Особенности управленческих решений в контроллинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение процесса принятия управленческих решений в системе контроллинга
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить сущность и принципы принятия управленческих решений; - рассмотреть основные виды управленческих решений и факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений; - охарактеризовать основные этапы рационального принятия решений;
- изучить модели и методы принятия управленческих решений и их использование в отечественном менеджменте;
- определить критерии эффективности управленческих решений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
1. Теория управленческих решений в контроллинге ……………………………
1.1. Сущность и принципы принятия управленческих решений ……………..
1.2. Виды управленческих решений …………………………………………….
1.3. Повышение эффективности процесса принятия управленческих решений с использованием инструментов контроллинга…………………………………
1.4. Основные методы принятия управленческих решений……………………
2. Особенности влияния контроллинга на принятие управленческих
решений……………………………………………………………………………
2.1. Проведение комплексной диагностики ситуации и определение проблемы в управленческих решениях………………………………………..
2.2. Поиск, оценка и выбор альтернатив в управленческих решений…………
2.3. Принятие решения и контроль за реализацией управленческих решений..
3. Определение эффективности принимаемых управленческих решений методами контроллинга………………………………………………………….
3.1. Моделирование в принятии управленческих решений в рамках информационно-аналитических систем предприятия………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

Контролю свойственна и правоохранительная функция, так как руководитель должен стоять на позиции соблюдения и защиты существующих норм права.

В менеджменте контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.

В зависимости от выполняемых функций  и особенностей проведения при выборе и реализации управленческих решений  выделяют контроль предварительный, направляющий, фильтрующий и последующий.

Методы предварительного контроля исполняются до начала выполнения решения, что позволяет определить качественные, количественные и структурные характеристики оптимального варианта его реализации. Задача предварительного контроля —  установить, верно ли сформированы цели, определены предпосылки и стратегии

Направляющий контроль применяется  от начала практического осуществления  решения до завершающего этапа. Он включает измерение, сравнение, оценку объекта, выработку и исполнение корректирующего  действия, направленного на достижение конечного результата.

Метод фильтрующего контроля применяется  в разовом порядке в ходе реализации решения. В его содержание входит приостановление выполнения решения  на каком-либо участке при резких отклонениях фактических результатов  от запланированных.

Метод контроля по результатам (последующий  контроль) применяется по исполнению решения и полезен для учета  нюансов работы, ее результатов на будущее.

В организации может осуществляться непрерывный контроль за реализацией  принятых решений в условиях применения соответствующей электронно-вычислительной техники и математического обеспечения Это становится возможным при наличии постоянной обратной связи на базе автоматизированной системы связи между конкретными органами и исполнителями Сравнения могут проводиться за значительные отрезки времени и способствовать повышению объективности контроля.

Процесс контроля включает четыре стадии:

- установление норм деятельности;

- сбор данных о фактических результатах;

- сравнение и оценка фактического и ожидаемого итогов выполнения;

- разработка и реализация корректирующих действий.

Нормы функционирования устанавливаются  в ходе составления плана. На этапе  организации контроля выделяются точки  наблюдения — индикаторы отклонения поведения объекта контроля от нормы  функционирования.

Эффективный контроль основан на прогнозировании  результатов, должен быть ориентирован на перспективу, иначе может стать  формальным и даже бесполезным Сбор данных о фактическом исполнении решений — обеспечивающий этап контроля, наилучшая его форма — использование  современных технических средств  снабжения определенной информацией. Сравнение и оценка фактических и ожидаемых результатов должны осуществляться на основе качественной информации Разработка корректирующих действий осуществляется на основе сигнальной информации. При этом вскрываются причины отклонений, предлагаются альтернативные варианты их преодоления.

 

3. Определение эффективности принимаемых управленческих решений

    1.  Моделирование в принятии управленческих  решений в рамках анфармационно-аналитических систем предприятия. 

 

Модели  и моделирование играют ключевую роль в процессе принятия решений. Хотя многие модели, которые используются в практике управления, очень сложны, идея моделирования проста. Моделированием называется процесс разработки и применения некоторой модели. В связи с этим большое значение имеет определение самого понятия модели. Например, по Р. Шеннону: «Модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». В современной литературе дано много подобных определений. Обобщая их, можно сказать, что модель — это некоторый образ или аналог реального объекта (процесса или явления).

Концепция моделирования предполагает не только разработку модели, но также изучение ее свойств с целью получения  информации о реальном объекте. По сравнению  с «оригиналом» модель может иметь  совершенно иную природу. Поэтому между  реальным объектом и его моделью  должно быть установлено определенное соответствие (аналогия), от полноты  которого зависит адекватность модели. Обычно модели упрощают действительность и облегчают понимание сложностей реального мира. Поскольку форма  модели менее сложна, а все лишние и несущественные данные, затрудняющие понимание реальности, отбрасываются, модели часто повышают способность  людей к пониманию и разрешению возникающих перед ними проблем. Модели также помогают человеку выразить свои предпочтения и совместить их с опытом и суждениями экспертов  в процессе принятия личных и деловых  решений.

Существуют  три основные причины, объясняющие  использование моделей вместо попыток  «прямого взаимодействия с реальным миром».

Первая  причина — сложность реальных ситуаций. Многие ситуации и проблемы, возникающие в организациях, чрезвычайно  сложны. Чтобы бороться с этими  сложностями, на помощь человеку приходят модели. Может показаться странным, но возможности человека повышаются, если он изучает реальность с помощью  моделей. Это действительно так, поскольку реальный мир внутри и  вне организации исключительно  сложен, и фактическое число факторов, которые относятся к решаемой проблеме, выходит за пределы человеческих возможностей. Поэтому постичь реальность можно только одним способом —  упростить ее с помощью моделей.

Вторая  причина — необходимость проведения экспериментов. На практике встречается  много ситуаций, в которых желательно «опробовать» и экспериментально проверить  возможные пути решения проблемы. Часто в таких ситуациях требуется  принять важное решение, но провести эксперимент в реальной жизни  нельзя, поскольку он требует больших  затрат ресурсов и, как правило, имеет  необратимые последствия. Поэтому  в случае ошибки «отыграть» назад  не представляется возможным. Решение  должно быть тщательно обосновано и  принято до начала практических действий. В этом случае снова на помощь приходят модели. Их ценность заключается в  том, что эксперимент с реальным объектом заменяется экспериментом  с его моделью.

И наконец, третья причина — необходимость  прогнозирования. Важное достоинство  моделей состоит в том, что  они позволяют «заглянуть в будущее», дать прогноз развития ситуации и  определить возможные последствия  принимаемых решений.

Модели, используемые в управлении, можно  классифицировать по различным признакам. Основными среди них являются целевое назначение модели, зависимость  объекта моделирования от времени, принцип моделирования и метод моделирования.

По целевому назначению различают описательные и нормативные модели. Описательные модели (дескриптивные) предназначены для описания свойств или поведения реальных объектов. Описательные модели являются формой представления знаний о действительности. Поэтому иначе они называются познавательными моделями. Их развитие направлено на приближение модели к реальности. Например, отчет о деятельности фирмы или психологическая характеристика личности — это описательные модели. В отличие от них нормативные модели (прескриптивные) предназначены для указания целей деятельности и определенного порядка действий для их достижения. Нормативные модели предписывают нормы и правила поведения, определенные процедуры и конкретные действия. Поэтому иначе они называются прагматическими моделями. Их развитие направлено на приближение реальности к модели, поскольку они играют роль стандарта или образца, под который «подгоняются» как сама деятельность, так и ее результаты. Например, к нормативным моделям относятся законы, уставы организаций, должностные инструкции, бизнес-планы, программы действий, управленческие решения. Таким образом, основное различие между указанными типами моделей состоит в том, что описательные модели отражают существующее, а нормативные модели — не существующее, но желаемое и, возможно, осуществимое.

По признаку зависимости объекта моделирования  от времени различают статические  и динамические модели. Статические  модели отражают конкретное состояние  реального объекта, которое со временем не меняется. Они представляют своего рода «мгновенную фотографию» интересующего  нас объекта. Примером статической  модели является описание значений показателей  эффективности организации в  некоторый момент времени. Динамические модели отражают процесс изменения  состояний реального объекта. Они  показывают различия между состояниями, последовательность смены состояний  и развитие событий с течением времени. Например, описание процесса изменения показателей эффективности за некоторый период времени можно рассматривать как динамическую модель организации.

По принципу моделирования различают аналитические  и имитационные модели. Аналитические  модели описывают определенные свойства реального объекта (существующие или  желаемые) с целью количественного  или качественного анализа его  состояния и поведения. Аналитические  модели не раскрывают «механизм» функционирования объекта моделирования, а лишь отображают этот объекте целом как совокупность его основных свойств (параметров, характеристик). Аналитические модели разрабатываются  путем сбора информации о реальном объекте и выявления основных закономерностей его функционирования. Имитационные модели, напротив, воспроизводят  поведение объекта, раскрывают «механизм» его функционирования путем имитации реальных процессов или явлений. Имитационные модели описывают не конечный результат исследования, а непосредственно  процесс функционирования реальных объектов с целью их изучения и  получения новой информации. Например, описание результатов проведения деловой  игры — это аналитическая модель, а сама деловая игра -—- это имитационная модель функционирования организации. Имитационное моделирование является своеобразным экспериментированием с  моделями реальных систем и открывает  широкие возможности для их познания.

По методу моделирования различают материальные и абстрактные модели. Материальные модели предполагают использование  некоторого материального предмета, заменяющего в некотором смысле реальный объект. По своей природе  материальные модели делят на физические и аналоговые. Физические модели обеспечивают сходное геометрическое построение модели и оригинала (например, макеты выпускаемой продукции) или подобие физических процессов одинаковой природы, протекающих в модели и оригинале (например, испытания макетов продукции в лабораторных условиях). Частный случай — натурное моделирование, когда основой модели является не макет, а сам реальный объект. В этом случае содержание процесса моделирования состоит в изучении результатов влияния на объект разнообразных факторов, создаваемых специально или возникающих естественно внутри него и в окружающей среде. Пример натурного моделирования — испытания или опытная эксплуатация новых образцов продукции фирмы. В отличие от физических аналоговые модели обеспечивают подобие процессов, протекающих в модели и оригинале, но имеющих разную физическую природу. Так, движение стрелок часов — это механический аналог течения времени или, например, колебания электрического тока в подходящих цепях можно рассматривать как аналог транспортных потоков или потоков информации в сетях связи.

Абстрактные модели основаны на мысленной аналогии между реальным объектом и его  моделью. Они не предполагают использование  каких-либо материальных предметов, заменяющих собой оригинал, и по способу отражения  объектов делятся на две группы —  знаковые и интуитивные модели. Знаковые модели (семиотические) строятся с помощью  системы знаков или символов, описывающих  свойства или поведение объекта. По способу их представления различают  математические, графические, лингвистические  и логические модели. К графическим  моделям относят рисунки, графики, чертежи, диаграммы, таблицы, схемы. Лингвистические  модели разрабатываются в форме  текста на естественном языке. Логические модели формируются на специальных  логических языках. С их помощью, например, описываются модели представления  знаний в интеллектуальных системах.

Ведущую роль среди всех форм знаковых моделей  играют математические модели, которые строятся с помощью математических символов и выражений, описывающих количественные отношения и связи между объектами реального мира. Другим видом абстрактных моделей являются интуитивные модели, которые представляют собой мысленные конструкции, создаваемые мозгом и сохраняемые в памяти людей (концептуальные структуры) или выражаемые ими на естественном языке (концептуальные модели). Концептуальные структуры— это образы, ассоциации, идеи, возникающие в процессе человеческого восприятия, представления, мышления и воображения. Концептуальные модели — это описание реальных или желаемых свойств объектов на содержательном уровне с помощью естественного языка. Интуитивные модели чаще всего используются в человеческой практике. Они не устанавливают строгих количественных или логических отношений между реальными объектами, а ограничиваются лишь анализом качественных обобщенных понятий, отражающих наиболее общие тенденции развития процессов и явлений. Например, такой подход применяется для выдвижения гипотез о способах решения сложных проблем, принятия интуитивных решений, проведения мысленного эксперимента, разработки сценариев и т.д.

Таким образом, в процессе оценивания альтернатив  люди сознательно или неосознанно  используют модели, которые позволяют  предвосхитить развитие событий  и оценить возможные последствия  каждого решения до того, как оно  будет принято и реализовано.

 

Заключение

 

Деятельность  любой организации состоит из двух неразделимых процессов: процесса управления, который заключается  в реализации функций планирования, организации деятельности, мотивации, контроля, и управляемого процесса, который состоит из множества  взаимосвязанных операций, направленных на достижение целей организации.

Процесс управления — это деятельность руководителей  и административного аппарата, состоящая  в реализации функций управления организацией с целью обеспечения  максимальной или требуемой эффективности  управляемого процесса. Управляемый  процесс— это совокупность функциональных процессов (производство, маркетинг, финансы, работа с персоналом, исследования и разработки), связанных с производством продукции или оказанием услуг организации.

Цель  управления состоит в обеспечении  максимальной или требуемой эффективности  управляемого процесса и достигается  путем выработки и осуществления  управляющих воздействий, которые  представляют собой действия руководителей, направленные на изменение управляемых  факторов внешней и внутренней среды  организации.

Управляющие воздействия суть реализация управленческих решений, которые рассматриваются  как выбор руководителем цели управления и выбор значений управляемых  факторов, обеспечивающих достижение этой цели. К управляемым относятся такие факторы, значения которых руководитель может изменять по своему усмотрению. Они формируются из трех групп факторов, влияющих на эффективность операций: качество ресурсов, способы применения ресурсов и условия применения ресурсов организации.

Существуют  различные основания для построения типологии управленческих решений. Так, по степени разработки выделяют запрограммированные и незапрограммированные  решения. По степени обоснования управленческие решения можно разделить на интуитивные, логические (или основанные на суждениях) и рациональные. В зависимости от возможности реализации выделяют два типа решений — допустимые и недопустимые. И наконец, по степени достижения цели любое решение можно рассматривать как неразумное, удовлетворительное или оптимальное.

Процесс принятия управленческих решений находится  под влиянием большого числа факторов, которые можно разделить на две  большие группы: личностные (субъективные) и ситуационные (объективные) факторы. Личностные факторы условно разделяют  на три уровня: психические процессы, психические состояния и психические  свойства (общие и индивидуальные). В структуре индивидуальных свойств  можно выделить два фактора, играющих специфическую роль именно в процессах принятия решений, — система предпочтений и уровень притязаний личности. К числу ситуационных относятся факторы внешней и внутренней среды организации, которые выступают в роли ограничений, переменных (параметров) или возмущающих воздействий, влияющих на принятие управленческих решений.

Информация о работе Особенности управленческих решений в контроллинге