Особенности управления персоналом в российских корпорациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, цель моего исследования заключается в выявлении особенностей управления персонала в российских корпорациях. Чтобы достичь поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие корпорация с точки зрения российской практики;
Обозначить особенности происхождения российских корпораций;
Выделить характерные черты российских корпораций;
Исследовать организацию управления персоналом на примере крупных российских корпораций и выявить в них особенности организации;
Также, на основе примеров российских корпораций выявить особенности кадровой политики, включающей в себя: подбор, оценку, отбор, адаптацию, развитие персонала, социальную политику и систему оплаты труда.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и особенности российских корпораций по сравнению с иностранными
1.1 Определение понятия корпорация с точки зрения российской практики
1.2 Особенности происхождения российских корпораций
1.3 Характерные черты российских корпораций
1.4 Российская модель управления корпорацией
2. Характерные черты управления персоналом в российских корпорациях
2.1 Особенности организации управления персоналом в корпорациях
2.2 Подбор персонала, источники подбора персонала в корпорациях
2.3 Деловая оценка и отбор персонала
2.4 Адаптация персонала
2.5 Развитие персонала
2.6 Социальная политика
2.7 Система оплаты труда персонала
3. Особенности управления персоналом на ОАО "БАЛТИКА"
3.1 Характеристика корпорации ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА"
3.1.1 Происхождение корпорации
3.1.2 Основная деятельность корпорации
3.1.3 Организационная структура
3.2 Особенности организации кадровой службы в ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"
3.2.1 Взаимодействие между отделами кадровой службы
3.2.2 Функции кадровой службы
3.2.3 Основные показатели кадровой деятельности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Особенности управления персоналом в российских корпорациях.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Особенности управления персоналом в российских корпорациях

Санкт-Петербургский  Государственный Университет

Экономический факультет

Кафедра экономики предприятия и предпринимательства

 

Дипломная работа на тему

Особенности управления персоналом в российских корпорациях

 

Санкт-Петербург

2009 г.

Содержание

 

Введение

1. Понятие  и особенности российских корпораций  по сравнению с иностранными

1.1 Определение  понятия корпорация с точки  зрения российской практики

1.2 Особенности  происхождения российских корпораций

1.3 Характерные  черты российских корпораций

1.4 Российская  модель управления корпорацией

2. Характерные  черты управления персоналом  в российских корпорациях

2.1 Особенности  организации управления персоналом  в корпорациях

2.2 Подбор  персонала, источники подбора персонала в корпорациях

2.3 Деловая  оценка и отбор персонала

2.4 Адаптация  персонала

2.5 Развитие  персонала

2.6 Социальная  политика

2.7 Система  оплаты труда персонала

3. Особенности  управления персоналом на ОАО  "БАЛТИКА"

3.1 Характеристика  корпорации ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА"

3.1.1 Происхождение  корпорации

3.1.2 Основная  деятельность корпорации

3.1.3 Организационная  структура

3.2 Особенности  организации кадровой службы  в ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"

3.2.1 Взаимодействие  между отделами кадровой службы

3.2.2 Функции  кадровой службы

3.2.3 Основные  показатели кадровой деятельности

Заключение

Список  используемой литературы

Приложения

Введение

 

Среди множества организаций корпорации накопили, пожалуй, богатейший опыт управления персоналом. Люди стремятся работать в корпорациях, их привлекает престиж, стабильная заработная плата, хороший социальный пакет, возможность обучения, карьерного роста и многое другое, но помимо этого туда не так то просто устроиться. За всем выше сказанным скрывается служба управления персоналом. В корпорации это не просто небольшой отдел, который ведет делопроизводство, это функциональное департамент, решающее задачи связанные с определение текущей и перспективной потребности в персонале, с изучением и анализом рынка труда, с вопросами стимулирования и кадровой политики, выражающееся в процессе и форме найма, разработки индивидуальных планов карьеры. Кроме этого, в региональных подразделениях корпорации обычно существует свой отдел управления персоналом, который занимается делопроизводством подразделения и функционально взаимодействует с департаментом по работе с персоналом. Выходит, есть различия в управлении персоналом корпорации и управлении персоналом любой другой организации. На сегодняшний день, понятие корпорация, корпоративное управление используются достаточно часто, однако вопросу управления персоналом в корпорациях уделено мало внимания, в полной мере не выделены особенности управления персоналом в корпорациях, тем более в российских. Поэтому, тема моей дипломной работы "Особенности управления персоналом в российских корпорациях" представляется достаточно актуальной.

Таким образом, цель моего исследования заключается  в выявлении особенностей управления персонала в российских корпорациях. Чтобы достичь поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

Определить  понятие корпорация с точки зрения российской практики;

Обозначить  особенности происхождения российских корпораций;

Выделить  характерные черты российских корпораций;

Исследовать организацию управления персоналом на примере крупных российских корпораций и выявить в них особенности организации;

Также, на основе примеров российских корпораций выявить особенности кадровой политики, включающей в себя: подбор, оценку, отбор, адаптацию, развитие персонала, социальную политику и систему оплаты труда.

Обозначить  особенности управления персонала  в ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА", проанализировать работу кадровой службы и взаимодействие между её отделами.

Моя дипломная  работа разделена на три главы. В первой главе, уделяется внимание решению первых трех задач. Во второй главе, разбирается каждая функция кадровой службы и выделяется её отличительная особенность. Третья глава, посвящена практической части, в которой выделенные мною особенности находят отражение в управлении персоналом ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА". Кроме того, в последней главе, я уделяю большое внимание взаимодействию отделов кадровой службы штаб-квартиры и региональных подразделений, которое направлено на достижение положительного синергетического эффекта во всей корпорации и её предприятиях.

Информационной  базой для моего исследования послужили открытые данные о деятельности российских корпораций, которые публикуются  на сайтах этих компаний, различные  монографии и диссертации, статистические материалы и публикации экономических журналов.

 

1. Понятие  и особенности российских корпораций  по сравнению с иностранными

 

Прежде  чем приступить к выделению особенностей управления персоналом в российских корпорациях и исследованию этих особенностей, на мой взгляд, необходимо определить основные характеристики российских корпорации.

Управление корпорацией  в каждой стране определяется: законодательством, регулирующим права и обязанности  всех участвующих сторон; историческим опытом формирования структур управления в данной стране; менталитетом; уставом каждого корпорации.

Следовательно, в  первую очередь я раскрою само понятие корпорация, обозначу, что  понимается под корпорации в российском законодательстве и какие формы  корпоративных объединений встречаются в России. Далее, определю характерные черты российских корпораций, для этого я разделю корпорации по типу происхождения, по форме собственности, по типу организации, в которую входят предприятия, по отраслевой принадлежности. В заключении я обозначу сходства и различия российской модели управления корпорации по сравнению с иностранными. Выполним поставленные задачи.

 

1.1 Определение  понятия корпорация с точки  зрения российской практики

 

С организационно правовой точки зрения понятие корпорация по-разному трактуется в различных правовых системах. В континентальной (Западно-Европейской) системе права понятие корпорация в основном совпадает с понятием юридического лица. В Англосаксонской системе права, которая охватывает право США, Англии и ряда других стран, предпринимательскими корпорациями является организация, основанная на акционерном капитале, т.е. акционерное общество.

В России понятие "корпорация" не имеет четкого юридического оформления. Корпоративное право охватывает все виды хозяйственных обществ и товариществ, и не только открытые акционерные общества, поэтому употребление термина "корпорация" оказывается более широким, чем это допускается в американском праве, где корпорация - это самостоятельное образование, которое выпускает акции для формирования уставного капитала. Тем не менее, в соответствии с законодательством все предпринимательские организационно-правовые формы в России, не выпускающие акции, не могут быть отнесены к корпорациям. Наиболее правильно под отечественной корпорацией подразумевать именно акционерное общество. С этим мнением солидарны следующие исследователи. 1. Авдашева С.В., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. 2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Горбунов В.И. Микроэкономика. 3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. 4. Мильнер Б.З. Теория организации (хотя в данном источнике понятие "корпорация" определено расширительно по сравнению с определением акционерного общества в ГК РФ). 5. Храброва И.Ю. Корпоративное управление: Вопросы интеграции (автором упоминаются четыре возможные определения корпорации, каждое из которых, по мнению И.Ю.Храбровой, является в той или иной степени обоснованным) и т.д. Меня же интересует более разностороннее определение, потому что выделить особенности корпорации и управления персоналом корпорации, я должна быть уверена что корпорации, которые я буду приводить в пример, с юридической и экономической точки зрения являются таковыми.

Приведем более  полное, на мой взгляд, определение  корпорации, которое соответствует  российским компаниям. Корпорация – это имеющий юридический статус хозяйствующий субъект, образованный юридическими и физическими лицами, каждый из которых может рассматриваться в качестве самостоятельных субъекта экономики, связанного с другими имущественными отношениями, совместным ведением бизнеса, общими целями, интересами, организационной структурой. Выделим из данного определения главные составляющие корпорации:

объединение нескольких юридически самостоятельных предприятий;

договорных отношений  или системы финансового участия;

единое хозяйственное  управление;

научно-технические  и производственно-технологические  связи.

Необходимо также  добавить, что термин "корпорация" применяется в России, главным  образом, по отношению к акционерным  обществам, а это как правило, крупные структуры, с большой концентрацией материальных и интеллектуальных ресурсов. Назовем самые крупные российские корпорации, опираясь на рейтинг крупнейших российских корпораций, опубликованный журналом "Эксперт" (Приложение №1).

Первое место  в рейтинге занимает газовая корпорация "Газпром" По капитализации госкомпания более чем в два с половиной раза обходит своего ближайшего конкурента "Роснефть" (236,2 против 92,9 миллиарда долларов). Далее следует нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", госмонополия РЖД и Сбербанк. В десятку вошли также "Норильский никель", РАО "ЕЭС России", "Русал", "Сургутнефтегаз" и ""ТНК-ВР Холдинг", "Северсталь"".

Всего в рейтинг "Эксперт" попали 400 компаний, которые  стоят больше миллиарда долларов. Последние места в списке заняли Транскредитбанк, "Техносила" и портал Mail.

Для каждого корпоративного объединения существуют свои определенные особенности, вызванные спецификой организационной структуры корпорации, приобретенной собственности и  др. Рассмотрим наиболее распространенные формы корпоративных объединений в России.

Ассоциация. Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью  взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости  входящих в объединение членов. Например, "Ассоциация региональных банков России".

Консорциум. Временное объединение компаний, банков и других организаций на основе общего соглашения для осуществления  капиталоемких проектов или совместных размещений займов (несет солидарную ответственность перед заказчиками).

Концерн. Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний).

Синдикат. Объединение предприятий, выпускающих  однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть.

Финансо-промышленные группы (ФПГ). Зарегистрированная в  установленном порядке в соответствующих  ведомствах группа юридически независимых  предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Центральной (головной) компанией в ФПГ может быть как специализированная организация – "управляющая компания", так и входящее в группу производственное предприятие или объединение, банк, финансовая или страховая компания.

Холдинг. Акционерная компания, владеющая  контрольными пакетами акций, управляющая  или контролирующая деятельность других компаний, предприятий с целью  осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.

Необходимо  отметить, что все перечисленные  выше корпоративные объединения  в совокупности, по мнению Ивана  Петровича Бойко можно назвать средним звеном (уровнем) управления экономикой, который образует основу мезоэкономики (верхний уровень - государство, нижний совокупность первичных товаропроизводителей). Появление среднего уровня означает, что идет процесс консолидации: группы предприятий объединяются под единым руководством. Происходит консолидация капитала. В России эта консолидация началась преимущественно в виде банковских холдингов, на смену которым позднее пришел промышленный капитал.

Основными отличительными чертами этих структур является вхождение в них юридически самостоятельных предприятий и наличие специальной деятельности по координации усилий, направленных на решение некоторой хозяйственной задачи или задач.

Кроме того не редко, перечисленные выше корпорации объединяются между собой образуя трех и даже четырехуровневые корпорации. Например, в "Базовый элемент" входит Русавтопром, владеющий Горьковским автозаводом, который в свою очередь, является концерном, так как включает в себя несколько предприятий. Поэтому в данном случае речь идет о трех уровневой структуре.

Мы  определили понятие корпорация, обозначили виды корпоративных объединений, рассмотрели  их в совокупности, но было бы не полным, если я не упомянула, что в настоящее  время корпорации также отождествляют  с понятием интегрированные структуры. Как известно, интегрированные структуры бывают горизонтальные и вертикальные. Поговорим об этом поподробнее.

Вертикально интегрированные структуры. На мой  взгляд, вертикальную интеграция можно  определить как объединение компаний – смежников или технологически связанных между собой. Преимуществом такой интеграции считается уменьшение зависимости компаний от поставщиков сырья и полуфабрикатов и покупателей готовой продукции. Примером могут служить объединения компаний по нефтедобычи и нефтепереработки.

Горизонтально интегрированные структуры. Объединения  однопрофильных компаний. К ее преимущества относят выгоды, в основе которых  лежит эффект масштаба производства и размеров и увеличение рыночной доли, а также возможности более  эффективной специализации производства компании входящих в горизонтальную интеграцию. Недостатком является сокращение числа конкурентов на рынке. В связи с этим, горизонтальное слияние во всех странах контролируется особо тщательно.

Информация о работе Особенности управления персоналом в российских корпорациях