием инструментов контроллинга…………………………………
1.4. Основные методы принятия управленческих решений……………………
2. Особенности влияния контроллинга на принятие управленческих
решений……………………………………………………………………………
2.1. Проведение комплексной диагностики ситуации и определение проблемы в управленческих решениях………………………………………..
2.2. Поиск, оценка и выбор альтернатив в управленческих решений…………
2.3. Принятие решения и контроль за реализацией управленческих решений..
3. Определение эффективности принимаемых управленческих решений методами контроллинга………………………………………………………….
3.1. Моделирование в принятии управленческих решений в рамках информационно-аналитических систем предприятия………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы
Переход
к рыночной экономике требует
новых подходов к управлению: на
первый план выходят рыночные критерии
эффективности и повышаются требования
к гибкости управления. В настоящее
время экономическая среда, в
силу своей нестабильности и подвижности,
требует новых методов
Одной из основных функций управления в настоящее время является принятие решений. Принимая решения, необходимо полагаться на такое количество информации, которое они смогут получить. Обычно они легче справляются, следуя рациональным процедурам по достижению решений проблемы. Но всегда присутствуют косвенные влияния и неопределенности, поэтому управленческие решения не всегда совершенны, и однажды внедрив это решение его необходимо контролировать.
Важнейшим
резервом повышения эффективности
работы является повышение качества
принимаемых решений, которое достигается
путем совершенствования
Принятие
решений - составная часть любой
управленческой функции. Необходимость
принятия решения пронизывает все,
что делает управляющий, формируя цели
и добиваясь их достижения. Поэтому
понимание природы принятия решений
чрезвычайно важно для всякого,
кто хочет преуспеть в
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Целью данной курсовой работы является изучение процесса принятия управленческих решений в системе контроллинга
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и принципы принятия управленческих решений;
- рассмотреть основные виды управленческих решений и факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений;
- охарактеризовать основные этапы рационального принятия решений;
- изучить модели и методы принятия управленческих решений и их использование в отечественном менеджменте;
- определить критерии эффективности управленческих решений.
Разработка
эффективных управленческих решений
— необходимое условие
В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации, о ее состоянии.
Управленческие (организационные) решения от всех других решений отличают:
-цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации;
-последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельную организацию может существенно повысить уровень безработицы;
-разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений;
-профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения исходя из своего опыта. В управлении организацией принятие решений — гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.
Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.
Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение (ЛПР), в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации. [1, с. 17]
Р.А. Фатхутдинов определяет управленческое решение как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. [7, с. 21]
Принятие
решения представляет собой сознательный
выбор из имеющихся вариантов
или альтернатив направления
действий, сокращающих разрыв между
настоящим и будущим
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а подразделения или организации в целом. Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация, для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями, как по горизонтали, так и по вертикали управления.
Сформулируем основные принципы принятия управленческих решений.
1. Принцип
системности. Многие
2. Принцип
стандартизации (стандартных управленческих
ситуаций и решений). Суть его
состоит в том, что
В случае, если управленческая ситуация не укладывается целиком в рамки стандартной, изучается возможность ее расчленения на стандартную и нестандартную части. Для нестандартной части ситуации необходим специальный анализ с целью нахождения специального, особого для данного случая решения.
3. Принцип оптимальной информированности. Рациональные управленческие решения достижимы; лишь когда им соответствует достаточная информационная база. Причем для каждого из управленческих уровней существует оптимальный размер информационной базы, определяемый рядом факторов.
4. Принцип автоматизма реализации управленческих решений. Принцип заключается в том, чтобы принятое руководителем “решение” автоматически (то есть обязательно, причем в максимально короткие сроки и в неискаженном виде) доводилось до требуемого уровня и становилось практическим руководством к действию.
Чтобы реализовать
этот принцип, необходима система хорошо
отлаженных и взаимоувязанных
5. Принцип
учета вероятных последствий.
Рациональное управленческое
6. Принцип
свободы выбора. Если у человека
(группы), принимающего решение, нет
или недостаточно условий для
выбора из множества возможных
вариантов, то об эффективном
решении остается только
7. Принцип ответственности. Принимающий решения несет ответственность за результаты реализации принятого решения. Это в равной степени относится и к коллегиально принятому решению. Заметим, что решение человека о самом себе не связано с таким высоким чувством ответственности за судьбу лиц, зависящих от руководителя, как это характерно при принятии решений, непосредственно касающихся этих лиц (хотя и в индивидуальной деятельности решения действующего субъекта оказывают определенное влияние на судьбу окружающих лиц).
8. Принцип
соразмерности прав и
Данный
принцип предполагает оптимальное
распределение обязанностей и ответственности
между руководителем и
9. Принцип
творчества. Творчество в управлении
не всегда высоко ценилось, но
сейчас это важная ценность, и,
вероятно, ее значение будет расти.
Особо творческий подход
В процессе творческого решения проблем выделяют и описывают пять стадий: 1) изучение проблемы; 2) выработка идей; 3) отсев примененных идей; 4) планирование нововведений; 5) обратная связь и анализ.
10. Принцип
своевременности. Он
11. Принцип
единства единоначалия и
12. Принцип
соучастия. Он означает
Типология, т.е. классификация, управленческих решений необходима для четкого определения особенностей решений, принимаемых на различных уровнях организации, и на этой основе формулирования требований к работникам, принимающим решения, а также к той информации, которую они должны получать.
Информация о работе Особенности управленческих решений в контроллинге