Отчет по практике в ОАО «Минский молочный завод № 1»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:29, отчет по практике

Описание работы

В ходе практики ознакомилась со спецификой хозяйственной деятельности на предприятии, работой маркетинговой службы, отделов сбыта и внешнеэкономической деятельности, закрепила теоретические знания и приобрела определенный практический опыт самостоятельной работы по профилю получаемой специальности. Изучила систему управления производственной деятельностью предприятия, в том числе ознакомилась с итогами выполнения в 2012 году мероприятий по увеличению экспорта, планированием и схемой доведения прогнозных показателей по наращиванию объемов экспорта выпускаемой продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
1 Общая характеристика, организационная структура, система
управления производственной деятельностью предприятия……
2 Анализ использования материальных ресурсов………………….
3 Номенклатура, динамика и структура экспорта выпускаемой
продукции…………………………………………………………...
4 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия ………….
5 Конкурентная среда на внутреннем рынке республики………….
6 Рынки сбыта………………………………………………………….
7 Модернизация производства и ее перспективная эффективность.
8 Выполнение мероприятий по увеличению экспорта за 2011 –
2012 годы и задачи на 2013 год..………………………………….
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………...
Приложение А Объемы поставок экспортной продукции в 2012
году, тыс. долл. США……………………………….
Приложение Б Финансовые результаты ОАО «Минский
молочный завод № 1»………………………………..
Приложение В Финансовые показатели работы ОАО «Минский
молочный завод № 1»………………………………..
Приложение Г Динамика инвестиции в основной капитал по ОАО
«ММЗ № 1» с 2006 года – 3 квартал 2012 года…….
Приложение Д План модернизации ОАО «Минский молочный
завод №1» на 2011-2015 годы………………………

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ по производственной практике СДАН.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

По итогам хозяйственной  деятельности за 11 месяцев 2012 года предприятие  получило прибыль в размере 75 328 млн. руб., а после уплаты налогов и сборов сумма чистой прибыли составила 48 416 млн. руб., что составляет рост к аналогичному периоду 2011 года в 3 раза.

В целом финансовые результаты деятельности предприятия представлены в приложениях Б и В.

 

 

5 Конкурентная среда на внутреннем рынке республики

 

В связи с широким  ассортиментом выпускаемой продукции, конкуренция растет с каждым днем все больше. И теперь рынок переходит  от «рынка продавца» к «рынку покупателя». Это говорит о том, что предприятие-изготовитель должно очень строго отслеживать качество выпускаемой продукции, постоянно расширять ассортимент, удивлять новыми оригинальными видами продукции,  красочной, стильной упаковкой.

В связи с этим перерабатывающим предприятиям республики приходится бороться между собой за сырьевые ресурсы. Так в Минской области заводу приходится конкурировать с такими предприятиями как ОАО «Городской молочный завод № 2», ОАО «Березинский сыродельный завод»,                              ОАО «Борисовский молочный комбинат», ОАО «Любанский сыродельный завод», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» и другие. Помимо этого в филиале «Клецкая крыночка» ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» в соответствии с «Республиканской программой развития молочной отрасли в 2010-2015 годах» планируется увеличить мощности по производству сухого молока, что также предполагает перераспределения сырьевых ресурсов в пользу данного предприятия.

Рассматривая внутренний рынок республики, сегмент «город Минск и Минская область» являются стратегическим для предприятия, так как на относительно небольшом географическом участке сконцентрировано 34,3 % потенциальных покупателей. Помимо этого уровень дохода населения здесь выше, чем в других регионах страны, и с развитием инфраструктуры прогнозируется еще большее увеличение числа жителей. Сохранение существующей доли рынка является приоритетной задачей.

На сегодняшний день продукция предприятия поставляется более чем в 2000 торговые точки  г. Минска и республики. Для удобства покупателей  открыты фирменные магазины по улице Солтыса, 185 и три павильона на минском Комаровском рынке.

Службой маркетинга ОАО  «ММЗ № 1» проводится систематический анализ деятельности конкурентов. В ходе анализа изучается ассортиментная политика, уровень спроса потребителей, ценовая политика, вид и качество продукции предприятий-конкурентов.

Среди сильнейших представителей перерабатывающих предприятий  молочной отрасли маркетинговая служба предприятия выделяет наиболее опасных:

1. ОАО «Савушкин продукт», г. Брест

2. ОАО «Березовский сыродельный комбинат», г. Береза

3. ОАО «Гормолзавод № 2», г. Минск

4. ОАО «Бабушкина крынка», г. Могилев

5. ОАО «Молочный мир», г. Гродно

6. ОАО «Беллакт», г. Волковыск

Следует отметить, что  ОАО «Минский молочный завод № 1» на территории республики в настоящее время проводит не только собственную сбытовую политику, но и воплощает в реальность консолидирующую цель холдинга «Мясомолпром», который допускает внутреннюю сбытовую конкуренцию, исключая ее на внешних рынках. Кроме этого сейчас продолжается процесс разработки концепции Национальной молочной компании (НМК), которая будет создана на базе шести предприятий, где объединяющим центром выступит ОАО «Савушкин продукт» – прямой конкурент предприятия на рынках. В НМК также войдут ОАО «Березовский сыродельный комбинат», ОАО «Гормолзавод № 2», ОАО «Кобринский маслосырзавод», ОАО «Минский молочный завод №1», ОАО «Лунинецкий молочный завод».

Справочно:

В последнее  время активность на белорусском  рынке проявляет российская компания «Юнимилк». После консолидации своего молочного бизнеса в СНГ с Danone этот игрок проявляет к нам большой интерес. «Юнимилку» с III квартала 2009 года в Беларуси принадлежат контрольные пакеты акций (51 %) в СООО «Юнимилк Шклов» и СООО «Юнимилк Пружаны». Партнерами российской компании стали ОАО «Шкловский маслодельный завод» и ОАО «Пружанский молочный комбинат», а также местные производители сырья. Предприятия на 99 % являются экспортерами. На Белорусском инвестиционном форуме во Франкфурте-на-Майне «Юнимилк» подписал инвестиционное соглашение с Минским облисполкомом о создании экспортоориентированного кластера по производству сыров и молочных консервов на базе ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» и активов                   ОАО «Слуцкий пивоваренный завод». Кроме того, «Юнимилк» выкупил у немецкой компании в небольшом городке Высокое завод по производству детских соков. Стоит отметить, что в Высоком базируется крупный игрок СОАО «Беловежские сыры», где также есть доля российского капитала. Однако активность российской компании уже вызвала определенную степень недовольства. Поэтому сложно утверждать, что российская компания, даже объединив свой бизнес с французским Danone, будет вольготно чувствовать себя в Беларуси, и являться серьезным игроком на рынке.

В перспективе  на белорусский рынок может войти «Вимм-билль-данн», 66 % акций которой принадлежат компании PepsiCo, как исторический конкурент «Юнимилка» на постсоветском пространстве. Компания уже предпринимала попытку выхода в Беларусь, но она не увенчалась успехом.

 

 

6 Рынки сбыта

 

Готовая продукция, созданная в процессе производства, должна быть реализована. Мировой рынок молока в обозримой перспективе будет характеризоваться превышением спроса над предложением, что будет обусловлено недостаточным приростом производства по причине ограниченности кормовых ресурсов, опережающим ростом численности населения в ряде регионов и общей тенденцией повышения качества жизни. Серьезных структурных сдвигов в производстве и реализации молочных продуктов в ближайшее время в мире не ожидается. Как и в настоящее время, треть производства и потребления в пересчете на молоко должны составлять продукты длительных сроков хранения, остальное – в виде цельномолочной продукции. Основные экспортеры сохранят  свои позиции на мировом рынке.

На основании результатов  исследований,  опубликованных Организацией по продовольствию и сельскому хозяйству ООН (FAO) и Организацией по экономического сотрудничества и развития (OECD), фаза низких цен на сельскохозяйственную продукцию продолжится еще 2-3 года. Наибольший рост потребления ожидается в странах за пределами ОЕСD, в частности в Китае, Индии и Пакистане.

Рынок ЕС

Рынок ЕС почти закрыт для импорта, так как эффективно конкурировать  с производителями ЕС, уплатить в виде пошлины дополнительно 50-100 %  стоимости товаров практически невозможно. На рынок ЕС на приемлемых условиях допускаются только сырьевые ресурсы. А при выдаче разрешений на ввоз готовых пищевых молочных  продуктов белорусские поставщики обязаны уплачивать таможенные сборы, которые достигают в адвалорном эквиваленте  100 % первоначальной цены товара.

Учитывая, что мировой рынок  поделен между основными экспортерами, занять более широкую нишу весьма проблематично. Более того, ряд стран, нынешних импортеров (Россия, Украина, страны Центральной и Восточной  Европы) ставят цель сократить импорт, вследствие принимаемых мер по   наращиванию собственного производства в целях обеспечения национальной продовольственной безопасности. Поэтому  страны Западной Европы являются не очень перспективной ориентацией  на экспорт молочной продукции, так как они полностью себя обеспечивают молочными продуктами и сами являются лидерами среди экспортеров в данном направлении.

Российский  рынок

В настоящее время Россия остается крупнейшим в мире импортером молочной продукции и прогнозируется, что она сохранит свою привлекательность для белорусской продукции в перспективе. Это обусловлено емкостью и особенностями российского рынка, идентичностью потребительских предпочтений населения, общностью границ и необходимостью  обеспечения совместной продовольственной безопасности в рамках интеграционных формирований (Союзное государство Беларуси и России, Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана).

Помимо  этого Россия планирует снизить  импортные закупки молочной продукции  из-за рубежа и стабилизировать импорт на уровне 4 млн. тонн. Тогда доля Беларуси здесь может составить при самых благоприятных условиях не более 3 млн. тонн.

Российский  молочный рынок неоднороден, и его  разделяют на два полюса – московский и региональный рынки. Это объясняется  различной покупательной способностью населения, и, как следствие, различием предпочтений. На московском рынке господствуют импортные технологии производства и упаковки, а так же присутствует более богатый и разнообразный ассортимент молочной продукции. Региональный покупатель выбирает привычные формы пастеризованного молока местных производителей и предпочитает кисломолочную продукцию йогуртно-десертной группе молочных продуктов, так популярных в столице.

Крупнейшие игроки российского  рынка – «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк» и Danone. Российский молочный рынок активно развивается, расширяя ассортимент предоставляемой молочной продукции. Эксперты прогнозируют постепенное снижение потребления традиционных молочных продуктов (сметана, ряженка, простокваша) в пользу обогащенных современных продуктов, а так же молочных десертов. И это прежде всего связано с увеличением дохода населения. Общий объем новых продуктов будет расти не только за счет увеличения количества новых потребителей, но и за счет роста частоты потребления постоянными покупателями этой категории продуктов.

После вхождения России в ВТО ситуация на рынке еще  больше усложнилась. Как российским, так и белорусским предприятиям приходится конкурировать с европейскими производителями, у которых уровень производства намного выше. В свою очередь это не говорит о том, что на российский рынок будет поставляться продукция высокого качества. Ориентируясь на покупательские способности россиян, на рынок придет продукция по невысокой цене (для регионов) и в том числе генномодифицированная, которая в ЕС считается продукцией ориентированной на покупателей со средним и ниже среднего уровнем достатка.

Перспективным направлением сбыта продукции, в частности сыворотки, является рынок Китая. Кстати именно страны Азии эксперты называют наиболее перспективными странами для диверсификации белорусского экспорта.

В Азии может быть востребована белорусская сыворотка, казеин и другие товары углубленной переработки, цены на которые, кстати, меньше подвержены колебаниям. Но в среднесрочной перспективе уйти от преобладания российского направления не удастся. А Азия пока остается, скорее, экзотикой, чем серьезным рынком сбыта.

 

 

7 Модернизация производства и ее перспективная эффективность

 

В Беларуси к 2015 году программой развития молочной отрасли намечено увеличение производства молока до 10 млн. тонн.

На позиции ключевых поставщиков мирового рынка –  ЕС, Новой Зеландии и США, обеспечивающих 50 % мировой торговли, – Беларусь пока не замахивается. А вот за места в пятерке борется. Среди основных конкурентов Австралия и Аргентина.

Молока в республике производится очень много, оно хорошего качества, однако отсутствие адекватной глубины переработки данного продукта сужает экспортные возможности отрасли и отрицательно сказывается на прибыльности предприятий.

Экспортный потенциал  базируется на перерабатывающих возможностях белорусских предприятий. Необходимо отметить, что наилучшими конкурентными преимуществами обладают заводы, которые получили наибольшее количество средств в рамках реализации Госпрограммы развития молочной промышленности на 2005-2010 годы, а также те, которые проводили собственную эффективную инвестиционную политику.

Справочно:

Предприятия отрасли можно условно разделить  на 2 группы. К первой можно отнести  крупные государственные холдинги, которые получили наибольшие ресурсы  от государства, провели полную модернизацию производства и в настоящее время отвечают самым высоким стандартам качества. Среди таковых ОАО «ММЗ № 1», ОАО «Бабушкина крынка» и некоторые другие менее крупные предприятия. К другой группе относятся предприятия, имеющие сильного стратегического частного инвестора либо управляемые эффективным менеджментом: ОАО «Савушкин продукт»,              ОАО «ГМЗ № 2», ОАО «Березовский сыродельный комбинат»,                                  ОАО «Барановичский молочный комбинат», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», СОАО «Беловежские сыры» и др. Подавляющее большинство остальных предприятий пока что не способны производить продукцию аналогичного качества и нуждаются в очень серьезной модернизации.

В соответствии с поручением Правительства на 2012-2015 годы разработан план комплексной модернизации организаций холдинга «Мясомолпром», направленный на расширение ассортимента, улучшение качества и выпуск новых видов молочной продукции в современных видах упаковки, позволяющих увеличить сроки их годности без консервантов и стабилизаторов. Данный комплекс мер позволит к 2015 году достигнуть установленные индикаторы по выручке, валовой добавленной стоимости и заработной плате. Для реализации инвестиционных проектов в рамках указанного плана модернизации организаций до 2015 года определена ориентировочная потребность в капитальных вложениях в размере                                    2832 млрд. рублей.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Минский молочный завод № 1»