Особенности управления женским персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности и проблемы женского персонала организации, разработать методы их решения.
задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования и выявить уровень разработанности проблемы в управленческой теории и практике.
2. Проанализировать специфические особенности и проблемы женского персонала на примере салона-парикмахерской «ЭЖЕНИ», выявить возможности их использования в процессе управления организацией.
3. Разработать рекомендации по формирования в коллективе положительных коммуникативных установок и усилении материальной и моральной мотивации сотрудниц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………6
1.1. Специфические проблемы и особенности женского персонала…...6
1.2. Использование знаний особенностей женского персонала в управлении организационной коммуникацией коллектива…………………..15
ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В парикмахерской «ЭЖЕНИ»……………………………………………………..19
2.1. Краткая характеристика салона-парикмахерской «ЭЖЕНИ»……..19
2.2. Расстановка кадров и функциональные обязанности персонала в салоне-парикмахерской «ЭЖЕНИ»…….……………………………………..22
2.3. Управление сотрудниками салона-парикмахерской……………….27
2.4. Рекомендации по совершенствованию существующей системы управления………………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Особенности управления женским персоналом.docx

— 83.88 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………6

1.1. Специфические проблемы  и особенности женского персонала…...6

1.2. Использование знаний особенностей женского персонала в управлении организационной коммуникацией коллектива…………………..15

ГЛАВА II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В парикмахерской «ЭЖЕНИ»……………………………………………………..19

2.1. Краткая характеристика салона-парикмахерской «ЭЖЕНИ»……..19

2.2. Расстановка кадров  и функциональные обязанности персонала в салоне-парикмахерской «ЭЖЕНИ»…….……………………………………..22

2.3. Управление сотрудниками салона-парикмахерской……………….27

2.4. Рекомендации по совершенствованию существующей системы управления………………………………………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Персонал составляет наиболее важный – человеческий – ресурс организации. И высшие руководители, и менеджеры всех уровней, и специалисты, и работники вспомогательного состава - все они включены в единую и сложную систему организационных взаимоотношений.

Управление людьми относится к одной из наиболее трудных и важных функций менеджмента. Не случайно выдающиеся менеджеры и  специалисты по управлению в списке профессионально значимых качеств  руководителя отдают приоритет умениям  работать с людьми.

В литературе по управлению персоналом1 приводится масса полезных рекомендаций, как сделать работу организации более эффективной. На практике выполнение этих рекомендаций далеко не всегда протекает по описанному в литературе сценарию. Оно не обязательно автоматически ведет к обещанному результату: одно дело — теория, и совсем другое — практика, реальная жизнь, где на процесс достижения цели оказывает влияние много «дополнительных переменных»: мотивация исполнителей, их лояльность к руководству, особенности характера, возраст, пол.

Влияние последнего фактора на результативность управления персоналом, на наш взгляд, освещено в литературе недостаточно.  В  исследованиях последнего времени, в основном,  рассматриваются  мужской и женский стили управления,2 мужская и женская деловая одежда, служебная карьера мужчины и женщины.3

Большинство управленческих рекомендаций ориентированы на некий  абстрактный «персонал», пол которого не уточняется. И в коллективе, сбалансированном по гендерному признаку (примерно в равной пропорции представлены мужчины и женщины), часто возникают проблемы, при решении которых необходимо учитывать гендерную специфику. Если же преобладают представители одного пола (что в нашей стране характерно для целого ряда профессий, считающихся «мужскими» или «женскими»), то управление коллективом приобретает целый ряд особенностей, которые выступают тем резче, чем ниже статус подчиненных и чем в большей степени нарушено равновесие. Надо заметить, что именно в гомогенном коллективе (только мужском или только женском) происходит заострение негативных черт, традиционно считающихся преимущественно женскими и мужскими. Возникает своего рода синергетический эффект, снимающий внутренние моральные барьеры.

В настоящее время  эта проблема в большей степени  интересует психологов, чем менеджеров. Вместе с тем следует отметить, что проблема должна представлять определенный интерес и для управленцев.

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы, ее недостаточная  разработанность в менеджменте  обуславливает выбор нашей темы «Управление женским персоналом организации».

Цель исследования: выявить особенности и проблемы женского персонала организации, разработать методы их решения.

Объект исследования: женский персонал как часть ресурса организации.

Предмет исследования: особенности управления женским персоналом

Гипотеза исследования: управление женским персоналом организации будет эффективным при наличии в коллективе положительных коммуникативных установок и усилении материальной и моральной мотивации сотрудниц. 

  В соответствии  с объектом, предметом, целью и  гипотезой исследования были  поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу  по теме исследования и выявить  уровень разработанности проблемы  в управленческой теории и  практике.

2. Проанализировать специфические особенности и проблемы женского персонала на примере салона-парикмахерской «ЭЖЕНИ», выявить возможности их использования в процессе управления организацией.

3. Разработать рекомендации по формирования в коллективе положительных коммуникативных установок и усилении материальной и моральной мотивации сотрудниц. 

Методы  исследования:

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений  на различных этапах исследования применялась  система взаимосвязанных и взаимно  дополняемых методов.

В ходе работы имел место теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования, что позволило выявить уровень разработанности проблемы в управленческой теории и практике и наметить пути ее оптимального решения.

В процессе исследования использовались косвенные и прямые методики, такие как  наблюдение, беседы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Специфические проблемы  и особенности женского персонала

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретает задача поиска новых путей повышения социально-экономической эффективности бизнеса. Одним из таких путей является повышение качества работы персонала, заключающееся в актуализации новых ресурсов управления, составляющих потенциал гендерных отношений.

Гендер, или социальный пол, - это комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины. Использование результатов исследований гендерных различий позволяет актуализировать значительные ресурсы управления, заключенные в личностном потенциале гендерных отношений.

Сегодня от каждого руководящего работника требуется, чтобы в  своей деятельности он учитывал индивидуальные особенности каждого конкретного  сотрудника. На передний план вышли  такие аспекты, как мотивация  и развитие индивидуальности. Кроме  того, на повестку дня снова и  снова выдвигаются следующие  вопросы. Надо ли руководить женщинами  иначе, чем мужчинами? Какие трудности  могут возникнуть в работе с женщинами?

На эффективность выполнения служебных обязанностей женским  персоналом  влияют некоторые специфические  особенности женского организма  и проблемы работающих женщин, являющиеся актуальными и для всех сфер деятельности общества:

1.   Совместимость  работы и семьи.

Как отмечалось на конференции  «Женщины и право», состоявшейся в  мае 1995 г. в Саратове, официальное признание семьи основной ячейкой общества ставит женщину перед необходимостью разрушать семью для защиты своих прав. Сокращение сферы социальных услуг, традиционно предоставляемых государством, служит одним из факторов, вынуждающих женщину уходить с работы: в конце 90-х годов  было закрыто почти 6 тыс. детских дошкольных учреждений. Согласно проведенному опросу, 5,4% женщин в 2001 году нуждаются в устройстве детей в сады и ясли; 6,7% женщин и 44% мужчин-руководителей указали, что они (руководство) оказывали подчиненным помощь в решении данного вопроса.4 В настоящее время, в связи с повышением рождаемости проблема стала еще более острой. Плата за содержание ребенка в детских садах и яслях увеличилась в несколько десятков раз, что вынуждает женщину-мать сидеть с ребенком дома. Катастрофическая ситуация складывается в этом плане для неполных семей, которые в России составляют около 14%.

Двойная нагрузка (на работе, дома и по воспитанию детей) вызывает стресс и усталость, отрицательно сказывается  на здоровье женщин.

Данную проблему можно  решить распределением семейных обязанностей и изменением отношения общества. Общепризнанно, что на женщинах лежит  большая доля ответственности за семью и воспитание детей. Руководителям  организации при планировании работы (рабочий график, распределение времени, и т.д.) следовало бы помнить, что  политика равенства полов благоприятно влияет на управление персоналом и  более приспособлена к личным нуждам сотрудников.

2.Биологические  особенности: выполнение репродуктивной  функции.

Детородный период является самым активным периодом в жизни  женщины, однако он тормозит профессиональный рост, поскольку женщина вынуждена  прерывать профессиональную деятельность из-за отпуска по беременности и  родам и уходу за ребенком, в  результате чего она теряет профессиональные навыки и отстает в продвижении по службе от коллег-мужчин.

Для решения данного вопроса  необходимо создавать систему профессиональной реадаптации для женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности. Это является реализацией стратегической цели в области содействия равных прав и равного обращения на рынке труда «Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации».

3. Психофизиологические  особенности как положительно, так  и отрицательно влияющие на  выполнение служебных функций:

1) Эмоциональность.

Как показывают исследования, одними из основных личностных черт женщин является эмоциональность и тревожность, они эмоциональнее мужчин, обидчивее, болезненно реагируют на критику  и личные оскорбления.5 Излишняя эмоциональность является отрицательным качеством, т.к. может перерасти в несдержанность.6

В течение одного часа женщина  может испытать очень сильные, совершенно противоположные эмоции. Для мужчины  это сложно: обычно он придерживается какой-то одной, постоянной эмоции. Это  обусловлено тем, что органическая структура женщины обладает большей, чем у мужчины, способностью к  приёмопередающему взаимодействию с окружающей средой. Полученное она сразу переводит в эмоцию. Диапазон восприятия организмической и природной информации у женщины гораздо шире, чем у мужчины.7

Проявление чувств всегда воспринималось как нечто женское, привлекательное, необходимое для будущих матерей. Поэтому порой женщины действительно реагируют весьма эмоционально и промежуточный мозг регулирует выделение гормонов, воздействующих на организм: слезы, внезапная потеря речи, покраснение лица, едва скрываемая ненависть, необдуманные реакции при негативных ощущениях и, конечно же, радующий сердце смех и доверчивость при позитивных ощущениях. Может возникнуть симпатия, оказывающая весьма значительное влияние на поведение женщины, как и антипатия, которая «наносит вред совместной работе. Среди работающих женщин часто встречаются такие, которые не знают, как справиться со своей излишней эмоциональностью. Они считают ее серьезным недостатком, источником неуверенности и несправедливости, причиной многих конфликтов. Некоторые женщины взяли за правило сначала мысленно считать до 10 или даже до 50, чтобы блокировать необдуманное, спонтанное высказывание и приглушить свои эмоции.

2)Подверженность стрессам. Склонность к суицидам.

Согласно научным исследованиям  женщины значительно больше мужчин подвержены стрессам. Так, опрос американского  Научного фонда показал, что женщины  испытывают печаль, отчаяние, тревогу, чувство вины и боль примерно втрое  чаще, чем мужчины. В то же время  женщины в гормональном отношении  быстрее выходят из состояния  стресса.8 Даже по здоровью и способности к самовосстановлению женщины намного превосходят мужчин. А. Менегетти пишет: «...Женщина обладает удивительной способностью к восстановлению: сегодня она подавлена и измождена, а буквально через неделю в ее дом снова возвращается весна, наполняя ее новыми силами».9

3) Интуиция. У женщин больше, чем у мужчин развито правое  полушарие мозга, что выражается  в образности восприятия и  мышления, богатой интуиции.10

4) Такие качества, как  эмпатия (сочувствие, сопереживание), любовь к людям, способность понимать и готовность опекать других, женщинам свойственны в большей степени, чем мужчинам.11

5) Коммуникабельность и  аффилиация (терпимость к другим).

Наиболее признанная и  допустимая роль женщин - это проявление сопереживания и заботы о других, положительное влияние на виды социального  общения и соблюдение морали. Женщины  более приветливы и  терпеливы.

6)Агрессивность.

Женщины отличаются нежностью  и кротостью. Нормальный уровень  агрессивности и пассивности  варьируется в зависимости от характера общества, но внутри каждой цивилизации мужчина неизменно  агрессивнее, что является универсальным  законом.

7) Самооценка у женщин  чаще занижена, они самокритичнее;  у мужчин - завышена, они больше  довольны собой.12 Вследствие заниженной самооценки и повышенной самокритичности женщины позже 
мужчин решаются посвятить себя производственной деятельности, реже них стремятся получить высокий общественный статус, престижные должности и ценят в карьере возможность личного роста и самосовершенствования (Отсутствие стремления к профессиональной карьере объясняется тем, что женщины "объективно неподготовлены к руководящей роли" (39%), а получаемая зарплата соответствует их квалификации (75%).13

В то же время, согласно исследованиям  Института психологической коррекции, и Центра когнитивной терапии  США, комплекс неудачника распространен  среди мужчин, они боятся, что  их коллеги и знакомые добьются большего, чем они сами, «для женщин же любовь и одобрение важнее карьеры. Мужчины с раннего детства запрограммированы на то, что успех в делах - цель их жизни».14

8)Типы мышления. Наблюдения  показывают, что женщины мыслят  не так, как мужчины. Получаемая  ими информация обрабатывается  в их психике по-своему.

Известно, что мужчины  лучше женщин могут воспринимать и мысленно представлять расположение предметов в пространстве, их местоположение, очертания, пропорции. Недаром мужчины  лучше женщин справляются со сложной  обстановкой, сидя за рулем автомашины. Правда они чаще женщин рискуют, и  поэтому последние уравновешивают здесь свои шансы попасть в  аварию.

Практика общения свидетельствует  о том, что в разговоре женщины  используют более длинные и сложные  словосочетания, чем мужчины. Это  связано с тем, что вербальная (словесная) деятельность мужчин главным  образом замыкается на левом полушарии. У женщин задействуются оба полушария. Мужчины используют правое полушарие  для абстрактного мышления, женщины  к этому процессу подключают еще  и левое полушарие. Они чаще, чем  мужчины, при принятии решения используют чувственный аппарат своего интеллекта. Судя по особенностям обработки и пользования информации четко выделяют два типа мышления - мыслительный и чувствующий. Первый характерен для мужчин, а второй - для женщин.

Информация о работе Особенности управления женским персоналом