Отчет по практике в МУ «Управление образования» МО «Булунский улус (район)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:34, отчет по практике

Описание работы

Цель прохождения преддипломной практики – изучить деятельность МУ «Управление Образования» МО «Булунский улус (район)»
Преддипломная практика является важной составной частью учебного про-цесса и направлена на решение следующих задач:
1.Получение навыков практической работы в соответствующих учреж-дениях (государственных органах), овладение всем кругом работы, связан-ным с их практической деятельностью.
2. Сбор, обобщение и анализ материалов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3
1. Общая характеристика системы образования в муниципальном образовании Булунский улус (район) РС (Я) ................................................5
2. Анализ управления системой образования в Булунском районе…....8
3. Характеристика системы управления персоналом ……………….….17
4. Основные показатели функционирования ……………..…………......21
Заключение …………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

отчет практики от Ани (1).docx

— 70.58 Кб (Скачать файл)

 

С 2007 г. численность педагогических работников пенсионного возраста колеблется с 33 человек, 2008 г. – 31, 2009 г. – 27, 2010 г. – 27, 2011 г. – 27.

Анализ установленных  квалификационных категорий педагогических работников Булунского улуса в 2006-2011 г.г. показывает:

 

Уч.год

Всего

высшая

первая

вторая

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

2006-2007

207

20

10

55

26,5

128

61,8

2007-2008

208

19

9,13

58

27,8

119

57,2

2008-2009

205

23

11,2

65

31,7

107

52,1

2009-2010

222

27

12,1

66

30

107

48

2010-2011

220

27

12,2

89

40,4

95

43


 

Количество вакантных  мест в образовательных учреждениях  улуса за последние три года можно  посмотреть в Приложении 2:

В настоящее время (на сентябрь 2011 г.) полностью укомплектованы педагогическими  работниками Арктическая гимназия, Тиксинская СОШ №1, Тиксинская СОШ  №2, Кюсюрская СОШ, Сиктяхская НОШ, ДОУ  с.с. Таймы-лыр, Намы, Кюсюр, Сиктях.

Востребованными остаются учителя  истории, биологии и химии, воспитатели  ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Основные показатели функционирования

 

Система образования в  целом стремится соответствовать  требованиям инновационного развития республики, что находит  свое отражение  в обновлении нормативной и правовой базы. В настоящее время приняты  и реализуются Распоряжение Правительства  РС (Я) от 28.07.2010 № 834-р «О Плане действий по модернизации общего образования  Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию национальной образовательной  инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 гг.»; «Стратегия развития образования в Республике Саха (Якутия) «Качественное образование –  надежные инвестиции в будущее» на период до 2020 года», «Концепция социокультурной  модернизации образования РС(Я)»,  «Концепция дуального образования  Республики Саха (Якутия)» и др.

Также факторами, содействующими соответствию системы образования  требованиям инновационного развития республики, являются сложившиеся механизмы  государственно-общественного управления,  нормативно-бюджетного финансирования, независимой оценки качества образования, введения профильного и дуального  обучения и др.

Таким образом, можно констатировать, что созданы возможности для  введения Федеральных государственных  образовательных стандартов II поколения, разработки механизмов оценки сформированности компетентностей участников педагогического процесса, реализации индивидуального подхода к социализации выпускников.

В логике данного анализа  представляется более важным обратить внимание на слабые стороны, которые  вызваны рядом объективных и  субъективных причин.  Основным из факторов недостаточной обес-печенности доступности образования является слабая материально-техническая база, износ (50%) и неприспособленность (с. Сиктях, Намы) помещений дошкольных образовательных учреждений, хотя демографические изменения идут в сторону понижения (в 2008 году родилось 153 детей, в 2009 году – 141, в 2010 году – 138), стоящих в очереди для определения в дошкольные учреждения (в настоящее время в очереди – 175 детей, 17,5%).

Эффективность системы образования  оценивается по тому, как она помогает решать вопросы профессиональной ориентации, занятости молодежи, воспитания людей, формирующих свою гражданскую позицию, профессиональные устремления в соответствии с личными интересами, с интересами общества, семьи, улуса. Социализация выпускников в немалой степени зависит от результатов единого государственного экзамена, которые свидетельствуют о наличии определенных проблем подготовки учащихся по предметам: результаты выпускников ниже средних общероссийских показателей, динамика результатов по годам нестабильна, доля выпускников, не получивших аттестат о среднем образовании, выше, чем в среднем по стране. Возможно, это обусловлено недостаточным уровнем качества образования в сельских общеобразовательных учреждениях. Обеспечению равного доступа учащихся к качественному образованию должно способствовать создание целостной электронной образовательной среды, что станет одним из  факторов преодоления социального неравенства.  Мероприятия Программы по созданию технических и техно-логических условий позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.

Общесистемной проблемой  является кадровая ситуация в образовании. В отрасли средняя штатная  численность – 747,5 единиц. При этом среднемесячная номинальная начисленная  заработная плата работников, занятых  в школах, составила 102% от средней  по экономике в улусе и 71,4% по республике. Высшее профессиональное образование  имеют 72,1% учителей (ниже республиканских  показателей на 10,4%), 16,5% имеют высшую категорию (ниже республиканских показателей  на 6,5%). Возраст работников общеобразовательных  работников составляет:  моложе 25 лет 10,2%,  от 25 до 35 лет – 35,5%, от 35 до 55 лет –  54,2%, находятся в пенсионном возрасте –  18,1% (что ниже республиканского показателя на 4%).

Особого внимания требует  ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными  возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся  в трудной жизненной ситуации. Число детей-инвалидов, обучающихся  на дому – 9 человек, что составляет 25,7% детей-инвалидов школьного возраста. Всего детей-инвалидов 43, из них в  ДОУ – 8, обучаются в общеобразовательной  школе – 26. Для  данного контингента  детей дистанционное обучение на данный момент не организовано.

Одной  из основных проблем  является проблема недостаточной обеспеченности  системы целенаправленной работы с  одаренными детьми и талантливой  молодежью. В такой работе необходимы эффективные механизмы, непрерывность, полноценное использование возможностей учреждений дополнительного образования  детей.

Результаты исследований свидетельствуют о наличии определенных проблем воспитания детей и подростков. Необходимо продолжать комплексное  решение вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников, их летнего отдыха, создания современных условий  обучения и воспитания.

Согласно Закону Российской Федерации государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в т.ч. гражданам с ограниченными возможностями здоровья, а также оказывает содействие в образовании гражданам, проявившим выдающиеся способности.

В улусе функционирует 9 дневных  общеобразовательных школ с чис-ленностью 1296 учащихся.

Реализация комплексного проекта модернизации образования  положила началу системных изменений  в сфере образования: внедрены подушевое  финансирование, новая система оплаты труда, государственно-общественное управление, новые формы оценки качества образования. Существенно укреплена материально-техническая  база образовательных учреждений, в  т.ч. современными интерактивными средствами обучения. Новые финансово-экономические  и управленческие механизмы стали  основой совершенствования структуры  и содержания образования. Школы  реализуют программы профильного (все СОШ), дуального (Быковская СОШ),  гимназического (Арктическая гимназия) образования.

В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием правового  положения государственных (муниципальных) учреждений»  в республике ведется  подготовительная работа по переводу государственных и муниципальных  учреждений в статус бюджетных, автономных учреждений.

Факторами, способствующими  предоставлению государственных услуг  государственными учреждениями, являются:

    1. разработанность нормативно-правовой базы;
    2. готовность государственных учреждений к переходу к новому статусу.

Препятствующими факторами  могут стать:

    1. при разработке нормативов финансирования недоучет всех видов дея-тельности;
    2. сложность расчета показателей качества и эффективности услуги.

Сформирована система  выявления, развития одаренных детей  через олимпиадное движение, различные  конкурсы и соревнования. Предусмотрены  мероприятия по подготовке команд школьников для участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня с участием высококвалифицированных специалистов, педагогов.

Факторами, способствующими  развитию системы выявления, поддержки  и развития одаренных детей, являются:

   1. привлечение ведущих работников, педагогов;

   2. сохранение объемов государственной поддержки через республиканские программы.

Препятствующими факторами  являются:

  1. недостаточное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
  2. недостаточная курсовая подготовка педагогов, работающих с одарен-ными детьми;
  3. зависимость развития системы поддержки одаренных детей  от уровня финансирования (отсутствие возможности очного участия детей в мероприятиях республиканского уровня и выше);
  4. отсутствие механизмов дистанционных форм обучения при работе с одаренными детьми;

Одним из направлений модернизации образования является оценка качества образования. В республике с 2001 года государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 классов проводится в  форме единого государственного экзамена, с 2004 года для выпускников 9 классов апробируется государственная (итоговая) аттестация в новой форме.

В республике сформирована инновационная инфраструктура в  сфере образования, включающая в  себя республиканскую сеть инновационных  педагогических площадок,  Ассоциацию общественных экспертов, муниципальные  образовательные сети. С 2003 года проводится конкурс инновационных проектов и программ. Качественно меняется содержание инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, о  чем свидетельствуют результаты открытого конкурса инновационных  проектов и программ на статус «Республиканская экспериментальная площадка» на грант Президента РС (Я) (Арктическая  гимназия в 2010 году получила грант, статус РЭП успешно защитили Арктическая  гимназия с 2007 по 2011 годы, Хара-Улахская СОШ – 2008-2010 годы), сельские педагогические ярмарки инвестиционно привлекательных  проектов (в течение 3 лет улус принял участие в республиканских ярмарках в Бердигестяхе, Вилюйске, Намцах). На основе анализа проектов можно выделить тенденции: формирование образовательных программ на основе социокультурного анализа, гражданского заказа, индивидуализация учебно-воспитательного процесса, в т.ч. через организацию сетевого взаимодействия, дистанционное образование, государственно-общественное управление образованием.

Факторами, способствующими  развитию социокультурной модернизации образования, направленной на решение  социально-экономических задач республики, являются:

  1. наличие сети образовательных учреждений, реализующих инновацион-ные образовательные проекты и программы;
  2. деятельность общественных экспертов.

Факторами, сдерживающими  развитие социокультурной модернизации образования, являются:

  1. недостаточный уровень процессов социокультурной модернизации на муниципальном уровне;
  2. неразработанность механизмов управления муниципальной системой образования на основе комплексной оценки эффективности муници-пальной системы образования;
  3. отсутствие механизма адресной поддержки педагогических работников, занимающихся инновационной деятельностью (в бюджете улуса не предусмотрены доплаты за инновационную деятельность).

Важным направлением реализация государственной политики в системе  общего образования Республики Саха (Якутия) является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников путем повышения пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов.

В результате проведенной  комплексной деятельности по обеспечению  безопасности образовательных учреждений наблюдается повышение уровня противопожарной, антитеррористической безопасности, также  обеспеченность медицинскими кабинетами образовательных учреждений.

Факторами, способствующими  обеспечению безопасности образова-тельных  учреждений, являются:

  1. консолидация средств республиканского и муниципального бюджетов по приведению в соответствие существующим санитарным нормам и правилам; 
  2. внедрение технологий энергосбережения в образовательных учреж-дениях.

Препятствующими факторами  являются:

- сохранение аварийных и ветхих зданий объектов образования;

- неэффективное использование бюджетных средств в части оплаты ком-мунальных услуг;

- недостаточный уровень финансирования обеспечения комплексной без-опасности образовательных учреждений;

- недостаточное внедрение современных технологий по обеспечению комплексной безопасности и энергосберегающих систем  в образовательных учреждениях;

Информация о работе Отчет по практике в МУ «Управление образования» МО «Булунский улус (район)»