Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса принятия управленческих решений в системе контроллинга
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить сущность и принципы принятия управленческих решений; - рассмотреть основные виды управленческих решений и факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений; - охарактеризовать основные этапы рационального принятия решений;
- изучить модели и методы принятия управленческих решений и их использование в отечественном менеджменте;
- определить критерии эффективности управленческих решений.
Введение……………………………………………………………………………
1. Теория управленческих решений в контроллинге ……………………………
1.1. Сущность и принципы принятия управленческих решений ……………..
1.2. Виды управленческих решений …………………………………………….
1.3. Повышение эффективности процесса принятия управленческих решений с использованием инструментов контроллинга…………………………………
1.4. Основные методы принятия управленческих решений……………………
2. Особенности влияния контроллинга на принятие управленческих
решений……………………………………………………………………………
2.1. Проведение комплексной диагностики ситуации и определение проблемы в управленческих решениях………………………………………..
2.2. Поиск, оценка и выбор альтернатив в управленческих решений…………
2.3. Принятие решения и контроль за реализацией управленческих решений..
3. Определение эффективности принимаемых управленческих решений методами контроллинга………………………………………………………….
3.1. Моделирование в принятии управленческих решений в рамках информационно-аналитических систем предприятия………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы
Контролю свойственна и
В менеджменте контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.
В зависимости от выполняемых функций и особенностей проведения при выборе и реализации управленческих решений выделяют контроль предварительный, направляющий, фильтрующий и последующий.
Методы предварительного контроля исполняются до начала выполнения решения, что позволяет определить качественные, количественные и структурные характеристики оптимального варианта его реализации. Задача предварительного контроля — установить, верно ли сформированы цели, определены предпосылки и стратегии
Направляющий контроль применяется от начала практического осуществления решения до завершающего этапа. Он включает измерение, сравнение, оценку объекта, выработку и исполнение корректирующего действия, направленного на достижение конечного результата.
Метод фильтрующего контроля применяется
в разовом порядке в ходе реализации
решения. В его содержание входит
приостановление выполнения решения
на каком-либо участке при резких
отклонениях фактических
Метод контроля по результатам (последующий контроль) применяется по исполнению решения и полезен для учета нюансов работы, ее результатов на будущее.
В организации может
Процесс контроля включает четыре стадии:
- установление норм
- сбор данных о фактических результатах;
- сравнение и оценка фактического и ожидаемого итогов выполнения;
- разработка и реализация корректирующих действий.
Нормы функционирования устанавливаются в ходе составления плана. На этапе организации контроля выделяются точки наблюдения — индикаторы отклонения поведения объекта контроля от нормы функционирования.
Эффективный контроль основан на прогнозировании
результатов, должен быть ориентирован
на перспективу, иначе может стать
формальным и даже бесполезным Сбор
данных о фактическом исполнении
решений — обеспечивающий этап контроля,
наилучшая его форма —
Модели и моделирование играют ключевую роль в процессе принятия решений. Хотя многие модели, которые используются в практике управления, очень сложны, идея моделирования проста. Моделированием называется процесс разработки и применения некоторой модели. В связи с этим большое значение имеет определение самого понятия модели. Например, по Р. Шеннону: «Модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». В современной литературе дано много подобных определений. Обобщая их, можно сказать, что модель — это некоторый образ или аналог реального объекта (процесса или явления).
Концепция
моделирования предполагает не только
разработку модели, но также изучение
ее свойств с целью получения
информации о реальном объекте. По сравнению
с «оригиналом» модель может иметь
совершенно иную природу. Поэтому между
реальным объектом и его моделью
должно быть установлено определенное
соответствие (аналогия), от полноты
которого зависит адекватность модели.
Обычно модели упрощают действительность
и облегчают понимание
Существуют три основные причины, объясняющие использование моделей вместо попыток «прямого взаимодействия с реальным миром».
Первая причина — сложность реальных ситуаций. Многие ситуации и проблемы, возникающие в организациях, чрезвычайно сложны. Чтобы бороться с этими сложностями, на помощь человеку приходят модели. Может показаться странным, но возможности человека повышаются, если он изучает реальность с помощью моделей. Это действительно так, поскольку реальный мир внутри и вне организации исключительно сложен, и фактическое число факторов, которые относятся к решаемой проблеме, выходит за пределы человеческих возможностей. Поэтому постичь реальность можно только одним способом — упростить ее с помощью моделей.
Вторая
причина — необходимость
И наконец, третья причина — необходимость прогнозирования. Важное достоинство моделей состоит в том, что они позволяют «заглянуть в будущее», дать прогноз развития ситуации и определить возможные последствия принимаемых решений.
Модели, используемые в управлении, можно классифицировать по различным признакам. Основными среди них являются целевое назначение модели, зависимость объекта моделирования от времени, принцип моделирования и метод моделирования.
По целевому назначению различают описательные и нормативные модели. Описательные модели (дескриптивные) предназначены для описания свойств или поведения реальных объектов. Описательные модели являются формой представления знаний о действительности. Поэтому иначе они называются познавательными моделями. Их развитие направлено на приближение модели к реальности. Например, отчет о деятельности фирмы или психологическая характеристика личности — это описательные модели. В отличие от них нормативные модели (прескриптивные) предназначены для указания целей деятельности и определенного порядка действий для их достижения. Нормативные модели предписывают нормы и правила поведения, определенные процедуры и конкретные действия. Поэтому иначе они называются прагматическими моделями. Их развитие направлено на приближение реальности к модели, поскольку они играют роль стандарта или образца, под который «подгоняются» как сама деятельность, так и ее результаты. Например, к нормативным моделям относятся законы, уставы организаций, должностные инструкции, бизнес-планы, программы действий, управленческие решения. Таким образом, основное различие между указанными типами моделей состоит в том, что описательные модели отражают существующее, а нормативные модели — не существующее, но желаемое и, возможно, осуществимое.
По признаку
зависимости объекта
По принципу
моделирования различают
По методу
моделирования различают
Абстрактные модели основаны на мысленной аналогии между реальным объектом и его моделью. Они не предполагают использование каких-либо материальных предметов, заменяющих собой оригинал, и по способу отражения объектов делятся на две группы — знаковые и интуитивные модели. Знаковые модели (семиотические) строятся с помощью системы знаков или символов, описывающих свойства или поведение объекта. По способу их представления различают математические, графические, лингвистические и логические модели. К графическим моделям относят рисунки, графики, чертежи, диаграммы, таблицы, схемы. Лингвистические модели разрабатываются в форме текста на естественном языке. Логические модели формируются на специальных логических языках. С их помощью, например, описываются модели представления знаний в интеллектуальных системах.
Ведущую роль среди всех форм знаковых моделей играют математические модели, которые строятся с помощью математических символов и выражений, описывающих количественные отношения и связи между объектами реального мира. Другим видом абстрактных моделей являются интуитивные модели, которые представляют собой мысленные конструкции, создаваемые мозгом и сохраняемые в памяти людей (концептуальные структуры) или выражаемые ими на естественном языке (концептуальные модели). Концептуальные структуры— это образы, ассоциации, идеи, возникающие в процессе человеческого восприятия, представления, мышления и воображения. Концептуальные модели — это описание реальных или желаемых свойств объектов на содержательном уровне с помощью естественного языка. Интуитивные модели чаще всего используются в человеческой практике. Они не устанавливают строгих количественных или логических отношений между реальными объектами, а ограничиваются лишь анализом качественных обобщенных понятий, отражающих наиболее общие тенденции развития процессов и явлений. Например, такой подход применяется для выдвижения гипотез о способах решения сложных проблем, принятия интуитивных решений, проведения мысленного эксперимента, разработки сценариев и т.д.
Таким образом,
в процессе оценивания альтернатив
люди сознательно или неосознанно
используют модели, которые позволяют
предвосхитить развитие событий
и оценить возможные
Деятельность любой организации состоит из двух неразделимых процессов: процесса управления, который заключается в реализации функций планирования, организации деятельности, мотивации, контроля, и управляемого процесса, который состоит из множества взаимосвязанных операций, направленных на достижение целей организации.
Процесс управления — это деятельность руководителей и административного аппарата, состоящая в реализации функций управления организацией с целью обеспечения максимальной или требуемой эффективности управляемого процесса. Управляемый процесс— это совокупность функциональных процессов (производство, маркетинг, финансы, работа с персоналом, исследования и разработки), связанных с производством продукции или оказанием услуг организации.
Цель
управления состоит в обеспечении
максимальной или требуемой эффективности
управляемого процесса и достигается
путем выработки и
Управляющие воздействия суть реализация управленческих решений, которые рассматриваются как выбор руководителем цели управления и выбор значений управляемых факторов, обеспечивающих достижение этой цели. К управляемым относятся такие факторы, значения которых руководитель может изменять по своему усмотрению. Они формируются из трех групп факторов, влияющих на эффективность операций: качество ресурсов, способы применения ресурсов и условия применения ресурсов организации.
Существуют
различные основания для
Процесс
принятия управленческих решений находится
под влиянием большого числа факторов,
которые можно разделить на две
большие группы: личностные (субъективные)
и ситуационные (объективные) факторы.
Личностные факторы условно разделяют
на три уровня: психические процессы,
психические состояния и
Информация о работе Особенности управленческих решений в контроллинге